Просвещенный абсолютизм в России. Екатерина II

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые и тёмные стороны его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.

Содержание

Вступление.
Первые годы царствования Екатерины II.
Просвещенный абсолютизм.
Реформы Екатерины Великой.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

контрольная .doc

— 115.50 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства

Российской  Федерации 
 
 

Воронежский государственный аграрный университет

Имени К. Д. Глинки 
 
 

Кафедра истории Отечества 
 
 

Контрольная работа на тему:

«Просвещенный абсолютизм в России. Екатерина II.»  
 
 
 
 
 
 

                                            Выполнила: студентка-заочница Эб-1

Мордовцева  Елена Сергеевна

                                                     Шифр зачетной книжки: 11012

      Проверил: профессор      

                                                   Ченцов Юрий Дмитриевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Воронеж 2011

План.  
 

Вступление.

  1. Первые годы царствования Екатерины II.
  2. Просвещенный абсолютизм.
  3. Реформы Екатерины Великой.

Заключение.

Литература.

 

Вступление. 

     Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые и тёмные стороны его имели огромное влияние на последующие  события, особенно на умственное и культурное развитие страны.  Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а  сильная  внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю  как  великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.

       Я  считаю  данную  тему  достаточно  актуальной,  потому  что  в   наше

 политически  и  экономически  нестабильное  время   очень   сложно   выбрать

 правильный  путь развития страны, и  мне  кажется,  что  ответ  на  вопрос  о

правильной дороге в нашей истории, которая,  как  известно,  повторяется,  а

 именно в  деятельности Екатерины II  скрыто руководство  к  действию будущих

 правителей.

    В России, как и в других европейских  странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения.

    Екатерина II Великая (1762-1796) вступила на русский  престол в возрасте 33 лет от роду и правила практически всю вторую половину XVIII в., которую стали называть екатерининским периодом или эпохой Екатерины II. Н.И. Панин и А.А. Безбородко, Г.А. Потемкин и А.А. Вяземский, Я.Е. Сиверс и Г.Р. Державин, И.И. Шувалов и И.И. Бецкой, П.А. Румянцев А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и Г.А. Спиридов – вот далеко не полный перечень екатерининских «орлов», вошедших в нашу историю в качестве крупных политиков, дипломатов, общественных деятелей, полководцев. Екатерина II очень умело подбирала своих помощников. Вряд ли правы те, кто упрекает ее в любвеобилии во вред государству. Те из ее фаворитов, что обладали государственным умом, талантами, как, например, Г. А. Потемкин, действительно участвовали в управлении страной.

   Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж..Ж.. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов - мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство. Идеалом Ш.Л. Монтескье, чье сочинение «О духе законов», говорят, было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей.

В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти  теоретические положения. Вот только лишь несколько слов о Великой императрице и ее политике. Далее я попытаюсь наиболее глубоко раскрыть каждый интересующий  меня вопрос.  

Первые годы  царствования Екатерины II. 

    Императрица Екатерина Вторая Великая царствовала  с 1762 по 1796 год, т. е. тридцать четыре года. По происхождению она была немецкая принцесса. Ей было всего пятнадцать лет, когда она прибыла из Германии в Петербург. До 15 лет её звали Софья Фредерика Августа, а ребёнком родители  и друзья называли её Фике или Фикхен. Она выросла в скромной семье незначительного принца, строгого протестанта и отца, Екатерина получила некоторое образование, увеличенное собственной её наблюдательностью и восприимчивостью. В детстве она много путешествовала по Германии, много

видела и слышала. Уже тогда она своей живостью и способностями обращала на

себя внимание наблюдательных лиц.

       Никто из её учителей и воспитателей  не отметил в ней особого дарования или чего-либо необыкновенного. Однако некоторые качества, характерные и в будущем для Екатерины, были ими тогда уже отмечены. Её воспитательница мадемуазель Кардей жаловалась на некоторую её своенравную строптивость и недостаток почтения. Умная француженка обратила также

внимание на привычку, характерную и для юной принцессы, и для императрицы -

“слушать одно и думать при этом о другом”. Равным образом уже тогда проявились некоторые мужские черты её характера; как заметила её воспитательница, Фике особенно любила мальчишеские игры.

    При прибытии в Россию, прежде всего, ей нужно было изучить русский язык. От природы она была одарена большими способностями. Поэтому она очень скоро научилась прекрасно говорить и писать по-русски. Под руководством учителей и сама, она много читала о России и горячо полюбила свою новую родину. Скоро она приняла православную веру и была обвенчана с наследником Русского Престола Петром Феодоровичем. Будучи Великой Княгиней, Екатерина Алексеевна снискала уже себе всеобщую любовь. Она вела жизнь очень скромную и чуждалась всякой роскоши. Любила уединяться и в уединении отдаваться самому приятному для нее занятию - чтению книг. В обращении со всеми она проявляла постоянное внимание, была необыкновенно ласкова и проста.

