Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:05, реферат
Время правления Абулхаира принадлежит в исторической памяти казахского народа к веку степного рыцарства, отмеченного многими легендарными свершениями далеких предков и налетом некоторого романтизма. К концу первой трети XVIII в. фактический социальный статус Абулхаира среди казахов вполне соответствовал его формальному рангу старшего хана. Цель данной работы состоится в том, чтобы проанализировать этнополитическую историю ханство Абулхаира .
1. Цель работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Распад Золотой Орды и образование постмонгольсокого
государства на собственно тюркской основе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
3. Политический строй ханства Абулхаира. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
4. Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
6. Summary. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
7. Глоссарий. . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
8. Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Молодой
и честолюбивый Абулхаир в начале
своей политической карьеры едва
ли мечтал о том, что ему удастся
одержать верх над большинством своих
соперников, объединить Восточный Дешт
–и Кипчак в единое «кочевое государство»
и в течение сорока лет править
этим государством самодержавно. Однако
поддержка со стороны наиболее влиятельных
кругов кочевого общества и большинства
племён Узбекского улуса, первые победы
над Джучидами значительно
подчинились деснице власти и завоевания наместников". Сыгнак стал столицей ханства (до этого столицей был г. Тура или Чимги-Тура, затем Орду-Базар). Сырдарьинские города и для него, как раньше для Ак-Орды, могли послужить фактором сплочения, удержания в его власти степных районов государства. Взятие сырдарьинских городов - ремесленных и торговых центров, к которым тяготело население кочевых районов казахстанских степей, могло существенно способствовать усилению ханства Абулхаира. Объясняется столь быстрое занятие Абулхаиром сырдарьинских городов тем, что он опирался на значительные силы своих сторонников в Дешт-и Кипчаке, на свою мощь, накопленную им за два десятка лет властвования над степью. Кроме того, следует сказать, что правящая верхушка этих городов, постоянно испытывавших на себе все тяготы длительной борьбы правителей Мавераннахра с владетелями Восточного Дешт-и Кипчака, привыкла лавировать между соперниками и, переходя от поддержки одной стороны к другой, тем самым хоть как-то обеспечивать своим городам безопасность. Города были пожалованы в управление эмирам и султанам. По мнению В. В. Бартольда, утверждение Абулхаира на Сырдарье - наиболее важное для дальнейшей истории узбеков событие его царствования.
Однако ни победа над Мустафа-ханом, ни значительное расширение владений завоеваниями присырдарьинских городов-крепостей не предотвратили жестокого поражения Абулхаира в войне с калмаками (ойратами). В прежние времена восток – западные склоны Хантайских гор, юг – пустыню Гоби, запад – территорию Моголистана, север – междуречье Енисея и Иртыша населяли кочевые народы, называемые ойратами. Крупные феодалы ойратов из-за пастбищ совершали частые походы в Моголистан, Семиречье и Среднюю Азию.
Причина поражения Абулхаирхана от калмаков заключается главным образом во внутренней слабости его государства. Постоянные династийные распри и междоусобицы Чингизидов, сепаратизм кочевой знати родов и племен, обострение противоречий между феодальной верхушкой и массами рядовых кочевников и полукочевников, внутренние и внешние войны привели государство в состояние полной расшатанности и развала.
После этого поражения часть кочевого народа во главе с Джанибеком и Гиреем отмежевалась от Абулхаира, перешла в Моголистан и стала обживать земли в поймах р. Чу и Козы-Баши. В 1468г. Абулхаир собрался в поход против них, но в пути скончался.
После смерти Абулхаирхана государство распалось. Основными причинами распада были распри, усобицы за раздел территории, сопротивление эксплуатации рядовых кочевников, выражавшееся в откочевках массы людей на другие территории.
Вывод
Государственная территория ханства Абулхаира в течение 40 лет во время его правления в Восточном Дешт-и Кипчаке претерпела ряд изменений, и к концу его правления она простиралась от южных рубежей Западной Сибири до правобережья Сырдарьи и предгорий Каратау, где он удерживал города Сыгнак, Узгенд, Ак-Курган, Сузак, и от Яика (Урала) до Иртыша и северной части Прибалхашья, т.е. в пределах этнической территории кочевых узбеков и казахов. Столицей этого государства в последние два десятилетия был Сыгнак, а до этого г. Тура (Чимги-Тура), позже - Орду-Базар.
