Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 06:16, контрольная работа
Псковская судная грамота, свод законов Псковской феодальной республики, составленный на основании отдельных постановлений псковского веча, господы (совета бояр), княжеских грамот, норм Русской правды и обычного права. Отражает важнейшие черты социально-экономической и политической жизни Псковской земли в 14—15 вв. П. с. г. строго охраняла права частной собственности, в особенности феодальной собственности на землю; регламентировала порядок оформления прав собственности на землю, ход разбирательств споров о земле; определяла положение крестьян-изорников.
Псковская судная грамота
Псковская судная грамота, свод законов Псковской феодальной республики, составленный на основании отдельных постановлений псковского веча, господы (совета бояр), княжеских грамот, норм Русской правды и обычного права. Отражает важнейшие черты социально-экономической и политической жизни Псковской земли в 14—15 вв. П. с. г. строго охраняла права частной собственности, в особенности феодальной собственности на землю; регламентировала порядок оформления прав собственности на землю, ход разбирательств споров о земле; определяла положение крестьян-изорников. Много статей П. с. г. посвящено торгово-ремесленным отношениям (купля-продажа, залог, дарение, заём, ссуда, имуществ, и личный наём и т.д.). За политические и уголовные преступления полагалась смертная казнь. П. с. г. содержит материал, показывающий характерное для Псковской феодальной республики сращивание светского и церковного управленческого аппарата. П. с. г. стала одним из важнейших источников Судебника 1497.
Лит.: Памятники русского права, в. 2, М., 1953; Черепнин Л. В., Русские феодальные архивы XIV—XV вв., ч. 1, М. — Л., 1948, с. 408—47; Марасинова Л. М., Новые псковские грамоты XIV—XV вв., [М.], 1966; Кафенгауз Б. Б., Древний Псков, М., 1969.
Л. М. Марасинова.
Псковская феодальная республика, государственное образование средневековой Руси 2-й половины 13 — начала 16 вв. После раздробления Киевской Руси (12 в.) Псков с прилегавшими к нему территориями по р. Великой, озеру Чудскому и Псковскому и р. Нарове вошёл в Новгородскую феодальную республику, сохранив особые автономные права, в том числе право самостоятельного строительства пригородов (древнейший из них — Изборск, упоминается в летописях под 862). В связи с участием псковичей в борьбе с Ливонским орденом в 1240 и 1242 значение Псковской земли усиливается, а с середины 13 в. она становится фактическисамостоятельной (особенно после победы над орденом под Раковором в 1268). Обособление П. ф. р. юридически оформил Болотовский договор 1348, по которому новгородские бояре отказались посылать в Псков своих посадников и др. Только в церковном отношении Псков по-прежнему зависел от Новгорода. На псковских землях издавна существовало пашенное земледелие, было развито рыболовство. Из ремёсел были наиболее развиты кузнечное, строительное, ювелирное дело. Развитие обмена внутри Псковской земли, торговля с Новгородом и др. русскими городами, с городами Прибалтики и Западной Европы способствовали тому, что Псков стал одним из крупнейших ремесленно-торговых центров Руси. В отличие от Новгородской феодальной республики, в Псковской земле не было крупных феодальных землевладельцев, владения светских феодалов, как и владения псковских монастырей и церквей, были меньше и раздробленнее, чем в Новгороде. Сложившиеся в П. ф. р. социальные отношения нашли отражение в своде её законов — в Псковской судной грамоте. Особенности хозяйственной жизни, многовековая тесная связь с Новгородом, пограничное положение и военная опасность привели к развитию в Пскове вечевого строя. Князья играли подчинённую роль. Вече выбирало посадников, сотских, регулировало отношения феодалов, посадских людей, изборников, смердов. Особое влияние на решения веча имел совет бояр — господа, собиравшийся "на сенях" Троицкого собора. Там же были канцелярия и архив веча, хранились важные государственные и частные документы. Выборные должности стали привилегией нескольких знатных семей. Но в наиболее драматические моменты истории Пскова "молодшие" посадские люди играли на вече видную, а иногда решающую роль. Острые классовые противоречия, борьба бояр и смердов, "больших" и "молодших" людей нашли в 14 в. выражение в ереси "стригольников" (см. Ереси в России), в вечевых спорах 70—90-х гг. 15 в., не раз заканчивавшихся кровавыми столкновениями. Усиление связей с Москвой, вызванное экономическим развитием, классовой борьбой и задачами внешней политики, участие псковичей в Куликовской битве 1380, успехи совместной борьбы против немецких рыцарей и литовских феодалов подготовили условия для ликвидации обособленности П. ф. р. Псковское боярство и часть купечества пытались противодействовать объединению с Москвой, но они не были поддержаны народными массами. В 1510, после того как великий князь московский Василий III Иванович въехал в Псков, объявив его своей "отчиной", П. ф. р. прекратила существование. Вече было ликвидировано, 300 семей богатых псковичей были "сведены" из Пскова, а их земли и дворы розданы московским служилым людям. С этого времени Псков и Псковская земля, сохранив некоторые особенности экономики и культуры, развивались в составе Русского централизованного государства.
