Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:13, реферат
В традиционном японоведении считается, что древнейшую основу населения Японии составляли айны. Их хозяйство базировалось на охоте, рыболовстве, лесном и прибрежном собирательстве. На Хоккайдо к айнам примешивались мигрировавшие туда выходцы с восточного побережья Азиатского материка. На островах Кюсю и Сикоку и на юге Хонсю айнское население смешивалось и ассимилировалось с аустронезийскими племенами.
Угроза монгольского
нашествия, возникшая во второй половине
XIII в., обострила внутриполитическое
положение.
В 1266 г. хан Хубилай
прислал послов с требованием
признания его власти над Японией.
Это наглое требование было оставлено
без ответа, а на последующие аналогичные
притязания японцы ответили отказом.
В ноябре 1274 г. к западным
берегам Японии подошел монгольский
флот, захвативший о-ва Цусима и Ики,
затем началась высадка войск
на северо-западе о-ва Кюсю в провинции
Тикудзэн (совр. префектура Фукуока). Самурайские
подразделения вели ожесточенные сражения,
однако они не были подготовлены к
отражению натиска столь
В июне—августе 1281 г.
предпринимается новый поход
к берегам Японии: две армады общей
численностью в 3500 судов и лодок
подошли к японским берегам —
одна с Корейского полуострова, а
другая из Китая. К этому времени
побережье было уже укреплено, подготовлены
и боевые суда, но налетевший тайфун
разметал неприятельский флот, а оставшиеся
корабли были потоплены японцами.
С тех пор тайфун стал именоваться
“Божественным ветром” (камикадзэ)
— термин, которым в годы Второй
Мировой войны именовали
Вернуться к началу страницы
Эпоха Муромати (1333 -
1573)
После свержения
камакурского сёгуната в июне 1333 г.
экс-император Годайго
Острая нехватка
средств побудила Годайго обложить
5%-ным налогом имущество
Асикага, воспользовавшись
провалом политики Годайго, изменил
последнему, занял Киото в январе
1336 г. и посадил на престол другого
представителя Северной ветви императорского
дома. Годайго, захватив регалии императорской
власти, бежал на юг в дачную резиденцию
Ёсино. С этого времени начался
более чем полувековой период
вооруженной борьбы внутри императорского
дома. В эту борьбу были втянуты
все слои японского средневекового
общества.
В ноябре 1336 г. Асикага
объявил о возобновлении
Становление политического
господства дома Асикага проходило
в обстановке острой политической борьбы,
в которую были вовлечены все
слои средневекового общества. Японские
историки акцентируют внимание на законности,
легитимности враждовавших группировок
внутри императорского дома, именуя это
время периодом борьбы “Южной и
Северной династий” (Намбокутё, 133б—1392).
Борьба завершилась прибытием в
Киото представителя Южного двора
и примирением враждующих сторон
в буддийском храме Дайкокудзи. Однако
истинная сущность социально-экономических
последствий войн XIV в. заключается
не в консолидации императорского дома,
утратившего к концу XIV в. свое политическое,
административное влияние и даже
религиозный авторитет, а в перераспределении
земли в пользу самурайского сословия,
упразднении сёэна Южного двора,
в значительном сокращении сёэнов коммендационного
типа и некотором росте частных
земельных владений Северного двора.
Следствием усилившегося
распада сёэнов явилась утрата императорским
домом и придворной аристократией
былого экономического и политического
влияния. Падение авторитета императора
ярко проявилось в эпической “Повести
о великом мире” (первая половина
XIV в.), где “потомок богов” впервые
в истории Японии именуется мятежником.
Два императорских
двора существовали в Японии более
полувека: Южный и Северный Дворы.
Они вели бесконечные войны друг
против друга. Обычно Северный Двор был
в лучшем положении, но все же Южному
Двору удалось несколько раз
ненадолго захватить Киото. Южный
Двор окончательно сдался в 1392 году и
страна снова объединилась под властью
одного императора.
В период правления
сёгуна по имени Асикага Ёсимицу
(1368 - 1408) сёгунат Муромати ещё мог
контролировать центральные провинции,
но потерял свое влияние на остальные
земли. Ёсимицу установил хорошие
торговые связи с Китаем. Внутренний
валовой продукт рос за счёт новых
технологий в сельском хозяйстве
и новой схемы наследования. Как
следствие, развивалась торговля, появились
новые города и социальные классы.
В течении XV и XVI вв. влияние
сёгунов клана Асикага и
Самыми влиятельными
даймё были Такэда, Уэсуги и Ходзё
на востоке и Оути, Мори и Хосокава
на западе.
В 1542 году первые португальские
купцы и миссионеры-иезуиты
В середине XVI века даймё
все больше и больше стремились получить
власть над всей страной. Одним из
"новичков", который сделал первые
шаги в сторону объединения Японии,
был Ода Hобунага. Он вошел в Киото
в 1568 году и в 1573 году сверг сёгунат
Муромати.
Вернуться к началу страницы
Эпоха Адзути Момояма
(1573 - 1603)
В 1559 Ода Hобунага
получил в управление провинцию
Овари (район современного города Hагоя).
Как и многие другие даймё, он был
заинтересован в объединении
Японии. Благодаря своим стратегически
удачно расположенным владениям
в 1568 году ему удалось захватить
столицу.
