Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 00:32, реферат
В политической жизни древних греков дважды обстоятельства складывались особенно благоприятно для возникновения тиранических режимов, и дважды тирания оказывалась существенным фактором исторического процесса: первый раз – в архаическую эпоху, в пору возрождения у греков их государственности, а второй – в период уже так называемого кризиса полиса.
Вступление………………………………………………...3-4
Причины и способы установления тирании…………….5-6
Внутренняя и внешняя политика тиранов………………7-8
Связь тиранов с Дельфийским и Олимпийским
Оракулами………………………………………………..9-11
Низвержение тирании………………………………….12-13
Роль тирании в формировании полисного строя…….14-16
Список литературы………………………………………...17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
Факультет
истории и социологии
Мазалевич
Игорь Петрович
РАННЕГРЕЧЕСКАЯ
ТИРАНИЯ И ЕЁ РОЛЬ
В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИСНОГО
СТРОЯ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
студента
II курса заочного отделения
Гродно
2011
ПЛАН
Вступление………………………………………………..
Причины
и способы установления тирании…………….5-6
Внутренняя
и внешняя политика тиранов………………7-8
Связь тиранов с Дельфийским и Олимпийским
Оракулами………………………………………………..
Низвержение
тирании………………………………….12-13
Роль
тирании в формировании полисного строя…….14-16
Список
литературы………………………………………...17
Вступление
В политической жизни древних греков дважды обстоятельства складывались особенно благоприятно для возникновения тиранических режимов, и дважды тирания оказывалась существенным фактором исторического процесса: первый раз – в архаическую эпоху, в пору возрождения у греков их государственности, а второй – в период уже так называемого кризиса полиса. Соответственно различают и два вида тирании: раннюю или старшую, тиранию, эпоха которой определяется с середины VII в. и до 461 г. до н.э., когда пала последняя такая тирания в Регии и Мессане, и позднюю, или младшую, – с конца V в. и до утраты греками политической самостоятельности. С государственно-правовой точки зрения тиранию рассматривают как форму негативную по преимуществу, как своего рода анархию, предполагающую отрицание традиционного порядка и закона, но не ради общей свободы, а для подчинения всех воле одного. Под тиранией обычно понимают авторитарный режим ярко выраженного насильственного типа; в ней видят политическое воплощение крайнего индивидуализма, кульминацию эгоистического, антиобщественного начала. Само слово «тиран», по происхождению негреческое (его корни ищут в малоазийских, лидийском или фригийском, или в этрусском языках), рано было усвоено греками и использовалось ими для обозначения правителя, пришедшего к власти незаконным путем, правящего в обстановке произвола и насилия и использующего сою власть в собственных, эгоистических целях. Оно начинает свою историю примерно в одно время с началом исторического существования тирании.
Заимствованное из чужого языка, слово «тирания» стало с этих пор использоваться для обозначения новых, нетрадиционных режимов личной власти. Хотя на практике понятие «тирания» часто употреблялось безразлично наряду со старым понятием «царская власть», все же, в отличие от этого последнего, новое слово с самого начала обладало особенным оттенком. Тиранами называли чаще всего властителей насильственного типа, пришедших к власти и удерживавших ее незаконным, насильственным образом. В соответствии с этим реальным значением слово «тиран» с самого начала должно было обладать известным негативным смыслом. Понятно, что на первых порах оно должно было употребляться в таком именном смысле по преимуществу аристократами – исконными врагами тирании. Однако по мере того как тирания становилась тягостной и для остального общества, такое словоупотребление стало общепринятым. В политической литературе классического времени стало развиваться представление о тирании как о наихудшей форме власти, вследствие чего слово «тиран» окончательно приобрело тот одиозный смысл, который мы теперь в него вкладываем.
В этой работе будет рассмотрен период
старшей тирании. В исторической науке
тиранию, данного периода, разделяют на
олигархическую – тираны назначались
персами из числа олигархов (характерна
для греческих полисов Малой Азии и островных
территорий) и на тиранию установленную
в результате борьбы народа против аристократии.
Автором будет рассмотрен только второй
вид тирании. Задачей данной работы является
проследить зарождение, расцвет и упадок
тиранических режимов, а также показать
их роль в формировании полисного строя.
