Распространение христианства на белорусских землях. Двухверье

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 12:14, реферат

Описание работы

Религиозная ситуация на восточнославянских землях перед принятием христианства, духовная и культурная жызнь наших предков была тесно связана со стародавними верованиями и культами. В этот период наши предки имели языческое мировозрение, так как каждый камень, молния и т.п. имели свое значение. Вокруг человека действовали необъяснимые силы, с которыми необходимо было жить в мирном соседстве.

Содержание

1 религиозная ситуация на восточнославянских землях перед принятием христианства
2 причины принятия христианства
3 крещение восточнославянских земель: формы и методы; создание первых епархий на белорусских землях
4 двухверье и его проявления в духовной жизни славянского общества
5 последствия принятия христианства восточными славянами.

Работа содержит 1 файл

Двухверье..doc

— 54.00 Кб (Скачать)

Частное учреждение образования

«Институт   »

Кафедра гуманитарных дисциплин 

ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ

Вопрос  № 5

 

Распространение христианства на белорусских  землях.

Двухверье.

  
 
 
 
 
 
 

Выполнила: 

Студентка   1   курса

Группа №  

№ зач.кн.

Проверил: 
 
 
 

                                                   Минск 2010 
 
 

Распространение христианства на белорусских  землях. Двухверье. 
 
 

    План : 
     

  1. религиозная ситуация на восточнославянских землях перед принятием христианства
 
  1. причины принятия христианства
 
 
  1. крещение  восточнославянских земель: формы и методы; создание первых епархий на белорусских землях
 
  1. двухверье и его проявления в духовной жизни  славянского общества
 
 

    5  последствия принятия христианства восточными славянами. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Религиозная ситуация на восточнославянских   

            землях перед принятием  христианства. 
     
     

      Религиозная ситуация на восточнославянских землях перед принятием христианства, духовная и культурная жызнь наших предков была тесно связана со стародавними верованиями и культами. В этот период наши предки имели языческое мировозрение, так как каждый камень, молния и т.п. имели свое значение. Вокруг человека действовали необъяснимые силы, с которыми необходимо было жить в мирном соседстве.

      Славяне жили отдельными друг от друга, враждующими родами. Их развитие, духовная и культурная жизнь значительно уступали соседствующим странам. Участвуя в походах русских князей на Константинополь, воины не только знакомились с византийской цивилизацией, но и одновременно усваивали основы Православия. Торговые отношения, развивающиеся в то время, давали возможность славянам познакомиться с христианством, увидеть и привезти с собой другую жизнь, жизнь христианизированных стран с их культурным развитием, духовным богатством, красотой их храмов. Таким образом, путь «из варяг в греки» способствовал распространению христианства. Нарастающая социальная неоднородность, а также меняющиеся духовные запросы верхов общества также создавали условия для перехода к более сложной мировоззренческой системе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Причины принятия христианства.
 
 
 

      Немало причин существовало для  принятия христианства. Одной из  них можно считать необходимость  укрепления и территориального  единения государства. Новая вера, безусловно, положительно влияла на этот процесс. В отличии от язычества, христианство - вера в единственного Бога. Единый Бог для всех людей, следовательно, единый князь для всего народа. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единой княжеской власти, стать надежной опорой. Принятие христианства могло сделать страну единой, более сильной, а главное прекратить кровопролитие между братьями , отцами и детьми, одним словом прекратить междоусобные войны , которые делали страну уязвимой.

      Еще одной причиной является международный фактор. Оставаться языческой страной в мире христианства означало изоляцию от других стран и гибель. Без принятия христианства взаимоотношения были невозможны, потому что нас считали на ступень ниже.  Принятие христианства вводило наших предков в семью европейских народов, способствовало становлению в один уровень с другими странами. А язычество обрекало на враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. Язычество не позволяло использовать все возможности, не позволяло ускорить развитие страны, и без того почти стоящей на месте, исключало династические браки с соседними европейскими государствами, затрудняло торговые отношения.

            Также немаловажной причиной  принятие христианства являлось то, что оно могло помочь в развитии культуры и духовной жизни страны. Языческие боги стали утрачивать свои силы, перестали помогать людям, в то время как христианского Бога восхваляли, и говорили, что он творит чудеса. Язычество просто начало терять свою репутацию, а христианство набирало ее все больше и больше.  Христианство способствовало культурному росту, распространению письменности, стала развиваться литература. Принятие христианства также способствовало развитию архитектуры, искусства, появлению первых летописей, школ, созданию крупных литературных и художественных ценностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Крещение  восточнославянских земель: формы и методы; создание первых епархий на белорусских землях.
 
