Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:39, доклад
В XVII в. русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые тенденции. Это была культура переходного времени, новые тенденции обозначились лишь к концу века.
Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Постепенно происходит взаимопроникновение различных диалектов, складывается единый русский язык.
ВВЕДЕНИЕ
В XVII в. русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые тенденции. Это была культура переходного времени, новые тенденции обозначились лишь к концу века.
Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Постепенно происходит взаимопроникновение различных диалектов, складывается единый русский язык.
XVIII в. характеризуется на Руси поздним феодализмом. Делаются попытки преодолеть отставание России от стран Западной Европы, происходят существенные перемены во всех областях жизни. Их начало связано с реформами Петра I (1672 – 1725). В России утверждается самодержавная власть – абсолютная монархия. В это время развиваются внешние экономические и культурные связи России с западными странами, способствующие вхождению её в мировой историко-культурный процесс.
Петровские
реформы способствовали
1.ОБРАЗОВАНИЕ
Впервые при Петре I образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления петровских реформ нужны были образованные люди. При Петре I открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Молодых людей стали посылать за границу учиться ремеслу – корабельному и морскому делу, а также наукам и искусству.
В
1701 г. в Москве была открыта
школа математических и
В первой четверти XVIII в. стали создаваться так называемые цифирные школы – государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Однако постепенно число этих школ уменьшалось, пока они вовсе не прекратили своё существование. Были в то время и церковноприходские училища, в которые принимались дети любых сословий, существовали также духовные семинарии и школы. В 1786 г. был создан Устав народных училищ – первый законодательный акт в области образования.
Для
дворянских детей стали
В 1724 г. была организована Академия наук, в неё входили Академия, Университет и гимназия. Академия делилась на три класса: математики, физики и гуманитарный. Вначале среди академиков были одни иностранцы. М.В. Ломоносов (1711-1765) стал первым русским академиком, ученым мирового значения. В 1755 г. по инициативе Ломоносова был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. Он имел философский, юридический и медицинский факультеты.
Появились
профессионально-
2. КНИГОИЗДАНИЕ
И ЛИТЕРАТУРА
В 1708-1710 гг. была проведена реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу, были введены гражданская азбука (в отличие от церковной) и гражданская печать, что способствовало увеличению издания светских книг, в том числе и учебников. Для народных училищ издавались «Азбука», книга Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. С 1708-1725 гг. было напечатано около 300 гражданских книг, но тиражи их были ещё невелики.
Ранее в России при царском дворе издавалась рукописная газета «Куранты» (сохранилась с 1600 г.) По указу Петра I стала издаваться первая русская печатная газета «Ведомости» (1702-1727). В 1703-1704 гг. вышло 39 номеров. С 1710 г. газета печаталась гражданским шрифтом. В «Ведомостях» публиковались военные сообщения. Известия о состоянии торговли и промышленности, о новых школах, а также иностранная хроника.
Широкая
книгоиздательская
В
это время популярностью
Поэт
В.К. Тредиаковский стал
Основоположником русской драматургии стал А.П. Сумароков, поэт, автор первых комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни.
В произведениях этих писателей нашли отражение идеи русского классицизма, который получил развитие в дальнейшем.
3. АРХИТЕКТУРА
В
Петровскую эпоху вносятся
В ХVII веке архитектура носила преимущественно церковный характер. Петровские преобразования кардинально повлияли на характер архитектурных проектов. С политико-экономическим развитием страны предъявляются новые требования к гражданскому строительству. Появление промышленных мануфактур, учреждение Сената, коллегий потребовало нового типа построек. Строительство в Москве отличалось разнообразием городских зданий.
Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Хамовный двор, Суконный двор, Большой каменный мост, Арсенал в Кремле. Из зданий общественного пользования можно выделить трехэтажное здание Главной аптеки, где в начале помещался первый русский университет, "Комедийную хромину" (театр) в Москве, систему монументальных зданий в Петербурге.
В
церковной архитектуре
Петровская
эпоха характеризуется прежде
всего строительством новой
Общественные сооружения Трезини отличались простой стиля – здание Двенадцати коллегий (ныне университет). Самым значительным сооружением Трезини был Петропавловский собор Петропавловской крепости, его отличала колокольня с высоким узким шпилем. В числе общественных зданий Петербурга выделялись Гостиный двор, Адмиралтейство, Биржа.
Одновременно
с Петербургом строились
Решающей
для расцвета стиля русского
барокко была деятельность
4. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО
Петровское
время стало переломным и в
развитии живописи. Евангелистские
и библейские сюжеты в
Особенно высокого уровня достигла портретная живопись. Художественная линия русского пртрета сохранила свою самобытность, но одновременно воспринимала лучшие западные традции. Наиболее известные художники петровского времени – Андрей Матвеев и Иван Никитин – основоположники русской светской живописи. Живописному мастерству они учились за границей. Портреты А. Матвеева отмечены непринужденностью поз и правдивостью характеристик. Ему принадлежит первый в русском искусстве “Автопортрет с женой”. И. Никитин добивался в своих портретах передачи характерных индивидуальных черт модели, выразительности изображаемых предметов.
Петровское время характеризуется значительным развитием жанра гравюры. Это был жанр близкий к повседневности и имевший широкий круг ценителей. Книги украшались гравюрами, гравюры украшали дома. Техника гравюр была весьма разнообразна, многие гравюры посвящены прославлению побед в войнах, строительству Петербурга.
В начале ХVIII века издаются специальные указы, касающиеся подготовки и воспитания художников. Царским указом большую группу "мастеровых людей разных художеств" переселили в новую столицу для росписи церквей, новых дворцов и других работ. За счет казны посылали наиболее талантливых заграницу для обучения. Среди них можно назвать живописцев А.Матвеева, И.Никитина, Р.Никитина, гравера С.Коровина других.
В Россию приглашали и иностранных художников, оставивших заметный след в истории нашего искусства.
5. ТЕАТР
В XVIII в. продолжалось развитие театра. В 1702 г. по велению Петр I был создан Публичный общедоступный театр, рассчитанный на массовую публику.
Специально для него нв Красной площади в Москве было выстроено здание – “Комедиальная храмина”.
Играли там немецкие актеры группы И.Кунста, О. Фюрста. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес, но успеха у публики они не имели. Однако такой театр был еще редким явлением. Более распространены были частные театры, которые заводила знать для узкого круга зрителей. Существовал также крепостной театр – это были дворянские театры с труппой из крепостных. В основном такие театры создавались в Москве и Подмосковье (театры Шереметьевых, Юсуповых и др.) Они возникли в конце XVII в., но получили свое развитие в XVIII в. Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.
В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.д. В их постановках делались намеки на происходящие политические события, например на мятежи стрельцов, на измену Мазепы, высмеивались противники просвещения. В начале XVIII в. продолжал свою деятельность школьный театр при Славяно-греко-латинской академии.
Ставили театры и чисто исторические по тематике пьесы. Наиболее знаменита из них была трагикомедия Ф.Прокоповича "Владимир". Видными деятелями театрального дела были Ф.Прокопович, доктор Бидеон, Федор Жуковский.
Театр
в России в XVIII в. приобрел огромную
популярность, стал достоянием широких
масс, ещё одной общедоступной сферой
духовной деятельности людей.