Частное учреждение
образования
«Институт
»
Кафедра гуманитарных
дисциплин
ИСТОРИЯ
БЕЛАРУСИ
Вопрос
№ 5
Распространение
христианства на белорусских
землях.
Двухверье.
Выполнила:
Студентка 1
курса
Группа №
№ зач.кн.
Проверил:
Минск 2010
Распространение
христианства на белорусских
землях. Двухверье.
- религиозная
ситуация на восточнославянских землях
перед принятием христианства
- причины
принятия христианства
- крещение
восточнославянских земель: формы и методы;
создание первых епархий на белорусских
землях
- двухверье
и его проявления в духовной жизни
славянского общества
- Религиозная
ситуация на восточнославянских
Религиозная ситуация на восточнославянских
землях перед принятием христианства,
духовная и культурная жызнь наших предков
была тесно связана со стародавними верованиями
и культами. В этот период наши предки
имели языческое мировозрение, так как
каждый камень, молния и т.п. имели свое
значение. Вокруг человека действовали
необъяснимые силы, с которыми необходимо
было жить в мирном соседстве.
Славяне жили отдельными друг от друга,
враждующими родами. Их развитие, духовная
и культурная жизнь значительно уступали
соседствующим странам. Участвуя в походах
русских князей на Константинополь, воины
не только знакомились с византийской
цивилизацией, но и одновременно усваивали
основы Православия. Торговые отношения,
развивающиеся в то время, давали возможность
славянам познакомиться с христианством,
увидеть и привезти с собой другую жизнь,
жизнь христианизированных стран с их
культурным развитием, духовным богатством,
красотой их храмов. Таким образом, путь
«из варяг в греки» способствовал распространению
христианства. Нарастающая социальная
неоднородность, а также меняющиеся духовные
запросы верхов общества также создавали
условия для перехода к более сложной
мировоззренческой системе.
- Причины
принятия христианства.
Немало причин существовало для
принятия христианства. Одной из
них можно считать необходимость
укрепления и территориального
единения государства. Новая вера,
безусловно, положительно влияла на
этот процесс. В отличии от язычества,
христианство - вера в единственного Бога.
Единый Бог для всех людей, следовательно,
единый князь для всего народа. Только
единобожие могло сплотить страну и осветить
авторитет единой княжеской власти, стать
надежной опорой. Принятие христианства
могло сделать страну единой, более сильной,
а главное прекратить кровопролитие между
братьями , отцами и детьми, одним словом
прекратить междоусобные войны , которые
делали страну уязвимой.
Еще одной причиной является международный
фактор. Оставаться языческой страной
в мире христианства означало изоляцию
от других стран и гибель. Без принятия
христианства взаимоотношения были невозможны,
потому что нас считали на ступень ниже.
Принятие христианства вводило наших
предков в семью европейских народов,
способствовало становлению в один уровень
с другими странами. А язычество обрекало
на враждебность со стороны христианизированных
соседей, относящихся к язычникам как
к нелюдям. Язычество не позволяло использовать
все возможности, не позволяло ускорить
развитие страны, и без того почти стоящей
на месте, исключало династические браки
с соседними европейскими государствами,
затрудняло торговые отношения.
Также немаловажной причиной
принятие христианства являлось
то, что оно могло помочь в развитии культуры
и духовной жизни страны. Языческие боги
стали утрачивать свои силы, перестали
помогать людям, в то время как христианского
Бога восхваляли, и говорили, что он творит
чудеса. Язычество просто начало терять
свою репутацию, а христианство набирало
ее все больше и больше. Христианство
способствовало культурному росту, распространению
письменности, стала развиваться литература.
Принятие христианства также способствовало
развитию архитектуры, искусства, появлению
первых летописей, школ, созданию крупных
литературных и художественных ценностей.
- Крещение
восточнославянских
земель: формы и методы;
создание первых епархий
на белорусских землях.
Христианство пришло на белорусскую
землю вместе с крещением всей
Руси в конце Х в. Это было начало сложного
и долговременного процесса христианизации
огромного Древнерусского государства,
государственного объединения восточнославянских
племен. Распространение христианства
у славян проходило очень неравномерно
и далеко не всегда добровольно. Датой
крещения восточнославянских земель принято
считать 988 год. В этом году киевский князь
Владимир Красное Солнышко крестил Русь
по Византийскому обряду. В конце лета
988 г. Владимир собрал всех киевлян на берегу
Днепра, в водах которого их крестили византийские
священники. За крещением князя тотчас
последовало принятие христианства на
всю Русь. Миссионеры, объединенные с воинскими
отрядами, вели крестовые походы на язычество.
