Расцвет культуры при Петре

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:39, доклад

Описание работы

В XVII в. русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые тенденции. Это была культура переходного времени, новые тенденции обозначились лишь к концу века.
Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Постепенно происходит взаимопроникновение различных диалектов, складывается единый русский язык.

Работа содержит 1 файл

Культурология расцвет культуры при Петре.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

  ВВЕДЕНИЕ

В XVII в. русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые тенденции. Это была культура переходного времени, новые тенденции обозначились лишь к концу века. 

     Начинается  формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Постепенно происходит взаимопроникновение различных диалектов, складывается единый русский язык. 

     XVIII в. характеризуется на Руси поздним феодализмом. Делаются попытки преодолеть отставание России от стран Западной Европы, происходят существенные перемены во всех областях жизни. Их начало связано с реформами Петра I (1672 – 1725).  В России утверждается самодержавная власть – абсолютная монархия.  В это время развиваются внешние экономические и культурные связи России с западными странами, способствующие вхождению её в мировой историко-культурный процесс.      

     Петровские  реформы способствовали экономическому  и политическому подъёму государства.  Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры.  Основным  содержанием культурного процесса в этот период были формирование и развитие национальной русской культуры. Появляются новые сферы культуры – наука, художественные литература, светская живопись, общедоступный театр и др.  

1.ОБРАЗОВАНИЕ 

     Впервые  при Петре I образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления петровских реформ нужны были образованные люди. При Петре I открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Молодых людей стали посылать за границу учиться ремеслу – корабельному и морскому делу, а также наукам и искусству.

     В  1701 г. в Москве была открыта  школа математических и навигационных наук – Навигацкая школа – первое светское государственное учебное заведение. Ученики школы изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию. При Посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам, а позже – школа канцелярских служащих.  В Москве и других городах создавался ряд профессиональных школ – Артиллерийская, Инженерная, Медицинская; на Уральских заводах – горнозаводские училища. Все профессиональные школы имели подготовительные отделения, где обучали письму, чтению, арифметике.  

      В первой четверти XVIII в. стали создаваться так называемые цифирные школы – государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Однако постепенно число этих школ уменьшалось, пока они вовсе не прекратили своё существование. Были в то время и церковноприходские училища, в которые принимались дети любых сословий, существовали также духовные семинарии и школы. В 1786 г. был создан Устав народных училищ – первый законодательный акт в области образования.

     Для  дворянских детей стали создаваться  закрытые сословные учебные заведения:  в конце 50-х гг. – Пажеский  корпус, где готовили к придворной  службе; в 1764 г. – Воспитательное  общество благородных девиц при  Смольном монастыре в Петербурге для девочек; в 1731 г. – Шляхетский (дворянский) корпус для подготовки офицеров.

     В  1724 г. была организована Академия  наук, в неё входили Академия, Университет и гимназия. Академия  делилась на три класса: математики, физики и гуманитарный. Вначале среди академиков были одни иностранцы. М.В. Ломоносов (1711-1765) стал первым русским академиком, ученым мирового значения. В 1755 г. по инициативе Ломоносова был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. Он имел философский, юридический и медицинский факультеты.

     Появились  профессионально-художественные учебные  заведения. В Петербурге –  Танцевальная школа (ныне училище  им. А.Я. Вагановой), в Москве –  Балетное училище и Академия  художеств. 

2. КНИГОИЗДАНИЕ  И ЛИТЕРАТУРА 

     В 1708-1710 гг. была проведена реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу, были введены гражданская азбука (в отличие от церковной) и гражданская печать, что способствовало увеличению издания светских книг, в том числе и учебников. Для народных училищ издавались «Азбука», книга     Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. С 1708-1725 гг. было напечатано около 300 гражданских книг, но тиражи их были ещё невелики.

     Ранее в России при царском дворе издавалась рукописная газета «Куранты» (сохранилась с 1600 г.) По указу Петра I стала издаваться первая русская печатная газета «Ведомости» (1702-1727). В 1703-1704 гг. вышло 39 номеров. С 1710 г. газета печаталась гражданским шрифтом. В «Ведомостях» публиковались военные сообщения. Известия о состоянии торговли и промышленности, о новых школах, а также иностранная хроника.

