Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:32, реферат
Просвещённый абсолютизм — политика абсолютизма в ряде европейских стран во
2-й половине 18 в., выражалась в уничтожении сверху и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, проведение реформ — крестьянских, судебных, школьного обучения, смягчения цензуры и др.).
ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ
В ЕВРОПЕ
Просвещённый абсолютизм — политика абсолютизма
в ряде европейских стран во
2-й половине 18 в., выражалась в уничтожении
сверху и в преобразовании наиболее устаревших
феодальных институтов (упразднение некоторых
сословных привилегий, подчинение церкви
государству, проведение реформ — крестьянских,
судебных, школьного обучения, смягчения
цензуры и др.).
Представители
просвещённого абсолютизма в
Западной Европе: Мария-Терезия
(1740-1780) и Иосиф II в Австрии (1780-1790), Фридрих
II в Пруссии (1740-
1786), Густав III в Швеции (1771-1792) и Екатерина
II в России (1762-1796).
Что их объединяло?
Во-первых,
понимание того, что для сохранения
базовых устоев «старого порядка» обществу
нужны определенные перемены. Всех
перечисленных выше монархов можно
назвать консервативными
Во-вторых, изменение взглядов элиты на мир, само общество, государство.
Трансформировалась вся иерархия ценностей, которыми руководствовались просвещенные монархи и их окружение. Раньше в основе мировоззрения и верхов и низов общества лежали церковные догматы. Отталкиваясь от них, определяли нормы повседневной жизни, взаимоотношений между различными социальными группами, обосновывали принципы государственного устройства, выводили задачи государства на международной арене. Теперь стремились найти рациональное объяснение и обоснование всех сторон жизнедеятельности общества. Покровительство науке и искусству стало признаком хорошего тона.
Наконец, отход
от теологических императивов
В-третьих,
изменение взглядов на сущность государства,
его природу повлекло за собой
ускорение начавшегося ещё в
середине 17 века процесса формирования
концепции государственных
Под просвещенным абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие историки пытались показать, как просвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу о просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии.
Философские
предпосылки к абсолютизму. XVIII в.
время господства просветительской
идеологии. Французские Вольтер, Ш.
Монтескье, Д. Дидро,
Ж..-Ж.. Руссо и английские просветители
Дж. Локк и Т. Гоббс сформулировали основные
положения просветительской концепции
общественного развития:
1. Т. Гоббс создал теорию общественного
договора, заключавшуюся в гипотезе возникновения
государства, как исполнителя общественного
договора, призванного защитить людей
в процессе агрессивной конкурентной
борьбы. Ж.-
Ж. Руссо
утверждал, что в ответ на принятие
государством обязательств о защите
прав граждан, последние обязаны
содействовать общему благу, подчиняя
свои интересы общим законам. Он обосновал
превосходство республиканского государственного
устройства над монархическим, как
обеспечивающего
2. Ш. Монтескье сформулировал принцип
разделения властей и сформулировал постулат
о том, что целью любой формы государства
является сохранение свободы на основе
закона. Теория разделения законодательной,
исполнительной и судебной властей, их
независимости друг от друга могла, по
мысли просветителей, обеспечить совершенное
общественное устройство.
3. Дидро боролся с всесилием церкви, считая
требования, предъявляемые ей человеку
не основанными на доводах разума и, следовательно,
не справедливыми.
4. Дж. Локк впервые выделил три важнейших
права человека: право на жизнь, право
на свободу, право на собственность (не
владение, но результат труда).
Краеугольным
камнем всех просветительских теорий
была вера во всесилие разума. Просветители
выступали поборниками
Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Но понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.
Исторические
предпосылки абсолютизма. Во второй
половине XVIII века абсолютизм, утвердившийся
в Европе и давший неограниченную
власть монархам, уже клонился к
упадку. В Англии смертельный удар
абсолютизму был нанесен
Австрии, Пруссии, России, Дании, Швеции,
Испании, Италии, Португалии.
Для просвещенного
абсолютизма характерны активная деятельность
самодержавного государства, направленная
на законодательное закрепление
крепостничества, усиление привилегий
дворянства, расширение границ государства,
покровительство развитию промышленности
и торговли, жестокое подавление народных
волнений, а также резкое противоречие
между либеральной официальной
идеологией и реакционной феодально-
Историческое
развитие просвещенного абсолютизма.
В выше перечисленных странах
абсолютистское государство, не в силах
воспрепятствовать развитию буржуазии,
решило пойти ей на некоторые уступки.
Оно лишь пыталось казаться
«просвещенным», в основе своей оставаясь
неизменным и по-прежнему отстаивая интересы
знати. Да и буржуазия в этих странах даже
в XVIII веке была заинтересована в феодально-абсолютистском
государстве больше, чем оно — в буржуазии.
Монархи любили говорить об «общем благе»,
о «всенародной пользе», порой успешно
создавая иллюзию, будто служат всем подданным
в равной мере.
