Пятая Республика во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 16:26, доклад

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей Пятой республики во Франции.
Задачи:
1. рассмотреть особенности Конституции Франции 1958 года;
2. проанализировать внешнюю политику Правительства;
3. изучить внутреннюю политику де Голля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Конституция 1958 года………………………………………………………4
2. Внутренняя и внешняя политика де Ш. де Голля………………………….10
3. Социально-политический кризис 1968 года……………………………….17
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

история. Пятая Республика во Франции.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

2. Внутренняя и внешняя политика де Ш. де Голля

      В основе экономического и финансового  «возрождения» Франции лежала система мер, обеспечивающая государственное регулирование экономики. Одним из методов этого регулирования было индикативное планирование. В феврале 1959г. правительство приняло третий план Модернизации и оснащения на 1958-1961гг. В нем была поставлена задача развивать преимущественно те отрасли, которые наиболее успешно способствуют улучшению платёжного баланса.

      В течении 1959г. были приняты меры, направленные на улучшение финансового положения  Франции. Они привели к желаемым результатам. Значительно сократился торговый дефицит страны. Полностью  исчез дефицит платежного баланса для зоны французского франка. Впервые за многие годы уменьшился дефицит государственного бюджета. Росло промышленное производство Франции.

      В том же, 1959году правительство провело  утвержденную Национальным собранием налоговую реформу. Она имела своей целью упростить очень сложную о громоздкую французскую систему налогообложения, объединить, в частности, прогрессивный и пропорциональный налоги в единый подоходный с каждого плательщика.

      В основу социальной политики правительства  легла голлистская идея «ассоциации  труда и капитала». В первый год своего существования правительство ввело в действие ордонанс «О заинтересованности рабочих в результате деятельности предприятия».

      За 1959год был дважды повышен гарантированный  минимум заработной платы. Была также повышена заработная плата государственным служащим и железнодорожникам.

      Одной из проблем внутренней политики, как  и в годы Четвертой республики, стал «школьный вопрос». В национальном собрании вновь разгорелся спор о субсидиях частным школам. В самом конце1959г. после долгих дебатов был принят законопроект, отклоняющий представление им государственных субсидий.3

      Во  внешней политике правительства, провозгласившего своей целью защиту независимости  и «возрождение величия» Франции, главное  место заняла «алжирская проблема».

      Война в Алжире углубляла не только внутренние классовые противоречия во Франции, но и противоречия между различными буржуазными группами и партиями, усиливала кризис всего Французского общества. Деятельность откровенных сторонников сохранения Алжира под властью Франции ставила страну на грань гражданской войны.

      Последствия военных действий в Алжире были пагубными  для Франции и в политической, и в экономической областях. Алжирская проблема тяжким грузом давила на политику, затрудняла борьбу против экономического, политического и военного подчинения США, препятствовала попыткам проводить независимый внешнеполитический курс.

      Те, кто захватил национальные богатства  Алжира, - крупные колониалисты, не были заинтересованы в окончании войны. Всё это в совокупности заставляло правительство Пятой республики искать выход из войны, при котором возможно было сохранить за собой хотя бы часть позиций в Алжире.

      Война, начавшаяся в ноябре 1954года, продолжалась более семи лет- до 19 марта 1962года. Эта  война дорого обошлась французскому народу. По неполным данным, французская сторона с 1956года до окончания войны потеряла в Алжире 36 895 человек .

      16 сентября 1959года с декларацией  об Алжире выступил де Голль.  Он сказал, что Франция признаёт  за алжирским народом право  на самоопределение. «Кровавая алжирская проблема, - говорилось в этом заявлении, - должна быть решена путём свободного выбора» . Заявление означало официальный отказ лидеров Пятой республики от откровенно колониалистского лозунга «Алжир - французский». Это было первым крупным отступлением в алжирском вопросе. Однако решение алжирской проблемы предлагалось не в интересах алжирского народа, а носило неоколониалистский характер.

      В декларации де Голля было обещано  увеличить капиталовложения в Алжире и продолжать выполнять провозглашенный в 1958году «план Константины». Всё это выдавалось за заботу об улучшении жизни алжирцев и превращении Алжира в «процветающую» и производительную страну.