     Широкая  книгоиздательская деятельность  во многом ускорила развитие  литературы. Введение гражданского  шрифта способствовало укреплению светского языка, хотя ещё широко был распространён церковнославянский язык.

     В  это время популярностью пользовались  произведения русского поэта  и просветителя Антиоха Кантемира.  Горячо сочувствуя делу петровских  реформ, он вошел в кружок Ф. Прокоповича, так называемую ученую дружину. Настроения кружка нашли выражения в сатирах Кантемира («К уму своему», «Филарет», «Евгений» и др.) Активно Кантемир занимался переводами, его перевод трактата Б. Фонтенеля «Разговор о множестве миров» сыграл значительную роль в разработке русской научной терминологии. Он ввел такие термины, как «начало», «принцип», «наблюдение», «плотность», «вихри» и др.

     Поэт  В.К. Тредиаковский стал реформатором  русского языка и стихосложения.  В работе «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» он сформулировал принципы силлабо-тонического стихосложения. Это дало мощный толчок дальнейшему развитию литературы в России.

    Основоположником  русской драматургии стал А.П.  Сумароков, поэт, автор первых  комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни.

     В  произведениях этих писателей  нашли отражение идеи русского  классицизма, который получил  развитие в дальнейшем.

 

3. АРХИТЕКТУРА 

     В  Петровскую эпоху вносятся новшества  и в архитектуру, и в строительство,  обусловленные требованиями правительства  выразить в архитектурных сооружениях  силу, мощь и величие Российской  империи. Правительство финансировало  крупные постройки.

      В ХVII веке архитектура носила преимущественно церковный характер. Петровские преобразования кардинально повлияли на характер архитектурных проектов. С политико-экономическим развитием страны предъявляются новые требования к гражданскому строительству. Появление промышленных мануфактур, учреждение Сената, коллегий потребовало нового типа построек. Строительство в Москве отличалось разнообразием городских зданий. 

     Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Хамовный двор, Суконный двор, Большой каменный мост, Арсенал в Кремле. Из зданий общественного пользования можно выделить трехэтажное здание Главной аптеки, где в начале помещался первый  русский университет, "Комедийную хромину" (театр) в Москве, систему монументальных зданий в Петербурге.

     В  церковной архитектуре наступил  период, получивший название московского  барокко. Одним из видных архитекторов  того времени является И.П.  Зарудный, создавший замечательную  церковь архангела Гавриила. Традиционная  композиция церкви сближает её с постройками XVII в., но завершение в виде шпиля 30-метровой высоты со скульптурой ангела и обильные украшения в стиле европейского барокко, говорят о новых тенденциях в архитектуре, пришедших вместе с реформами Петра. В Москве в этот период построены прекрасные пятиглавые храмы. Появилась и принципиально новая архитектура, основанная на системе колонн, портиков, фронтонов, ротонд и т.д. Новые тенденции в архитектуре отразились в строительстве жилых помещений — палат, дворцов.

     Петровская  эпоха характеризуется прежде  всего строительством новой столицы  – Петербурга (с 1703 г.), для чего  были приглашены иноземные зодчие  Трезини, Растрелли.  На первом  этапе строительством руководил  Доменико Трезини, он выступил  автором «типовых проектов» жилых зданий трех категорий: для «именитых» горожан – каменных, для «зажиточных» и «подлых» (простых) людей – мазанковых. К 1718 г. было построено свыше четырех тысяч жилищ.

     Общественные  сооружения Трезини отличались  простой стиля – здание Двенадцати коллегий (ныне университет). Самым значительным сооружением Трезини был Петропавловский собор Петропавловской крепости, его отличала колокольня с высоким узким шпилем. В числе общественных зданий Петербурга выделялись Гостиный двор, Адмиралтейство, Биржа.

