Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:14, реферат
Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые и тёмные сторо-ны его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и куль-турное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Рос-сийскую Империю как великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Личность Екатерины II и первые годы правления………………………….3
2. Политика просвещенного абсолютизма……………………………………..6
2.1. Идеология просвещенного абсолютизма……………………………..6
2.2. Политическая программа реформ Екатерины II……………………..7
2.3. “Наказ”………………………………………………………………….8
2.4. Комиссия по составлению нового Уложения………………………..9
2.5. Воспитание “новой породы” людей…………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..13
Список использованной литературы……………………………………………...15
Екатерина II как Государыня православного народа, всегда отличалась набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных, которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом убеждения, но и грубой силой. Екатерина II приняла решение помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно. Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю Репнину. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям были предоставлены те же права, какими пользовались католики.
Здравоохранение тоже привлекало внимание Екатерины II. Она постоянно заботилась о том, чтобы было больше лекарей и аптек, и чтобы каждый заболевший мог как можно скорее получить помощь. А чего стоит прививка оспы, продемонстрированная на собственном примере. И затем по Указу сделавшаяся обязательной.
Екатерина II путешествовала по стране. Старалась все увидеть своими глазами, все услышать своими ушами. Также проводились встречи с народом, она общалась не только с вельможами, но и с простыми крестьянами.
Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что императрица должна, прежде всего, защищать интересы России и не отступала от этого правила.
2.1. Идеология просвещенного абсолютизма
Екатерина II проводила политику, получившую название “просвещенный абсолютизм”. Во второй половине XVIII столетия во многих государствах Европы становится популярной идея французских просветителей о “союзе государей и философов”. В этот период абстрактные категории переносятся в сферу конкретной политики, которая предполагала правление “мудреца на троне”, покровителя искусств, благодетеля всей нации. Это был целый этап в истории общества, причем не только русского, но и всего европейского. В роли просвещенных монархов выступали шведский король Густав III, прусский — Фридрих II, австрийский император Иосиф II, русская императрица Екатерина II. Политика просвещенного абсолютизма выражалась в проведении реформ в духе идей Просвещения, возглавляемых просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах. Это было время робких реформ, не затрагивающих основ феодально-абсолютистского строя, время либерального заигрывания правительств с философами и литераторами. Но вот грянула французская буржуазная революция, и европейские монархи сразу же отказались от идей просвещенного абсолютизма.
В понимании сути и целей политики просвещенного абсолютизма существует известная неопределенность. Можно спорить о точном значении термина “просвещенный абсолютизм”, но общий характер той эпохи легко узнаваем. Именно веку Просвещения (XVIII столетие в истории европейской культуры) свойственно особое видение мира, оказавшее сильное влияние на все последующее общественное развитие. Россия совместно с Европой пережила Просвещение: на смену средневековому сознанию пришло сознание Нового времени. Мировосприятие русского дворянина (а именно образованное дворянство стало главным носителем идей европейского Просвещения) типологически было сходно с сознанием его современника — европейца. Можно говорить о всеобщей увлеченности идеями Просвещения: их разделяли представители почти всех слоев русского общества. Наибольшей популярностью пользовались Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций. Так, почти все произведения Вольтера были переведены на русский язык; те сочинения, которые не могли пройти цензуру, распространялись в рукописях.
Эпохе “просвещенного абсолютизма” была присуща определенная идеология. Выделим ее характерные черты:
Пример увлеченности европейским Просвещением подавала сама Екатерина. Она не только читала произведения французских просветителей, но и состояла с ними, особенно с Вольтером и Дидро, в оживленной переписке. Вольтер называл ее не иначе как “великая Семирамида Севера”, а в письме к одному русскому адресату писал: “Я боготворю только три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу”. В письмах к Вольтеру Екатерина II не скупилась на либеральную фразеологию и даже прибегала к прямой лжи в изображении русской действительности. В одном из писем она сообщала, что у нее в империи налоги скромны и в России нет ни одного крестьянина, который бы не кушал курицу, когда ему захочется, а в некоторых провинциях даже предпочитают курам индюшек. Ей удалось ввести в заблуждение и знаменитого французского философа Дидро. Екатерина помогала ему, когда он был посажен в тюрьму во Франции, купила его библиотеку и возвратила ее Дидро в пожизненное пользование. В 1773 г. Дидро приехал в Россию, прожил в Петербурге пять месяцев, наставляя на путь “просвещенного монарха” “пресвятую владычицу петербургскую”. Лидеры французского Просвещения готовы были признать первенство Екатерины среди просвещенных монархов. Свою европейскую популярность в качестве прогрессивно мыслящего монарха Екатерина II подтвердила, отказав английскому королю отдать в наем части русских войск для борьбы с английскими колониями в Северной Америке.
