Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:19, контрольная работа
Просвещение, идейное течение 18 — сер. 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство.
1. Европейское просвещение и российское просветительство…………………...3
2. «Просвященный абсолютизм» Екатерины II: содержание, особенности, противоречия…………………………………………………………………………9
3. Итоги развития России в XVIII веке……………………………………………14
Список использованной литературы……………………………………………...18
Содержание
1. Европейское
просвещение и российское
2. «Просвященный
абсолютизм» Екатерины II: содержание,
особенности, противоречия……………
3. Итоги развития России в XVIII веке……………………………………………14
Список использованной
литературы……………………………………………...
1. Европейское просвещение
и российское просветительство
Просвещение, идейное течение 18 — сер. 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения») — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.
Центрами идеологии и философии Просвещения были Франция, Англия и Германия. Свое концентрированное выражение идеология Просвещения получила во Франции в период с 1715 по 1789 гг., названный веком Просвещения (siecle des lumieres). Кантовское определение Просвещения как «мужества пользоваться своим собственным умом» говорит о принципиальной установке Просвещения на наделение разума статусом высшего авторитета и связанной с этим этической ответственностью его носителей — просвещенных граждан. Рассмотрим основные идеи и принципы Просвещения. При всех национальных особенностях Просвещение имело несколько общих идей и принципов. Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство; верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право. Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания; факты суть единственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия.
Конкретные пути реализации этой программы в рамках Просвещения существенно расходились. Особенно значителен был разброс в мнениях о религии: практический атеизм Ламетри, Гольбаха, Гельвеция и Дидро, рационалистический антиклерикальный деизм Вольтера, умеренный деизм Д'Аламбера, благочестивый деизм Кондильяка, эмоциональный «деизм сердца» Руссо. Объединяющим моментом была ненависть к традиционной церкви. При этом, однако, деизм Просвещения не исключал таких организационных форм, как масонская квази-церковь с ее ритуалами. Гносеологические различия были менее разнообразны: в основном просветители придерживались эмпиризма локковского толка с подчеркнуто сенсуалистским толкованием происхождения знаний. Сенсуализм мог носить механико-материалистический характер (Гельвеций, Гольбах, Дидро), но не исключался скептический и даже спиритуалистический вариант (Кондильяк). Онтология интересовала просветителей в меньшей степени: они предоставляли решение этих проблем конкретным наукам (в этом отношении философия Просвещения может считаться первым вариантом позитивизма), фиксируя лишь очевидность существования субъекта, природы и бога-первопричины. Только в «Системе природы» Гольбаха дана догматическая картина атомистически-материального бытия. В социальной сфере просветители старались обосновать теорию прогресса и связать ее со стадиями хозяйственного и политического развития общества (Тюрго, Кондорсе). Экономические (Тюрго), политические (Монтескье), правозащитные (Вольтер) идеи Просвещения сыграли значительную роль в становлении либеральной цивилизации современного Запада1.
Просвещение во Франции.
Национальные школы Просвещения имели свои особенности. Философия французского Просвещения отличается своей радикальной социальной и антиклерикальной направленностью. Для нее характерна блестящая литературная форма, в ряде случаев дающая литературные и публицистические шедевры (Дидро, Вольтер, Руссо). При все своем остром интересе к социальной и исторической проблематике французские просветители не создают общей философии истории, растворяя специфику исторического в природе с ее властью случайности и в произволе человеческой воли. Цвет французского Просвещения объединило издания «Энциклопедии» (1751-1780), возглавленное Дидро и Д'Аламбером. «Энциклопедия » стала своего рода эмблематически деянием просветителей, поскольку объединяла в себе функции пропаганды науки, воспитания граждан, воспевание созидательного труда, объединения авторов в «партию» просветителей, эффективного практического предприятия и «полезной» эстетики, воплощенной в великолепных гравюрах. В программных статьях («Вступительное рассуждение», «Энциклопедия») перед «добротной» философией была поставлена задача «объять единым взглядом объекты умозрений и операции, которые можно выполнить над этими объектами» и строить заключения «исходя из фактов или общепринятых истин».
Английское Просвещение сосредоточено на проболемах утилитарной морали (Шефтсбери, Хатчесон, Гартли, Мандевиль) и сенсуалистической эстетики (Хом, Берк, Шефтсбери, Хатчесон). В гносеологии оригинальна шотландская школа «здравого смысла». Английский деизм более увлечен проблемой веротерпимости и свободомыслия, чем богословскими проблемами (Толанд, С. Кларк, А. Коллинз).
