Распад СССР: причины и последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:07, реферат

Описание работы

Причины и последствия распада СССР в современной российской и зарубежной историографии рассматриваются, как правило, в контексте глобальных социально-экономических, политических, научных и технологических процессов ХХ века. В широких хронологических рамках исследуют эту проблему распада СССР авторы — сторонники системного подхода.
Они исходят из того, что современный мир — мир второй половины ХХ века — представляет целостную систему. Развитие капитализма на основе европейской цивилизации направило с ХIХ в. процесс интеграции в русло экономического прогресса. Мир стал западноцентричным (при этом понятие “Запад” толкуется расширительно, охватывая не только страны Западной Европы и Северной Америки, но и такие страны как Австралия и Япония ) в технико-экономическом плане, одновременно сохраняя, а подчас и углубляя культурную и историческую самобытность отдельных стран.

Содержание

1. Введение 3
2. История образования СССР 5
4. Причины распада СССР 9
5. Последствия распада СССР 15
5.1. Экономические последствия 15
5.2. Политические последствия 17
6. Литература 19

Работа содержит 1 файл

Реферат(ист).docx

— 46.05 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Марийский государственный  технический университет

 

 

Кафедра истории и психологии

 

Реферат

на тему:

«Распад СССР: причины и последствия»

 

 

 

                                                            Выполнил:

 

                                                                                Проверил преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола

2009

Содержание

 

1. Введение 3

2. История образования СССР 5

4. Причины распада СССР 9

5. Последствия распада СССР 15

5.1. Экономические последствия 15

5.2. Политические последствия 17

6. Литература 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Причины и последствия распада  СССР в современной российской и  зарубежной историографии рассматриваются, как правило, в контексте глобальных социально-экономических, политических, научных и технологических процессов  ХХ века. В широких хронологических  рамках исследуют эту проблему распада  СССР авторы — сторонники системного подхода.

Они исходят из того, что современный  мир — мир второй половины ХХ века — представляет целостную систему. Развитие капитализма на основе европейской  цивилизации направило с ХIХ  в. процесс интеграции в русло  экономического прогресса. Мир стал западноцентричным (при этом понятие  “Запад” толкуется расширительно, охватывая не только страны Западной Европы и Северной Америки, но и такие  страны как Австралия и Япония ) в технико-экономическом плане, одновременно сохраняя, а подчас и  углубляя культурную и историческую самобытность отдельных стран. Интернационализация  производства сформировала систему  мирового капиталистического хозяйства (МКХ). С развитием и углублением  научно-технической революции (НТР) европейская цивилизация все  более становилась техногенной  и мировой. Техногенной — потому что она была порождена техническим  прогрессом и постоянно порождала  и порождает его. Суть европейской  цивилизации стали выражать научно-технические  параметры и связанные с ними социально-экономическая и политическая организация. Одновременно она —  “мировая цивилизация”, поскольку  во главу угла в центре общественного  развития ставится мировое интеграционное развитие (МИР), выражающееся в том, что система и механизм МКХ  функционируют по общим принципам  и требованиям технологической  цивилизации. МИР превращает все  национальные экономики в его  подсистемы. Эти подсистемы (субструктуры), включают страны или группы стран, место  которых в системе определяется степенью их вовлеченности в указанные  глобальные процессы и способностью использовать результаты этих процессов в своем внутреннем экономическом и общественно-политическом развитии. Процессы МКХ, НТР и МИР рассматриваются в рамках “мировой переходности” от “незападной” модели развития к “западной”. Распад СССР был порожден противостоянием “Запад” — “Незапад”, которое завершилось победой “Запада”.

  1. История образования СССР

В ходе гражданской войны  сложились 2 формы национальной государственности: 1-я, федерация, основанная на автономии, и 2-я, федерация, основанная на конфедерации. Другая форма федерации начала складываться на основе сплочения других наций. Объединение  начало происходить сперва на военной  основе. В зародыше это была форма  конфедерации. Но на практике же, эта  конфедерация была под диктатом СССР. Сохранялась единая Коммунистическая партия, оставалась четкая централизация, через коммунистическую партию происходило  полное подчинение.