      Говорилось  о том, что после выполнения предварительных  условий, в Алжире будет проведен референдум с целью определения политического статуса страны. Его предлагали провести « самое позднее через 4 года после действительного восстановления мира» . Референдум должен был определить, какое из трёх нижеследующих решений будет приемлемо для алжирского народа:

      1. отделение Алжира от Франции;

      2. создание «алжирцами правительства  алжирцев, опирающегося на помощь  Франции и тесно связанного с ней в области обороны, экономики, внешней политики и образования»

      3. полное «офранцуживание» алжирцев, т. е. включение их в состав Франции на основе формального «равноправия» .

      Ноябрь  и декабрь 1960г. стали новой важной вехой в алжирской политике де Голля. 4 ноября президент республики высказался за необходимость создания «алжирского Алжира… который имел бы собственное правительство, свои институты, свои законы» .

      В ноябре 1960г. генерал приступает к  подготовке новых акций в алжирской политике. Создается пост государственного министра по алжирским делам, подчиненного непосредственно президенту. В речи 20 декабря де Голль твердо подтвердил, что будущий Алжир мыслиться им как «государство со своим правительством» Президент республики объявил также, что он выносит свою алжирскую политику на суд всеобщего референдума как в метрополии. Так и в Алжире. Результаты референдума показали, что большинство французов согласно с президентом. В Алжире 70,9% голосовавших сказали «да» де Голлю и его политике.4

      В середине 1961г. правительство Франции  начало переговоры в небольшом курортном городке Эвиан с образованным Временным правительством Алжирской республики. Эвианские соглашения были подписаны 18 марта 1962года. Менее чем через месяц, 8 апреля, на всеобщем референдуме 90,6% французов одобрили заключение мира и только 9,3% не одобрили.

      С разрешением в 1962г. «алжирской проблемы», которая в течении первых лет существования Пятой республики доминировала во всей французской политике, де Голль и голлисты окончательно утвердились у власти. На четвертом всеобщем референдуме проходившем в октябре 1962г., французы большинством голосов одобрили реформу Конституции, по которой отныне президент республики должен был избираться всеобщем голосованием.

      14 сентября 1958г. в Коломбэ между  де Голлем и канцлером ФРГ  Аденауэром было подписано соглашение, в котором торжественно провозглашалось окончание старинной вражды двух стран. Сотрудничество Франции и ФРГ, говорилось в заявлении, «является основой любого конструктивного дела в Европе» . Во время этой же встречи де Голль и Аденауэр заключили негласную сделку: генерал обещал не допускать невыгодных для ФРГ соглашений с СССР по германскому вопросу, Президент ФРГ взялся помогать де Голлю в борьбе за руководство Западной Европой.

      24сентября 1958г. де Голль направил президенту США Эйзенхауэру и британскому премьер-министру Макмиллану секретный меморандум, в котором требовал, чтобы в Атлантическом союзе была создана система трехсторонних консультаций Франции, США и Великобритании для совместной разработки и принятия важнейших решений. Генерал Шарль де Голль пишет в «Мемуарах надежды»: «Как я и ожидал, оба адресата, получившие мой меморандум, ответили уклончиво. Следовательно, у нас были все основания действовать».

      В марте 1959г. генерал приказал вывести  из-под командования Атлантического союза французский средиземноморский флот. Затем он запрещает американским войскам держать во Франции атомные бомбы и строить на французской территории установки для запуска ракет. Под французское командование вскоре возвращаются соединения противовоздушной обороны и устанавливается система контроля за полетами военных самолетов над территорией Франции. Вопреки прежним соглашениям де Голль отказывается передавать под командование НАТО французские соединения, возвращающиеся из Северной Африки. Происходит неуклонное сокращение участия Франции в НАТО. «Необходимо, чтобы оборона Франции была Французской. Если такой нации, как наша, придется вести войну, это должна быть её война; французские усилия должны быть ее собственными усилиями»,- так определил де Голль новую политику в области обороны страны.5

      Летом 1961 г. в Париж приехал президент США Кеннеди. Франция публично осудила действия США в Конго, где под прикрытием ООН они грубо вмешались, чтобы устранить Лумумбу. Кеннеди предлагает де Голлю принять участие в этом деле, но встречает решительный отказ. Порвав отношения с Кубой, США призвали Францию последовать их примеру. Однако Франция сохранила своё посольство в Гаване и отказалась ввести эмбарго на торговлю с Кубой.

