Промышленный переворот в Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 18:34, реферат

Описание работы

Одной из предпосылок промышленного переворота стало значительное накопление капитала, которое проходило различными путями, в том числе и посредством роста государственного долга, а следовательно, и роста налогового обложения. Причем крупный капитал концентрировался в руках небольшого количества людей, которые были способны предоставить государству средства для ведения войны. Накопление капитала происходило благодаря быстрому развитию торговли, а также открытому ограблению Индии.

Содержание

1. Предпосылки промышленного переворота.
2. Торговая и колонииальная экспансия Англии.
3. Интенсификация сельскохозяйственного производства, развитие капиталистического фермерства.
3.1 Предпосылки аграрной революции
3.2 Аграрная революция и ее последствия
4. Развитие науки, промышленности и транспорта.
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

история экономики.docx

— 43.24 Кб (Скачать)

В конце XVIII в. Ж.Макадом разработал и предложил  способ твердого покрытия поверхности  дороги, что дало возможность осуществлять перевозки на конной тяге значительно  быстрее в любую погоду.

Развитие  внутреннего рынка и необходимость  быстрой передачи информации на значительные расстояния привели к открытиям  в области связи. Так, в 1837 г. У.Кук  и Ч.Уинстон получили патент на электромагнитный телеграфный аппарат, а в 1847 —1852 гг. была проложена телефонная линия  между портами Дувр и Кале.

Развитие  транспортной системы и средств  связи дало еще более мощный толчок экономическому развитию всей страны. Так, значительно увеличилось производство металла — с 68 тыс. т в 1788 г. до 250 тыс. т в 1806 г. — и продолжало расти в последующие годы. Быстро росла тяжелая промышленность в  центральных графствах страны: Стаффордшире, Западном Йоркшире, Южном Уэльсе. Железо стали использовать в самых разнообразных  областях. В 1779 г. был построен первый железный мост через р. Северн в Колбрукдейле, изготовленный целиком из литых  чугунных деталей (с пролетом 31 м  и высотой над водой 12 м). В 1787 г. А.Дерби (сын изобретателя нового метода плавки чугуна и владельца крупнейших металлургических заводов) получил  от Общества искусств золотую медаль за модель этого моста.

Выплавка  более высококачественных сортов железа и уменьшение примесей в нем дали возможность изготовлять более  усовершенствованные инструменты. Во второй половине столетия был изобретен  токарный станок с суппортом, а также  строгальный станок, благодаря чему механики получили возможность обрабатывать детали с точностью до малых долей  дюйма. Без достижений технического прогресса нельзя было бы изготовлять  сложные машины, столь необходимые  на крупных производствах, и именно благодаря ему оказалось возможным  ввести взаимозаменяемость деталей, которая  стала характерной чертой массового  производства полвека спустя.

Подлинно  революционным событием в области  транспорта явилось изобретение  механика самоучки Д.Стефенсона, усовершенствовавшего паровую машину и создавшего паровоз, который двигался с колоссальной для того времени скоростью — 20 миль в час. Этого рекорда Стефенсон  добился на первой в мире железнодорожной  линии Стоктон — Дарлингтон в 1825 г., и с этого момента начинается строительство железных дорог сначала  в весьма ограниченных масштабах, а  затем с лихорадочной скоростью.

Век железных дорог положил начало огромному  росту всех отраслей промышленности, он ознаменовал собой укрепление монополии британских фабрикантов  и начало развития современной тяжелой  промышленности. Экспорт возрос с 69 млн ф.ст. в 1830 г. до 157 млн ф.ст. в 1850 г.;

началось  усиленное развитие некоторых главных  отраслей промышленности, особенно угольной и металлургической. В 1830 г. выплавлялось 678 тыс. т чугуна, в 1852 г. — до 270,1 тыс. т. Добыча угля возросла с 10 млн т  в 1800 г. до 100 млн т в 1865 г.