Решающим политическим условия  объединения было единство их политического  строя - в результате революции во всех республиках была установлена  диктатура  пролетариата. Переход  к нэпу усилил объективную потребность  к объединению республик.  Сталин в это время был Наркомом по делам национальностей, и он был  сторонником объединения на основе автономий, т.к.  при этом была возможность  полного контролирования всей территории.  На 10-ом съезде партии Сталин выступил с докладом. Он говорил о потребности  преодолеть социально - культурное и  экономическое неравенство народов. Он считал, что шовинизм и местный  национализм представляет собой  одинаковую опасность для коммунистического  интернационализма. Доклад сильно критиковался. На этом же 10 - м съезде, Сталин предложил  покончить с национальным вопросом навсегда и предложил административный передел России.

Изменение границ происходило  не очень гладко. При рассмотрении вопросов экономического районирования  страны , национальные вопросы в  расчет не брались. Часть партийных  деятелей, в том числе и И.В.Сталин , изначально считали создание независимых  национальных республик решением чисто  временных, политических задач.

В образовании СССР большую  роль сыграла ЗСФСР. Для всех россиян  было важно хозяйственное объединение  всех трёх закавказских республик. Это объединение вызвало горячий спор. Основной вопрос спора был - принципы нэпа и создание (объединение) государств. Спор был еще и в том, что применимы ли принципы нэпа к объединению всех республик. Нэп требовал воссоздания государственного единства на основе конфедерации. Было организованно единое управление железными дорогами Закавказья.

Но большевики недооценили  национальный вопрос. Началась политика форсированного сближения, объединения  национальностей. В июле 1922 года был  предложен проект ФСССРЗ. При этом основные полномочия оставались в руках  республик. Это был союз на основе конфедераций. Этим был очень недоволен  Орджоникидзе. Сталин, как и Орджоникидзе, был сторонником жесткой централизации.

В конце августа Сталин предложил проект, в котором предлагал "...приспособить форму взаимоотношений  между центрами и окраинами к  фактическим взаимоотношениям, в  силу которых окраины во всем безусловно должны подчиняться центру...".

Но поддержка сталинского  проекта была весьма относительной. Только ЦК Армении и Азербайджана высказались за него без особых оговорок. ЦК КП Белоруссии отдавал предпочтение сохранению договорных отношений. ЦК КП Грузии 15 сентября вообще отверг сталинский план. Из-за этого (и не только) в октябре 1922 года произошел так называемый "грузинский инцидент", когда ЦК КП Грузии коллективно подал в отставку.

Большевики редко считались  с национальным вопросом и мнением  людей, не согласных с генеральным  курсом партии. В результате на не очень  добровольной основе СССР стал состоять из 6-ти республик - РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.

 

 

 

 

 

  1. Распад СССР

Процесс распада СССР, по сути, начинался с выхода республиканских  компартий из состава КПСС. Этот процесс повлек за собой дробление  ранее единой и централизованной союзной номенклатуры и сопровождался  стремительным отходом от московских верхов республиканской политической элиты. Правящая национальная верхушка стремилась ликвидировать все формы  подчинения центру, который не мог  остановить сепаратистские тенденции. Поэтому руководство республик  взяло курс на выход из СССР. Начался  период "парада суверенитетов" и "войны законов".

Весной и летом 1991 г. РСФСР  и другие союзные республики приняли  декларацию о государственном суверенитете. На фоне общей дезинтеграции вспыхнули  кровавые межнациональные конфликты  в Нагорном Карабахе, Южной Осетии и других регионах Советского Союза.

К августу 1991 г. переговоры Президента СССР и представителей 9 (из 15) союзных  республик закончились подготовкой  компромиссного договора о создании Содружества Суверенных Государств (конфедерации с институтом весьма ограниченной президентской власти). По сути, это была последняя попытка  центра предотвратить распад СССР. Однако события развивались по-другому.

В ночь на 19 августа власть попытался взять в свои руки Государственный  комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в лице вице-президента СССР Г. И. Янаева, премьер-министра В. С. Павлова, министра обороны Д. Т. Язова, министра внутренних дел Б. К. Пуго и др. ГКЧП объявил о введении чрезвычайного  положения, расформировании структур власти, действовавших вопреки Конституции 1977 г., приостановлении деятельности оппозиционных партий, нерушимости  СССР, контроле над средствами массовой информации. Однако Президенту РСФСР  Б. Н. Ельцину удалось организовать сопротивление, и 22 августа члены  ГКЧП были арестованы. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории РСФСР, а в ноябре 1991 г. Коммунистическая партия была распущена.