Получилась парадоксальная вещь: идеи Просвещения, враждебные абсолютизму, были использованы для его оправдания. Многие государи и их министры искренне увлекались ими, особенно в молодости. Им очень нравилась мысль о государстве во главе с просвещенным монархом, который советуется с философами и преобразует общество на новых, разумных началах. В XVIII веке эту идею усердно распространяли многие просветители, особенно Вольтер, долгое время гостивший у Фридриха II в Пруссии. Объективно в этом отражалось стремление умеренно-либеральной части буржуазии провести буржуазные преобразования без революции, путем реформ сверху. Такой ход развития, сохранявший за дворянством господствующее положение, вполне устраивал монархов. Среди просветителей были и принципиальные противники абсолютистского режима, но они не находили поддержки в тех странах, где буржуазия была еще слишком слаба, чтобы мечтать о власти. К тому же приносила свои плоды практика возведения во дворянство выходцев из иных сословий и пожалования титулов.
И все же
наиболее неотложные преобразования в
абсолютистских государствах были проведены:
устранены некоторые сословные
привилегии, например, стали взимать
налоги и с дворян (в Австрии
— при Марии Терезии, в Пруссии
— при
Фридрихе II), проведены крестьянские реформы,
наиболее радикальные — при
Иосифе II, отменившем крепостное право
в Австрии. Церковь постепенно переходила
в подчинение государству, последнее присваивало
ее земли, закрывало монашеские ордена.
В 1759 году маркиз Помбал, возглавлявший
правительство Португалии, добился изгнания
из страны иезуитов и конфискации огромных
богатств этого ордена. В Испании и Португалии
было сокращено число монастырей, положено
начало светскому образованию. Постепенно
в обществе утверждалась веротерпимость.
Фридрих II, например, любил повторять:
«У меня пусть всяк спасается на свой манер»,
имея в виду спасение души. Из судебной
практики искоренялся чудовищный пережиток
средневековья — пытки.
Прекращалась «охота на ведьм».
Правители и их помощники, особенно юристы, применяли аргументы просветителей, чтобы обосновать феодально-абсолютистское законодательство, которое противоречило буржуазному пониманию права. То же самое касается и теории государства. Практика управления страной была весьма далека от идеалов просветителей, хотя государи нередко прибегали к их философии, чтобы оправдать свое безраздельное господство. Теория общественного договора, придуманная просветителями, воспринималась монархами как соглашение, по которому народ должен был полностью им подчиняться. Как только ставились на карту главные интересы дворянства, готовность правителя идти на уступки, как бы он ни кокетничал с просветителями, тут же заканчивалась. Так, многие из самодержцев, хотя и одобряли просветительские теории воспитания, а иногда даже и позволяли опробовать их на практике, не отваживались, однако, упразднить сословную школу, отражавшую структуру общества и привилегированное положение в нем дворянства. Этим, в частности, объясняется и неприязненное отношение Фридриха II к Руссо: «Я покровительствую только таким свободным мыслителям, у которых приличные манеры и разумные идеи». Главными сторонниками просвещенного абсолютизма были, наряду с королями и их министрами, также часть дворянства, считавшая необходимым, в основном по экономическим соображениям, ослабить феодальную зависимость, и многие буржуазные земледельцы. Революция во Франции, уничтожившая в стране абсолютизм и напугавшая монархов всей Европы, положила конец политике просвещенного абсолютизма там, где она не была прекращена еще раньше.
Суть политики
просвещенного абсолютизма
Австрии, Испании):
. ПРУССИЯ: 1. Упорядочивание деятельности
финансовых и судебных органов
2. Расширение начального образования
3. Повышение терпимости к иноверцам
4. Запрещение сгона помещиками крестьян с наделов
5.Проведение
политики меркантилизма (
6. Отмена пыток
7. Введение равного для всех суда.
Вместе с
тем такие пережитки абсолютной
монархии, как цензура, запрет на выезд
из страны, крепостное право на частновладельческих
землях сохранены
. АВСТРИЯ: 1. Ограничение произвола сеньора
по отношению к крестьянину в суде, «Иосифский
законник»; ограничение применения смертной
казни
2. Введение светского низшего и среднего образования
3. Ограничение привилегий Католической Церкви
4. Отмена
внутренних пошлин и введение
высоких внешних (политика
5. Отмена крепостного права, наделение крестьян землей
Вместе с
тем, рекрутский набор ужесточился,
происходит централизация власти в
империи Габсбургов (контроль над
автономиями(
Галицией, Венгрией ( постоянно усиливается)
и т. д.
. ШВЕЦИЯ: 1. Закон о свободе печати
2. Свобода вероисповедания
3. Отмена
сословных ограничений на
Вместе с тем в последние годы правления
усиливается централизация власти, в частности
парламент (ригсдаг) созывался по воле
короля, упразднялся совещательный орган
при нем ( Государственный совет.
Вывод: Итак, к концу 18 века возможности абсолютизма для поддержания устоев «старого порядка» заметно сузились. Жить по-старому, ничего не меняя, становилось всё сложнее. Чтобы держать ситуацию под контролем, приходилось содержать огромный государственный аппарат, с помощью льгот покупать лояльность аристократии, увеличивать расходы на армию как главный гарант безопасности страны. Но всё это требовало всё больших и больших денег. Обеспечить их приток могла только динамично развивающаяся экономика. Однако «старый порядок» с его жестокой, мелочной регламентацией всех сторон хозяйственной деятельности, многочисленными ограничениями, сковывавшими всю социально-экономическую сферу, препятствовал формированию рыночной экономики, которая только и способна обеспечить качественный скачок в развитии общества.