Будут охарактеризованы общие черты присущие
для всех тиранических государств античной
Греции.
Причины
и способы установления тирании
Рассматривая какое-либо явление, всегда изучаются причины приведшие к нему. Причиной возникновения старшей тирании является борьба демоса с родовой аристократией.
Вступивший в классовую борьбу демос не представлял собой единого целого. Из массы народа – мелких и средних землевладельцев, ремесленников и других прослоек – выделялась торгово-ремесленная верхушка – своего рода денежная аристократия. Интересы денежной аристократии и широких слоев демоса были различны. Однако в борьбе со старой родовой аристократией, пользовавшейся рядом привилегий и фактической монополией власти, в борьбе за расширение своих прав и права реального участия в управлении общины, разнородные слои демоса часто выступали единым фронтом. Особенно активно эта борьба развернулась в VII-VI в до н.э. Она охватила весь эллинский мир и носила революционный характер. Эти выступления происходили в малоазийских городах – Милете, Эфесе, Самосе, в городах метрополии – Мегарах, Коринфе, Сикионе, Афинах и в Великой Греции – Таренте, Кротоне, Сиракузах и так далее. В результате этой борьбы создавались города-государства. Во многих городах переходной ступенью от господства родовой аристократии к власти демократии явилась тирания.
Тирания проявляется преимущественно в государствах с сильно развитым торгово-ремесленным классом как, например, в Коринфе, Сикионе, Эпидавре, Мегарах, Афинах, также в Сицилии (в Сиракузах, Лентинах, Геле, Акроганте и др.); в государствах чисто земледельческого типа, как Беотия или Лакония, мы ничего не слышим о тирании.
В условиях смуты отдельным честолюбцам нередко удавалось насильственным образом, вопреки воле правящего сословия и при поддержке демоса, захватить власть в общинах и установить свое единоличное правление, именно они и назывались тиранами. Чаще всего они принадлежали к господствующему сословию, но были чем-либо обижены и, желая отомстить за обиду, становились во главе оппозиции (таковы были, например, Писистрат Афинский, Лигдамид Наксосский), или же, принадлежа к числу знатных людей, не имели одинаковых с ними прав (Кипсел, уничтоживший в Коринфе аристократическое правление Бакхиадов, приходился им родственником по матери); но иногда предводитель отыскивался и среди неимущего класса (Орфагор Сикионский был поваром).
Тираны основывали и укрепляли свою власть
при помощи тех самых полномочий и средств,
которыми народ вооружал их для борьбы
с олигархией: с помощью вооруженных приверженцев
или преданных телохранителей, которыми
народ позволял им окружать себя для защиты
от олигархов, они овладевали городскими
крепостями и государственными сокровищами
и таким образом становились неограниченными
повелителями народа. Вообще о способах
захвата власти тиранами авторы рассказывают
о приблизительно сходных чертах. Кипсел
был сначала полемархом и в этой должности
показал себя другом народа; например,
он выпускал на поруки содержавшихся под
арестом должников, а если не являлись
поручители, то сам ручался и отказывался
от следовавшей в его пользу доле штрафа.
Этим он расположил к себе народ и с его
помощью захватил власть. Писистрат Афинский
также явился защитником прав беднейшей
партии народа, и эти воспользовался для
приобретения власти. По рассказу Аристотеля,
он однажды сам изранил себя и, явившись
на площадь, объявил, что рану нанесли
ему политические враги его и народа. Народ
поверил хитрой уловки и дал ему позволение
окружить себя 50 телохранителями, с помощью
которых Писистрат и захватил Акрополь.
