Распад СССР. Россия на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 01:16, реферат

Описание работы

СССР был великой державой. Но почему, же он исчез, историки спорят до сих пор. Было ли это намеренно подстроено или это так и должно было случиться!? У каждого свое мнение на этот счет, но факт остается фактом, СССР остался лишь в памяти людей.
Несомненно, СССР являлся империей. Империей довольно могущественной. И процесс распада СССР является ни чем иным, как крушением крупной империи.

Содержание

Введение
Глава I. Предпосылки распада СССР
Глава II. СССР в середине 60-х — середине 80-х гг.
Проблемы общественно-политического и социально-экономического развития
Глава III. Причины распада СССР
Глава IV. Перестройка в СССР. Попытки реформирования экономики и обновления политической системы
Глава V. Россия на современном этапе. Россия в системе современных международных отношений
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по истории.docx

— 52.34 Кб (Скачать)

Россия  на современном этапе. Россия в системе  современных международных отношений 

Распад СССР имел серьезные геополитические последствия. Двухполярная система международных  отношений, определявшаяся стратегическим противостоянием СССР и США, ушла в прошлое. Государства — участники  мировой политики столкнулись с  необходимостью заново определять свои внешнеполитические приоритеты, ориентиры, союзы.

  Россия в этом  смысле решала те же задачи, что и другие ведущие страны. Но масштаб, сложность, характер  стоящих перед российской внешней  политикой проблем уникальны.

    В 1992 г. Российская Федерация добилась подтверждения своего международного статуса как правопреемника СССР, постоянного члена Совета Безопасности ООН, крупной ядерной державы. В рамках созданного в конце 1991 г. Содружества Независимых Государств (СНГ) Россия заняла соответствующее ее геостратегическому, экономическому, демографическому, военному потенциалу лидирующее положение, заявила о том, что рассматривает СНГ как сферу своих жизненных интересов.

Тогда же определились главные направления российской внешней политики: отношения со странами ближнего зарубежья (бывшими республиками СССР, ставшими суверенными независимыми государствами) и отношения с ведущими мировыми державами (США, страны Западной Европы, Японией, Китаем и др.). 

Отношения со странами ближнего зарубежья

Наиболее острые проблемы связаны с:

  • созданием механизмов и структур в рамках СНГ, которые позволили бы решать проблемы безопасности, экономического и политического взаимодействия;
  • судьбой огромного военного потенциала распавшегося СССР;
  • защитой интересов русскоязычного населения (25 млн человек), оказавшегося вне пределов России;— налаживанием двусторонних политических, экономических, военно-стратегических отношений.

Важными достижениями 1992—1993 гг. были принятие Устава СНГ, подписание договора о коллективной безопасности, начало вывода российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Армении, участие России в урегулировании приднестровского, осетино-грузинского, грузино-абхазского, таджикского конфликтов.

Опыт первых лет  показал, что взаимодействие в рамках СНГ складывается непросто, возникают  серьезные проблемы и даже кризисы. В частности, не все страны подписали  Устав СНГ и договор о коллективной безопасности, тяжело решались вопросы  экспорта российских энергоносителей  и др. Вместе с тем просьбы руководства  Грузии, Армении, Таджикистана и других стран о создании российских военных  баз на их территории доказывали заинтересованность в сохранении и углублении сотрудничества.

     В 1994 г. было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета и формировании Таможенного союза.

В марте 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали договор  «Об углублении интеграции в экономической  и гуманитарной областях». 

Отношения со странами Прибалтики

Омрачаются проблемами статуса и правового положения русскоязычного населения. Международное сообщество признает дискриминационными законы Эстонии и Латвии о статусе национальных меньшинств. Российско-украинские отношения складывались непросто. Камнем преткновения был вопрос о судьбе Черноморского флота и статусе Севастополя.

В мае 1997г. было подписано соответствующее соглашение (о параметрах раздела флота между Россией и Украиной и об аренде Россией Севастопольской военно-морской базы), что позволило заключить Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Серьезные разногласия в двусторонних отношениях на протяжении последних лет вызывает проблема поставок российских энергоносителей и порядок расчетов за эти поставки. Успехи в российско-белорусских отношениях позволили заключить договор о создании союзного государства России и Белоруссии (2000), учреждении исполнительных и законодательных органов этого союза. Интеграция с Белоруссией имеет для обеих стран важное стратегическое значение. Позиция современной России в отношениях со странами ближнего зарубежья определяется в первую очередь защитой российских национальных интересов на всем пространстве СНГ.

