Ранняя история Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:13, реферат

Описание работы

В традиционном японоведении считается, что древнейшую основу населения Японии составляли айны. Их хозяйство базировалось на охоте, рыболовстве, лесном и прибрежном собирательстве. На Хоккайдо к айнам примешивались мигрировавшие туда выходцы с восточного побережья Азиатского материка. На островах Кюсю и Сикоку и на юге Хонсю айнское население смешивалось и ассимилировалось с аустронезийскими племенами.

Работа содержит 1 файл

Ранняя история Японии.docx

— 37.98 Кб (Скачать)

Угроза монгольского нашествия, возникшая во второй половине XIII в., обострила внутриполитическое положение. 

В 1266 г. хан Хубилай  прислал послов с требованием  признания его власти над Японией. Это наглое требование было оставлено  без ответа, а на последующие аналогичные  притязания японцы ответили отказом. 

В ноябре 1274 г. к западным берегам Японии подошел монгольский  флот, захвативший о-ва Цусима и Ики, затем началась высадка войск  на северо-западе о-ва Кюсю в провинции  Тикудзэн (совр. префектура Фукуока). Самурайские  подразделения вели ожесточенные сражения, однако они не были подготовлены к  отражению натиска столь сильного противника. Нагрянувший тайфун уничтожил  более 200 вражеских кораблей и сорвал монгольское вторжение. 

В июне—августе 1281 г. предпринимается новый поход  к берегам Японии: две армады общей  численностью в 3500 судов и лодок  подошли к японским берегам —  одна с Корейского полуострова, а  другая из Китая. К этому времени  побережье было уже укреплено, подготовлены и боевые суда, но налетевший тайфун разметал неприятельский флот, а оставшиеся корабли были потоплены японцами. С тех пор тайфун стал именоваться  “Божественным ветром” (камикадзэ) — термин, которым в годы Второй Мировой войны именовали смертников, посылавшихся на бомбежку или потопление кораблей противника. 

Вернуться к началу страницы

Эпоха Муромати (1333 - 1573)  

После свержения  камакурского сёгуната в июне 1333 г. экс-император Годайго возвратился  в Киото, низложил императора Когэн, возведенного на престол в 1332 г., и  восстановил свою власть: было создано  правительство Кэмму. Провозглашается  политическая формула нового режима: “Единение придворных аристократов и самураев”, — но в действительности это была попытка реставрировать политическую власть императорского дома. 

Острая нехватка средств побудила Годайго обложить 5%-ным налогом имущество провинциальных губернаторов, что пагубно сказалось  на положении правительства, лишившегося  поддержки местных администраторов. Стремясь сократить задолженность  эксплуататорского сословия торгово-ростовщическому  капиталу, Годайго подобно Ходзё  издал указ об аннулировании задолженности (Токусэйрё). Это мероприятие лишило экс-императора поддержки ростовщиков, влияние которых продолжало усиливаться. 

Асикага, воспользовавшись провалом политики Годайго, изменил  последнему, занял Киото в январе 1336 г. и посадил на престол другого  представителя Северной ветви императорского дома. Годайго, захватив регалии императорской  власти, бежал на юг в дачную резиденцию Ёсино. С этого времени начался  более чем полувековой период вооруженной борьбы внутри императорского дома. В эту борьбу были втянуты  все слои японского средневекового общества. 

В ноябре 1336 г. Асикага  объявил о возобновлении военного управления страной, о переходе власти в руки Полевой ставки (Бакуфу). Время  политического господства Асикага  именуется сёгунатом Муромати по наименованию района в Киото, где  находилась резиденция сёгунов. 

Становление политического  господства дома Асикага проходило  в обстановке острой политической борьбы, в которую были вовлечены все  слои средневекового общества. Японские историки акцентируют внимание на законности, легитимности враждовавших группировок  внутри императорского дома, именуя это  время периодом борьбы “Южной и  Северной династий” (Намбокутё, 133б—1392). Борьба завершилась прибытием в  Киото представителя Южного двора  и примирением враждующих сторон в буддийском храме Дайкокудзи. Однако истинная сущность социально-экономических  последствий войн XIV в. заключается  не в консолидации императорского дома, утратившего к концу XIV в. свое политическое, административное влияние и даже религиозный авторитет, а в перераспределении  земли в пользу самурайского сословия, упразднении сёэна Южного двора, в значительном сокращении сёэнов коммендационного типа и некотором росте частных  земельных владений Северного двора. 

Следствием усилившегося распада сёэнов явилась утрата императорским  домом и придворной аристократией  былого экономического и политического  влияния. Падение авторитета императора ярко проявилось в эпической “Повести о великом мире” (первая половина XIV в.), где “потомок богов” впервые  в истории Японии именуется мятежником. 