Период царствования характеризуется резким контрастом между декларативными заявлениями просвещенной императрицы и ее реальной политикой. “Тартюфом в юбке и короне” назвал Екатерину II А.С.Пушкин. Безусловно, Екатерина предприняла некоторые шаги, направленные на дальнейшую европеизацию и гуманизацию русской жизни, однако в условиях диктатуры дворянства и углублявшегося закрепощения крестьян они выглядели достаточно двусмысленно. Это дало основание историкам по-разному оценивать проводившуюся Екатериной политику просвещенного абсолютизма. Многие отождествляют ее с обычной социальной демагогией, пропагандой показного либерализма, главными целями которого были: создать более привлекательный образ России и самой императрицы за рубежом; внести успокоение в общественное мнение Западной Европы и страны перед фактом незаконного захвата ею власти; внушить русскому обществу мысль, что взгляды и действия императрицы справедливы и гуманны. Большая часть отечественных историков, рассматривающих просвещенный абсолютизм как надстройку феодального общества на том его этапе, когда товарно-денежные отношения становятся важнейшим фактором общественного развития, подчеркивают, что именно развитие буржуазных отношений, ослабление государственной власти, обострение классового антагонизма между крестьянскими массами и властвующим дворянством подтолкнули Екатерину выбрать путь просвещенного абсолютизма, который она проводила с учетом сохранения крепостнических порядков, самодержавия и господствующего положения дворянства.
Но как бы то ни было, если
отбросить тщеславие и
Задачи "просвещенного
монарха" Екатерина II представляла
себе так:
1.Нужно просвещать нацию, которой должен
управлять.
2. Нужно ввести добрый порядок в государстве,
поддерживать общество и заставить его
соблюдать законы.
3.Нужно учредить в государстве хорошую
и точную полицию.
4. Нужно способствовать расцвету государства
и сделать его изобильным.
5. Нужно сделать государство грозным в
самом себе и внушающим уважение соседям.
Все сводилось к всемерному укреплению абсолютистского государства путем создания ему опоры в виде гражданского общества (с сословной структурой), опирающегося на законодательство, регулирующее взаимоотношения общества и государства и на механизм управления подданными.
В политической программе царствования Екатерины II выделяются три направления, в которых она видела сочетание "идей века" с "фактом места":
За годы правления Екатерины II были осуществлены серьезные преобразования (носившие созидательный, а не разрушительный характер), коснувшиеся всех сторон жизни государства и имевшие долговременное значение. Наиболее яркими проявлениями просвещенного абсолютизма были секуляризация церковных земель, законодательство о крестьянах Прибалтики, “Наказ”, Уложенная комиссия, Вольное экономическое общество, реформирование местного управления, отмена монополий в торговле и промышленности, жалованные грамоты дворянству и городам и др. Практическим выражением просвещенного абсолютизма была система воспитательно-образцовых учреждений в стране: открыты училище при Академии художеств, Воспитательные дома в Москве и Петербурге, коммерческое училище, Общество благородных девиц (Смольный институт), горное училище, Российская академия наук, первая публичная библиотека в Петербурге, музей Эрмитаж и др. Остановимся подробнее на некоторых ярчайших проявлениях просвещенного абсолютизма Екатерины II.