     В декабре 1761 года скончалась Императрица Елизавета Петровна. На престол вступил Император Петр III Феодорович. Царствование его, однако, было не продолжительно. Через полгода он отрекся от престола в пользу своей супруги; после этого скоро скончался. Тогда на престол вступила Императрица Екатерина Вторая. Это было летом 1762 года. 22-го сентября того же года Императрица Екатерина торжественно короновалась в Москве, в Успенском Соборе. В этом Соборе коронуются и все наши Государи. С этого времени начались неусыпные труды ее на пользу России. Труды эти продолжались, как сказано, без перерыва тридцать четыре года, до самаго дня смерти Государыни, и сделали ее имя одним из самых дорогих имен для каждаго русскаго и одним из славнейших во всем мире. Трудно перечислить все, что сделала Императрица Екатерина II для пользы и славы России. Я расскажу только о главнейшем и важнейшем. 
 

     Просвещенный  абсолютизм.  

    Царствование Екатерины II положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, хронологические рамки которого определяются различными историками по-разному. Наиболее общепринятой является точка зрения И.А. Федосова, который ведет отсчет эпохи с 1762 вплоть до 1815 г.  

   Термин  «просвещение» впервые встречается  у французских  мыслителей (в частности у Вольтера), но окончательно утверждается после статьи великого

немецкого философа Эммануила Канта «Что такое Просвещение» (1784 года). Эта эпоха в Западной Европе характеризуется верой во всесильность человеческого разума. Исторический прогресс - одна из идей века Просвещения. Вольтер возлагал надежды на «просвещенного монарха»;  Монтескье пропагандировал конституционную монархию с обязательным осуществлением принципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Просветители верили в то, что каждый человек рождается свободным, что первобытное общество было наиболее правильным. Их идеалом было царство Разума.

   Идеи  просветителей  стали широко распространены в России в середине XVIII века. В свое царствование Екатерина II стремится провести либеральные реформы, направленные на формирование в России «новой породы людей», которая стала бы социальной базой для европейского типа развития, старается внедрить широкое народное образование, пытается искоренить крепостное право.

     «Просвещенный абсолютизм» — явление общеевропейское, составившее закономерную стадию государственного развития многих стран Европы. Проводниками этой политики были и шведский король Густав III, и австрийский император Иосиф II, и прусский король Фридрих II, и некоторые крупные государственные деятели таких стран, как Дания, Португалия, Испания и др. Этот вариант государственной политики возник под непосредственным влиянием идей французского Просвещения XVIII в. Идеи эти получили широчайшее распространение в Европе в тот период, когда на историческую арену выступил новый класс — класс буржуазии, открыто боровшийся за свое экономическое и политическое господство.

    Под просвещенным абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая, используя  социальную демагогию и лозунги  просветителей, преследовала цель  сохранения старых порядков. Другие историки пытались показать, как просвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазному развитию.  Третьи подходят к вопросу о просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии.

    Политика  просвещенного абсолютизма  в  России, так же как и в ряде других европейских стран, заключалась  в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения.

    Развитие и  воплощение  начал  “просвещенного  абсолютизма”  в  России приобрело характер целостной  государственно-политической  реформы,  в  ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии.  При этом  для социально-правовой   политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная  мероприятиями предшествующих  царствований,  отмечена  важными законодательными   актами, выдающимися военными  событиями и значительными территориальными присоединениями. Это  связано  с деятельностью крупных государственных и военных деятелей:  А.Р.  Воронцова,  П.А.  Румянцева,  А.Г.  Орлова,   Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В.  Суворова,  Ф.Ф.  Ушакова  и  других.  Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь  к России, её народу и всему русскому являлись существенным  мотивом ее  деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.

    Задачи  “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так:

1. Нужно просвещать  нацию, которой должен управлять. 

2. Нужно  ввести  добрый порядок в государстве,  поддерживать  общество  и заставить его соблюдать законы.

3. Нужно учредить  в государстве хорошую и точную  полицию. 

4.  Нужно способствовать расцвету государства  и  сделать  его  изобильным. 

5.  Нужно сделать  государство грозным в самом  себе и внушающим уважение соседям.

    И  это   не  было  лицемерием  или  нарочитой  позой,   рекламой   или

честолюбием.  Екатерина  действительно  мечтала  о  государстве,   способном

обеспечить благоденствие  подданных. И, по моему мнению, с этой  задачей  она

успешно справлялась. Свойственная веку  Просвещения  вера  во  всемогущество

человеческого разума заставляла царицу полагать,  что  все   препятствия   к

этому могут  быть устранены путем принятия хороших  законов.   Российское  же

Информация о работе Просвещенный абсолютизм в России. Екатерина II