   

Отношения с Западом

В развитии этих отношений  можно выделить несколько этапов:

I этап: 1991 —1993гг. Позиция России формировалось под влиянием острой заинтересованности в политической и экономической поддержке Западом преобразований, проводимых руководством страны.

К достижениям этих лет следует отнести:

  • деидеологизацию российской внешней политики;
  • признание статуса России как правопреемника СССР;
  • заключение договора с США об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2);
  • соглашение с США о взаимном перенацеливании стратегических ракет и о прекращении разработки в США программы стратегической оборонной инициативы;
  • налаживание тесных контактов с лидерами США, Франции, ФРГ, Великобритании;
  • вступление России в Международный валютный фонд и Всемирный банк.

    Негативные последствия  данного внешнеполитического курса  состояли в угрозе утраты Россией  самостоятельной роли на международной  арене, ослаблении ее влияния в развивающихся  странах и «горячих точках», формировании однополярного мира.

    II этап: 1994—1999 гг. Этот период связан с попытками России выработать самостоятельную позицию на международной арене, четче определить свои национальные интересы, восстановить влияние на ход мировой политики. Была выдвинута доктрина построения многополярного мира.

    Россия  стала полноправным членом «большой восьмерки» развитых стран мира с 1997 г.. Ей удалось четко обозначить свое отношение к планам расширения НАТО на Восток. Вопрос о принятии в состав НАТО бывших членов Организации Варшавского Договора был поставлен летом 1994 г. Россия заявила о принципиальном несогласии с этими планами, нарушающими ее безопасность (несмотря на это, в 1999 г. членами НАТО стали Польша, Венгрия и Чехия). В 1997 г. Россия подписала с НАТО договор об особом партнерстве. В 1996 г. наша страна стала полноправным членом Совета Европы. В 1994— 1996 гг. российскому внешнеполитическому ведомству удалось добиться понимания Западом военной акции в Чечне как вынужденной, направленной на сохранение государственной целостности России. 

III этап: 1999—2002 гг. В 1999г. отношения России с США и странами Запада обострились. Россия заняла резко негативную позицию в связи с военной операцией НАТО против Республики Югославия в Косово. Запад, в свою очередь, осудил Россию за «непропорциональное применение силы» в рамках контртеррористической операции в Чечне, хотя и подтвердил право России защищать территориальную целостность страны. В 2000 г. Россия была временно лишена права участвовать в полном объеме в деятельности Совета Европы (в начале 2001 г. было принято решении о восстановлении этих полномочий). В 2000 г. Россия четко заявила о том, что ее внешняя политика определяется российскими национальными интересами. Существенный экономический рост, достигнутый в 1999 и 2000 гг., подкрепляет стремление России к проведению сильной, самостоятельной, конструктивной внешней политики, основанной на приверженности идее многополярного мира. Важнейшим направлением внешней политики остается деятельность по активизации сотрудничества, направленного на борьбу с угрозами, исходящими от мирового терроризма. Россия жестко осудила террористические акты в США 11 сентября 2001 г., выступила в поддержку политических, экономических, финансовых, военных мер против терроризма. Отношения с Японией, Китаем, странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В 1990-е гг. Россия не раз заявляла о своем статусе как великой евразийской державы, заинтересованной в тесном сотрудничестве со странами Востока.

В 1998—2000 гг. плодотворно развивались российско-японские отношения. Китай стал одним из основных торговых партнеров России. Позитивно складываются отношения с Южной Кореей, странами АСЕАН.

Россия вступает в XXI в. с осознанием своей ответственности  и с готовностью активно участвовать  в формировании мирового порядка, основанного  на международной безопасности и  сотрудничестве. 
 
