Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:58, доклад
Распад Киевской Руси не означал упадка и одичания. Напротив, почти в каждом из полутора десятков самостоятельных княжеств быстро развивалась экономика, росли новые города, увеличивалось население. Местные правители, соревнуясь друг с другом, украшали свои города и загородные резиденции пышными постройками. Они покровительствовали ремеслам и искусствам, заботились о том, чтобы их деяния были запечатлены летописцами и воспеты поэтами.
Культура Руси 12 -начала13 в.
Распад Киевской Руси не означал упадка и одичания. Напротив, почти в каждом из полутора десятков самостоятельных княжеств быстро развивалась экономика, росли новые города, увеличивалось население. Местные правители, соревнуясь друг с другом, украшали свои города и загородные резиденции пышными постройками. Они покровительствовали ремеслам и искусствам, заботились о том, чтобы их деяния были запечатлены летописцами и воспеты поэтами.
Культура Киевской Руси была как бы единым стволом, от которого отходили ветви местного творчества. Она питала их своими традициями, снабжала запасом идей и образов. Но при этом и сами ветви быстро росли и набирали силу. Характерными чертами русской культуры этой эпохи было удивительное разнообразие тем и жанров, большая свобода в выборе конкретных форм.
О богатстве литературного творчества в эту эпоху свидетельствуют не только шедевры культуры. Необычайно богатым был и «средний пласт» — произведения, в которых преобладали традиционные темы и формы.
Расцвет летописания
В ту эпоху при дворе каждого значительного правителя велось собственное летописание:
Злато слово
Узник Лаче-озера
. Среди придворных Всеволода Большое Гнездо был некий образованный и даровитый человек по имени Даниил
. Он участвовал в
составлении княжеской
Лет пять спустя, в 1197 г., на Белоозеро приехал князь Ярослав — внук киевского князя Мстислава Великого, но к этому времени всего лишь мелкий безземельный князек, исполнявший обязанности наместника на службе у Всеволода Большое Гнездо. Измученный невзгодами ссыльный увидел в его приезде шанс на перемену своей судьбы. Он шлет князю Ярославу (своему давнему знакомому) послание («Слово Даниила Заточника»), в котором убеждает взять его на службу. Послание должно было наглядно показать князю ум, начитанность, жизнерадостность, хитрость Даниила — словом, все те качества, которыми должен располагать княжеский секретарь и советник. Вероятно, Даниил знал, что князь Ярослав готовился тогда согласно воле Всеволода Большое Гнездо отправиться в Новгород и в связи с этим нуждался в толковых помощниках.
«Слово Даниила Заточника» благодаря своим художественным достоинствам из личного послания быстро превратилось в широко известный литературный памятник. Около 1229 г. им воспользовался для своих целей один бедняк, мечтавший выбраться из холопского ярма. (История не сохранила его имени. Впрочем, возможно, что его также звали Даниилом.) Этот человек был умен, грамотен и даже не лишен литературных способностей. Взяв за основу «Слово Даниила Заточника» и прибавив к нему некоторые сведения и рассуждения личного характера, псевдо-Даниил обратился таким образом к князю Ярославу Всеволодовичу — сыну Всеволода Большое Гнездо. Так возникло «Моление Даниила Заточника» — как бы второе, расширенное и переработанное издание «Слова...». «Слово Даниила Заточника» раскрывает перед нами совершенно иную сторону жизни Руси, чем «Слово о полку Игореве».
«Слово о погибели Русской земл
Это произведение вновь возвращает нас к головокружительному взгляду на мир с высоты птичьего полета, присущему «Слову о полку Игореве». Автор рисует величественную картину цветущей Русской земли: «О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты...»
Далее автор говорит о славе русских князей — Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Всеволода Большое Гнездо,— которым покорились языческие народы и которых опасались даже византийские императоры. Но вот все это внезапно погибло — «обрушилась беда на христиан». На этом текст памятника обрывается. Большинство исследователей полагают, что далее следовало описание Батыева нашествия — подлинной «погибели Русской земли».
Лебединая стая
До сих пор остается загадкой: что заставило строителей Северо-Восточной Руси отказаться от обычного для построек Киевской Руси материала — широкого плоского кирпича — и перейти к более сложному в обработке белому камню — известняку. Полагают, что первыми учителями для северян были строители из Галича. Юрий Долгорукий в 1150 г. выдал свою дочь Ольгу замуж за галицкого князя Ярослава Осмомысла. Примерно в эти же годы в Галиче был построен белокаменный Успенский собор.
Успенский собор
А несколько лет спустя (1152—1157) первый белокаменный храм — Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском — сооружается и во владениях Юрия Долгорукого.
Этот древний храм хорошо сохранился до нашего времени. Он сложен из аккуратных квадров белого известняка, который доставляли сюда водным путем из каменоломен возле городка Старица на Волге.
Стройный силуэт собора возвышался над теснившимися вокруг черными избами. Казалось, огромный лебедь опустился из заоблачной выси на древней вечевой площади Переславля. Еще миг — и он снова взлетит туда, где кружит, ожидая его, белоснежная стая...
На смену простым и суровым храмам Долгорукого приходят утонченные, изысканные церкви Боголюбского. Их фасады расцветают белокаменной резьбой. Здесь и волнами бегущие по стенам легкие арки, и стройные колонки с капителями в виде диковинных животных и птиц, и таинственные женские маски.