В рамках государств Ак-Орды, ханства Абулхаира, Ногайской Орды и Могулистана появились более благоприятные, чем то было в монгольских улусах, условие для политического, хозяйственного и социального развития населения. Политически объединив этнические территории племен, упомянутые государства, каждый на своей территории явили собой, более прочную, этнически обособленную государственную организацию, обеспечившую входившим в него племенам и родам территориальное и политическое единство, возможность развития экономики, культуры, мирных контактов населения различных районов Казахстана.
С образованием Казахского ханства власть Шайбанидов рода Абулхаира на территории Восточного Дешт-и-Кыпчака прекратилась. Часть кочевых узбеков (групп из племен кипчаков, карлуков, уйгуров, кунгратов и др.) ушли в начале XVIв. в Мавераннахр. На территории Казахстана оставшиеся племена отошли под власть казахских ханов. Воспользовавшись ослаблением государства Тимуридов, Шайбаниды захватили власть в Средней Азии.
Историческое
значение ханствования Абулхаира (1428-1468),по
словам В.В. Бартольда, определяется тем,
что он был «основателем могущества»
кочевых узбеков Дешт-и
Summary
State territory Khanate Abulkhair stretched from the southern borders of Western Siberia to the right bank of the Syr Darya and the foothills of the Karatau, where he held the city Sygnak, Uzgend, Ak-Kurgan, Suzak, and from Yaik (Ural) to the northern part of the Irtysh and Balkhash, ie within the territory of the nomadic ethnic Uzbeks and Kazakhs. Capital of this state in the last two decades has been Sygnak, and before that, the Tour (Chimgi Tour), later - Horde Bazaar.
As part of the Ak-Horde Khanate Abulkhair, Nogai Horde and Moghulistan appeared more favorable than it was in the Mongol ulus, the condition for the political, economic and social development of the population. Politically united ethnic tribal areas, said States, each within its territory have revealed a more robust, ethnically segregated state organization, provide input into it and leave the tribes territorial and political unity, the possibility of the development of economy, culture, peaceful contacts of people in different regions of Kazakhstan.
With the formation of the Kazakh Khanate power Shaybanidov Abulkhair kind in East Dasht-i-Kipchak stopped. Part of nomadic Uzbeks (groups of tribes Kipchaks Karluks Uighurs kungrat etc.) left at the beginning of XVI century. in Transoxiana. In Kazakhstan, the remaining tribes moved under the authority of the Kazakh khans. Advantage of the weakening of the Timurid state, Shaybanidy seized power in Central Asia.
Historical significance hanstvovaniya Abulkhair (1428-1468), according to V. Barthold, from the fact that he was the "founder of the power of" nomadic Uzbeks Dasht-i Kipchak and it was under his reign the population Uzbek ulus occurred that split, in which the actual inhabitants of the steppes, has since called Kazakhs, separated from the rest of the people.
However, when Abul Khair Khan Central Asian chroniclers begin to call nomadic Turkic people of Ak-Orda Uzbek-Cossacks. Meanwhile, they still considered themselves Kipchaks Naiman, Argyns, Mangyts, datura, Karluk, uysunyami, adayami. Nomadic Turkic tribes already consider themselves Muslims, but unlike his khan did not read the Qur'an and did not recognize the authority of the mullahs and ishans and other servants of the mosques in the trial itself.
In the historical literature Abulhairhana state called "Uzbek Khanate," "State of nomadic Uzbeks", "Khanate Abulkhair."
According to V. Barthold, from the fact that he was the "founder of the power of" nomadic Uzbeks Dasht-i Kipchak and it was under his reign the population Uzbek ulus occurred that split, in which the actual inhabitants of the steppes, has since called Kazakhs, separated from the rest of the people.
Список использованной литературы:
http://www.km.ru/referats/
http://history.novosibdom.ru/
http://bibliofond.ru/view.