Ранняя республика в Риме

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:33, контрольная работа

Описание работы

Об истории Рима после изгнания царей сохранилось немало рассказов, особенно в сочинениях Цицерона, Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского, живших, однако, в конце I в. до н. э,- начале I в. н. я. Важным источником по истории этого периода являются также консульские фасты - официальный римский список имен главных должностных лиц республики.

Работа содержит 1 файл

РАННЯЯ РЕСПУБЛИКА В РИМЕ.docx

— 99.65 Кб (Скачать)

Ординарные  магистраты делились на старших, избиравшихся в центуриатных комициях (цензоры, консулы, преторы) и младших (эдилы, квесторы). Часть из них обладала империем - консулы, преторы. Некоторые должности считались курульными, так как носители их имели право восседать на курульных, т. е. на украшенных слоновой костью седалищах (консулы, преторы, курульные, т. е. неплебейские, эдилы). С уравнением в правах патрициев и плебеев превратились в общегосударственных магистратов и народные трибуны. Если на все должности стали выбирать как патрициев, так и плебеев, то народных трибунов и плебейских эдилов продолжали избирать только из состава плебса, так что патриции, пожелавший получить трибунат, должен был переходить из патрицианского в плебейский род. Практически магистратами были и члены жреческих коллегий, которых стал выбирать народ. Все магистратуры были коллегиальными срочными и безвозмездными.

С завершением  борьбы патрициев и плебеев и  включением последних в гражданство  изменилось социальное значение терминов "populus" и "plebs". Они стали взаимозаменяемыми, обозначающими "простой народ" в отличие от знати. Рим окончательно сформировался как патрицианско-плебейский полис (civitas), гражданская община, основанная на античной форме собственности. Положение римлянина было обусловлено непременным наличием трех состояний (status): принадлежности именно к Римской общине, ветви римского рода и к свободным людям. Следствием этого являются права, главными из которых были: право вступать в законный брак (ius connubii), владеть имуществом и вести дела под охраной римских законов (ius commercii), право участвовать в комициях (ius siffragii) и право быть избранным на почетные должности (ius honorum). Благодаря безвозмездности магистратур пользоваться высшим политическим правом, т. е. избираться в консулы, преторы и т. п. могли только богатые люди. Поэтому Римская республика осталась аристократической, хотя социальная сущность аристократии изменилась: состав римской знати к концу IV в. до н. э. усложнился за счет богатого плебейства.

* * *

Параллельно с социально-политическими перестройками  шло в Риме и развитие культуры. Формировалась полисная идеология  с присущими ей чертами коллективизма, представлением о замкнутости общины и свободе ее членов. На этой основе складывается образ героя. Это свободолюбитвый гражданин, патриот, труженик и воин, неприхотливый в быту, готовый пожертвовать собой и даже своими детьми ради Рима. Целая плеяда таких граждан староримского образца служила идеальным примером для подражания и воспитания - Валерий Попликола, Муций Сцевола, Т. Квинкций Цинциннат, М. Фурий Камилл, М. Курий Дентат и др.

В соответствии с характерной чертой римской  религии, т. е. почитанием абстрактных  понятий, поклонением пользуются божества Свобода, Доблесть, Согласие, храм которому после завершения сословной борьбы воздвигается у подножия Капитолия. Прежние патрицианская, капитолийская  и плебейская, авентинская триады божеств возводятся в ранг общеримских государственных богов. В общеримский пантеон включаются боги, олицетворяющие хозяйственные сферы деятельности, например Меркурий (бог торговли и путей). В 495 г. ему посвящается храм, выстроенный невдалеке от Великого цирка.

С образованием гражданской общины прогрессировало  и правотворчество. Сложилось понятие  права граждан (ius civile). Область светского права отделилась от религиозного. Произошло разделение светского права на публичное, т. е. государственное, и частное.

Условия полисной жизни, сопряженные с функционированием  сената и комиций, требовали совершенствования  речевой культуры. Политическим деятелям приходилось обсуждать различные  вопросы, формулировать свои предложения. В качестве знаменитого оратора  славился Ап. Клавдий Цек, цензор 312 г., известный своими демократическими реформами. Первой записанной речью была его сенатская речь против заключения мира с Пирром (начало III в. до н. э.).

Развитие  римской государственности вызывало необходимость в письменной документации. В Риме распространилась грамотность. Это повлекло за собой реформы  латинского письма. На IV в. до н. э. падает усовершенствование латинской письменности, в частности ее упрощение за счет отказа от греческой дзеты, что также связано с именем Ап. Клавдия Цека.

