Протекторат О. Кромвеля «Орудие управления» 1653г.

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:42, реферат

Описание работы

Оливер Кромвель (Oliver Cromwell) (1599-1658), английский государственный деятель и военачальник, вождь пуританской революции, внесший, в качестве лорда-протектора Республики Англии, Шотландии и Ирландии, величайший вклад в формирование современной Англии. В 1653-1658 гг. – лорд-протектор Англии. В 1640 г. был избран в Долгий парламент. Один из главных организаторов парламентской армии, одержавшей победы над королевской армией в ходе гражданских войн (1642-1646, 1648), организовал из крестьян и ремесленников кавалерию «железнобоких».

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Установление режима диктатуры Кромвеля –«протектората». Содержание «Орудия Управления»………………………………5
Лорд-протектор: проблемы и достижения……………………….6
Новая конституция, восстановление палаты лордов. Первые попытки восстановления монархии………………………………8
Заключение………………………………………………………..15
Список использованной литературы…………………………….16

Работа содержит 1 файл

Protektorat Kromvelya.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

После роспуска последнего своего парламента, сделавшего было попытку ограничить его самовластие, и после удачной войны с Испанией в Индии и Европе, Кромвель достиг высшей степени могущества; он пользовался огромным влиянием в Европе и высшим авторитетом в Британии... Но - странная ирония судьбы - чем выше поднимался он по ступеням славы и могущества, тем все более становился одиноким. От него отворачивались его старые боевые товарищи, которые служили под его началом, когда он был еще простым капитаном: они не могли понять, в чем тут может заключаться преступление, если палату, состоящую не из лордов, не называть палатою лордов. Но Кромвель требовал безусловного повиновения. Республиканские и анабаптистские мнения затрагивали его власть в самом корне, он не хотел терпеть их, по крайней мере, в армии. «Я служил ему пятнадцать лет, - говорил после смерти протектора Паккер, суровый и честный офицер-республиканец, - с той поры, как он сам командовал еще кавалерийским эскадроном, до момента его высшей власти; я семь лет командовал полком и теперь одним дыханием его, без всякого суда, я выброшен вон. Я лишился не только места, но и старого лагерного и боевого товарища, и пять подчиненных мне капитанов, все честные люди, были исключены вместе со мной за то, что не хотели сказать, что у нас есть палата лордов».

     Недовольные офицеры задумали даже заговор и  пытались собраться возле находившегося в немилости Ламберта - тоже когда-то товарища и друга Кромвеля. Полковник Гетчинсон узнал об этом. Искренний христианин и республиканец, он со времени изгнания Долгого парламента оставил армию и политику: его возмущала тирания Кромвеля, но еще больше возмущала тирания злой, безумной посредственности, которая хотела занять его место. «Кромвель, - говорит его жена, - был смел и велик, а Ламберт — только полон глупого и нестерпимого тщеславия». Гетчинсон предупредил протектора, и заговор был потушен в самом начале.

     Но  на его месте, да и на месте любого раскрытого заговора немедленно возникал другой. Это заставляло задумываться. Общество, все целиком, не замедлило  дать почувствовать Кромвелю все  свое неудовольствие его ссорами с парламентом. Протектор требовал у  муниципального  совета  ссуды, но Сити,

который всегда доставлял деньги парламенту, нашёл их для Кромвеля так же мало, как некогда для Карла I. Дело дошло даже до задержек в уплате пошлин, утвержденных в последнюю сессию.

Будущее в таких обстоятельствах не предвещало ничего доброго. Большинство сторонников Кромвеля уже настойчиво задавали себе вопрос, сформулированный его же сыном Генри: «Не зависит ли все от одной только личности отца, от его искусства, от привязанности к нему армии и не возгорится ли кровавая война, когда его не будет?»

Но и  эта единственная опора была уже  надломлена. Одно из близких к Кромвелю лиц старается доказать, что попытка  управлять государством без парламента надорвала его жизненные силы. Несомненно, что неудача его планов болезненное возбуждение. Он по целым неделям перестал показываться даже в кругу своей семьи. А ведь он любил ее и прежде все свое время проводил с нею.

Семейство Кромвеля было центром и главным  элементом его двора. Он вызвал в Лондон сына Ричарда и сделал его членом парламента, тайным советником и членом Оксфордского университета. Второй сын его, Генри, управлял Ирландией и часто навещал отца. Зять, Джон Клейпол, человек аристократических нравов, любивший удовольствия роскошной жизни, был так же, как и сам Ричард - будущий протектор - в коротких отношениях со многими кавалерами. По выходе замуж последних двух дочерей Кромвеля за лорда Оральконбриджа и Рича вокруг него собрались четыре юные семейства, богатые, стремившиеся наслаждаться и услаждать приближенных людей блеском своей жизни.

