Психологический портрет Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:08, доклад

Описание работы

Еще 28 июня 1762 г., в разгар борьбы с прежним, уже фактически низложенным императором Пет¬ром III, в Зимнем дворце был наспех составлен мани¬фест. Написанный торопливо и нескладно, вначале он говорил о причинах нового переворота: «Всем прямым сынам отечества Российского явно оказалось, какая опасность всему Российскому государству начиналась самым делом, а именно закон наш православный гре¬ческий первее всего восчувствовал свое потрясение и истребление своих преданий церковных...

Работа содержит 1 файл

психологический портрет Екатерины 2.docx

— 128.19 Кб (Скачать)

 
Еще 28 июня 1762 г., в разгар борьбы с прежним, уже фактически низложенным императором  Петром III, в Зимнем дворце был наспех составлен манифест. Написанный торопливо и нескладно, вначале он говорил о причинах нового переворота: «Всем прямым сынам отечества Российского явно оказалось, какая опасность всему Российскому государству начиналась самым делом, а именно закон наш православный греческий первее всего восчувствовал свое потрясение и истребление своих преданий церковных... 
 
Второе, слава российская, возведенная на высокую степень своим победоносным оружием, чрез многое свое кровопролитие заключением нового мира с самым ее злодеем отдана уже действительно в совершенное порабощение...» 
 
Растолковав россиянам мысль о возникшей угрозе целостности отечества, манифест от имени Екатерины заключал: «...убеждены будучи всех наших верноподданных таковою опасностью, принуждены были, приняв Бога и его правосудие себе в помощь, а особливо видев к тому желание всех наших верноподданных явное и нелицемерное, вступили на престол наш всероссийский и самодержавный, в чем и все наши верноподданные присягу нам торжественную учинили». 
 
29 июня 1762 г. Петр III подписал манифест о своем отречении, а на следующий день Екатерина II торжественно вернулась в столицу, чтобы надолго стать хозяйкой Зимнего дворца. 

Портрет (личность) Екатерины II 
 
Екатерина II была довольно сложной и, безусловно, незаурядной личностью. Ее характер, с одной стороны, приятной, сдержанной и любвеобильной женщины, с другой — человека — крупнейшего государственного деятеля, начал складываться в семье губернатора немецкого приморского города Штеттина и окончательно сформировался при русском дворе, где Екатерина на протяжении 17 лет была законной супругой великого князя, а затем в течение полугода — бездарного и сумасбродного императора Петра III. 
 
В Штеттине, будучи еще девицей Фике, она с раннею детства усвоила свой первый в жизни урок — хитрить и притворяться. Позже Екатерина писала об этом, вспоминая свою первую наставницу-француженку Кардель: «...она очень заботилась о том, чтобы я, да и она также, являлась перед отцом и матерью такою, какой могла бы им нравиться. Следствием этого было то, что я стала слишком скрытной для своего возраста». 
 
Положение 
Екатерины Алексеевны было не из простых. Пятнадцатилетней девушкой она жребием судьбы оказалась заброшенной в чужую и совсем незнакомую для нее страну. С первых дней своего пребывания при русском дворе великая княгиня задала себе два важных урока — во-первых, в совершенстве овладеть русским языком и по возможности усвоить русские обычаи, во-вторых, научиться нравиться. Но как ни была она гибка, как ни гнулась под русские придворные нравы и вкусы, ей приходилось трудно. 
 
Возможность добиться успеха зависела не только от самой 
Екатерины Алексеевны, очень важным при этом было поведение ее мужа Петра Федоровича и императрицы Елизаветы Петровны. Выходки в отношении ее со стороны императрицы (впрочем, иногда и вполне заслуженные: чего стоило, например, ее участие в период Семилетней войны в пропрусских интригах) возмущали Екатерину как человека; пренебрежение со стороны мужа оскорбляло как жену и как женщину; самолюбие ее страдало, но она не жаловалась на свое унижение, чтобы не стать предметом обидного сострадания. 
 
Настоящую надежную союзницу Екатерина встретила в книге. Но она не сразу нашла свою литературу, откладывала книги и возвращалась к нарядам. Однако невыносимо бестолковая жизнь, устроенная племяннице Елизаветой Петровной, пошлая компания, окружавшая Екатерину, бессмысленные разговоры, которые она слышала каждый день вокруг себя, научили ее читать внимательнее, сделали книгу убежищем от тоски и скуки. «Никогда без книги и никогда без горя, но всегда без развлечений» — так пишет сама Екатерина о том времени. 
 
Работы серьезных авторов вызывали у нее наибольший интерес. История, философия, труды французских энциклопедистов стали для будущей императрицы необходимой духовной пищей. В результате при дворе Елизаветы она не только проходила школу интриг злословия, но и с завидной настойчивостью овладела знаниями. 

