«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 14:50, реферат

Описание работы

Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые и тёмные стороны его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу.

Содержание

1.Введение…………………………………………………….…2

2. Личность Екатерины II и первые годы правления…………3

3. “Просвещённый абсолютизм” Екатерины II…………...…..14

4. Заключение………………………………………………..….23

5. Литература………………………………………………..…..26

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 49.43 Кб (Скачать)

      Екатерина II как Государыня православного   народа,  всегда  отличалась набожностью  и преданностью православию. В  Польше  жило  много  православных, которые подвергались  гонениям  со  стороны  польской  католической  церкви. Белоруссия была под властью  Польши. Католики действовали не  только  методом убеждения,  но  и  грубой  силой.  Екатерина  II  приняла   решение   помочь  православным,  защитить  их  от  притеснений,  дать  им   возможность   жить спокойно. Дело о православных  в Польше  и  Белоруссии  было  поручено  князю Репнину.  После множества хлопот проблема  была решена:  православным  жителям  были предоставлены те же права,  какими пользовались католики.

      Здравоохранение тоже привлекало  внимание Екатерины II.  Она   постоянно заботилась о том,  чтобы  было  больше  лекарей   и  аптек,  и  чтобы   каждый заболевший мог как  можно скорее  получить  помощь.  А  чего  стоит  прививка  оспы,  продемонстрированная  на  собственном  примере.  И   затем  по   Указу сделавшаяся обязательной.

      Екатерина II путешествовала по  стране. Старалась  все  увидеть   своими глазами, все услышать  своими ушами. Также  проводились   встречи  с  народом, она общалась не только с вельможами, но и с простыми крестьянами.

      Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что императрица должна, прежде всего, защищать интересы  России  и  не  отступала  от  этого правила.

     Заметим,  личные воззрения Екатерины на  крепостное право вступали в  вопиющее противоречие с ее  законодательством, т. е. практическими  мерами, не ослаблявшими, а усиливавшими  крепостной гнет. Преемственность  политики проявилась и в подтверждении  Екатериной нормативных актов  предшествующего царствования: она  оставила в силе указ Петра  III о запрещении владельцам мануфактур  покупать крестьян и его же  указ об упразднении Тайной  розыскных дел канцелярии.

      Оба указа затрагивали интересы  немногочисленной прослойки населения.  Первый указ ущемлял мануфактуристов,  но их в стране насчитывалось несколько сотен и их протест можно было игнорировать. Что касается Тайной розыскных дел канцелярии то ни Петр III, ни Екатерина не уничтожали орган политическое сыска, а всего лишь изменили его наименование —отныне политическими преступлениями стали ведать Тайные экспедиции при Сенате и при Сенатской конторе в Москве. Полная преемственность карательных учреждений подтверждается тем, что штат Тайной экспедиции был укомплектован сотрудниками Тайной розыскных дел канцелярии во главе с кнутобойцем Шешковским. Зачитываемый крестьянам манифест убеждал их беспрекословно повиноваться властям, поскольку «собственное сопротивление, хотя бы и правильными причинами понуждаемо было, есть грех, не простительный противу Божьей заповеди». Если крестьяне будут продолжать сопротивляться, то их надлежало усмирять «огнем и мечом и всем тем, что только от вооруженной руки произойти может». Наконец, Екатерине II довелось «расчищать» еще один завал, оставленный ей в наследие Елизаветой Петровной, опубликовавшей в 1752 г. манифест о проведении в стране межевания земель. Манифестом 1765 г. Екатерина отказалась от проверки владельческих прав на землю и руководствовалась принципом оставления за помещиками земель, которыми они владели к 1765 г. Таким образом, все земли, ранее захваченные у казны, однодворцев и соседей, передавались помещикам в безвозмездное пользование. Мемуарист А.Т. Болотов назвал его «славным манифестом», вызвавшим «великое потрясение умов».

      Только в XVIII в. в руках помещиков оказалось около 50 млн. десятин земли, на владение которой они юридических прав не имели. Манифест 1765 г. положил новый этап межеванию, значительно ускорив его проведение.

      Главная цель Екатерины II состояла, однако, не в подтверждении или развитии законодательных инициатив своих предшественников и в особенности супруга, а, напротив, в доказательстве никчемности законотворчества Петра III: надлежало опорочить его царствование, убедить подданных, что страна в его правление катилась в пропасть и единственное ее спасение состояло в низложении опасного для судеб нации монарха. В частности, надлежало определить будущее двух важнейших нормативных актов шестимесячного царствования Петра III: манифестов о вольности дворянства и о секуляризации церковных имений. Ученице Вольтера, конечно же, импонировала секуляризация, но она, зная недовольство церковников манифестом Петра III, поспешила обвинить бывшего супруга, что он «начал помышлять о разорении церквей», и объявила секуляризацию мерой «непорядочной и бесполезной», заверила церковников, что у нее нет желания «присвоить себе церковные имения».12 августа 1762 г. императрица ликвидировала Коллегию экономии и вернула вотчины духовенству. Это была тактическая мера.  В конце того же года она поручила рассмотреть судьбу церковных имений специальной комиссии. Укомплектованная сторонниками секуляризации комиссия сочинила угодный императрице доклад, и она 26 февраля 1764 г. утвердила его — недвижимые и движимые имения черного и белого духовенства подлежали секуляризации. В спор светской и духовной власти за право владения церковным имуществом вмешались монастырские крестьяне, отказавшиеся повиноваться монастырским властям. Это укрепило Екатерину в намерении осуществить секуляризацию.