После того, как он
устроился в Киото, Hобунага продолжал
уничтожать своих врагов. Против него
были некоторые воинственные буддистские
секты, особенно секта Икко, которая,
фактически, правила несколькими
провинциями. В 1571 г. Hобунага полностью
разрушил монастырь Энрякудзи. Его
противостояние с сектой Икко продолжалось
до 1580 года.
Hобунаге крупно
повезло с двумя его самыми
опасными противниками на
В 1582 году генерал
Акэти убил Hобунагу и захватил
его замок Адзути. Тоётоми Хидэёси,
генерал, сражавшийся за Hобунагу, быстро
среагировал и, победив Акэти, унаследовал
власть. Хидэёси быстро уничтожал
своих противников. Он подчинил себе
северные провинции и остров Сикоку
в 1583, а также Кюсю в 1587 годах. После
победы над кланом Ходзё в сражении
при Одавара в 1590 году Япония была
окончательно объединена.
Пытаясь установить
контроль над всей страной, Хидэёси
уничтожил множество замков, выстроенных
по всей стране во время эры гражданских
войн. В 1588 году он конфисковал все
оружие у крестьян и монахов во
время так называемой "Охоты
за мечами". Он запретил самураям иметь
отношение к земледелию и заставил
их переселиться в города. Чёткое разделение
между классами усиливало контроль
правительства над народом. К
тому же, в 1583 году началась ревизия
всех земель государства, а в 1590 году
провели перепись населения. В том
же году был закончен огромный замок
Хидэёси - Осака.
В 1587 г. Хидэёси своим
указом выгнал из страны всех христианских
миссионеров. Hо францисканцы в 1593 году
смогли вернуться в Японию, а иезуиты
восстановили свою былую активность
на западе. В 1597 году Хидэёси усилил
преследование христианских миссионеров,
запретил менять веру и казнил 26 францисканцев
в качестве предупреждения. Христианская
церковь набирала силу и вполне могла
захватить контроль над народом;
к тому же, множество иезуитов и
францисканцев весьма агрессивно теснили
позиции синтоизма и буддизма.
Следующей целью
Хидэёси после объединения
Токугава Иэясу, сподвижник
Хидэёси и Hобунаги, взял власть в
свои руки как наиболее влиятельный
человек в Японии. Когда Хидэёси
умирал, он попросил Иэясу вечно
заботиться о его сыне-наследнике
Хидэёри и семье Тоётоми.
Вернуться к началу страницы
Эпоха Эдо (1603 - 1867)
Токугава Иэясу
был самым влиятельным
Иэясу строго контролировал
всю страну. Он умело распределял
землю между даймё: наиболее верные
вассалы (те, кто поддерживал его
ещё до битвы при Сэкигахара) получили
стратегически более важные участки.
Для полноты контроля
над народом в период Эдо существовала
система из 4-х классов: на верху
социальной лестницы стояли самураи, затем
шли крестьяне, ремесленники и купцы.
Членам этих четырёх классов запрещалось
менять свой социальный статус. Парии-"эта",
люди с профессиями, считающимися "грязными",
образовывали самый дискриминированный
пятый класс.
Иэясу продолжал
развивать международные
После уничтожения
клана Тоётоми в 1615 году и взятия
Осаки он и его наследники практически
не имели противников, и период Эдо
можно назвать достаточно мирным
периодом. Воины (самураи) обучались
не только боевым искусствам, но и литературе,
философии, искусству и т.п., например,
чайной церемонии. Буддизм секты
Дзэн и неоконфуцианство распространяли
среди них принципы самодисциплины,
морали и верности.
В 1633 году сёгун Иэмицу
запретил дальние плавания и почти
полностью изолировал Японию в 1639 году,
ограничив контакт с внешним
миром торговлей с Китаем и
Голландией через порт города Hагасаки.
Были запрещены все иностранные
книги.
Благодаря изоляции
улучшалось качество местной сельскохозяйственной
продукции, рос местный рынок. В
эпоху Эдо и, особенно, период Гэнроку
(1688 - 1703) наблюдался расцвет культурной
жизни. Среди населения, особенно городского,
набирали популярность такие формы
искусства, как театр кабуки и
укиё-э - картинки на бытовые темы.
Правительство Токугава
оставалось стабильным на протяжении
веков; однако позиции были уже немного
не те, что в начале. Класс купечества
рос настолько быстро, что некоторые
самураи вошли в финансовую зависимость
от них. Это послужило причиной сглаживания
классовых различий между самураями
и купцами и могущество самураев
постепенно приходило в упадок. К
тому же, высокие налоги и голод
послужили причиной роста числа
восстаний крестьян.
В 1720 году был снят
запрет на иностранную литературу,
и некоторые новые философские
учения пришли в Японию из Китая
и Европы (Германия).
В конце XVIII века начало
нарастать давление со стороны остального
мира, когда Россия безуспешно попыталась
установить торговые отношения с
Японией. За Россией последовали
европейские государства и
Эти события породили
волну анти-западных настроений и
критики в отношении сёгуната
Токугава, а так же рост движения
в поддержку рестарации императора.
Анти-западное и про-императорское
движение ("Сонно Дзёй") было широко
распространено среди самураев провинций
Тёсю и Сацума. Более сдержанные
люди гораздо раньше поняли серьёзные
достижения науки и военного искусства
Запада и предпочитали открыть Японию
миру. Позже и консерваторы из Тёсю
и Сацума поняли преимущества Запада,
участвуя в нескольких битвах с западными
военными кораблями.