Одним из замечательнейших памятников эпохи просвещенного абсолютизма, ее своеобразным манифестом был знаменитый “Наказ”, над которым Екатерина трудилась в течение двух лет. “Наказ” (1767 г.) представлял собой обширное фнлософско-юридическое произведение, где были рассмотрены наиболее значимые проблемы государственного и общественного устройства, а также задачи внутренней политики. На его основе Уложенная комиссия Должна была разработать новый законодательный кодекс. “Наказ” состоял из 20 глав и 526 статей (потом появились еще две главы). Из 507 страниц текста 408 были заимствованы из сочинений Монтескье (“О духе законов”) и Беккариа (“О наказаниях и преступлениях”). Как писала сама Екатерина, “я обобрала президента Монтескье”. “Наказ” произвел большое впечатление за границей и в России (с 1767 по 1796 г. он издавался на русском языке 8 раз). Многие положения “Наказа” сыграли поистине выдающуюся роль в истории русской общественной мысли.
Самое радикальное преобразование, которое намечала Екатерина II, предполагало отмену крепостного права. Но в основной части “Наказа”, где есть специальные главы, посвященные народонаселению, торговле, воспитанию детей, дворянству, “среднему роду людей”, городам, суду, преступлениям и наказаниям, главы о крестьянстве нет. Значит ли это, что Екатерину не интересовал крестьянский вопрос и она прошла мимо него? Напротив, крестьянский вопрос был проблемой номер один в России XVIII в., его нельзя было обойти при любом социальном преобразовании и тем более при создании новых российских законов. Дело в том, что в первоначальном варианте “Наказа” была глава о крестьянах и крепостном праве, которая в окончательной редакции исчезла. В ней не только декларировалась возможность освобождения, но и предлагался план постепенной реформы.
Поэт А.П. Сумароков, который
был признанным идеологом целой
группы дворянской интеллигенции, резко
критиковал идею ликвидации крепостного
права. При обсуждении крестьянского
вопроса в Вольном
Следующим прогрессивным положением “Наказа” была идея создания “правового” самодержавного государства. Многие статьи и строки “Наказа” имеют современное звучание. Екатерина провозгласила два великих принципа: равенство граждан перед законом и презумпцию невиновности. Она пишет: “Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам”; “Вольность есть право все то делати, что законы дозволяют”. Законы создаются не для устрашения, а для воспитания граждан:
“Приложить должно более старания к тому, чтобы вселить узаконениями добрые нравы в граждан, нежели привести дух их в уныние казнями”. Суду должно предшествовать тщательное расследование, обвиняемый имеет право защиты и отвода судьи, суд должен быть гласным. “Человека не можно почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей, прежде нежели доказано будет, что он нарушил оны”; наказание должно быть строго соразмерно преступлению. Екатерина утверждает: “Гораздо лучше предупреждать преступление, нежели наказывать”. Даются три совета (не потерявшие своего значения и сегодня), как предупредить преступление: “Сделайте, чтоб законы меньше благодетельствовали разным между гражданами чинам, нежели всякому особо гражданину. Сделайте, чтоб люди боялись законов и никого бы, кроме их, не боялись. Сделайте, чтоб просвещение распространилось между людьми”. В “Наказе” Екатерина провозгласила такой гуманный пункт, как отмена пытки (“употребление пытки противно здравому естественному рассуждению”), возражает и против смертной казни'. Таково основное содержание “Наказа”. Хотя стремление Екатерины перенести на чужую почву западные либеральные идеи окончилось неудачей, сам “Наказ” несомненно повлиял на русскую просветительскую мысль. В этом отношении слова Ключевского о том, что Екатерину “будут помнить дольше, чем ее деяния”2, приобретают новый смысл.
Одним из ярких проявлений политики просвещенного абсолютизма была деятельность Уложенной комиссии. Открытая 30 июля 1767 г. с большой торжественностью в Успенском соборе в Москве, она должна была дать стране новые законы. В порыве всеобщего энтузиазма депутаты просили Екатерину II принять титул “премудрой и великой матери Отечества”, который она отвергла, заявив: “О моих делах оставляю времени и потомкам беспристрастно судить”.