Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:20, реферат
В настоящее время всем очевидны последствия распада СССР. Безусловно, распад отразился как на отношениях с бывшими союзными республиками, так и на международных отношениях. Этот период важен тем, что именно после распада СССР Россия начинает существовать, как самостоятельное государство. Эти события определили её нынешнее положение. Поэтому, для того, чтобы понять какую роль в международных отношениях играет Россия, нужно проанализировать распад СССР, как решающий фактор, изменивший международную ситуацию.
Глава 1. Распад СССР…………………………………………….5
Глава 2. Отношения новой России с бывшими союзными республиками…………………………………………………….....12
2:1. Новый Федеративный договор…………………………...12
2:2. Отношения со странами Кавказа………………………...13
2:3. Отношения России со странами Восточной Европы…....15
Глава 3. Международные отношения после распада СССР…………………………………………………………………17
Глава 1. Распад СССР…………………………………………….5
Глава 2. Отношения новой России с бывшими союзными республиками………………………………………………
2:1. Новый Федеративный договор…………………………...12
2:2. Отношения со странами Кавказа………………………...13
2:3. Отношения России со странами Восточной Европы…....15
Глава 3. Международные отношения после распада СССР…………………………………………………………………1
В настоящее время всем очевидны последствия распада СССР. Безусловно, распад отразился как на отношениях с бывшими союзными республиками, так и на международных отношениях. Этот период важен тем, что именно после распада СССР Россия начинает существовать, как самостоятельное государство. Эти события определили её нынешнее положение. Поэтому, для того, чтобы понять какую роль в международных отношениях играет Россия, нужно проанализировать распад СССР, как решающий фактор, изменивший международную ситуацию.
Выбранная тема определила хронологические рамки работы – это период, охватывающий первую половину 90-х годов ХХ века.
Цель реферата: выяснить – каковы последствия распада СССР. Для достижения выбранной цели необходимо решить следующие задачи:
как и почему произошел распад СССР;
как строились отношения новой России с бывшими союзными республиками;
как распад СССР повлиял на изменение международной ситуации.
Цели и задачи определили структуру реферата. Реферат разделён на три главы.
Первая глава «Распад СССР» повествует о том, как произошел распад СССР и каковы его причины. Так – же в этой главе говорится о том, что бывшие союзные республики (за исключением Грузии и стран Прибалтики) объединились в Содружество Независимых Государств (СНГ), которое продолжает существовать до сих пор.
Вторая глава «Отношения России с бывшими союзными республиками» разделена на три параграфа. В первом параграфе говорится о новом федеративном договоре, по которому такие республики как Татарстан, Мордовия, Саха (Якутия) и др. сохранили особый статус по отношению к России. Содержание второго и третьего параграфа включает такие вопросы как, налаживание отношений России со странами Кавказа и Восточной Европы.
Третья глава «Влияние распада СССР на международные отношения» повествует об изменениях международной ситуации после распада СССР, а так же о том, что перестала существовать «биполярная система», основой которой была конфронтация двух противостоящих блоков – СССР и НАТО.
Глава 1:Распад СССР
CCCР был вторым полюсом, определявшим ход международных отношений после окончания Второй мировой войны, поэтому роспуск Советского Союза стал окончанием продолжительного периода биполярного развития мира. Российская Федерация, ставшая государством - правопреемником и правопродолжателем СССР, не могла выполнять присущие Советскому Союзу функции одной из опор биполярности, потому что не обладала для этого необходимыми ресурсами.
Исчезновение СССР как одного из двух определяющих элементов системы международных отношений периода 1945- 1991 гг. можно считать завершающим событием послевоенной эпохи. Биполярная структура международных отношений разрушилась. Ялтинско - Потсдамский порядок перестал существовать. Это не вызвало глобального катаклизма. Стабильность международной системы в целом сохранилась.
16 января 1991 г. Верховный Совет СССР принял постановление об организации референдума по вопросу о сохранении СССР. 17 марта вопрос, вынесенный на референдум, был сформулирован следующим образом: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свобода человека любой национальности».
Из принявших участие в голосовании 148, 6 млн. человек ( 80% имевших право голоса ) 113, 5 млн. высказывалось за сохранение Союза (76,4%).
