Промышленный переворот в Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:53, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить сущность и значение промышленного переворота в Англии.

Содержание

Введение 3
1.Понятие промышленного переворота в истории экономики. 4
2.Исторические причины и предпосылки начала промышленного переворота 6
3. Этапы промышленного переворота. 8
4. Значение и последствия промышленного переворота 12
Заключение 16
Список литературы. 17

Работа содержит 1 файл

История Экономики, тема Промышленный переворот в Англии.docx

— 38.69 Кб (Скачать)

   Но  широко применяемые в то время  двигатели приводились в движение водой, что являлось тормозом для  развития промышленности, так как  привязывало ее к рекам. Промышленность требовала универсального, не зависящего от воды двигателя. В 1784 г. (по некоторым  данным, в 1782 г.) [2, с.80]механик Джеймс Уатт получил патент на паровой двигатель, универсальный по своему техническому применению. С изобретением и применением двигателя Уатта начинается век пара, строятся паровые прядильные фабрики, а затем паровые двигатели стали широко применяться во всех отраслях промышленности и на транспорте. Как уже упоминалось, промышленная революция началась в Англии в текстильном производстве на основе широкого применения машинной техники, окончательная победа машинного производства становится возможной с развитием металлургической, топливной и машиностроительной промышленности на основе их механизации.

   Массовое  применение машин резко увеличило  спрос на металл, но его производство ограничивалось применяемыми плавильными  печами, в которых использовался  древесный уголь. Дефицит древесного угля объяснялся тем, что еще в XVII в. в Англии были вырублены большие  лесные массивы, что угрожало развитию судостроения. Импортный лес был  дороже. В то же время богатые  природные ресурсы Англии не использовались, а именно в Англии были разведаны  огромные запасы каменного угля. Из-за несовершенства технологии выплавки чугуна применение угля резко снижало качество металла. Хотя еще в 1735 г. был изобретен  способ выплавки чугуна с использованием угля, он не был широко применен почти  полвека. И только когда возникла острая необходимость в резком увеличении выплавки чугуна, этот способ был усовершенствован и внедрен. В 1784 г. была разработана  технология обработки чугуна так  называемым пудлинговым процессом  с применением угля, что увеличило  производительность труда в металлургии  в 15 раз[2, с.83].

   Переворот в промышленности вызвал техническую  революцию и в средствах транспорта. Быстрое развитие крупной промышленности, расширение рынков сбыта товаров, мировых  рыночных связей требовали создания целой системы новых транспортных средств - речных пароходов, железных дорог, океанских пароходов, а также  создания новых средств связи  - телеграфа. В 1807 г. в США был построен первый пароход Фултона, в 1814 г. Стефенсон изобрел паровоз, а в 1825 г. в Англии строится первая железная дорога, которая была закончена в 1830 г., она связала Манчестер и Ливерпуль[3, с.81].

   Развитие  железнодорожного строительства, речного  и морского судоходства и других отраслей, в свою очередь, воздействовало на металлургическую промышленность, в особенности на машиностроение. Вначале машины изготовлялись ручным способом, поэтому они были дорогими и невысокого качества. Машиностроительная промышленность также стала переходить от ручного труда к машинному, в начале XIX в. в Англии стали применять  металлорежущие станки (токарные, строгальные, фрезерные). Промышленный переворот  в 1-й половине XIX в. в Англии завершился созданием машиностроительной индустрии (производство машин машинами).

   К 40-м гг. XIX в. Англия превращается в  передовую индустриальную державу, в «фабрику мира». К этому времени  Англия переходит к политике фритредерства, т.е. к свободной торговле, что  привело к снижению экспортно-импортных  пошлин на территории страны. Были отменены высокие заградительные импортные  пошлины на ввоз товаров в Англию, так как английские предприниматели, производя более качественные и  дешевые товары, перестали бояться  конкуренции иностранных товаров. Более того, английские товары, вывезенные в другие страны, успешно завоевывали  рынки сбыта. 
 
 
 
 

4. Значение и последствия промышленного  переворота

   Промышленная  революция изменила весь облик Великобритании. Она слабо сказалась лишь на южных графствах, где не сложились районы массового фабричного производства. Это была «зеленая страна», сохранившая в основном черты старой, сельской Англии. Примерно так же обстояло дело в Северной и Южной Шотландии. Но почти все прочие территории страны преобразились за столетие промышленной революции до неузнаваемости. 

   Почти исчезли лесные массивы, хищнически уничтоженные ради обогащения лендлордов и капиталистов. Изменилась география  страны, перерезанной каналами и железными  дорогами, произошло гигантское перемещение  ее производительных сил. Дальнейшее развитие территориального разделения труда, сложившееся  в XVI—XVII вв., привело к выделению  основных промышленных районов с  более или менее четко выраженной специализацией на определенных отраслях производства.