     Сам Кромвель любил общественное движение, блестящие собрания, особенно музыку, и находил удовольствие в привлечении к себе артистов. Вокруг дочерей его образовался двор многолюдный и одушевленный. Но все это было и прошло. Кромвель стал мрачен, стал избегать людей. В нем развилась мучительная подозрительность, не дававшая ему покоя ни днем, ни ночью. Он постоянно был вооружен и имел на себе латы; выезжая, брал с собою в карету несколько человек и окружал себя конвоем; ездил очень скоро, часто изменял направление и никогда не возвращался домой той же дорогой, по какой ехал из дому. В Уайтхолле у него было несколько спален и в каждой из них - потайная дверь. Он выбрал из своей кавалерии 160 человек, вполне ему известных, назначил им офицерское жалованье и образовал из них восемь взводов, которые по двое постоянно составляли вокруг него охранную стражу. Та ясность и самостоятельность ума, та страстность и смелость чувства, которые были так привлекательны в Кромвеле, по-видимому, совершенно исчезли. Вокруг него теснились уже призраки смерти.

В 1654 году он лишился своей матери, Елизаветы Стюарт, женщины умной и доброй, к которой постоянно испытывал глубочайшее уважение. Зимою 1658 года дочь Кромвеля Франциска в конце третьего месяца замужества лишилась мужа Роберта Рича, которому было не более 23 лет. Спустя три месяца умер граф Варвик, близкий друг Кромвеля. Едва прошло затем несколько недель, и новый, еще более жестокий удар уже готов был поразить его. Его любимая дочь леди Клейпол уже давно слабела и страдала: она поселилась в отдаленном дворце, чтобы там пользоваться воздухом и деревенским спокойствием. Перед ее смертью страшные галлюцинации тревожили ее, ей виделась окровавленная фигура короля, требующая мщения.

     Сила  Кромвеля была сломлена. Он перестал заниматься государственными делами. Дела мирские, политические вопросы, даже интересы самых близких лиц пропадали из поля его зрения по мере того, как сходил он со сцены жизни. Его душа обратилась на самое себя и, приближаясь к той стране, откуда никто не возвращался, задавала себе другие вопросы, а не те, которые волновали людей у его постели. 2 сентября 1658 года после сильнейшего пароксизма, сопровождавшегося бредом, он пришел в сознание; его капелланы сидели вокруг. 3 сентября была годовщина его побед при Дунбаре и Ворчестре. Этот день он называл счастливым. В этот же день, в четвертом часу пополудни, он был уже мертв.

 

Заключение

 

"ОРУДИЕ УПРАВЛЕНИЯ" (англ. "The Instrument of Government") - конституция, принятая в Англии 16 дек. 1653 во время установления протектората О. Кромвеля. По этой конституции, разработанной Воен. советом, законодат. власть передавалась лорду-протектору (Кромвелю) и однопалатному парламенту, а исполнительную - лорду-протектору и Государственному совету из пожизненно назначенных членов. Парламент должен был состоять из 400 депутатов от Англии и по 30 депутатов от Шотландии и Ирландии Конституция фактически служила юридическим прикрытием для военной диктатуры, установленной в интересах сохранения господства джентри и буржуазии и закрепления тех завоеваний английской  революции, которые были выгодны блоку этих имущих классов. Режим протектората был тесно связан с личностью и авторитетом Кромвеля. Как только он скончался (3 сентября 1658 г.), режим попал в тяжелое кризисное состояние безвластия. Назначенный преемником отца Ричард Кромвель не сумел удержать власть и стал политической игрушкой в руках генералитета. В 1659 г. его вынудили отречься от звания и восстановить условную республику. Общественное недовольство режимом индепендентов, и безвластной республикой одновременно стало настолько значительным, что вопрос о восстановлении монархии и исторической конституции в стране стал в область практической политики. Революция исчерпала себя.

Однако  после реставрации (монархии) Стюартов по постановлению верноподданнического парламента 30 января 1661 года, в день казни Карла I, прах Кромвеля был  извлечен из могилы, и после варварской процедуры "повешения цареубийцы" на виселице для уголовников в Тайберне, от трупа отсекли голову, туловище было зарыто в яме, выкопанной под виселицей, а голову, насаженную на копье, выставили у Вестминстерского дворца "на обозрение". Но уничтожить то, чего добился этот человек, они были не в силах. 
 

Список  использованной литературы 

  1. Английская  буржуазная революция XVII века / Под ред.Е. А. Косминского –М. : Издательство АН СССР, 1954.
  2. ИГПЗС/ под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой –М. :НОРМА, 1999. – 712 с.
  3. Лавровский В. М. Английская буржуазная революция. –М., 1958.
  4. Павлова Т. А. Оливер Кромвель. –М., 1980
  5. Барг М. А. О. Кромвель и его время. –М.,1960
  6. Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия / Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982

Информация о работе Протекторат О. Кромвеля «Орудие управления» 1653г.