 
 

      Христианство пришло на белорусскую  землю вместе с крещением всей Руси в конце Х в. Это было начало сложного и долговременного процесса христианизации огромного Древнерусского государства, государственного объединения восточнославянских племен. Распространение христианства у славян проходило очень неравномерно и далеко не всегда добровольно. Датой крещения восточнославянских земель принято считать 988 год. В этом году киевский князь Владимир Красное Солнышко крестил Русь по Византийскому обряду. В конце лета 988 г. Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра, в водах которого их крестили византийские священники. За крещением князя тотчас последовало принятие христианства на всю Русь. Миссионеры, объединенные с воинскими отрядами, вели крестовые походы на язычество. За Киевом  крещение пришло к двум важным центрам – Полоцк и Новгород. А через некоторое время «вера греческая» стала «верой русской». Замена старой веры на новую, сопровождалась уничтожением приверженцев и защитников былой веры. Это уничтожение приняло форму государственной политики, было одной из функций великокняжеской власти.

      Значительную роль в выборе  веры сыграло использование константинопольскими  миссионерами для богослужения  славянского языка. В месте  с христианством славяне обрели  общие догмы, общее литургическое предание, общий церковный язык и литературу, социальные реформы, основанные на общих заповедях человеколюбия. Единство политического и церковного управления во главе с Великим князем и митрополитом способствовали единению русского народа.

      После придания христианству  статуса государственной религии  церковь предприняла меры по  развитию и укреплению организационных  структур. Церковь на Руси была  организована так: во главе  ее стоял киевский митрополит, а в крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи – епархии. Для укрепления новокрещеного населения в вере, для организации церковной жизни и дальнейшего распространения христианства в крупнейших княжеских центрах древней Беларуси были учреждены епископства, которые, как правило, совпадали с границами княжеств. Летописи называют такие древние центры как Полоцская и Туровская епархии. Временем основания Полоцкой епархии считается 992 г, Туровской – 1003.  
 
 

  1. Двухверье и его проявления в духовной жизни    

        славянского общества. 
 
 

      Новая вера не пришла к славянам  как вера установленная огнем  и мечом, но была борьба между  священниками новой веры и  магами, сторонниками язычества,  но все-таки христианские взгляды  перенимались, как и вся культура, относительно мирным путем. Постепенно христианские взгляды вытеснили из жизни общества старые, языческие взгляды, часто подменяя их. Так, святой пророк Илья стал похож на Перуна. Язычество в основном оставалось бытовой религией крестьянства с его натуральным хозяйством, патриархальным укладом жизни, полной зависимостью от сил природы. Городская жизнь, напротив, склонялась к пониманию и восприятию положений христианской религии, ее символики. Язычество для христианства стало синонимом «дьявольского», «варварского».

      Таким образом и создавалось  то двухверье, которое существовало  на территории Белоруссии со  старинных времен и позволяло  славянскому язычеству мирно  уживаться с восточным и западным  христианством. Сегодня в памяти  народа живут различные мифологические представления о происхождении живой и неживой природы, передаются истории про русалок, леших, чертей, ведьм. Существуют всевозможные заговоры, проклятия, защитные действия от стихийных невзгод и катаклизмов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Последствия принятия христианства восточными

    славянами. 
     
     

      Значение перехода к христианству  было огромным и проявилось  во всем – от повседневного  пищевого рациона и приемов  землевладения до международного  положения страны. Принятие христианства  стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации, привело к повышению международного уровня государства. Были установлены широкие политические контакты. Вчерашняя варварская держава вошла теперь на равных в семью европейских христианских народов. Учение христианства о едином Боге, освещающем всласть одного государя, несомненно, помогло укрепить влияние и значимость единой, центральной власти. Духовенство внушало населению и самим князьям, что на престол их сажает сам Бог. В этническом плане принятие христианства ускорило консолидацию древнерусской народности, общего предка современных русских, украинцев и белорусов. Следует отметить роль христианства в возникновении и укреплении земельной собственности, в становлении основ феодализма. Православие определило сущность средневековой культуры Беларуси, связав ее с культурным миром всего славянства и других христианских народов Востока и Запада. Принятие христианства повлияло на развитие ремесла. Каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись возникли именно благодаря христианству. Огромную роль сыграло принятие христианства прежде всего в возникновении, точнее распространении письменности и литературы. В свою очередь письменность способствовала распространению грамотности. И в этом распространении славянского письма и появлении древнерусской литературы, несомненно, ведущая роль христианства и ранних деятелей русской церкви, о чем свидетельствует то, что первые произведения принадлежат перу русских духовных лиц. Таким образом, возникновение и распространение христианства всесторонне влияло и  вело к культурному, политическому и социально-экономическому преобразованию региона.      
 
 
 
 

Информация о работе Распространение христианства на белорусских землях. Двухверье