Лит.: Псковские летописи в. 1—2 М. — Л., 1941—55; Черепнин Л. В.; Русские феодальные архивы XIV—XV вв., ч. 1, М. — Л., 1948; Масленникова Н. Н., Присоединения Пскова к Русскому централизованному государству, Л., 1955; Марасинова Л. М., Новые Псковские грамоты XIV—XV вв., [М.], 1966; Спегальский Ю. П., Псков. [Художественные памятники], Л. — М., 1963.
Русская правда, свод древнерусского права эпохи Киевского государства и феодальной раздробленности. Р. п. дошла до нас в списках 13—18 вв. в 3 редакциях: Краткой, Пространной и Сокращённой. Списки Р. п. входят в состав Кормчих книг, "Мерила праведного", юридических сборников и летописей. В основе Р. п. лежали обычное право, княжеское законодательство, судебная практика. Краткую редакцию Р. п. составляют Правда Ярослава ("Древнейшая Правда", связанная с именем Ярослава Мудрого, Правда Ярославичей и др.). Р. п. отразила в своём тексте эволюцию древнерусских общественных отношений 11—13 вв. Правда Ярослава включала в себя наряду с нормами феодального права и архаические нормы, восходящие к периоду первобытнообщинного строя. Дальнейшее развитие и совершенствование Р. п. произошло при сыновьях Ярослава и его внуке Владимире Мономахе. Важнейшие постановления Ярославичей последовали после восстаний в Киеве, Новгороде и Ростово-Суздальской земле 1068—1071. Правда Ярославичей увеличивала ответственность общины за убийства княжеских дружинников, тиунов, старост, отроков и других слуг, совершённые на её территории; предусматривала тяжёлые наказания за поджоги хозяйственных построек, намеренную порчу скота, за коллективные посягательства на имущество зажиточных людей. После восстания в Киеве 1113 в Р. п. был включен устав о процентах (резах) Владимира Мономаха, ограничивавший ростовщические операции. Р. п. фиксирует систему феодальных отношений и факты имущественного и социального неравенства. В ней отмечено на протяжении 11—13 вв. усиление феодальной зависимости смердов, закупов, холопов и др. В тексте Пространной редакции Р. п. положению закупов и холопов посвящены специальные уставы. В Р. п. отражены возрастающая роль княжеского суда, тенденция к большей дифференциации наказаний, увеличение штрафов в пользу князя и княжеской администрации с соответствующим уменьшением компенсации потерпевшим. Стремясь к упразднению кровной мести, Р. п. сужает сферу её применения и ограничивает круг мстителей ближайшими родственниками убитого. При отсутствии мстителей убийца принуждается к уплате штрафа (виры) князю и частного вознаграждения (головничества) родственникам убитого. Свободные общинники, связанные круговой порукой, должны были оказывать помощь убийце в уплате виры. За убийство женщины выплачивался половинный штраф (полувирье). Р. п. защищала здоровье и честь свободных представителей феодального общества, предусматривала денежные возмещения за увечья и оскорбления действием. В Р. п. детально разрабатывалась система наказаний за кражу в городе и сельской местности, кражи или намеренную порчу бортных и охотничьих угодий, нарушение границ земельных владений и т.д. Большое внимание уделено упорядочению долговых отношений. В Р. п. входит также устав, посвященный наследственному и семейному праву. Порядок судопроизводства в Р. п. предполагал привлечение свидетелей, применение ордалий (см. "Божий суд"), клятвы (рота). Разыскание преступников производилось по свидетельским показаниям или следу. Предусматривалась проверка лжесвидетельских показаний (поклёп). Намечены первичные элементы судебной экспертизы. Нормы Р. п., действовавшие до конца 15 в. (до введения Судебника 1497), легли в основу Псковской и Новгородской судных грамот, а также украинского, белорусского и литовского права.