Немецкое Просвещение более метафизично и плавно вырастает из традиций классического рационализма 17 в. (Чирнхауз, Пуфендорф, Томазий, Вольф, Крузиус, Тетенс). Позднее немецкое просвещение увлечено религиозными спорами (под влиянием пиетистского фермента) о веротерпимости, пантеизме, соотношении прав государства и церкви (Реймарус, Мендельсон, Лессинг, Гердер). Баумгартен и Лессинг вносят заметный вклад в эстетику. Гердер – один из первых создателей принципа историзма — создает обширную картину эволюции природы от неорганической материи до высших форм человеческой культуры. Кризис европейского Просвещения становится заметен в таких предромантических явлениях как апология эмоциональной и народной стихии у позднего Руссо, немецкое литературно-философское течение «Буря и Натиск » с его агрессивным волюнтаризмом, интуиционизм зрелого Гете, антипросвещенческие выпады Гамана и Ф. Якоби, визионерская мистика Сведенборга2.
В России крупнейшим консервативным мыслителем и публицистом этого времени являлся М.М.Щербатов — аристократ, историк, главными работами которого стали «Путешествие в землю Офирскую» и «О повреждении нравов в России». Отрицая саму возможность равенства между людьми, он проповедовал усиление власти и значения столбового дворянства, предлагая даже изгнать из его рядов всех, кто получил дворянство, пользуясь Табелью о рангах. Щербатов резко критиковал деятельность Екатерины II, обвинял ее в деспотизме, безнравственности и безрассудном внесении в российскую жизнь таких вопросов, которые являлись опасными для сохранения самодержавного строя. Он ратовал за ограничение власти монарха советом «умнейших и старейших» (родовитых вельмож). Иными словами, отстаивал идею олигархического государства, главное место в котором должны "были занять знатные дворяне (последнее требование, кстати, выдвигалось не без влияния работ Монтескье). Иначе подходила к указанным проблемам зарождавшаяся в России либеральная мысль, яркими представителями которой являлись А.П.Сумароков, Н.И.Панин и Д.И.Фонвизин. Для них характерны попытки смягчить рознь между дворянством и крестьянством, обществом и властью, реорганизовав для этого центральные органы управления. Предложения предлибералов не простирались до признания необходимости введения в России действительно конституционного строя, речь шла лишь об обновлении сословной монархии, допущении дворянства и представителей свободных слоев населения к управлению государством. В записках и проектах говорилось об очищении существующего строя от «азиатчины», варварства, но, конечно, не упоминалось о равенстве людей, социальной справедливости и т.п. Более того, в понимании, скажем, Сумарокова, подлинными сынами отечества могли быть только дворяне, остальные же сословия составляли широкие слои бесправных слуг этого общества. Несколько особняком в этой компаний стоит Д.И.Фонвизин, идеалом которого являлась просвещенная монархия. Жизнь граждан в ней снизу доверху должна была подчиняться фундаментальным законам, которые призваны обеспечить господство политической свободы, основанной не только на указах, но и на неотъемлемом праве собственности. Последнее делало людей неуязвимыми экономически, давало им возможность выдвигать необходимые и независимые политические требования. Во времена Фонвизина начинался бурный рост русского национального самосознания. Повышение веса, значения собственного государства, своего национального «я» — путь, пройденный всеми думающими людьми XVIII в. Любовь к стране, к народу пока еще бросает человека в объятия государства, это в XIX в. обществу и государству станет не по пути. Совершенно иные идеи выдвигали и отстаивали Н.И. Новиков и А.Н.Радищев. В принципе, они соглашались с тем, что государство должно заботиться о благе общества, признавали огромную роль просвещенного монарха и необходимость поддержки его со стороны прогрессистов. Однако русские радикалы отчётливо видели и прозрачно намекали на то, что Екатерина II не является просвещенным правителем, а возглавляемая ею самодержавная монархия несет людям угнетение и бесправие. Новиков считал, что население страны не должно безропотно повиноваться монарху, Он отстаивал первичность общества по отношению к государственной власти, выступал за независимость общественного мнения от официальной идеологии. Будучи сторонником естественного равенства людей, Новиков ратовал за бессословное государство, где каждый трудится на общее благо и платит справедливые налоги. Гарантией же обеспечения прав каждого человека в таком общество должно было стать именно свободное общественное мнение. Наиболее ярким борцом с несправедливостью в этот период считается А.Н. Радищев. Его особое положение в истории общественно-политической мысли России определяется тем, что он не только отрицал феодально-крепостнические порядки, но и начал обосновывать путь их уничтожения. В отличие от уже упоминавшихся мыслителей Радищев являлся приверженцем идеи «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо, согласно которой договор заключался между членами общества ради обеспечения наиболее безболезненного соответствия воли отдельного человека интересам всего народа. Правда, в отличие от Руссо Радищев не считал жизнь человека в обществе неизбежно-необходимой деградацией человеческой природы. Для него форма общежития являлась естественным состоянием людей, отсюда его равномерный интерес и к обществу, и к отдельной личности3.