       Императрица полагала, что освобождение  дворян от обязательной службы  усилит их независимость от  трона, что противоречило ее  представлениям о роли в обществе  абсолютной монархии. Однако отменить  манифест Петра III она не отважилась, как не отважилась и подтвердить его. Она решила спрятаться за спину специально учрежденной комиссии, которой дала два исключающих друг друга поручения. С одной стороны, она осудила манифест Петра III, ибо он, по ее мнению, «в некоторых пунктах еще более стесняет ту свободу, нежели общая отечеству польза и наша служба теперь требовать могут». Из этого повеления следует, что императрица намеревалась расширить дворянские привилегии.

       С другой стороны, этой же  комиссии было поручено изобрести  способы, как заинтересовать дворян  в продолжении службы. Комиссия сочинила доклад, расширявший дворянские привилегии (освобождение от телесных наказаний, от внесудебных репрессий и др.), но не изыскала мер, вынуждавших дворян служить. В годы, когда императрица разбиралась с наследием супруга она стала претворять в жизнь и меры, положившие начало новому этапу в истории России. В течение 1762—1764 гг. были отменены монополии на торговлю смолой, а также на производство обоев, сусального золота и серебра кроме того, объявлена свобода рыбных, тюленьих и табачных промыслов и свобода открывать сахарные заводы. В 1764 г. состоялось открытие Смольного института благородных девиц. Это был новый тип учебных заведений. К этим же годам относятся две акции Екатерины, внесшие существенные изменения в структуру административных органов.

      Одна из них связана с проектом  Н.И. Панина об учреждении Императорского  совета и реформой Сената. Реформа  Сената прошла безболезненно.  Рациональное зерно разделения  Сената на шесть департаментов  с пятью сенаторами в каждом  состояло в том, что его громоздкий  состав позволял многим сенаторам  бездельничать, считать своей  главной обязанностью не работу, а присутствие в учреждении.

      В департаментах сокращалась  возможность прятаться за спины  других, повышалась в 6 раз эффективность  работы Сената. Столь же безболезненно  произошла и ликвидация гетманства  на Украине. Восстановление гетманского  правления, упраздненного еще  при Петре Великом, являлось  плодом фаворитизма, когда Елизавета  Петровна в 1750 г. Назначила  гетманом 22-летнего брата фаворита  К.Г. Разумовского. В 1765 г. были  введены еще два крупных новшества.  Первое из них — открытие  Вольного экономического общества. Оно должно было помочь помещикам  рационально организовать хозяйство,  приспособить его к рыночным  отношениям.

      Другое новшество было связано  с объявлением Вольным экономическим  обществом конкурса на лучший  ответ на вопрос: «Что полезнее  для общества,—чтоб крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое имение, и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?» В течение двух лет Экономическое общество получило 162 конкурсные работы, в том числе 129 прислали немцы, 21—французы, 7—русские. Конкурсные работы прислали Вольтер и Мармонтель, Граслен и Эйлер. Они подвергли резкой критике крепостничество, считали его противоречащим природе и человеческому разуму, писали о неминуемом упадке общества, в котором господствует рабство, об угрозе выступлений народа, доведенного до отчаяния, о паразитизме дворянства. 

  3. “Просвещённый абсолютизм”  Екатерины II.

      Время  царствования  Екатерины  II  называют   эпохой   “просвещенного абсолютизма”.  Смысл  “просвещенного   абсолютизма”   состоит   в   политике следования   идеям   Просвещения,   выражающейся   в   проведении    реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные  институты  (а  иногда делавшие  шаг  в  сторону  буржуазного  развития).  Мысль  о  государстве  с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на  новых, разумных началах,  получила  в  XVIII  веке  широкое  распространение.  Сами монархи в  условиях  разложения  феодализма, вызревания  капиталистического уклада, распространения идей  Просвещения  вынуждены  были  встать  на  путь реформ. В роли  тогдашних  “просветителей”   выступали   и  прусский  король Фридрих II, и шведский - Густав III, и австрийский император Иосиф II.

