Псковская и Новгородская боярские республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:00, контрольная работа

Описание работы

Экономический подъём второй по значению земли Древнерусского государства в XI-XII вв., усиление местного купечества, боярства и духовенства, удалённость от Киева и начавшиеся во второй четверти XII в. процессы феодального дробления привели к утверждению в Новгородской земле независимой республики. В борьбе за неё вырос и укрепился самобытный вечевой строй. Жители Новгорода выступили как сплочённая и самоуправляемая организация, с которой впредь должны были считаться киевские наместники. В борьбе за суверенитет формировались и крепли институты будущей республики. С введением выборности епископа (в 1156г.) и тысяцкого (в 1180-х) завершилось создание независимой республики. Была выстроена система управления, в основу которой лёг принцип волеизъявления новгородской общины. Его действие распространилось на все властные институты; выбирались самые различные должностные лица – от сотских, уличных и кончанских старост до князей, епископов и архиепископов, архимандритов, посадников и тысяцких.

Содержание

Введение. 3
1. Причины территориально-политической раздробленности. 4
2. Боярская республика. 6
3. Общественный строй Новгорода и Пскова. 10
4. Организация правосудия в Новгороде и Пскове. 14
Заключение. 17
Список литературы. 19

Работа содержит 1 файл

ДКР по истории россии.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Управление обширными  землями Новгородской республики осуществлялось из Новгорода с одновременным  предоставлением землям известной самостоятельности. Документы позволяют сделать вывод, что земли имели связи с концами Новгорода и Пскова, последние осуществляли управление и суд на прилежащих к ним землях.

Кроме столичных в  обеих республиках были и другие города, находившиеся в зависимости от Новгорода и Пскова, их концов, называемые пригородами. Они имели свое вечевое устройство, но вместе с тем центральная власть назначала в них наместников.

 

3. Общественный строй Новгорода и Пскова.

 В Новгороде и Пскове, как и в других районах Руси, существовали светские и духовные феодалы. К духовным принадлежали монастыри и высшие духовные иерархи: архиепископ, епископ, настоятели монастырей. Монастырское землевладение росло достаточно быстро, многие светские феодалы передавали по завещаниям свои земли на помин души, часто монастыри покупали землю, были и случаи захвата ими земель, как общинных, так и незанятых. В то же время монастыри редко отчуждали свои владения, в качестве исключения могут рассматриваться сделки по продаже монастырями земли. Исключалось и дробление церковных земель, свойственное светскому землевладению. Обширные земли давали Новгородской епархии значительные доходы, которые пускались духовенством в торговый оборот. Церковь в Новгороде и в Пскове объявила себя покровительницей торговли. Она являлась хранительницей эталонов мер и весов, скрепляла международные торговые договоры. Все это делало церковь и высшее духовенство влиятельной силой в обеих феодальных республиках.

К светским феодалам принадлежали бояре, житьи люди (зажиточные), к  ним можно отнести также своеземцев (земцев в Пскове). Особенностью Новгорода и Пскова было отсутствие княжеского домена и наличие землевладения городской общины.

Наиболее влиятельную  группу феодалов составляли бояре - потомки  родоплеменной знати. В основе их политического могущества лежало богатство. Первоначально бояре пользовались доходами от общественных земель Новгорода, выступавшего как коллективный феодал. Однако к XIV в. сложилось уже и индивидуальное землевладение боярства3. Кроме того, новгородские бояре широко занимались торговлей и ростовщичеством. Они ревностно охраняли свои исключительные права занимать высшие выборные должности в республике (посадника, кончанского старосты). Имевшим порой и большие состояния житьим людям путь к этим должностям был закрыт.

Поскольку в Пскове крупное  землевладение распространено не было, экономическое господство бояр не стало таким сильным, как в Новгороде.

Житьи люди упоминаются  в Новгородской судной грамоте рядом  с боярами. Они тоже имели земли, населенные крестьянами, оставаясь  при этом, как и бояре, горожанами. Участвовали житьи люди и в торговле. Однако главным, что определяло их статус, было именно землевладение. Как справедливо подметил еще В.О. Ключевский, житьих людей не случайно после падения Новгорода верстали в служилые люди с поместным окладом, а не записывали в городские посады, как купцов. Однако житьи люди, хотя и были феодалами, имели ограниченные права по сравнению с боярством. Они не могли избираться на высшие государственные должности; до XIV в. из числа житьих людей избирали тысяцкого, но затем эта должность была узурпирована боярами.

Известна и такая  категория землевладельцев, как  своеземцы, или земцы. В.О. Ключевский считал, что земцы – крестьяне-собственники. Современные исследователи относят их к мелким феодалам4. В сельскую общину они не входили, а пользовались привилегиями члена городской общины. Спорно происхождение своеземцев. Существует мнение, что своеземцы – это измельчавшие бояре. В.Л. Янин полагает, что своеземцы – измельчавшие житьи люди 5. Считают возможным и третий путь возникновения своеземцев: распад коллективной собственности горожан или скупка земель у разорявшихся смердов-общинников. Документы, и прежде всего новгородские писцовые книги, свидетельствуют, что одной из наиболее древних форм землевладения являлось коллективное землевладение горожан. Распад такой коллективной собственности был одним из источников появления мелких вотчин.