      В 1963 де Голль наложил вето на вступление в Общий рынок Великобритании, отказался подписать соглашение о частичном запрещении испытаний ядерного оружия. В 1963 де Голль посетил Ближний Восток и Балканы, а в 1964 – Латинскую Америку.

      В 1964г Франция и СССР заключают  долгосрочное торговое соглашение, а в следующем году – соглашение о совместном внедрении системы цветного телевидения, а также соглашения о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, о научно-техническом сотрудничестве, об изучении космического пространства. Состоялся обмен взаимными визитами министров иностранных дел Франции и СССР. А в 1966г генерал де Голль по приглашению президиума Верховного Совета СССР и Советского правительства нанес в СССР официальный визит. На выступлении в Московском университете генерал сказал: «Культура, наука, прогресс – это цель «нового союза» России и Франции». В результате московских переговоров была подписана советско-французская декларация, было решено создать постоянную советско-французскую комиссию, проводить регулярные политические консультации. Сближение с СССР отвечало всему духу, существу внешней политики де Голля и соответствовало, по собственному глубокому убеждению генерала, коренным интересам Франции «отнюдь не краткосрочного, а постоянного характера» .

      Придя к власти, Де Голль осудил антинациональную политику военного союза с Израилем, проводимую последними правительствами Четвертой республики. Он начал постепенно, но твердо свертывать «дружбу» с Израилем. Прекратились некоторые особенно одиозные формы сотрудничества, например в области военной разведки. После нападения Израиля на арабские страны, де Голль приказал прекратить всякие поставки оружия агрессору. Такая позиция генерала в этом вопросе соответствовала его курсу на расширение сотрудничества с арабскими странами, особенно с Алжиром, который де Голль настойчиво проводил после заключения Эвианских соглашений. Тем самым он защищал жизненные интересы Франции, ибо из арабских стран она получала почти всю необходимую ей нефть.

      Де  Голль не упускает ни одного случая, чтобы критиковать политику США. По мере расширения их интервенции во Вьетнаме он все более резко критикует их за это, а в мае 1965г. отзывает французских представителей из СЕАТО, что означает фактически выход Франции из агрессивного блока в Юго-Восточной Азии. Он резко осуждает американское вмешательство в Доминиканской Республике. В 1964г. де Голль объявляет об официальном признании Францией КНР. Когда в мае 1964г начинается «раунд Кеннеди», то есть попытка снизить таможенные пошлины для американских товаров в западной Европе, Франция выступает решительным противником этой затеи

      21 декабря 1965 де Голль был переизбран  на пост президента на следующий 7-летний срок. Длительное противостояние с НАТО достигло кульминации в начале 1966, когда французский президент вывел свою страну из состава военной организации блока. Генерал де Голль говорил, что операция в отношении НАТО – «это последняя важная битва моей жизни». Тем не менее Франция осталась членом Атлантического союза.6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.    Социально-политический кризис 1968 года

      Летом 1968 г. во Франции произошли крупные социальные потрясения, начало которым положили волнения студентов. Демократическую часть студенчества, рабочих и служащих, не удовлетворяла старая система французского высшего образования, сложившаяся еще при Наполеоне I. Около половины студентов было вынуждено сочетать учебу с работой. Отсутствие необходимых материальных условий и сложная система экзаменов приводили к тому, сто 70-80% студентов, принятых на первый курс, не могли окончить учебу. Но даже те, кто получал диплом о высшем образовании, в отличие от довоенного времени и первых послевоенных лет, не имели гарантий трудоустройства и не могли рассчитывать на обеспеченное будущее.

Информация о работе Пятая Республика во Франции