 
 
Отношения Екатерины Алексеевны с мужем  не укладывались. Ни для кого при  дворе не была секретом его отличающаяся постоянством связь с Елизаветой Воронцовой. В 1754 г. у Екатерины появился на свет ее первенец — младенец Павел  Петрович, будущий наследник русского престола. Но ребенка взяли от матери в апартаменты императрицы. Екатерина  была, таким образом, лишена не только супружеской любви, но и материнского чувства. И не случайно Павел Петрович вырос человеком, который не только не любил свою мать, но порой даже ненавидел ее. Здесь уместно замечание  о том, что право Павла Петровича  впоследствии на законном основании  претендовать на русский престол  было весьма сомнительным. Утверждали, что его отцом был не великий  князь Петр Федорович, а придворный кавалер Сергей Салтыков, в чем-де призвалась и сама Екатерина. Кроме того, существовала даже версия о подмене мертворожденного младенца первым попавшимся ребенком из чухонской деревни. Так ли это было или иначе — осталось достоверно неизвестным. Однако нельзя сбрасывать со счетов и большое портретное сходство Петра III и Павла I и удивительное соответствие их сумасбродных характеров. 
 
Когда настал час переворота, Екатерина действовала смело и решительно. Новой императрице с готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и Синод. Петр III, напротив, растерялся и не знал, что ему делать. Фридрих II в беседе с французским посланником графом Сегюром сказал о Петре III: «он позволил свергнуть себя с престола как ребенок, которого посылают спать». 

Становление на престол 
 
Выдающиеся способности 
Екатерины II позволили ей в 34 с небольшим года занимать престол могущественной Российской империи. При этом, будучи по прохождению немкой, она хорошо понимала главное — русская императрица должна иметь в виду прежде всего интересы России и старалась не отступать от этого основополагающего правила. Сильной стороной этой женщины была огромная работоспособность, условленная неистовой силой воли и осознанной целеустремленностью. Вместе с тем ей присуща была немалая храбрость в сочетании с большой хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием. Она была скорее натурой рационалистической, нежели эмоциональной, умеющей в различных условиях подавлять в себе вспышки гнева, радости и печали. Для ее повседневной деятельности и поведения в свете характерными были жесткий самоконтроль и постоянное стремление ориентироваться на «общественное мнение». Справедливости ради надо сказать, что эти последние свойства характера Екатерины II, к сожалению, в немалой степени были утрачены в последние годы царствования. 
 
Екатерина была «последней случайностью на русском престоле», она все время «твердым, хотя и неслышным, шагом шла по намеченному пути, подкрадываясь к престолу». В итоге незаконно и при этом дважды захватила власть: отняла у мужа и не передала сыну Павлу. 
 
Екатерине наряду с трезвым умом были присущи острая наблюдательность, редкий дар бесподобного умения слушать и особый талант завоевывать общие симпатии. Она была вежлива даже с прислугой, проявляла доброту, но имела холодное сердце. При жизни ее ценили выше, чем стали ценить после смерти, и объясняется это тем, что сама она больше дорожила вниманием своих современников, чем мнением потомков.

Заключение:

Как бы то ни было, историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно  велико именно потому, что в эту  эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Эта  способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного  исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей. Вот  некоторые результаты деятельности Екатерины:

 

Статистика

В результате правления  Екатерины II:

·    Устроено 29 губерний по новому образцу

·    Построено 144 города

·    Заключено 30 конвенций и трактатов

·    Одержано 78 побед

·    Издано 88 указов

·    Отвоёваны у Польши и Турции земли с населением до 7 млн. человек.

·    Население империи увеличено с 19 млн. человек ( 1762 г. ) до 36 млн. ( 1796 г. ).

·    Армия с 162 тыс. человек усилена до 312 тыс. .

·    Флот с 21 линейных кораблей и 6 фрегатов усилен до 67 линейных и 40 фрегатов.

·    Сумма государственных доходов с 16 млн. рублей поднялась до 69 млн. рублей.

·    Число фабрик увеличилось с 500 до 2 тыс. .

·    Увеличен ввоз - вывоз внешней балтийской торговли с 9 млн. до 44 млн. рублей.

·    Увеличен ввоз - вывоз внешней черноморской (созданной Екатериной) торговли с 390 тыс. до 1 900 тыс. рублей.

 

Список  использованной литературы:

Евгеньева М. «Любовники Екатерины». – Москва: «Воля», 1989. – 62с

Екатерина II «Сочинения». – Москва: «Современник», 1990. – 557с

Иванов Вс. Н. «Императрица Фике». - Тула: «Пересвет», 1993. – 300с

Энциклопедия для  детей. Т. 5. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. – Москва: «Аванта+», 2000. – 704с

Информация о работе Психологический портрет Екатерины II