Характерной особенностью землевладения в феодальных республиках, на это указывал еще С.В. Юшков, являлось то, что основной землевладельческой группой были горожане. Члены городской общины имели исключительное право на приобретение вотчин из земель, тяготеющих к городу. Вече определяло режим этих земель. В случае особых заслуг перед городом вече могло пожаловать землю. Тем самым проявлялась интересная особенность феодальных вотчин вечевого города: это землевладение, свободное от отношений сюзеренитета-вассалитета; вотчинник сохранял связи лишь со своей городской общиной.

Таким образом, в Новгороде  и Пскове трудно отделить феодалов и городское население, вотчинников  и купцов. Но купцы в этих республиках играли большую роль. Основным занятием их была внутренняя и внешняя торговля, но они могли быть и землевладельцами.

Купечество объединялось в корпорации, общества. Центрами корпораций обычно выступали церкви. В Рукописании князя Всеволода XIII в.6 до нас дошел устав такой корпорации, объединенной вокруг новгородской церкви Иоанна Предтечи, построенной на купеческие деньги.

В Новгороде существовали и так называемые черные, малодшие люди, к которым относились мастера, ученики, ремесленники и наймиты. Как члены городской общины они пользовались некоторыми привилегиями, в частности, при покупке земель, тянувших к городу, принимали участие в местном самоуправлении, обладали податным иммунитетом.

Зависимое население  республик включало в себя крестьян, половников, холопов. Большая часть крестьян находилась в зависимости от феодального государства. В документах они именуются смердами. Смерд должен был выполнять повинности в пользу государства, платить налоги. В некоторых документах монастырские крестьяне назывались сиротами. Постепенно увеличивается число крестьян, зависимых от феодалов. Рост вотчинного землевладения происходил разными путями. Наиболее распространенными были самовольный захват крестьянских земель, а также покупка феодалом земельного участка общинника, вышедшего из крестьянской общины, находившейся в процессе разложения.

Большое место в Псковской  судной грамоте уделено половникам, т.е. людям, работавшим из половины урожая. В Пскове половники делились на изорников – пахарей, огородников и кочетников, т.е. рыболовов. Их объединяло то, что они жили не на своей земле, а в селе "государя". Закон устанавливал общие нормы, определяющие уход изорника от своего господина: один раз в году, поздней осенью, и при условии выплаты всех долгов.

Одновременно и государь не мог выгнать изорника в другое время. Поземельная зависимость  изорника от государя не делала его  лицом недееспособным. В науке  есть мнение, что степень зависимости  изорника от господина определялась тем, к какой группе феодалов принадлежал хозяин земли, на которой работал изорник. У крупного землевладельца крестьянину жилось хуже, он был связан прочными письменными обязательствами.

Известно, что в Новгороде  и Пскове были и холопы. Холопы в  Новгородской республике использовались для обработки земель в феодальных вотчинах.

 

4. Организация правосудия в Новгороде и Пскове.

Особый интерес в  период феодализма на Руси в плане  организации правосудия вызывают юридические  традиции северо-западных территорий – Новгородской и Псковской республик. Источниками права здесь были: Русская Правда, вечевое законодательство, договоры города с князьями, судебная практика, иностранное законодательство и др. В результате кодификации – издания систематизированных законов – в XV в. появились Новгородская и Псковская судные грамоты.

Сохранился фрагмент Новгородской судной грамоты, дающий представление  о судоустройстве и судопроизводстве. Судебными правами обладали все  органы власти и управления (вече, посадник, тысяцкий, князь, боярский совет, архиепископ, сотский, староста). Судебными полномочиями наделялись купеческие и цеховые корпорации (братчины). Судебными чинами были дьяки, приставы, "позовники", писцы, межники, подверники и др.

Псковская судная грамота 1467 г. состояла из 120 статей. В ней более обстоятельно регламентированы гражданско-правовые отношения и институты (вещное право, связанное с землевладением), обязательственное право (договоры, связанные с куплей-продажей, наймом, дарением и др.), судебное право, а также некоторые виды преступлений, впервые связываемых с причинением ущерба частным лицам или государству.

Судебное право регламентировалось более обстоятельно, чем в Русской  Правде:

–   процесс носил состязательный характер;

– роль суда усилилась: вызов в суд осуществлялся по повестке ("позовнице") и через судебного исполнителя ("позовника");

– сохранились упомянутые в Русской Правде судебные доказательства и появились новые: судебный поединок ("поле"), письменные доказательства, разделяющиеся на "доски" (частные расписки) и "записи" (официально заверенные документы);

– возник институт судебного представительства в судебном поединке ("пособничество"), которым могли пользоваться только женщины, подростки, монахи, старые люди.