После этих событий распад СССР был неизбежным. Первыми из СССР вышли Латвия, Литва и Эстония. В начале декабря 1991 г. лидеры России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и  Белоруссии (С. С. Шушкевич) подписали  так называемые Беловежские соглашения, объявлявшие о роспуске СССР и  создании Содружества Независимых  Государств, к которому 21 декабря  присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Через четыре дня в связи с распадом СССР М. С. Горбачев подал в отставку с  поста Президента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Причины распада СССР

Одним из самых значительных событий последних десяти лет  был распад Советского Союза и  образование на его территории 15 независимых государств. Распад такой  великой державы не мог пройти незаметно для населения. В результате подписания Беловежских соглашений были разорваны все существовавшие связи между   союзными республиками. Прежде всего разрыв этих связей сказался на жизни людей в постсоветском пространстве. Резко обострились национальные отношения, что привело к межэтническим столкновеним почти во всех союзных республиках. Также идёт обострение социальных последствий политического и экономического кризиса, наблюдается резкий рост национализма, дискриминации  русскоязычного населения и русского языка в республиках бывшего Советского Союза.  Все эти последствия распада СССР повергли в отчаяние миллионы людей и привели к резкой дифференциации общества на бедных и богатых, беспрецедентному росту потока беженцев.

Все это породило острейшую  кризисную ситуацию, привело к  резкому усилению социальной и политической напряженности в обществе и представляет собой своего рода “бомбу замедленного действия”.

С сентября 1991 г. прежнего Советского Союза уже не существовало. Латвия, Литва и Эстония стали полностью независимыми государствами, их официально признали Россия и некоторые другие страны. Грузия, Армения, Украина и Молдова также стремились проводить полностью независимый курс.

В отличие от Западной Европы, где нарастали интеграционные процессы, восточноевропейские государства оказались подвержены влиянию центробежных сил. Крушение коммунистической системы вызвало взрыв сепаратистских тенденций в агонизировавшем Советском Союзе. Повторилась, только в еще более ярко выраженном варианте, ситуация 1917 года, когда крах центральных политических институтов, властных структур, господствовавшей идеологии привел к возникновению новых центров власти, формировавшихся на окраинах империи на националистической основе. В 1991 г. для распада коммунистической «империи» оказались гораздо более благоприятные условия, объективно подготовленные самими большевиками    еще    при    создании  СССР:    в советской идеологии была заложена идея о праве наций на самоопределение вплоть до отделения; государственное устройство основывалось на формально добровольном, но зафиксированном в Конституции договорном объединении «союзных» государств, созданных на базе крупных наций; территориально-государственное размежевание, хотя проводилось волевыми решениями и не следовало строго национальному принципу, но имело в своей основе именно его; республиканские органы управления, мало отличавшиеся по своим реальным полномочиям от органов управления крупными областями РСФСР, имели, тем не менее, все атрибуты государственных органов власти, включая выборные органы — Советы, исполнительную власть в лице министерских структур и т. д. С крушением КПСС, запретом ее структур, бывших в СССР реальными носителями государственной власти, которым подчинялись все остальные институты государства, исчез политический центр, объединявший властные структуры СССР. Съезд народных депутатов СССР, формировавшийся преимущественно на базе того же номенклатурно-партийного механизма, не мог выполнить той цементирующей роли для Советского Союза, которую выполняла Коммунистическая партия: в отличие от нее съезд был лишь надстройкой, у которой не было рычагов власти на местах. Не мог выполнить этой роли и президент СССР, избранный все тем же съездом. К тому же оба властных института оказались полностью дискредитированными как ходом перестройки и бесконечными провалами во всех сферах жизни, так и конкретной политической ситуацией, связанной с путчем ГКЧП, продемонстрировав свою беспомощность либо сочувствие путчистам. Мина замедленного — на десятилетия — действия, заложенная под российскую государственность при создании СССР, должна была взорваться. И она взорвалась, как только исчез скрепляющий каркас — безраздельная власть коммунистической идеологии с ее «пролетарским», «советским интернационализмом», — и несущая конструкция этой идеологии — властные структуры в лице Коммунистической партии. Вакуум, образовавшийся с ослаблением влияния коммунистических идей в последние годы перестройки, был уже существенно заполнен националистическими идеями, облекавшимися сначала в форму экономического суверенитета и перераставшими в лозунги государственной независимости.

