Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:43, лекция
В середине 80-х годов по инициативе партийно-государственных руководителей началось обновление экономических основ, политического устройства и духовной жизни общества. Коренные изменения условий развития производства и методов руководства экономикой, преобразования в общественно-политической сфере вышли за пределы, намечаемые «перестройкой». Они привели к распаду существовавшей на протяжении семи с лишним десятилетий советской системы.
НОВЫЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ.
Годы «перестройки»
стали временем позитивных перемен
во внешней политике СССР. Добиться
безопасности страны можно лишь при
учете интересов других народов
и государств таково было основополагающее п
Об изменении прежних подходов СССР к решению внешнеполитических вопросов свидетельствовали состоявшиеся в Женеве осенью 1985 г. советско-американские переговоры. В подписанном президентами двух стран документе констатировалось, что «ядерная война недопустима и в ней не может быть победителей» Стороны заявляли о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении отношений двух стран.
Правительство СССР объявило мораторий на испытания ядерного оружия. Приостановилось развертывание ракет среднего радиуса действия в европейской части страны. Была выведена советская военная техника с территории ГДР. На 500 тыс. человек уменьшались вооруженные силы. Началиськонвенсия военного производства, перевод военных заводов на выпуск гражданской продукции. В феврале 1988 г. был завершен вывод советских войск из Афганистана (правда в течении еще двух лет Афганистану оказалась помощь оружием и боеприпасами).
Новая внешнеполитическая концепция и ее реализация отвечали задачам внутриполитического развития СССР Они позволяли ограничить гонку вооружений, значительно сократить военные расходы. Широкие слои населения в Советском Союзе и за рубежом выступили с поддержкой идей М. С. Горбачева и его ближайших соратников. Но были и противники новых подходов к решению международных вопросов. За сохранение прежнего курса в отношениях с Западом ратовали многие деятели военного и внешнеполитического ведомств, часть работников партийного аппарата. Будучи не в силах помешать начавшимся изменениям в области дипломатии, они пополнили ряды оппозиции горбачевской «перестройке».
СССР И СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ.
Серьезные перемены произошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Экономический и политический кризис в этих странах, падение авторитета правящих партий вызвали рост в них оппозиций. Обстановка в СССР курс на «обновление социализма» привели к активизации оппозиционных сил, усилению их конфронтации с правительствами. С первых дней пребывания у власти М. С. Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела союзников по Организации Варшавского Договора. На встречах с руководителями этих стран он разъяснял причины, сущность и пути проводимой в Советском Союзе «перестройки». Делались попытки изменить формы экономического сотрудничества с государствами ОВД, акцентируя главное внимание на прямые контакты между предприятиями.
На первых порах руководители стран ОВД поддержали новый политический курс М. С. Горбачева. Однако углубление «перестроечных» процессов, кадровые перестановки в советском партийно-государственном аппарате вызвали их неприятие. В ГДР и Румынии резко сократился объем публикуемой информации о преобразованиях в СССР.
Осенью 1989 г. прошли массовые выступления против существующих режимов и за восстановление демократических свобод в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии. Несколько ранее в результате свободных выборов была отстранена от власти правящая партия в Польше. Рухнули прежние режимы в Венгрии, Югославии и Албании. В бывших социалистических странах произошла смена партийно-государственных структур. На политическую арену в них вышли десятки новых политических партий и общественных организаций. Устанавливались демократические органы власти. Начались переход к рыночной экономике и приватизация промышленных предприятий. В некоторых из стран эти меры привели к резкому обострению экономической ситуации. Крушение существующих порядков в Югославии привело к кризису национальных отношений и распаду страны на несколько государств. В 1990 г. состоялось объединение Восточной и Западной Германии.
Переход востсчно-европейских с
Потеря СССР прежних позиций в Восточной Европе, объединение Германии обострили политическую борьбу между сторонниками и противниками нового политического курса.
СССР И СТРАНЫ МИРА.
Обновлённые подходы
к решению международных вопрос
Активизировались
Нормализовались политические
и экономические
Советское правительство приняло несколько законов, соответствующих международному законодательству в области прав человека, в частности указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление взаимосвязей между деятелями культуры разных государств.
Советский Союз занял чёткую позицию во время войны в Персидском заливе, причиной которой стал захват Ираком Кувейта. Он поддержал резолюцию Совета Безопасности ООН с осуждением действий иракских властей (осень 1990 г.) В ноябре того же года президенту СССР М. С. Горбачёву была присуждена Нобелевская премия мира. Новый внешнеполитический курс СССР благоприятствовал преодолению последствий «холодной войны»,ливидации неприязни и недоверия в его отношениях с другими государствами.
ОБОСТРЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
В середине 80-х годов
в состав СССР входили 15 союзных
республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская,
Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская,
РСФСР, Талжикская, Туркменская, Узбекская, Украинская
и Эстонская. На его территории проживали
свыше 270 млн.человек-представители свыш
Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнение окружающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежде неудовлетворённость на местах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатором центра при решении вопросов локального характера. Центрами объединяющими местные оппозиционные силы, были народные фронты, новые политические партии и движения («Рух» на Украине, «Саюдис» в Литве и др.) Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны окозалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках.
В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против руссификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначение Г. Колбина, русского по национальности, первым секретарём компартии Казахстана. Открытие формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Общественность возглавляемая народными фронтами, требовала обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белоруссия) Участились вооружённые столкновения на почве межэтнических конфликтов.
В 1988 г. начались военные
действия между Арменией и Азербайджаном
из-за Нагорного Карабаха-территории,
населённой по преимуществу армянами,
по находившейся в составе АзССР.
Вооружённый конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхну
«ПАРАД СУВЕРЕНИТЕТОВ»
С конца 80-х годов усилилось движение за выход
их состава СССР в республиках Прибалтики.
На первых порах оппозиционные силы настаивали
на признании родного языка в республиках
официальным, на принятии мер для ограничения
численности лиц, переселяющихся сюда
из других регионов страны, и на обеспечении
реальной самостоятельности местных органов
власти. Теперь на первое место в их программах
вышло требование обособления экономики
общесоюзного народнохозяйственного
комплекса. Предлагалось сосредоточить
управление народным хозяйством в местныхуправленчиских структур
12 июня 1990 г. 1 съезд народных
депутатов РСФСР принял
Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. 4 съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В документе отмечалось, что основой обновлённого Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведён всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновлённого Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4 % общего числа участвовавших в голосовании лиц.
ФИНАЛ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА
В апреле-мае 1991 г. в Ново-Огарёво (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачёва с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновлённого Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.