     Одновременно  с Петербургом строились загородные  дворцы со знаменитыми парковыми  ансамблями. Петергоф был задуман  как загородная резиденция Петра  I, которую он хотел уподобить Версалю, особенно его центр каскадами фонтанов и скульптурной фигурой Самсона.

     Решающей  для расцвета стиля русского  барокко была деятельность отца  и сына  Растрелли. Бартоломео  Карло Растрелли (1675-1744), итальянский  скульптор, с 1716 г. работал в  Петербурге. Он принимал участие  в декоративном оформлении Петербурга, выполнил скульптурные портреты Петра I и императрицы Анны Иоанновны с арапчонком. Его сына – Бартоломео Растрелли (1700-1771) – в России звали Варфоломеем Варфоломеевичем, он был уже русским архитектором. Стиль его зодчества – русское барокко, вобравшее в себя и западные, и русские традиции. Он автор Смольного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Большого дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском Селе и др. Растрелли любил размах, пышность, яркие краски, использовал богатое скульптурное убранство, затейливый орнамент.

4. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО 

     Петровское  время стало переломным и в  развитии живописи. Евангелистские  и библейские сюжеты в живописи  заменяются сюжетами из реальной  жизни.

     Особенно высокого уровня достигла портретная живопись. Художественная линия русского пртрета сохранила свою самобытность, но одновременно воспринимала лучшие западные традции. Наиболее известные художники петровского времени – Андрей Матвеев и Иван Никитин – основоположники русской светской живописи. Живописному мастерству они учились за границей. Портреты  А. Матвеева отмечены непринужденностью поз и правдивостью характеристик. Ему принадлежит первый в русском искусстве “Автопортрет с женой”. И. Никитин добивался в своих портретах передачи характерных  индивидуальных черт модели, выразительности изображаемых предметов.

     Петровское время характеризуется значительным развитием жанра гравюры. Это был жанр близкий к повседневности и имевший широкий круг ценителей. Книги украшались гравюрами, гравюры украшали дома. Техника гравюр была весьма разнообразна, многие гравюры посвящены прославлению побед в войнах, строительству Петербурга.

     В начале ХVIII века издаются специальные указы, касающиеся подготовки и воспитания художников. Царским указом большую группу "мастеровых людей разных художеств" переселили в новую столицу для росписи церквей, новых дворцов и других работ. За счет казны посылали наиболее талантливых заграницу для обучения. Среди них можно назвать живописцев А.Матвеева, И.Никитина, Р.Никитина, гравера С.Коровина других.

     В Россию приглашали и иностранных художников, оставивших заметный след в истории нашего искусства.

5. ТЕАТР  

В XVIII в. продолжалось развитие театра. В 1702 г. по велению Петр I был создан Публичный общедоступный театр, рассчитанный на массовую публику.

Специально для  него нв Красной площади в Москве было выстроено здание – “Комедиальная  храмина”. 

      Играли там немецкие актеры  группы И.Кунста, О. Фюрста. Репертуар  состоял из немецких, французских,  испанских пьес, но успеха у публики они не имели. Однако такой театр был еще редким явлением. Более распространены были частные театры, которые заводила знать для узкого круга зрителей. Существовал также крепостной театр – это были дворянские театры с труппой из крепостных. В основном такие театры создавались в Москве и Подмосковье (театры Шереметьевых, Юсуповых и др.) Они возникли в конце XVII в., но получили свое развитие в XVIII в. Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.

     В  петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.д. В их постановках делались намеки на происходящие политические события, например на мятежи стрельцов, на измену Мазепы, высмеивались противники просвещения. В начале XVIII в. продолжал свою деятельность школьный театр при Славяно-греко-латинской академии.

     Ставили театры и чисто исторические по тематике пьесы. Наиболее знаменита из них была трагикомедия Ф.Прокоповича "Владимир". Видными деятелями театрального дела были Ф.Прокопович, доктор Бидеон, Федор Жуковский.

     Театр  в России в XVIII в. приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, ещё одной общедоступной сферой духовной деятельности людей. 

Информация о работе Расцвет культуры при Петре