Два императорских  двора существовали в Японии более  полувека: Южный и Северный Дворы. Они вели бесконечные войны друг против друга. Обычно Северный Двор был  в лучшем положении, но все же Южному Двору удалось несколько раз  ненадолго захватить Киото. Южный  Двор окончательно сдался в 1392 году и  страна снова объединилась под властью  одного императора.  

В период правления  сёгуна по имени Асикага Ёсимицу (1368 - 1408) сёгунат Муромати ещё мог  контролировать центральные провинции, но потерял свое влияние на остальные  земли. Ёсимицу установил хорошие  торговые связи с Китаем. Внутренний валовой продукт рос за счёт новых  технологий в сельском хозяйстве  и новой схемы наследования. Как  следствие, развивалась торговля, появились  новые города и социальные классы.  

В течении XV и XVI вв. влияние  сёгунов клана Асикага и правительства  в Киото на положение в стране практически исчезло. Впервые в  политике во время периода Муромати появились небольшие кланы воинов-землевладельцев - "дзи-самураи". После объединения  некоторых из них они превзошли  по силе провинциальную полицию, а кое-кто  из них распространил своё влияние  на целые провинции.Этих новых феодалов называли "даймё". Они поделили между собой Японию и несколько  десятков лет безостановочно сражались  друг с другом в ходе Гражданской  Войны ("Сэнгоку Дзидай"). 

Самыми влиятельными даймё были Такэда, Уэсуги и Ходзё  на востоке и Оути, Мори и Хосокава на западе.  

В 1542 году первые португальские  купцы и миссионеры-иезуиты появились  на Кюсю и привезли в Японию огнестрельное  оружие и христианство. Иезуит Франциск Ксавье приехал в Киото с миссией  в 1549-1550 годах. Многие даймё приняли  христианство, так как они были заинтересованы в развитии торговых отношений с заокеанскими странами, в основном по военным причинам. Миссия на Кюсю успешно расширяла  свое влияние.  

В середине XVI века даймё  все больше и больше стремились получить власть над всей страной. Одним из "новичков", который сделал первые шаги в сторону объединения Японии, был Ода Hобунага. Он вошел в Киото  в 1568 году и в 1573 году сверг сёгунат  Муромати.  

Вернуться к началу страницы

Эпоха Адзути Момояма (1573 - 1603)  

В 1559 Ода Hобунага  получил в управление провинцию  Овари (район современного города Hагоя). Как и многие другие даймё, он был  заинтересован в объединении  Японии. Благодаря своим стратегически  удачно расположенным владениям  в 1568 году ему удалось захватить  столицу.  

После того, как он устроился в Киото, Hобунага продолжал  уничтожать своих врагов. Против него были некоторые воинственные буддистские  секты, особенно секта Икко, которая, фактически, правила несколькими  провинциями. В 1571 г. Hобунага полностью  разрушил монастырь Энрякудзи. Его  противостояние с сектой Икко продолжалось до 1580 года.  

Hобунаге крупно  повезло с двумя его самыми  опасными противниками на востоке:  Такэда Сингэн и Уэсуги Кэнсин  умерли до того момента, когда  они смогли бы реально противостоять  Hобунаге. После смерти Такэды  Сингэна Hобунага победил клан  Такэда в битве при Hагасино  в 1575 году, активно используя огнестрельное  оружие.  

В 1582 году генерал  Акэти убил Hобунагу и захватил его замок Адзути. Тоётоми Хидэёси, генерал, сражавшийся за Hобунагу, быстро среагировал и, победив Акэти, унаследовал  власть. Хидэёси быстро уничтожал  своих противников. Он подчинил себе северные провинции и остров Сикоку в 1583, а также Кюсю в 1587 годах. После  победы над кланом Ходзё в сражении при Одавара в 1590 году Япония была окончательно объединена.  

Пытаясь установить контроль над всей страной, Хидэёси  уничтожил множество замков, выстроенных  по всей стране во время эры гражданских  войн. В 1588 году он конфисковал все  оружие у крестьян и монахов во время так называемой "Охоты  за мечами". Он запретил самураям иметь  отношение к земледелию и заставил их переселиться в города. Чёткое разделение между классами усиливало контроль правительства над народом. К  тому же, в 1583 году началась ревизия  всех земель государства, а в 1590 году провели перепись населения. В том  же году был закончен огромный замок  Хидэёси - Осака.  

В 1587 г. Хидэёси своим  указом выгнал из страны всех христианских миссионеров. Hо францисканцы в 1593 году смогли вернуться в Японию, а иезуиты  восстановили свою былую активность на западе. В 1597 году Хидэёси усилил преследование христианских миссионеров, запретил менять веру и казнил 26 францисканцев  в качестве предупреждения. Христианская церковь набирала силу и вполне могла  захватить контроль над народом; к тому же, множество иезуитов и  францисканцев весьма агрессивно теснили  позиции синтоизма и буддизма.  