      Развитие и  воплощение  начал   “просвещенного  абсолютизма”  в  России приобрело характер целостной  государственно-политической  реформы,  в  ходе которой сформировался новый  государственный и правовой  облик абсолютной монархии.  При  этом  для  социально-правовой   политики   было   характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство.  Внутренняя  и внешняя политика второй половины XVIII  века,  подготовленная  мероприятиями предшествующих  царствований,  отмечена  важными  законодательными   актами, выдающимися   военными   событиями    и    значительными    территориальными присоединениями. Это  связано  с  деятельностью  крупных  государственных  и военных  деятелей:  А.Р.  Воронцова,  П.А.  Румянцева,  А.Г.  Орлова,   Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В.  Суворова,  Ф.Ф.  Ушакова  и  других.  Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь  к  России, её народу и всему русскому являлись существенным  мотивом  ее  деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.

      Задачи “просвещенного монарха”  Екатерина II представляла себе так: “1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.  2.  Нужно  ввести  добрый порядок в государстве,  поддерживать  общество  и  заставить  его  соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.  4.  Нужно способствовать расцвету государства  и  сделать  его  изобильным.  5.  Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”.

      И  это   не  было  лицемерием  или  нарочитой  позой,   рекламой   или честолюбием.  Екатерина  действительно  мечтала  о  государстве,   способном обеспечить благоденствие подданных. И, по моему мнению, с этой  задачей  она успешно справлялась. Свойственная веку  Просвещения  вера  во  всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать,  что  все   препятствия   к этому могут быть устранены путем принятия хороших  законов.   Российское  же законодательство  была  крайне  запутанным.  Формально  все  еще  продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор  более  100 лет было издано множество законов и указов,  зачастую не согласующихся  друг с другом. Хотя при Петре I,  а затем при его  преемниках  предпринимались попытки создать новый  свод   законов,   но  всякий  раз  по  тем  или  иным причинам этого сделать не удавалось.

      Екатерина взялась за эту   грандиозную  задачу  по-новому:  она  решила созвать  выборных  представителей  от  сословий  и  поручить  им  выработать новое Уложение. В течении двух  лет она трудилась  над  программой  своего царствования  и  предложила ее в  1767  г.   в  форме  “Наказа”,  в  котором впервые в истории России были сформулированы принципы  правовой  политики  и правовой системы.

           “Наказ” состоял из 20 глав,  к  которым потом добавилось еще   две, главы  делились на 655 статей,  из них 294 были заимствованы  из  тракта  Ш. Монтескье “О духе законов”;  104 из 108 статей  в  десятой  главе  взяты  из тракта Ч. Беккариа “О преступлениях и наказаниях”.  Тем  не  менее  “Наказ” является самостоятельным произведением,   выразившим  идеологию российского “просвещенного абсолютизма”.

           “Наказ” торжественно  провозглашал,  что цель власти состоит не в том, “чтобы у людей отнять естественную их вольность,   но  чтобы   действие их направить к получению самого большего ото всех  добра”.   Вместе  с тем Екатерина  предусмотрительно  отмечала:   “Для   введения   лучших   законов необходимо потребно умы людские к тому  приуготовить”.   На  этом  основании она предписывала:  “Государь есть самодержавный;  ибо  никакая  другая,  как только соединенная в его  особе  власть,   не  может действовать сходно  с пространством  толь  великого    государства”.    Вольность    в   понимании Екатерины означала “право все то делать, что законы  позволяют”.  Свобода  в ее  представлении  вполне   сочеталась   с   неограниченным   самодержавием.

Таким образом,  взгляды императрицы отнюдь не полностью  совпадали  с  идеями Монтескье, мечтавшего об  ограниченной,  конституционной  монархии.  Скорее, они приближались к  взглядам  тех  просветителей   (в  частности  Вольтера), которые предпочитали абсолютизм,  но с просвещенным монархом.  Гарантией  от превращения  такого  монарха  в  деспота  должны   были   послужить   органы управления, стоящие между народом  и  верховной  властью  и  действующие  на основе законности.  Идея была заимствована опять-таки у  Монтескье,  но  при этом  -  совершенно   искажена.    Французский  философ   представлял   эти “посредующие   власти”   относительно   независимыми   от  престола,   а   у Екатерины они создаются и действуют исключительно по воле монарха.

           Значительно  решительнее   императрица  высказывалась  за  реформу судопроизводства.  Она  отвергала  пытки,  лишь  в  исключительных   случаях допускала  смертную  казнь,   предлагала   отделить   судебную   власть   от исполнительной.   Вслед    за     гуманистами    просветителями    Екатерина провозглашала:   “Гораздо   лучше   предупреждать    преступления,    нежели наказывать”.

           Однако все рассуждения  о   свободе  довольно  странно   звучали  в стране,  где  значительная  часть   населения   находилась   в    крепостной зависимости, фактически  в рабстве.   Императрица  уже  в  1762  г.,   почти сразу после вступления на престол, издала  Манифест,  в котором однозначно заявила:  “Намерены  мы  помещиков  при  их  имениях  и  владениях  нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать”.   Указы  1765   и 1767 гг.  еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.

Информация о работе «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II