Лит.: Правда
Русская, т. 1—3, М. — Л., 1940—63;
Тихомиров М. Н., Исследование о Русской
правде. Происхождение текстов, М. — Л.,
1941;
Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953;
Юшков С. В., Русская правда, М., 1950;
Романов Б. А., Люди и нравы Древней Руси,
2 изд., М. — Л., 1966;
Черепнин Л. В., Общественно-политические
отношения в Древней Руси и Русская правда,
в кн.: Древнерусское государство и его
международное значение, М., 1965;
Зимин А. А., Феодальная государственность
и Русская правда, в сборнике: Исторические
записки, т. 76, М., 1965.
Судебник 1497, сборник законов, сыгравший большую роль в ликвидации феодальной раздробленности, централизации Русского государства и создании общерусского права. Источниками судебника были Русская Правда, Псковская судная грамота, уставные грамоты, великокняжеские указы, обычное право, нормы которых были переработаны применительно к социально-экономических изменениям. В основном С. содержал процессуальные нормы. Он установил единую систему государственных судебных органов, определил их компетенцию и соподчинённость, регламентировал судебные пошлины. С. расширил круг деяний, признававшихся уголовно наказуемыми [например, крамола, "церковная татьба" (святотатство), ябедничество], дал новое понятие преступления, а также особо опасного преступления. Устанавливалась розыскная форма процесса (см. Розыск), предусматривались в качестве мер наказания смертная казнь, торговая казнь (битьё кнутом) и т. д. Защищая феодальную собственность на землю, судебник ограничил право сервитутов, увеличил сроки исковой давности в отношении великокняжеских земель, за нарушение межевых знаков на великокняжеских, боярских и монастырских землях была введена торговая казнь (на крестьянских землях — денежный штраф). Судебник ввёл уплату пожилого при уходе крестьянина от феодала (см. Выход крестьянский), а также установил единый для всего государства срок перехода крестьян от одного владельца к другому (Юрьев день, 26 ноября).
Изд.:
Судебники XV — XVI вв.,
М.— Л., 1952. с. 13—108.
Псковская Судная Грамота.
1. Возникновение Псковской Судной Грамоты.
Основным источником
права в Новгороде и Пскове
первое время являлась
Русская Правда, данная Новгороду Ярославом
Мудрым и дополненная позже его потомками.
Но Русская Правда, написанная еще в первой
половине XI в., не могла удовлетворить
всем требованиям новгородцев, живших
уже в другом столетии. Поэтому Русская
Правда постепенно подменялась судебной
практикой новгородцев. Кроме судебной
практики источниками права служили решения
веча, договора с князьями, международные
договоры. Все это рождало неразбериху
в различных судебных делах, так как договор
с князем мог прийти в противоречие с международным
договором или с практикой суда. Это все
требовало кодификации, которая и была
проведена в XV в. Результатом этой кодификации
явились Новгородская и Псковская Судные
Грамоты, утвержденные
"всем Государем Великим Новгородом
на вече" и "всем Псковом на вече".
Псковская Судная Грамота дошла до нас
полностью. Она была утверждена на вече
в 1467 г. в Пскове и первоначально состояла
из 108 статей, а позже была дополнена еще
12 статьями.
1.2. Судная грамота Пскова.
Судная грамота
Пскова были принята вечевым собранием
города в середине
XV в. Она являлась основным источником
права для Пскова до его присоединения
к Москве. Псковская Судная Грамота была
составлена в 1467 г.
"по благословению отец своих попов
всех 5 съборов". Грамота состоит из
120 статей, 108 из которых были приняты в
1467 г., а остальные были дописаны позже
по решению веча. Некоторые из этих статей
были приняты и выполнялись еще задолго
до появления Судной Грамоты.: "Ся грамота
выписана из великаго князя Александровы
грамоты и из княж Костянтиновы грамоты...".
Князь
Александр - это князь Александр Михайлович
Тверской, изгнанный из Твери и княживший
в Пскове с 1327 по 1337 г., а "Костянтин"
- Константин
Дмитриевич, брат великого князя московского
Василия I Дмитриевича, княживший в Пскове
в 1407 и 1412 гг. Кроме грамот этих князей,
Псковская
Судная Грамота основывалась на судебной
практике и вечевых документах, принятых
ранее: "... и изо всех приписков псковъских
пошлин.". Псковская
Судная Грамота возможно вобрала в себя
еще один памятник права - Псковскую
Правду. Об этом памятнике упоминается
в договорной грамоте 1440 г. Казимира
Польского с Псковом.