Англия  не только являлась первой страной, создавшей  у себя необходимую ей железнодорожную  сеть, она вскоре начала также строить  железные дороги, получая от этого  огромные барыши во всех странах мира, особенно в колониальных и полуколониальных, не имевших достаточно плотного населения  или достаточной концентрации капитала для того, чтобы строить их самостоятельно.

В этих странах железные дороги не только строились британскими подрядчиками, но и финансировались займами, получаемыми  из Лондона. Началась новая фаза британской торговли. Приблизительно до 1850 г. экспорт  преимущественно состоял из предметов  широкого потребления и главным  образом хлопчатобумажного текстиля. Хотя текстиль и оставался самой  крупной статьей экспорта, но наряду с ним за границу начали вывозить все большее количество рельсов, паровозов, железнодорожных платформ, а также всевозможных машин.

Железная  дорога и развивавшееся попутно  пароходство дали также возможность  осуществить второй вид эмиграции, принявшей гораздо более крупные  размеры, чем раньше. В 1837 г. началась колонизация Новой Зеландии. В 1840 г. число поселенцев в Австралии  стало так велико, что ее фактически перестали использовать в качестве места, куда ссылали преступников на каторжные работы. Много людей  эмигрировало в Канаду.

Таким образом, промышленная революция, продолжавшаяся в Англии с 60х гг. XVIII в. и до 30х  гг. XIX в., преобразовала страну в  индустриальную державу.

Великобритания  все больше превращалась в индустриальную "мастерскую мира". Установилась английская мировая промышленная и  торговая монополия. Росту внешнеторгового  оборота способствовало осуществление  правительством Р.Пиля (премьерминистр в 1841—1846 гг.) программы свободной  торговли. В июне 1846 г. промышленная буржуазия, несмотря на сопротивление  земельной аристократии, добилась отмены хлебных законов, после чего были значительно снижены ввозные  тарифы на многие виды продовольствия и сырья. Правительство Дж. Рассела (премьерминистр в 1846—1852 гг.), продолжавшее фритредерскую политику, в 1849 г. отменило навигационные акты, сыгравшие в XVII—XVIII вв. большую роль в защите морской торговли от иностранной  конкуренции, но потерявшие свое значение с ростом торговопромышленной мощи Великобритании.

Важным  следствием промышленного переворота явилась индустриализация, получившая развитие в 60-е гг.

Вместе  с ростом концентрации и централизации  капитала происходит процесс создания крупных предприятий с численностью рабочих свыше 10 тыс. человек. Великобритания занимает 1-е место в мире по уровню и темпам развития промышленности. Особенно значителен рост тяжелой промышленности. Добыча каменного угля в 60-е гг. составляла более половины мировой, выплавка чугуна в 1870 г. — половину мирового производства.

После промышленного переворота английская экономика начинает развиваться  циклично, все чаще испытывая кризисы. Первые кризисы были отмечены в Великобритании после победы в войне с Францией (1815—1816 и 1819). Именно в этот период были заложены основы промышленной, колониальной и торговой монополии Великобритании. Так, выпуск промышленной продукции  в военные годы возрос в 15—20 раз  благодаря внедрению машин. Одновременно эти события привели к перепроизводству товаров и сокращению внешнего и  внутреннего рынка (континентальная  блокада и Англоамериканская  война). После экономического подъема 1820—1825 гг. в Великобритании разразился первый в мире циклический кризис, охвативший почти все отрасли  экономики. Начиная с 1825 г. капиталистическое  производство периодически, примерно через десять лет, сопровождалось сокращением  производства и последующими депрессиями. Это происходило в 1825, 1836, 1847 и 1866 гг. С течением времени кризисы  становились все глубже, и в 50—60е  гг. они в значительной мере парализовали ведущую отрасль экономики —  хлопчатобумажную промышленность. Самым  опустошительным был промышленный кризис 1866 г., переросший затем в  длительную депрессию и положивший начало закату гегемонии Англии.