Развитие  латинского языка и письменности свидетельствует о развитии культуры на местной основе. Но вместе с тем  в эпоху Римской республики заметно сильное этрусское влияние. Несмотря на то что язык этрусков не привился в обыденной жизни народа, римская знать непременно включала его в круг образованности, без чего невозможно было знакомство с этрусской литературой и мантикой, пользовавшейся особой популярностью.

Издревле  римляне, подобно другим италикам, грекам и иным народам, отмечали праздники  урожая, сопровождавшиеся веселыми и  остроумными импровизированными диалогами. Такие же самодеятельные выступления  с насмешливыми, порой едкими песенками, исполнявшимися солдатами, были обычными во время триумфов полководцев. Впервые  об этом упоминается у Ливия в описании триумфа Квинкция Цинцинната (458 г.). Народным обычаем были и импровизированные песенки фривольного содержания, исполнявшиеся во время свадебных торжеств. Все эти шутливые песни и родившиеся на их основе представления назывались Фесценнинами. В появлении Фесценнин сквозит воздействие этрусской культуры, поскольку само название производилось в древности, по одной из версий, от названия этрусского города Фесценний. В еще большей степени проявляется влияние этрусков в утверждении в Риме развитых форм сценического искусства. Первые театральные представления связаны были с разразившейся в городе в 364 г. моровой язвой. По совету этрусков для умилостивления богов были приглашены в Рим из Этрурии актеры, исполнявшие под флейту танцевальные номера и пантомиму. Римляне вскоре присоединили к этому куплеты и диалоги. Самодеятельные исполнители такой драмы получили этрусское название гистрионов.

Профессия артиста считалась в Риме низкой, поэтому артистами были либо иностранцы, либо люди низкого социального положения.

В области  драматической поэзии и театра римляне  испытали влияние и кампанских основ. Они заимствовали у них ателлану, одноактную комедию масок, названную по г. Ателлы. В ней действовали обжора Макк, надутый хвастун Буккон, карикатурный старик Папп и ученый шарлатан горбун Доссен.

Большое воздействие оказали этруски  и на архитектуру и изобразительное  искусство римлян раннереспубликанской эпохи. Специфически самобытной чертой римского зодчества и строительного  дела были полезность и целесообразность. После галльского пожара была построена  мощная оборонительная стена, а Аппий Клавдий Цек организовал постройку общественной дороги, соединившей в ту пору Рим с Капуей, в IV в. получила окончательный вид Великая клоака.

Этрусские градостроительные принципы больше давали себя знать при основании  колоний, где удавалось осуществить  планировку по так называемому "этрусскому образцу", т. е. аналогичную греческому Гипподамову, плану.

Идущие  из Этрурии и Великой Греции культурные импульсы ощущались в скульптуре. От Ранней республики сохранились немногие образцы преимущественно мелкой пластики. Примером художественного  ремесла может служить так  называемая - по имени владельца - шкатулка Фикорини (конец IV-начало III в.). Сам предмет - из этрусского обихода. Крышка его украшена тремя фигурами, выполненными в манере эллинистических греков. Надпись на ней удостоверяет, что она изготовлена в Риме. Уже в раннюю эпоху появились в римских домах ларарии, шкафы, в которых хранились маски умерших предков. Отсюда идут истоки римского реалистического портрета. Развивалась в Риме и живопись. Известно, что в честь победы римлян во II Самнитской войне представитель древнего рода Фабиев украсил росписью стены храма бога Салус (Здоровья), за что получил прозвание Пиктора (художника), унаследованное и его потомками.

Таким образом, впитывая различные влияния, формировалась  и прогрессировала своеобразная римская культура.

Примечания

[+1] Штаерман Е. М. Древний Рим: Проблемы экономического развития. М., 1978, с. 63-65, 68-72.

[+2] См., например: Нетушил И. В. Обзор римской истории. Харьков, 1912.

[+3] См.: Штаерман Е. М. Некоторые новые итальянские работы по социально-экономической истории древнего Рима. - ВДИ, 1982, № 3, с. 149.

[+4] См.: Маркс К., Энгельс Ф Соч. 2-е изд., т. 4, с. 424.

[+5] Там же, т. 46, ч. I, с. 465-467.

[+6] Там же, т. 8, с. 567.

[+7] См.: Моммзен Т. История Рима. М., 1936, т. 1, с. 280; Нетушил И. В. Указ. соч., с. 69; Нечай Ф. М. Образование римского государства. Минск, 1972, с. 186-188.

[+8] Леонтьев П. М. О судьбе землевладельческих классов в Риме. М., 1861.

[+9] Утченко С. Л. Закон Лициния и Секстия.- Изв. АН СССР. Сер. ист. и филос., 1947, т. 4, № 2.


Информация о работе Ранняя республика в Риме