Псковская Судная
Грамота составлена в основном из
"псковских пошлин" - юридических
обычаев. Псковская Судная Грамота
трудна для объяснения: в списке
немало древнерусских терминов, не
встречающихся в других правовых
актах того времени, многие предусматриваемые
законом случаи рассматриваются
очень кратко, намеками. Вместе с
Новгородской Судной Грамотой, Псковская
Судная Грамота очень много места уделяет
судоустройству и судопроизводству, но
при этом дает обильный запас норм и материального
права, особенно гражданского. В Псковской
Судной Грамоте встречаются обстоятельные
постановления о договорах купли-продажи,
найма и займа, о торговых и землевладельческих
товариществах, о семейных отношениях
по имуществу.
Псковская Судная Грамота различает юридические
понятия, требовавшие развитого правосознания,
предусматривает юридические случаи,
какие могли возникнуть в живом и сложном
гражданском обороте торгового города.
"В ее определениях имущественных и
обязательственных отношений сказывается
чутье
Правды, стремившееся установить равновесие
борющихся частных интересов и на нем
построить порядок, ограждаемый не только
законами, но и нравами.
Поэтому в ряду судебных доказательств
она дает предпочтительное значение присяги,
отдавая обыкновенно на волю истца решить
тяжбу этим способом:
"хочет, сам поцелует или у креста положит",
то есть предоставит целовать крест ответчику,
положив у креста спорную вещь или ее цену."
1.3. Правовой статус населения.
Крестьяне-общинники - упоминаются под именем сябров (ст. 106). Эта статья свидетельствует о проникновении имущественных отношений в среду общины (появление грамотчика)
Половник (исполовники)
- люди, отдающие своему господину половину
урожая (ст. 43). По профессиональному
признаку делились на изорников
(пахарей), кочетников (рыболовов) и огородников
(ст. 42). Все они занимали одинаковое положение
относительно феодала. Государь имел право
отпускать их только в Филипов день (14
ноября). В случае отказа государь лишался
части продукта (ст. 42).
Изорник - скорее
всего, безземельный крестьянин, работающий
на земле феодала и получающий от него
подмогу. От аренадатора изорника отличает
покрута, которая делает его зависимым
от господина (сильно затрудняет уход).
Закуп в Русской Правде работает только
на феодала, а изорник - и на себя (отдает
лишь часть урожая). Закуп отвечает и личностью
(в холопы), а изорник - только имуществом.
Изорник зависел от господина, поскольку
получал от него подмогу (покруту), которую
феодал мог потребовал вернуть. Для взыскания
покруты государь не должен был представлять
письменный договор, а прибегал к закличу
(ст.
44). Если изорник отрицал покруту, господин
должен был предъявить 4-5 свидетелей (ст.
51).
Претензии же изорника к господину, основанные
на доске - письменном документе - без специального
оформления были недействительны (ст.
75).
Господин не мог распоряжаться личностью
и имуществом изорника.
Государь мог получить покруту, обратив
взыскание на имущество изорника,
(ст. 76). То же происходило в случае смерти
изорника и отсутствии наследников (ст.
84). К жене и детям переходили долговые
обязательства умершего изорника, даже
если это специально не оговаривается
в письменном документе (ст. 85). Однако
за изорником оставалось право ухода от
господина
(ст. 63) - за половину урожая. Нельзя назвать
изорника нищим - он имеет свое имущество,
о чем свидетельствует ст. 86.
Изорничество - это новый этап закрепощения крестьян (но нельзя однозначно говорить об ухудшении или улучшении положения). Впервые была ограничена свобода передвижения - закуп может уйти в любой момент, отдав купу, а изорник - только в Филипов день.
Наймиты (ст. 39-41)
- свободный человек, пользующийся гражданскими
и политическими правами члена городской
общины, но находящийся в социально- экономической
зависимости от государя. Договор заключался
устно на время или для выполнения определенной
работы (ст. 39). Наймит мог расторгнуть
договор, однако в то же время наймит-дворной
годами живет у хозяина.
Договор с наймитом плотником должен был
быть оформлен путем записи.