Основной вывод, сделанный центром по итогам мартовского референдума, состоял в активизации подготовкам текста нового Союзного договора. 23 апреля 1991 года в загородной резиденции Горбачева в Ново-Огарево состоялась встреча руководителей девяти союзных республик (России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана, Азербайджана) и президента СССР, по результатам которой было сделано совместное заявление, получившее название « 9+1». Выход из кризиса федеральных отношений в этом заявлении рассматривался как подготовка и согласование текста нового Союзного договора. Заявление «9+1» стало, единственным козырем Горбачева на пленуме партии в конце апреля 1991 г., когда 45 из 75 первых секретарей высказались за его отставку с поста Генерального секретаря.
Вместе с тем многочисленные встречи по согласованию текста нового Союзного договора, которые проходили в Ново - Огарево в мае- июле 1991, выявили значительные противоречия и расхождения, как в позиции республик, так и в отношениях между ними и союзным центром.
Между тем в РСФСР начались выборы Президента, которые носили всенародный характер и проходили на альтернативной основе. Хотя на всенародное голосование и было выставлено 6 кандидатур, в первом же туре выборов победу одержал Ельцин, получивший 57% голосов от принявших участие в голосовании. В результате этой победы Ельцин приобрел качественно новый статус, который был на порядок выше, чем у его основного соперника по политической борьбе в тот период- Горбачева, который получил свои полномочия не от народа, а от представительного органа в лице Съезда народных депутатов СССР.
24 июля 1991 года накануне очередного пленума ЦК, Горбачев торжественно заявил, что работа над текстом Союзного договора завершена. Текст, опубликованный 14 августа, носил крайне противоречивый характер. Так, было совершенно не понятно, что означает термин « суверенные» государства по отношению к республикам с точки зрения международного права, возникали вопросы о республиканской и союзной собственности, о степени широты республиканских прав. Невразумительно говорилось и о налоговых сборах с республик в союзный бюджет. Был обойден молчанием также и статус шести бывших республик СССР, которые не участвовали в Ново – Огаревском процессе (Армении, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии и Молдавии). В ходе согласований республикам удалось добиться от Горбачева весьма существенных уступок, что свидетельствовало о его эволюции к менее консервативному курсу.
Однако этого показалось не достаточно, и Украина, например, дала понять, что при любом характере обсуждения она будет подписывать новый Союзный договор только после принятия своей Конституции. Все республики Средней Азии, не ставя в известность Москву, заключили между собой систему двухсторонних соглашений. Это решение имело весьма твердые основания, поскольку большинство участников Ново-Огаревского процесса были уже всенародно избранными президентами своих республик.
Консервативно настроенные силы видели в тексте нового Союзного договора непосредственную угрозу «распродажи социалистической Родины». Единственной общей структурой в этой ситуации оставалась КПСС, которая стремительно распадалась. Летом 1990г. состоялся последний в рамках союза 28 съезд КПСС, который зафиксировал состояние идейного кризиса. С осени 1990 г. начинается процесс выхода из партии рядовых коммунистов и самороспуска первичных партийных организаций.
20 июля 1991 г. Ельцин подписал указ о департизации, согласно которому запрещалась деятельность партийных организаций и их комитетов на предприятиях и в организациях. Указ стал существенным фактом распада КПСС, «последней каплей», переполнившей «чашу терпения» консервативных сил. В конце месяца на пленуме ЦК Горбачев был вынужден признать, что из партии вышло 5 млн. человек и её численность сократилась с 21 до 15 млн. человек.
После окончания Ново – Огаревского процесса Горбачев, Ельцин и Назарбаев встретились для обсуждения « кадрового вопроса». С 4 по 17 августа велась активная подготовка к введению в стране чрезвычайного положения. 18 августа в Форос приехали Бакланов, Шенин, Болдин, Варенников, Плеханов которые ознакомили Горбачева с составом будущего Государственного Комитета по Чрезвычайному положению (ГКЧП) и предложили подписать соответствующий указ. Отказавшийся это сделать Горбачев в ночь с 18 на 19 августа был изолирован в своей резиденции. Утром 19 августа все средства массовой информации передали заявление ГКЧП о том, что Горбачев не может исполнять свои обязанности « по состоянию здоровья», а его полномочия переходят к вице-президенту Янаеву. В целях предотвращения хаоса в отдельных местностях вводилось чрезвычайное положение. Для управления страной был образован ГКЧП СССР, в который вошли министр обороны Язов, его заместитель Бакланов, председатель КГБ Крючков, министр внутренних дел Пуго, премьер-министр Павлов, а также председатель Крестьянского союза СССР В.Стародубцев и президент Ассоциации транспорта и связи СССР А.Тизякова. Своими решениями ГКЧП приостанавливал действия политических партий и организаций, вводил цензуру, запрещал митинги и демонстрации.
