Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:53, реферат
Цель данной работы – изучить сущность и значение промышленного переворота в Англии.
Введение 3
1.Понятие промышленного переворота в истории экономики. 4
2.Исторические причины и предпосылки начала промышленного переворота 6
3. Этапы промышленного переворота. 8
4. Значение и последствия промышленного переворота 12
Заключение 16
Список литературы. 17
Но
широко применяемые в то время
двигатели приводились в
Массовое применение машин резко увеличило спрос на металл, но его производство ограничивалось применяемыми плавильными печами, в которых использовался древесный уголь. Дефицит древесного угля объяснялся тем, что еще в XVII в. в Англии были вырублены большие лесные массивы, что угрожало развитию судостроения. Импортный лес был дороже. В то же время богатые природные ресурсы Англии не использовались, а именно в Англии были разведаны огромные запасы каменного угля. Из-за несовершенства технологии выплавки чугуна применение угля резко снижало качество металла. Хотя еще в 1735 г. был изобретен способ выплавки чугуна с использованием угля, он не был широко применен почти полвека. И только когда возникла острая необходимость в резком увеличении выплавки чугуна, этот способ был усовершенствован и внедрен. В 1784 г. была разработана технология обработки чугуна так называемым пудлинговым процессом с применением угля, что увеличило производительность труда в металлургии в 15 раз[2, с.83].
Переворот
в промышленности вызвал техническую
революцию и в средствах
Развитие железнодорожного строительства, речного и морского судоходства и других отраслей, в свою очередь, воздействовало на металлургическую промышленность, в особенности на машиностроение. Вначале машины изготовлялись ручным способом, поэтому они были дорогими и невысокого качества. Машиностроительная промышленность также стала переходить от ручного труда к машинному, в начале XIX в. в Англии стали применять металлорежущие станки (токарные, строгальные, фрезерные). Промышленный переворот в 1-й половине XIX в. в Англии завершился созданием машиностроительной индустрии (производство машин машинами).
К
40-м гг. XIX в. Англия превращается в
передовую индустриальную державу,
в «фабрику мира». К этому времени
Англия переходит к политике фритредерства,
т.е. к свободной торговле, что
привело к снижению экспортно-импортных
пошлин на территории страны. Были отменены
высокие заградительные импортные
пошлины на ввоз товаров в Англию,
так как английские предприниматели,
производя более качественные и
дешевые товары, перестали бояться
конкуренции иностранных
Промышленная революция изменила весь облик Великобритании. Она слабо сказалась лишь на южных графствах, где не сложились районы массового фабричного производства. Это была «зеленая страна», сохранившая в основном черты старой, сельской Англии. Примерно так же обстояло дело в Северной и Южной Шотландии. Но почти все прочие территории страны преобразились за столетие промышленной революции до неузнаваемости.
Почти
исчезли лесные массивы, хищнически
уничтоженные ради обогащения лендлордов
и капиталистов. Изменилась география
страны, перерезанной каналами и железными
дорогами, произошло гигантское перемещение
ее производительных сил. Дальнейшее развитие
территориального разделения труда, сложившееся
в XVI—XVII вв., привело к выделению
основных промышленных районов с
более или менее четко
Быстрый подъем промышленности вызвал к жизни новые промышленные города и центры экономической деятельности. Так, город Бирмингем, который насчитывал в 1696 г. всего 4 тыс. жителей, через 100 лет насчитывал уже 70 тыс. Манчестер за период с 1717 до 1773 г. вырос в 5 раз[4, с.63]. Новые промышленные города и районы, возникшие на севере страны, поближе к месторождениям каменного угля и железа, привлекали к себе население из южных и юго-западных районов страны.
Переворот
в строе промышленного
Потребности растущей промышленности и обмена вызвали улучшение дорог и развитие транспорта. Меткаф начал сооружение и улучшение дорог: при помощи осушительных канав он сделал возможным пользование дорогами круглый год. Макадам еще более улучшил дорожное строительство, разработав способ твердого покрытия поверхности дороги. С 1786 г. из Лондона начали регулярно ходить по разным направлениям почтовые кареты (дилижансы). Развернулось сооружение каналов, позволявших дешево перевозить особенно тяжелые грузы — уголь, металлы.