 

 

Заключение

В данном реферате я  попыталась проследить сложную историю распада СССР. Российское государство в течение ХХ-го века пережило два переломных периода. Первый период – это октябрь 1917 г., когда расстановка сил в обществе и государстве меняется и к власти приходят большевики. Второй – это время августовского путча 1991 г., когда система, создаваемая на протяжении 70-и лет, рухнула, как карточный домик.

Политика реформирования экономики в период «перестройки»  имела значительные социально-экономические  издержки. Резко сократилось производство не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными социальные проблемы, в  том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Обострение проблем  труда и быта вызывало различные  формы социального протеста. В  конце 80-х гг. волна забастовок охватила шахты Кузбасса, а затем Донецкого  угольного бассейна. Недовольством политикой горбачевской администрации умело воспользовались правящие элиты большинства республик, которые стремились сосредоточить полноту власти в своих руках. Сделать это можно было лишь путем выхода республик из Союза. Весной и летом 1990 г. Латвия, Литва, Эстония, а за ними Российская Федерация и другие союзные республики приняли декларации о государственной суверенитете. Это означало установление приоритета республиканских законов над законами Союза. Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов союзных республик. Первым президентом Российской Федерации стал Б. Н. Ельцин (12 июня 1990 г.). Начавшиеся «парад суверенитетов» и «война законов» свидетельствовали о том, что страна вступила в полосу дезинтеграции. В ряде мест вспыхнули межнациональные конфликты. Центр попытался оказать силовое давление на местные власти. Были предприняты попытки силой разогнать массовые демонстрации в республиках, участники которых требовали независимости республик. Столкновения демонстрантов с частями Советской Армии произошли в Тбилиси (1989 г.), Баку (1990 г.), Вильнюсе и Риге (1991 г.).

В марте 1991 г. был проведен первый в истории страны всесоюзный референдум по вопросу о сохранении обновленного Союза. За сохранение СССР высказались 76,4 % участников голосования. Весной 1991 г. состоялись переговоры Горбачева с руководителями девяти союзных республик о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г. Однако в ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. В стране вводилось чрезвычайное положение и был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Однако практическое бездействие ГКЧП привело к аресту его членов 22 августа 1991 г. Августовские события ускорили распад СССР. Уже в августе три прибалтийские республики – Латвия, Литва и Эстония – заявили о своем выходе из СССР. Президент М. С. Горбачев вынужден был подписать указ о признании этого выхода. В сентябре все союзные республики, которые не заявили о своем суверенитете, сделали это. Вслед за этим начался демонтаж союзных структур. Съезд народных депутатов СССР заявил о самороспуске, высшим представительным органом власти до заключения нового союзного договора между республиками стал реформированный Верховный Совет СССР. Был распущен союзный кабинет министров, вместо него создан аморфный межреспубликанский экономический кабинет. Большинство союзных министерств упразднялось.

8 декабря 1991 г. руководители трех славянских республик – России, Украины и Белоруссии, являющиеся государствами–учредителями СССР, заключили в Беловежской пуще под Брестом сепаратное межгосударственное соглашение. В нем говорилось: «Мы, руководители Республики Беларусь, РСФСР. Украины, отмечая, что ... объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образование независимых государств стал реальным фактом, ... заявляем об образовании Содружества Независимых Государств». В заявлении отмечалось, что «Содружество Независимых Государств в составе Республики Беларусь, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств – членов Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения». Через несколько дней о своей готовности присоединиться к Содружеству заявили среднеазиатские республики и Казахстан. 21 декабря была принята Алма-Атинская декларация, в которой объявлялось о прекращении существования СССР и образовании СНГ. Последнее объединяло 11 бывших союзных республик (без Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии). 25 декабря М. С. Горбачев подал в отставку с поста президента СССР. Так закончилась история СССР, которому не суждено было дожить до своего 70-летия. Феномен распада СССР до конца еще не изучен. Но и сейчас уже можно со всей определенностью сказать, что главная причина крушения этого уникального государственного образования заключалась в его унитарном характере; с началом процесса демократизации возникли центробежные тенденции, которые, набирая силу, и привели в конечном счете к распаду Союза. Центр оказался не в состоянии им противостоять. Горбачеву и его окружению так и не удалось реформировать СССР на началах подлинного равноправия и добровольности входивших в него республик.

Информация о работе Распад СССР. Россия на современном этапе