Разрешенные судом дела впервые пересмотру не подлежали7.

Система органов, осуществляющих правосудие в Новгороде и Пскове, имела свои особенности. Для нее  характерно широкое участие в  правосудии веча, правда, со временем все  более убывающее. Как свидетельствуют  летописи, вече осуществляло суд по наиболее опасным для государства преступлениям. Известны случаи, когда на вече производилось и дознание. Ни в Новгороде, ни в Пскове князья не имели права судить единолично, что специально записывалось в договорах с ними. Но они судили вместе с посадниками, а также представителями бояр и житьих людей. На местах дела тоже рассматривались коллегиально княжескими людьми и представителями пригородов.

Тысяцкий и два купеческих старосты осуществляли суд торговый. Статьи 5 и 6 "Рукописания князя  Всеволода" подчеркивают независимость этого суда от посадника. Только в случае совершения преступления, в котором были замешаны новгородские и иностранные купцы, суд по делу осуществлял посадник совместно с тысяцким и купеческими старостами.

Традиционно споры между  духовенством, церковными людьми, а также дела, подлежащие церковной юрисдикции, решались церковным судом. До 1385 г. такой суд вершил московский митрополит у себя или во время своих поездок в Новгород. С 1385 г. право суда было передано новгородскому архиепископу, который судил с участием представителей бояр и житьих людей. Дела, в которых одна сторона подлежала церковной юрисдикции, а другая - светской, рассматривались смешанным судом, состоящим из представителей духовенства и городских властей. В Пскове был и суд братчины. Исследователи видят в нем пережиток древнего общинного института. Ю.Г. Алексеев установил, что братчина – это соседская территориальная община сельчан или уличан, совпадающая с церковным приходом. Суду братчины подлежали мелкие ссоры, кражи на пиру.

 

 

Заключение.

Новгородская боярская республика – крупнейшее государство на северо-западе Руси в 12-15 вв. Тенденции к обособлению от Киева в Новгороде Великом проявились уже вначале 11 в. В 1015 г. Ярослав Мудрый, княживший тогда в Новгороде, в обмен на поддержку новгородцев в борьбе за Киев согласился на неподсудность новгородских бояр княжескому суду. В 1136 г. новгородцы восстали и изгнали князя Всеволода (внука Мономаха). После этого Новгород стал сам приглашать князя, что означало политическую самостоятельность для новгородской земли.

Псковская феодальная республика получила самостоятельность в XIV в. До этого земли Пскова входили  в состав Новгородской республики, а Псков считался пригородом Новгорода, т.е. зависимым от него городом. И  хотя с XIII в. Псков имел отдельный княжеский стол, на который вполне самостоятельно приглашали князей, Новгород отказывался признать самостоятельность Псковской республики. Он был вынужден это сделать в обмен на военную помощь Пскова в борьбе против шведов. Псковская феодальная республика, хотя и отпочковалась от Новгородской, не была точной ее копией. Особенности местоположения и географические условия оказали существенное влияние на социальный и политический строй Псковской республики. Близость агрессивных соседей обусловила более сильную власть князя, а скудость земельных угодий - отсутствие крупного боярского землевладения, что, в свою очередь, определило меньшую роль боярства в политической жизни Пскова.

Таким образом, экономический  подъём второй по значению земли Древнерусского государства в XI-XII вв., усиление местного купечества, боярства и духовенства, удалённость от Киева и начавшиеся во второй четверти XII в. процессы феодального дробления привели к утверждению в Новгородской земле независимой республики. В борьбе за неё вырос и укрепился самобытный вечевой строй. Жители Новгорода выступили как сплочённая и самоуправляемая организация, с которой впредь должны были считаться киевские наместники. В борьбе за суверенитет формировались и крепли институты будущей республики. С введением выборности епископа (в 1156г.) и тысяцкого (в 1180-х) завершилось создание независимой республики. Была выстроена система управления, в основу которой лёг принцип волеизъявления новгородской общины. Его действие распространилось на все властные институты; выбирались самые различные должностные лица – от сотских, уличных и кончанских старост до князей, епископов и архиепископов, архимандритов, посадников и тысяцких.

В результате войны 1471 г. и похода московских войск на Великий  Новгород в 1477-1478 гг. были упразднены многие институты республиканской власти. Новгородская республика стала составной частью Русского государства, сохранив при этом некоторую автономию. Исследователи XX в. обращают внимание на внутренние причины падения Новгородского государства, среди которых часто называется перерождение республики из вечевой в боярско-олигархическую. В последнее время ряд историков высказывают мнение о том, что гибель Новгорода явилась следствием не вырождения политической культуры, а грубого насилия из вне – московского завоевания.

Информация о работе Псковская и Новгородская боярские республики