Следующей целью  Хидэёси после объединения страны был захват Китая. В 1592 году армия  Японии вторглась в Корею и  за несколько недель захватила Сеул; однако уже на следующий год они были отброшены назад более сильной армией Китая. Хидэёси упорствовал и не сдавался до последнего поражения и вывода войск из Кореи в 1598 году. В тот же год он умер.  

Токугава Иэясу, сподвижник Хидэёси и Hобунаги, взял власть в  свои руки как наиболее влиятельный  человек в Японии. Когда Хидэёси  умирал, он попросил Иэясу вечно  заботиться о его сыне-наследнике Хидэёри и семье Тоётоми.  

Вернуться к началу страницы

Эпоха Эдо (1603 - 1867)  

Токугава Иэясу  был самым влиятельным человеком  в Японии после Хидэёси, умершего в 1598 году. Hо он нарушил своё обещание и не уважал наследника Хидэёси - его  сына Хидэёри, так как хотел править  Японией сам. В битве при Сэкигахара в 1600 году Иэясу победил сторонников  Хидэёри и других своих противников  с запада. Таким образом он получил  неограниченную власть и богатство. В 1603 году властью императора Иэясу  был провозглашён сёгуном и основал  своё правительство в Эдо (ныне - Токио). Сёгунат Токугава правил Японией  на протяжении 250 лет.  

Иэясу строго контролировал  всю страну. Он умело распределял  землю между даймё: наиболее верные вассалы (те, кто поддерживал его  ещё до битвы при Сэкигахара) получили стратегически более важные участки.  

Для полноты контроля над народом в период Эдо существовала система из 4-х классов: на верху  социальной лестницы стояли самураи, затем  шли крестьяне, ремесленники и купцы. Членам этих четырёх классов запрещалось  менять свой социальный статус. Парии-"эта", люди с профессиями, считающимися "грязными", образовывали самый дискриминированный пятый класс.  

Иэясу продолжал  развивать международные торговые отношения. Он установил торговые связи  с Англией и Германией. В то же время в 1614 году он добился запрещения христианства ради предотвращения опасного влияния извне.  

После уничтожения  клана Тоётоми в 1615 году и взятия Осаки он и его наследники практически  не имели противников, и период Эдо  можно назвать достаточно мирным периодом. Воины (самураи) обучались  не только боевым искусствам, но и литературе, философии, искусству и т.п., например, чайной церемонии. Буддизм секты  Дзэн и неоконфуцианство распространяли среди них принципы самодисциплины, морали и верности.  

В 1633 году сёгун Иэмицу запретил дальние плавания и почти  полностью изолировал Японию в 1639 году, ограничив контакт с внешним  миром торговлей с Китаем и  Голландией через порт города Hагасаки. Были запрещены все иностранные  книги.  

Благодаря изоляции улучшалось качество местной сельскохозяйственной продукции, рос местный рынок. В  эпоху Эдо и, особенно, период Гэнроку (1688 - 1703) наблюдался расцвет культурной жизни. Среди населения, особенно городского, набирали популярность такие формы  искусства, как театр кабуки и  укиё-э - картинки на бытовые темы.  

Правительство Токугава оставалось стабильным на протяжении веков; однако позиции были уже немного  не те, что в начале. Класс купечества рос настолько быстро, что некоторые  самураи вошли в финансовую зависимость  от них. Это послужило причиной сглаживания  классовых различий между самураями  и купцами и могущество самураев постепенно приходило в упадок. К  тому же, высокие налоги и голод  послужили причиной роста числа  восстаний крестьян.  

В 1720 году был снят запрет на иностранную литературу, и некоторые новые философские  учения пришли в Японию из Китая  и Европы (Германия).  

В конце XVIII века начало нарастать давление со стороны остального мира, когда Россия безуспешно попыталась установить торговые отношения с  Японией. За Россией последовали  европейские государства и американцы в XIX веке. Командор Пэрри в 1853 и 1854 годах  просил у японского правительства  открыть несколько портов для  морской торговли, но внешние торговые отношения оставались незначительными  до Реставрации Мэйдзи в 1868 году.  

Эти события породили волну анти-западных настроений и  критики в отношении сёгуната Токугава, а так же рост движения в поддержку рестарации императора. Анти-западное и про-императорское  движение ("Сонно Дзёй") было широко распространено среди самураев провинций  Тёсю и Сацума. Более сдержанные люди гораздо раньше поняли серьёзные  достижения науки и военного искусства  Запада и предпочитали открыть Японию миру. Позже и консерваторы из Тёсю и Сацума поняли преимущества Запада, участвуя в нескольких битвах с западными  военными кораблями.  

Информация о работе Ранняя история Японии