Внутренняя
и внешняя политика тиранов
Правление тиранов первого периода характеризуется некоторыми общими чертами, которые сами собой вытекали из их положения в государствах. Власть, происшедшая из народного предводительства, не могла, по крайней мере на первых порах, действовать против желаний и обычаев народа, но не была ничем стеснена по отношению к своим политическим противникам – олигархам. Этим объясняется тот факт, что гнет тирании, направлялся, прежде всего, на богатые и благородные роды. Про Периандра Коринфского рассказывают, что на вопрос милетского тирана Фрасибула, что нужно делать для упрочнения своей власти, он вместо ответа стал «лишь, вырывать те колосья, которые слишком выдавались своей высотой, сравнял засеянное поле», давая этим понять, что для укрепления тирании необходимо подавление аристократии. Кипсел Коринфский по словам Геродота, лишил имущества и жизни многих коринфян, конечно, преимущественно из знатных. Клисфен Сикионский, унижая дорическую аристократию, дал оскорбительные названия трем дорическим филам, уничтожил культ дорического героя Адраста и запретил состязания рапсодов, воспевших доблести предков знатных родов. Подати, которые нужны были тиранам для содержания отрядов телохранителей, возведение построек, поддержание блеска и пышности, также главной своей тяжестью падали на людей более зажиточных. Аристократы, будучи не в силах бороться против тирании, обычно избавлялись от ее гнета добровольным удалением в изгнание. Но тираны со своей стороны принимали более или менее суровые меры для предупреждения опасностей, которые могли угрожать им со стороны народа. Писистрат Афинский установил закон, чтобы люди, не имевшие определенных занятий в городе, удалялись из него и занимались земледелием. Периандр Коринфский действовал в этом направлении еще энергичнее: он запретил всякого рода общественные собрания, общие столы, совместное воспитание юношества, принял меры против скопления богатств в одних руках, установил максимальное количество рабов, которое можно было иметь одному господину, преследовал роскошь и расточительность. Одинаковая потребность внешними средствами упрочить свою власть тесно соединяла тиранов вместе, посредствам браков, взаимных союзов и связей гостеприимства. Иногда они даже вступали в тесную дружбу с иноземными царями (Поликрат Самосский с Амасисом Египетским) и склонны были к введению у себя восточных придворных обычаев. Они любили блеск и пышность, покровительствовали наукам и искусствам, приобретали художественные произведения, заботились о процветании торговли и промышленности, предпринимали морские экспедиции, основывали колонии, чтобы содействовать расширению торговых сношений, воздвигли громадные постройки, чем достигали важной для себя двойной цели: зажиточных людей ослабляли посредством налогов и вымогательств, а голодную и досужую народную массу занимали и кормили посредством работы, привлекали к себе и отвлекали ее внимание от государственных дел, вообще благоприятствовали развитию наук и искусств, и потому неслучайным представляется тот факт, что период тиранов в Элладе был и периодом пробуждения в ней философии и пластических искусств. Ученые, поэты и художники были украшением придворного штата тиранов и пользовались их покровительством и даже дружбой.
Тираны старались также посредством даров
и разных других средств заручиться благорасположением
влиятельных святилищ особенно Дельфийского
и Олимпийского, и приобрести от них предсказания,
утверждающие их власть.
Связь тиранов
с Дельфийским и Олимпийским оракулами
Весьма закономерно, что новая государственная власть в своем стремлении укрепиться обращалась к поиску действительных или мнимых санкций в области религии и мифологии. Поэтому не вызывает вопросов и тот факт, что изображение древних авторов история нескольких тиранических династий более или менее регулярно вписывается в дельфийскую перспективу – роль Дельф в политической жизни древней Греции общеизвестна.
Проблемы аутентичности имеющихся в нашем распоряжении оракулов требует особого изучения в каждом случае. Но даже если все эти оракулы неаутентичны (т. е. не были произнесены Пифией в их теперешней форме), в своей массе они относятся ко времени тиранов или отделены от них несколькими десятилетиями. Тогда еще, несомненно помнили, какова была позиция дельфийского божества или какова она могла быть. Значит, на основании этих источников можно реконструировать реальные исторические события. Они свидетельствуют о том, что до середины шестого века Дельфы в принципе благоволили тиранам. Но это предположение приходит в противоречие с традиционным образом Дельф. Античные авторы приписывают оракулу пропаганду духа законности и гражданской этики, воплотившегося в образе семи мудрецов, а кроме того, указывает на его тесные связи с антитиранической Спартой.
Чтобы объяснить эти противоречия, Г. Берве предлагает такое объяснение. Во-первых, тираны VII-VI вв. являлись зачастую основателями новых справедливых установлений, и в этом смысле они были близки дельфийской идеологии. Во-вторых, дельфийское жречество было заинтересовано в богатых покровителях – именно таким образом тираны попадали в дельфийский канон мудреца. Наконец, по мере усиления Спарты, начиная с середины VI в., Дельфы обретают нового могущественного покровителя в лице этого государства. Тирания в это время становится реакционной силой. В пользу изменения дельфийской ориентации должна свидетельствовать история афинской тирании Писистратидов, которая была уничтожена спартанцами и Алкмеонидами при поддержке Дельфийского жречества.