19 августа в Москву были введены танки и бронетранспортеры, объявлен комендантский час. Это вызвало прямо противоположную реакцию граждан, часть которых отправилась к «Белому дому», где тогда располагался Верховный Совет РСФСР, в надежде получить хоть какую-то информацию. Российские политики в своем заявлении « К гражданам России» называли ГКЧП «реакционным, антиконституционным переворотом» и потребовали созыва Чрезвычайного съезда народных депутатов СССР. Авторитет российского руководства, в котором видели единственный противовес ГКЧП, возрастал буквально час от часу. Вечером 21 августа Горбачев вернулся в Москву, где реальная политическая власть уже принадлежала Ельцину. Оставалось лишь закрепить это юридически.
Августовский путч стал именно тем событием, после которого центробежные процессы вышли на качественно новый уровень . Начался распад СССР. Сразу же после прихода к власти ГКЧП, 20 августа 1991 года парламент Эстонии принял постановление о государственной независимости республики. Аналогичный документ на следующий день принял парламент Латвии . 24 августа Верховный Совет Украины провозгласил её независимым государством. До конца августа такие же документы были приняты в Белоруссии, Молдове, Азербайджане, Киргизии и Узбекистане.
23 августа Горбачёв, после возвращения в Москву, встретился с депутатами Верховного Совета РСФСР, которые в резкой форме потребовали от него распустить КПСС. Ему ничего не оставалось, как согласиться на это требование. Произнеся слова о своей приверженности коммунистическим идеалам, Горбачёв оставил пост Генерального секретаря ЦК КПСС, распустил Центральный Комитет партии. Деятельность КПСС на территории РСФСР была приостановлена, а в ноябре 1991 г. указом Ельцина запрещена. Следствием этого стала ликвидация КПСС как единой общесоюзной партии.[1] Таким образом, Горбачёв был вынужден оставить пост президента СССР.
Мировая пресса, комментируя уход М.С. Горбачёва с поста Президента и прекращение существования СССР, указывает как на его несомненные заслуги перед страной и всем миром, так и на ошибки.
Газета «Таймс», Лондон сообщает: «Президент Горбачёв стал первым и последним руководителем, который ушел со своего поста в несуществующем ныне Советском Союзе не вследствие смещения в результате переворота, осуществлённого коммунистической партией, и не вследствие смерти. То
уважение и восхищение, которое он вызывал во всём мире, в какой-то момент можно было сравнить только с уважением, которое вызывал в свое время У.Черчилль. Горбачев завоевал такое уважение, не защищая добро от зла, как это было с Черчиллем, а признавая зло, давая народу надежду на добро и, в конце концов, стимулируя средства для достижения этой цели.
Горбачёв оставляет после себя совершенно изменившийся мир. Он разорвал самые прочные оковы, в которые был закован человек 20 столетия, но не создал новой системы. Власть у него отняли. Она просто исчезла холодной зимней ночью. Уход Горбачёва, таким образом, вполне соответствует характеру го семилетнего пребывания у власти, когда он часто начинал реформы, а потом как будто отступал, опасаясь их последствии. Такую нерешимость часто критиковали в последние месяцы, в то время, когда его усилия, направленные на то, чтобы выработать новый Союзный договор, зашли в тупик, а из-за этой борьбы задерживалось проведение неотложных экономических реформ. Нерешительность, такая опасная для руководителей черта, в конце концов, и погубила его. Может быть, перестройка и потерпела неудачу, но гласность, открытие советского общества, была истинным достижением. До прихода Горбачёва к власти, самое лучшее, на что мог надеяться Запад,- это что Советский Союз удастся сдерживать настолько успешно, чтобы сохранить статус- кво в Европе, установленный в Ялте, и удержать его от разжиганий конфликтов в других местах. При нем Советский Союз стремился заслужить уважение на международной арене на основе партнерства с Америкой, что включало в себя отход от внешней политики Кремля. За прекращение «холодной войны» в тот момент, когда он перестал быть руководителем Советского Союза, мир должен благодарить Михаила Сергеевича Горбачева и всегда помнить о нем.» [2]