Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 23:00, реферат
В своей работе подробнее я рассмотрю фольклор рабочих Урала с XIX до начала XX вв.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Горняцкий фольклор……………………………………………………….5
2. Фольклор уральских металлургов………………………………………...7
3. Фольклор старателей………………………………………………………9
4. Фольклор камнерезов……………………………………………………..12
5. «Демидовщина»…………………………………………………………...13
6. Песни «расейского» происхождения…………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20
(Андреевский прииск около гор. Миасса)
***
Ох,
ты, милушка баска,
Не ходи на прииска,
Там тяжелая работушка,
Немытые песка.
Там немытые песка,
Да одолит тебя тоска,
Одолит тебя тоска,
С тоски не будешь ты
баска.
(Средний Урал)
Я каждый день на сто рублей выхожу.
Поговорка берёзовских
старателей, надеявшихся каждый день
натолкнуться на богатое золото,—
по поговорке: «Колотись, бейся, а всё
надейся».
Золото потерял — пески пересматривает.
В шутку о
старателях (Полевской завод).
Где лывка — там и промывка.
То есть где только есть лужа воды, как старатель сейчас же пробует промыть «пески», нет ли в них золота (Берёзовск).
Золото мыть — голодом быть (или: жить).
О неверности заработка
на добыче золота (там же). 4
4.Фольклор камнерезов
Обработка камня известна на Урале с начала XVIII столетия. Возможно, конечно, что архивные данные, при обнаружении их, могут указать и на более раннее время, коль скоро первые дошедшие до нас сведения о находке самоцветов относятся к 1668 году.
В 1726 году в Екатеринбурге организуется нечто вроде гранильной мастерской. Впоследствии здесь возникает целая гранильная фабрика. Люди, работавшие в мастерской, а потом на фабрике, постепенно начинают заниматься камнерезным делом у себя на дому, и таким образом возникает кустарный камнерезный промысел. Точки его распространения: Екатеринбург (теперь Свердловск), Березовский завод, Сысерть, Кунгур, Златоуст и некоторые другие места.
О
камнерезах, камнях повествуют такие
произведения как «Каменные души»,
«Счастливые камни», «Шкатулка» и
др.
5.«Демидовщина»
Демидовы являлись хозяевами несметных уральских богатств. Земли, которыми они владели, были огромны. Недаром на карте Урала 1730-х гг. жирной линией в красках было очерчено особое «ведомство Демидова», как какое-то государство. И на самом деле, это было государство в государстве. Предание упорно говорит, что Демидов из найденного золота на его землях чеканил даже монету, которая по внешнему виду ничем не отличалась от царской.
В сказе о купце Семигоре, который владел горами, добывал в них золото, но рабочих не кормил, и те умирали от голода, безусловно, подразумевается один из Демидовых.
На демидовских предприятиях трудились работные люди всех положений: и собственно крепостные, и посессионные, и беглые, и приписные крестьяне, и «вольные люди».
Особенно тяжело жилось приписным, о чём говорится в песне «Ай, заводы, заводы».
Самодурством, которое буржуазные историки называли чудачеством, отличались многие из Демидовых. В Нижнем Тагиле рассказывали старики, как летом по улицам один из Демидовых вздумал покататься на тройке в санях, точно зимой. Для этого была взята из складов соль и ею посыпана дорога, а чтобы дополнить «зимний пейзаж», с дерееьев был оборван лист...
«Демидовщине»
посвящена большая часть
Ох, Демидов, уж умён, умён, умён!
И за это он начальством отличён.
Получил он званья итальянские;
Отнял он леса крестьянские.
Обзавелся гувернантками,
Мамзелями-итальянками.
На гроши наши рабочие
Шьёт наряды им хорошие.
Он кручинушки не ведает,
По три раза в день обедает.
А на приисках рабочие
Пески моют дни и ночии.
Щи хлебают с тухлым мясом,
Запивают кислым квасом.
Заработают какие-то гроши
И снесут в кабак свои четвертаки.
* * *
Вы
скажите ради бога,
Где демидовска дорога?
Она строилась три года,
Шириною в три аршина,
По ней бегает машина.
Не сама машина ходит,
Машинист машину водит.
Я стояла на пороге,
Милку видела в вагоне.
Управитель его схапал
И отправил во солдаты.
Там достался первый
номер,
Он со страху чуть не
помер.
(Записано
15 июля 1937 года в гор. Шадринске от уроженки
(1874 г.) села Ново-Петропавловского, Уксянского
района, Курганской области, Елизаветы
Петровны Ляпустиной. Песню она заучила
в Нижне-Салдинском заводе, где долго служил
её муж.)
ПЕСНЯ ПРИПИСНЫХ
Не
твои, Демид, заводы,
Парчемидихины.