Радищев, как и Руссо, пришел к выводу о законности революционной борьбы с тиранией, но последний исходил при этом только из прав изначально свободной и «естественной» личности. Радищев же считал, что именно общество является главным гарантом свободы в государстве, именно оно должно постоянно напоминать гражданам о необходимости вооруженной защиты своих прав.
2. «Просвященный
абсолютизм» Екатерины
II: содержание, особенности,
противоречия
Идеалом Ш.Л. Монтескье, чье сочинение "О духе законов" было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. Екатерина II стремилась построитьзаконную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.
Большое внимание Екатерина II уделяла совершенствованию законодательства. В 1763 г. она разделила Сенат на 6 департаментов со строго определенными функциями. Сенат стал органом контроля и высшей судебной инстанцией, при этом он лишился законодательной инициативы, которая перешла к императрице. В 1764 г. была проведена секуляризация церковных имуществ. Монастырские крестьяне были переданы в управление Коллегии экономии и стали называться экономическими. Был введен принцип веротерпимости. В 1765 г. для упорядочивания землевладения началось генеральное межевание земель.
Самым крупным мероприятием первых лет царствования Екатерины II стал созыв в 1767 г. Уложенной комиссии комиссии в Москве. Комиссия должна была выработать новый свод законов Российской империи взамен "соборного уложения" 1649 г. В работе комиссии принимали участие 572 депутата от различных территорий и сословий (дворянства, купечества, государственного крестьянства, казачества). Преимущество было дано дворянам. Екатерина написала для комиссии "Наказ", в котором обосновала основные принципы политики просвещенного абсолютизма. Основное содержание "Наказа" можно выразить в следующих положениях: Россия есть европейская держава, поэтому последние и лучшие плоды европейской мысли должны найти здесь свое применение и воплощение; главное орудие преобразований - власть, государство; права (вольности) гражданина ограничиваются только законом и ничем более; главная задача - расширение класса собственников; законы должны соответствовать естественному положению народа, для которого они написаны, а Россия должна управляться только самодержавным государем.
Однако не могло быть подлинной свободы хозяйственной жизни, пока сохранялось крепостное право. Внутренние противоречия “Наказа” нашли себе полное соответствие в политике Екатерины II по крестьянскому вопросу. С одной стороны, в 1766 г. она анонимно поставила перед Вольным экономическим обществом конкурсную задачу о целесообразности обеспечить помещичьих крестьян правом на движимую и земельную собственность. Императрица, несмотря на настойчивые требования аристократии, не пошла на то, чтобы разделить все населенные казенные земли между помещиками, сохранила сословие государственных крестьян, ограничившись спорадическими, хотя и крупными, пожалованиями “свободных сельских обывателей” частным владельцам (преимущественно в бывших польских имениях). Лифляндскому дворянству Екатерина II “советовала” воздерживаться от чрезвычайных поборов с крестьян.
Но, с другой стороны, при
Императрица разочаровалась в работе Комиссии и в 1768 г. под предлогом войны с Турцией Комиссия была распущена4.
Более удачными были просветительские начинания Екатерины в области образования, просвещения, культуры. Большое значение для просвещения и культуры имел Указ 1783 г. о "вольном книгопечатании". Впервые частные лица могли иметь типографии. В 1786 г. был утвержден "Устав народным училищам", по которому в каждом губернском городе создавались всесословные четырехклассные учебные заведения. В царствование Екатерины II были открыты первые женские учебные заведения страны: Смольный институт (1764 г.), Александровский институт (1765 г.). В 1783 г. была учреждена Российская Академия наук. Екатерина II положила начало крупнейшему музею мира - Эрмитажу. Всесторонне образованная императрица издавала сатирический журнал "Всякая всячина", писала пьесы и другие литературные произведения.