Центростремительные силы, объективно основанные на многовековой общности большинства территорий бывшей Российской империи, закрепленной мощными интеграционными процессами в советское время, в конкретной общественно-политической и экономической ситуации рубежа 80—90-х гг. оказались крайне ослаблены. Распад в условиях кризиса экономических связей, крушение властных структур, единой государственной идеологии, утрата общегосударственных ценностей, утрата общественным сознанием четких ориентиров, растерянность широких слоев населения в критической ситуации — все это стало благодатной почвой для действий политических сил, заинтересованных в крушении СССР как единого государства.

В обществе не оказалось  влиятельных сил, способных сохранить СССР. К тому же сама идея была дискредитирована провалившимся выступлением ГКЧП. После его поражения распад СССР, начавшийся еще в конце 80-х гг., принял лавинообразный характер. Республиканские органы власти были заинтересованы в кардинальном перераспределении властных полномочий в свою пользу еще задолго до осени 1991 г. За ними стояли интересы местных политических элит как новых, поднявшихся на волне перестройки, так и старых, партийно-номенклатурных. После подавления путча и те и другие использовали лозунг национальной независимости, одни — чтобы получить власть, другие — чтобы сохранить ее. Ни тех, ни других не интересовали объективные интересы народов своих республик, опасность резкого обострения экономического кризиса с распадом СССР, падение уровня жизни населения, неизбежность обострения национальных конфликтов вплоть до гражданской воины и региональных войн из-за взаимных территориальных претензий в связи с искусственно проведенными границами. В устранении центральных политических институтов, в том числе Съезда народных депутатов СССР (и Верховного Совета), президента СССР, были заинтересованы и соответствующие республиканские структуры.

Последним актом  политической драмы распада СССР стали события конца 1991 г. 1 декабря 1991 г. состоялся референдум о будущем Украины. В отличие от ранее проведенного референдума, на котором большинство жителей Украины высказались за сохранение Союза ССР, результатом данного референдума стала поддержка идеи независимости. Тем самым позиция украинского руководства получила правовую основу, а выход из СССР крупнейшей республики стал толчком к его окончательному распаду. Лихорадочные попытки президента М. С. Горбачева сохранить объединение советских республик в какой-либо государственной форме оказались безрезультатными: время было упущено, влияние центральных органов власти оказалось утраченным. Президент Украины Л. Кравчук заявил, что Украина будет заключать политические союзы с республиками-государствами, но не войдет в союз, где над государствами будет еще центральный управляющий орган. Союзный договор 1922 г. был денонсирован парламентом Украины. Позиция других республик не была единой. Развал Союза ССР довершили Беловежские соглашения. 8 декабря 1991 г. руководители трех славянских республик — России, Украины и Белоруссии, являвшихся государствами—учредителями СССР, констатировали, что Союз ССР как «субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Одновременно было согласовано совместное заявление об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Уже через несколько дней руководители Казахстана и других республик Средней Азии заявили о своей готовности присоединиться к новому Содружеству на основах, разработанных тремя славянскими республиками. Президент СССР Горбачев выступил с предложением участвовать в формировании нового межгосударственного объединения, но главы бывших союзных республик практически единогласно отказались от этого предложения. 21 декабря 1991 г. на встрече в Алма-Ате 11 бывших республик СССР заявили о создании Содружества Независимых Государств с координирующими функциями и без каких-либо совместных законодательных, исполнительных или судебных органов. От участия в СНГ уклонились республики Прибалтики, а также Грузия. 25 декабря М. С. Горбачев в качестве президента уже не существующего государства выступил по телевидению, заявив о сложении своих полномочий.

Информация о работе Распад СССР: причины и последствия