Парчемидиха по заводу
Похаживает,
Нам, крестьянам,
Работу налаживает:
Из-под пеньев, кореньев,
Из-под гор да руда.
Из-под гор да руда,
Там работа худа!
«Крестьянушки, работайте,
Работайте, не лытайте,
На меня, на барина.
У меня, у барина,
Работа способная,
Солдатам покорная».
(Записано 15 мая
1946 года в селе Шутинском,
***
Распроклятый
Турчанин
Сo заводом со своим!
Жерди из лесу возили,
Огороды городили.
Огороды городили
И заводы становили.
Уголь жгли, руду копали,
Свою силушку теряли.
Свою силушку теряли,
Турчанина проклинали:
«Распроклятый Турчанин
Со заводом со своим!»
Записано 28 августа
1949 года в деревне Усть-Караболка, Багарякского
района. Челябинской области, от колхозника
Николая Михайловича Пулькина, 69 лет.
5
6.Песни «расейского» происхождения
До революции жители Урала, и особенно Зауралья, считали, что они живут не с «Расее», которая находится на запад от Урала. И «Расея» — это прежде всего Москва, Питер, иногда Киев. Служить в солдаты ходили большей частью в «Расею». Из «Расеи» приходили кустари-пимокаты, портные, шерстобиты и другие бродячие мастера. Из «Расеи» гнали по Сибирскому тракту каторжников. В «Расею» шли бродяги — беглые с каторги, с поселения.
Несмотря на удалённость этой «Расеи», уральцы всё время то непосредственно, то через посредство общались с ней и хозяйственно и культурно, в том числе и в отношении устного творчества.
В песнях «расейского» происхождения особенно часты упоминания Москвы, Питера, Костромы и Ярославля.
Уход и возвращение из солдат — главнейший источник получения «расейских» песен. Один старый шадринский маляр вспоминал, что во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. формировался какой-то полк, и солдаты, прибывшие с ним, научили этого маляра, тогда маленького ещё мальчика, целому ряду рабочих песен.
Непрекращавшийся приток переселенцев — второй путь приноса «расейских» песен. В числе таких переселенцев были и бродячие кустари, которые, посещая наш край из года в год, так сроднились с ним, что потом оседали здесь навсегда.
В заводские посёлки до реформы 1861 года то и дело притекали массы вновь купленных заводчиками крепостных из «расейских губерний».
Вот
пути общения уральцев с «Расеей»
на почве устного творчества, а
котором чем ближе к нашему
времени, тем всё больше и больше
начинают появляться мотивы протеста
против существовавшего тогда
Бежит
речка по песку
Прямо в город, во Москву,
Прямо в город, во Москву,
Ко фабричному двору.
К нам!
Как фабричные ребята
Голы, удалы у нас.
Что голы, удалы,
Люди мудрёные
У нас!
Люди мудреные,
Кудри пудреные
У нас!
Для чего кудри пудрили,
Чтобы девушки любили
Нас!
Кудри пудриться не
стали,
Любить девки перестали
Нас!
Девки сукна ткут
На двенадцать рук
Вдруг!
Девки сукон наткали,
Нам шинелей нашивали,
Шьют!
Нам не дороги шинели,
Лишь бы денежки, шумели
У нас!
Во полночь деньги гремят,
Во кабак идти велят
Нам!
Мы подходим к кабаку,
Кабак заперт на крюку
От нас!
Кабак заперт на крюку,
Целовальник на боку
Спит!
Целовальник на боку,
Курит трубку табаку
Махорку!
Мы берём сороковуху,
Целовальника по уху
Бьём!
Целовальника по уху:
«Не люби нашу Катюху!»
Раз!
(Записано учителем Колчеданского начального училища, теперь Каменского района. Свердловской области, Иваном Яковлевичем Стяжкиным в селе Колчедане до первой мировой войны; запись хранится в Свердловском областном государственном архиве.)
***
Надоела
кузница,
Надоел свисток,
Надоело зубило,
Надоел молоток.
Нас хозяин плохо кормит,
Как скотину на убой:
Каша пшенная немыта,
Хлеб чёрный да черствой.
(Записано 28 сентября
1938 года в гор. Шадринске от плотника Василия
Константиновича Лесных, 58 лет.)6
Заключение
Устное
поэтическое творчество населения
горнозаводского Урала
Уральский рабочий фольклор активно воспринимался каждым новым поколением, перенимался исторический опыт трудового народа. Предания формировали представления людей о действительности прошлого.
Произведения рабочего фольклора позволяют нам увидеть реальную картину положения трудового населения Урала. Самодурство владельцев заводов, тяжёлые условия труда – всё это отражено в рабочем фольклоре уральцев.
На
мой взгляд, ничто другое как изучение
фольклора – то есть того, что
создано самими народом, не позволяет
узнать правдивое историческое прошлое
наших предков.