Наряду с Дельфийским святилищем большое значение придавалось и Олимпийским играм. Давайте более подробно остановимся на этом. Победитель в беге на колесницах в Олимпии был потенциальным претендентом на власть в родном городе, возможным тираном. И, наоборот, тираны, уже захватившие власть, стремились одержать верх на состязаниях в Олимпии или на Пифийских празднествах и нередко, располагая огромными средствами, оказывались победителями. Геродот рассказывает, что еще аргосский тиран Фейдон, которому он дал такую нелепую характеристику (Фейдон, по его словам, «наглостью превосходил всех эллинов»), был заинтересован в руководстве Олимпийскими состязаниями. Действовал этот тиран весьма активно: он выгнал элейских устроителей состязаний и присвоил себе право судить состязающихся.
Связь между тиранами и олимпиониками легко может быть установлена, если проследить список олимпеоников конца VII-VI в. до н.э. Уже Мирон Сикионский, дед Клисфена, одержал в конце VII в. до н.э. победу в состязаниях на колесницах. Его внук Клисфен, породнившийся с Алкмеонидами (он отдал свою дочь замуж за Мегакла, Сына Алкмеона), по-видимому, придавал большое значение участию в общегреческих состязаниях. Он оказался победителем в 576 г. до н.э. или в 572 г. до н.э.
К концу VII в. или началу VI в. относится единоборство (из-за обладания Сигеем) Питтака, тирана Мителены, и афинянина Фринона, победителя в понкратии. Помимо Клисфена Сикионского, и другие тираны принимали участие в состязаниях – Писистрат, сицилийские тираны Гиерон, Гелон, Ферон, тиран Акраганта.
Олимпионик – частное лицо – возбуждал опасения тирана настолько серьезные, что иногда для устранения победителя – и, очевидно, соперника – прибегали даже к убийству. Подобный случай можно встретить в истории Афин VI в.
Вместе с этим, для удержания власти в
своих руках, тираны выдвигали на место
культов и праздников знати, народные
культы и учреждали праздники, которые
бы удовлетворяли религиозному чувству
народа и страсти его к зрелищам. Для этой
цели был особенно пригоден культ Диониса,
отличавшийся демократическим характером
и соединенный с разного рода увеселениями.
Низвержение
тирании
Однако господство основанных тиранами династий нигде не было продолжительно, кроме Сикиона, где Орфагориды господствовали около ста лет, и Коринфе, где владычество Кипселидов продолжалось 73 года (655-582 гг. до н.э.).
Аристотель говорит, что «тиран стремится к трем целям: во-первых, вселить малодушие в своих подданных, так как человек малодушный не станет составлять против него заговоры; во-вторых, поселить взаимное недоверие – тирания может пасть только тогда, когда некоторые граждане будут доверять друг другу, поэтому тираны – враги порядочных людей, как опасных для их власти, и не только потому, что они не выносят деспотической власти, но и потому, что они пользуются доверием как в своей среде, так и среди других и не станут заниматься доносами ни на своих, ни на чужих; в-третьих, лишить людей политической энергии: никто не решится на невозможное, значит, и на низвержение тирании, раз у него нет на то силы». Естественным следствием таких целей являлось строгое наблюдение за подданными, которые даже при господстве лучших тиранов не могли не поселять в подданных неудовольствия. Приемники же первых тиранов, воспитанные в роскоши, привыкли смотреть на власть, как на законное наследие отцов и, не понимая жизни народа и не сочувствуя ему, все более и более от него отделялись и своими злоупотреблениями возбуждали его недовольство, которое нередко старались подавлять строгими преследованиями, не разбирая правых и виновных, чем, конечно, только раздували ненависть к себе. Народ видел, что из-под гнета аристократии и олигархии он попал под гнет тирании, что положение его несколько не улучшилось, и потом легко восставал, против тиранов и свергал их, причем соединяясь иногда на время с непримиримыми врагами тирании – олигархами. Но чаще всего тирания свергалась в результате интервенции.