Быстрый
подъем промышленности и городов
вызвал повышение спроса на продукты
сельского хозяйства и
Металлургия теперь целиком перешла на использование каменного угля, и районы его залегания (особенно если поблизости была железная руда) стали важными центрами угольной, металлургической, а нередко и машиностроительной промышленности. Южный Уэльс, Средняя Шотландия, Западный Мидленд — таковы были основные районы развития тяжелой промышленности. Побережье и долины Южного Уэльса, так называемая «Черная страна» — угольный бассейн Стаффордшира (близ Бирмингема), районы Бирмингема и Шеффилда, а также долина Клайда в Шотландии поглощали все больше рабочих рук, и сюда перемещалось «избыточное» население из отсталых аграрных районов, в том числе — эмигранты из Ирландии[4, с.65]. Здесь стали сосредоточиваться основные и наиболее активные отряды промышленного пролетариата, здесь же концентрировалась и быстрорастущая промышленная буржуазия. Образование этих двух классов было главным социальным результатом промышленного переворота.
Впрочем,
и в размещении основных отраслей
легкой промышленности, прежде всего
текстильной, произошли перемены, также
способствовавшие концентрации массовых
отрядов промышленного
Хлопчатобумажная
промышленность, работавшая на привозном
хлопке, сосредоточилась в Ланкашире,
и его центр — Манчестер—стал
признанной «столицей текстиля». Находящийся
рядом Ливерпуль с
Чем больше машин внедрялось в производство, чем быстрее росли промышленные гиганты и чем больше золота накапливалось в сейфах промышленников и банкиров, тем больше грязных трущоб росло на окраинах городов и больше несчастных и голодных семейств переходили последнюю грань нищеты. На основании личных наблюдений и многочисленных документов Энгельс в 1845 г. в знаменитом труде «Положение рабочего класса в Англии» [5, с.131]нарисовал яркую картину бедствий трудящихся при капитализме; эта книга и доныне остается свидетельством того, какой ценой капитализм добивался своих успехов и сколько крови стоил народу промышленный переворот.
Победа
машинного производства в известной
мере содействовала некоторому развитию
грамотности; сам предприниматель
был заинтересован в том, чтобы
рабочий мог произвести необходимые
измерения и расчеты, связанные
с эксплуатацией машины, был бы
способен прочесть и понять инструкцию
и т.д. Английская буржуазия вынуждена
была проявить «заботу» о начальном
образовании. С конца XVII в. делом
образования занимались различные
религиозно-благотворительные
Еще
важнее социальные последствия промышленного
переворота. Непосредственным результатом
перехода к фабричному производству
было появление массы промышленных
рабочих, составивших класс
Появление
промышленного пролетариата — важнейшее
социальное последствие промышленной
революции. Именно этому классу суждено
было сыграть величайшую роль в истории
человечества — стать во главе
всех эксплуатируемых и освободить
человечество от всякого угнетения.
Общественные условия жизни пролетариата
делают его самым революционным
классом, а фабричная система
способствует его организации и
сплочению, появлению его классового
самосознания и классовой солидарности.
По изучению темы можно сделать следующие выводы.
В Англии раньше чем в других странах произошел промышленный переворот: крупное машинное производство вытеснило мелкое, основанное на ручном труде, сложились основные классы капиталистического общества - буржуазия и пролетариат, победил капиталистический способ производства.
В
течение нескольких десятилетий
в хлопчатобумажной промышленности
одно изобретение следовало за другим,
и весь процесс производства в
этой отрасли был перестроен на основе
внедрения машин. Постепенно переворот
распространился на другие отрасли
легкой, а затем и тяжелой
Громадное
значение имело распространение
универсального двигателя — паровой
машины. Для производства новых средств
производства требовалось большое
количество металла. Производство железа
и стали, добыча каменного угля возрастали
быстрыми темпами. С переходом к
крупному машинному производству была
создана соответствующая
Важнейшим
последствием промышленного переворота
было образование класса промышленного
пролетариата. Резко усилилась эксплуатация
рабочих, антагонистический характер
отношений между основными
В период промышленного переворота в Англии сложилось новое размещение производительных сил, увеличилось городское население за счет сельского, возникли крупные фабричные города. Концентрация рабочих в городах окончательно порвала их связь с землей, на крупных фабричных предприятиях не осталось и следа от патриархальных отношений между хозяином и рабочим.