За Киевом крещение пришло к двум важным
центрам – Полоцк и Новгород. А через некоторое
время «вера греческая» стала «верой русской».
Замена старой веры на новую, сопровождалась
уничтожением приверженцев и защитников
былой веры. Это уничтожение приняло форму
государственной политики, было одной
из функций великокняжеской власти.
Значительную роль в выборе
веры сыграло использование константинопольскими
миссионерами для богослужения
славянского языка. В месте
с христианством славяне обрели
общие догмы, общее литургическое предание,
общий церковный язык и литературу, социальные
реформы, основанные на общих заповедях
человеколюбия. Единство политического
и церковного управления во главе с Великим
князем и митрополитом способствовали
единению русского народа.
После придания христианству
статуса государственной религии
церковь предприняла меры по
развитию и укреплению организационных
структур. Церковь на Руси была
организована так: во главе
ее стоял киевский митрополит,
а в крупных городах находились
епископы, ведавшие всеми церковными делами
большой округи – епархии. Для укрепления
новокрещеного населения в вере, для организации
церковной жизни и дальнейшего распространения
христианства в крупнейших княжеских
центрах древней Беларуси были учреждены
епископства, которые, как правило, совпадали
с границами княжеств. Летописи называют
такие древние центры как Полоцская и
Туровская епархии. Временем основания
Полоцкой епархии считается 992 г, Туровской
– 1003.
- Двухверье
и его проявления в духовной
жизни
славянского общества.
Новая вера не пришла к славянам
как вера установленная огнем
и мечом, но была борьба между
священниками новой веры и
магами, сторонниками язычества,
но все-таки христианские взгляды
перенимались, как и вся культура,
относительно мирным путем. Постепенно
христианские взгляды вытеснили из жизни
общества старые, языческие взгляды, часто
подменяя их. Так, святой пророк Илья стал
похож на Перуна. Язычество в основном
оставалось бытовой религией крестьянства
с его натуральным хозяйством, патриархальным
укладом жизни, полной зависимостью от
сил природы. Городская жизнь, напротив,
склонялась к пониманию и восприятию положений
христианской религии, ее символики. Язычество
для христианства стало синонимом «дьявольского»,
«варварского».
Таким образом и создавалось
то двухверье, которое существовало
на территории Белоруссии со
старинных времен и позволяло
славянскому язычеству мирно
уживаться с восточным и западным
христианством. Сегодня в памяти
народа живут различные мифологические
представления о происхождении живой
и неживой природы, передаются истории
про русалок, леших, чертей, ведьм. Существуют
всевозможные заговоры, проклятия, защитные
действия от стихийных невзгод и катаклизмов.
- Последствия
принятия христианства
восточными
Значение перехода к христианству
было огромным и проявилось
во всем – от повседневного
пищевого рациона и приемов
землевладения до международного
положения страны. Принятие христианства
стало значительным шагом в развитии
восточнославянской цивилизации, привело
к повышению международного уровня государства.
Были установлены широкие политические
контакты. Вчерашняя варварская держава
вошла теперь на равных в семью европейских
христианских народов. Учение христианства
о едином Боге, освещающем всласть одного
государя, несомненно, помогло укрепить
влияние и значимость единой, центральной
власти. Духовенство внушало населению
и самим князьям, что на престол их сажает
сам Бог. В этническом плане принятие христианства
ускорило консолидацию древнерусской
народности, общего предка современных
русских, украинцев и белорусов. Следует
отметить роль христианства в возникновении
и укреплении земельной собственности,
в становлении основ феодализма. Православие
определило сущность средневековой культуры
Беларуси, связав ее с культурным миром
всего славянства и других христианских
народов Востока и Запада. Принятие христианства
повлияло на развитие ремесла. Каменное
зодчество, иконопись, фресковая живопись
возникли именно благодаря христианству.
Огромную роль сыграло принятие христианства
прежде всего в возникновении, точнее
распространении письменности и литературы.
В свою очередь письменность способствовала
распространению грамотности. И в этом
распространении славянского письма и
появлении древнерусской литературы,
несомненно, ведущая роль христианства
и ранних деятелей русской церкви, о чем
свидетельствует то, что первые произведения
принадлежат перу русских духовных лиц.
Таким образом, возникновение и распространение
христианства всесторонне влияло и
вело к культурному, политическому и социально-экономическому
преобразованию региона.