В ходе промышленного переворота из пестрой  массы обезземеленных крестьян, разорившихся ремесленников и мануфактурных  рабочих складывался индустриальный пролетариат. Специфической формой борьбы рабочих во второй половине XVIII — начале XIX вв. было движение разрушителей машин — луддитов. В 1782 г. правительство  провело через парламент специальный  закон, каравший за умышленное повреждение  машин. В 1799 и 1800 гг. были приняты законы о запрете всяких рабочих союзов, принадлежность к последним и  участие в стачках карались как  уголовное преступление.

Однако, несмотря на жесткое законодательство, рабочее движение не прекращалось и  особенно сильная волна луддистского движения прокатилась по Англии в 1811—1812 гг., захватив Йоркшир, Ноттингемпшир  и Ланкашир. Рабочие разгромили ряд  фабрик особенно ненавистных им хозяев. В 1813 г. правительство проводит через  парламент закон о смертной казни  за разрушение машин.

К завершающему периоду промышленного переворота резко возрастает численность рабочих  — 4,8 млн человек в 1851 г., при общей  численности населения Великобритании (без Ирландии) около 21 млн человек. Для того чтобы загнать на фабрики  разорившихся ручных ткачей и мелких ремесленников, в 1834 г. был издан  новый "Закон о бедных", который  ликвидировал денежные пособия и  учредил так называемые работные дома с тюремным режимом, куда. помещались бедняки, обращавшиеся за помощью.

30—40е  гг. XIX в. ознаменовались вступлением  английского пролетариата на  путь самостоятельной политической  борьбы. Движение английских рабочих  проходило под лозунгом борьбы  за проведение "Народной хартии". Одним из основных требований  этого документа было введение  всеобщего избирательного права.  Данное движение получило название  чартизм. Главными центрами чартистского  движения были промышленные районы  Северной и Западной Англии, Шотландии  и Уэльса.

Чартисты  впервые в истории создали  в 1840 г. массовую пролетарскую партию —  Национальную чартистскую ассоциацию и использовали метод массовых политических компаний. Чартистское движение вынудило правящие классы Великобритании провести дальнейшие реформы парламента, расширить  фабричное законодательство, ввести 10часовой рабочий день для женщин и несовершеннолетних (июнь 1847 г.).

Важным  следствием промышленного переворота явилось также резкое снижение удельного  веса сельского населения. Так, если в 1811 г. оно составляло 35 %, то к 1817 г. сократилось до 14,2 %. Быстро росли  первые промышленные центры — Манчестер, Ливерпуль, Бирмингем, Лидс и др. Англия стала страной городов и фабричных  поселков.

Колониальная  империя Великобритании в 1860 г. охватывала территорию, равную 6,5 млн км2, с населением 145 млн человек. Правда, в 50—60е гг. усилилось освободительное движение в переселенческих колониях, что принудило правительство Великобритании предоставить некоторым из них внутреннее самоуправление, например Австралии, а Канаде в 1867 г. — права доминиона. Однако в остальных колониях Великобритания продолжала действовать прежними методами насилия и грабежа. Вслед за США она добилась в 50е гг. XIX в. насильственного "открытия" для своей торговли японского рынка.

Таким образом, Великобритания, первой из стран  мира пережившая промышленную революцию, к середине XIX в. превращается в самую  могущественную державу,обладающую самой  большой колониальной империей, которая  позволяла обеспечивать собственную  промышленность необходимым и крайне дешевым сырьем, а также обширным рынком сбыта готовых изделий. Ориентация важнейших отраслей производства, и  в частности текстильной, в основном на колониальный рынок отрицательно скажется впоследствии на экономическом  развитии Великобритании.  
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Список литературы

      1. «Новая история стран европы и америки»
      2. под редакцией Е.Е. Юровской, 1998г.
      3. «Экономическая история капиталистических стран»
      4. под редакцией Ф.Я. Полянского,1986г
      5. «История мировой экономики»
      6. под редакцией А.Н.Марковой, 1995г.

Информация о работе Промышленный переворот в Англии