   Быстрый подъем промышленности вызвал к жизни  новые промышленные города и центры экономической деятельности. Так, город  Бирмингем, который насчитывал в 1696 г. всего 4 тыс. жителей, через 100 лет  насчитывал уже 70 тыс. Манчестер за период с 1717 до 1773 г. вырос в 5 раз[4, с.63]. Новые промышленные города и районы, возникшие на севере страны, поближе к месторождениям каменного угля и железа, привлекали к себе население из южных и юго-западных районов страны.

   Переворот в строе промышленного производства повлек за собой изменения и в  других областях хозяйства

   Потребности растущей промышленности и обмена вызвали  улучшение дорог и развитие транспорта. Меткаф начал сооружение и улучшение  дорог: при помощи осушительных канав  он сделал возможным пользование  дорогами круглый год. Макадам еще  более улучшил дорожное строительство, разработав способ твердого покрытия поверхности дороги. С 1786 г. из Лондона начали регулярно ходить по разным направлениям почтовые кареты (дилижансы). Развернулось сооружение каналов, позволявших дешево перевозить особенно тяжелые грузы — уголь, металлы.

   Быстрый подъем промышленности и городов  вызвал повышение спроса на продукты сельского хозяйства и способствовал  быстрому развитию последнего; тем  не менее с середины 60-х годов XVIII в. производство продуктов уже  не поспевает за ростом потребления, что вызывает значительное увеличение ввоза продовольствия.

   Металлургия теперь целиком перешла на использование  каменного угля, и районы его залегания (особенно если поблизости была железная руда) стали важными центрами угольной, металлургической, а нередко и  машиностроительной промышленности. Южный  Уэльс, Средняя Шотландия, Западный Мидленд — таковы были основные районы развития тяжелой промышленности. Побережье и долины Южного Уэльса, так называемая «Черная страна»  — угольный бассейн Стаффордшира (близ Бирмингема), районы Бирмингема и  Шеффилда, а также долина Клайда в Шотландии поглощали все  больше рабочих рук, и сюда перемещалось «избыточное» население из отсталых аграрных районов, в том числе  — эмигранты из Ирландии[4, с.65]. Здесь стали сосредоточиваться основные и наиболее активные отряды промышленного пролетариата, здесь же концентрировалась и быстрорастущая промышленная буржуазия. Образование этих двух классов было главным социальным результатом промышленного переворота.

   Впрочем, и в размещении основных отраслей легкой промышленности, прежде всего  текстильной, произошли перемены, также  способствовавшие концентрации массовых отрядов промышленного пролетариата в определенных регионах. Производство шерстяных тканей стало почти  монополией фабрикантов Западного  Йоркшира. Юго-западные районы и Восточная  Англия не смогли выдержать конкуренции, поскольку они не располагали  угольными ресурсами, а привозить  уголь для паровых двигателей издалека было слишком дорого. В  Йоркшире же каменноугольная промышленность была достаточно развита, чтобы обеспечить местное сукноделие дешевым углем.

   Хлопчатобумажная  промышленность, работавшая на привозном  хлопке, сосредоточилась в Ланкашире, и его центр — Манчестер—стал признанной «столицей текстиля». Находящийся  рядом Ливерпуль с первоклассным  портом обеспечивал доставку хлопка (преимущественно из США), а ливерпульские  купцы обладали достаточными капиталами для строительства фабрик и покупки  паровых машин и иного оборудования. Уголь же — хотя и не в таких  масштабах, как в основных бассейнах, имелся в самом Ланкашире, да и  доставить его по морю из Южного Уэльса через Ливерпуль, а затем  — по каналу было не так дорого. Вторым по значению центром хлопчатобумажной промышленности был район Глазго[3, с.264].

   Чем больше машин внедрялось в производство, чем быстрее росли промышленные гиганты и чем больше золота накапливалось  в сейфах промышленников и банкиров, тем больше грязных трущоб росло  на окраинах городов и больше несчастных и голодных семейств переходили последнюю  грань нищеты. На основании личных наблюдений и многочисленных документов Энгельс в 1845 г. в знаменитом труде  «Положение рабочего класса в Англии»  [5, с.131]нарисовал яркую картину бедствий трудящихся при капитализме; эта книга и доныне остается свидетельством того, какой ценой капитализм добивался своих успехов и сколько крови стоил народу промышленный переворот.

   Победа  машинного производства в известной  мере содействовала некоторому развитию грамотности; сам предприниматель  был заинтересован в том, чтобы  рабочий мог произвести необходимые  измерения и расчеты, связанные  с эксплуатацией машины, был бы способен прочесть и понять инструкцию и т.д. Английская буржуазия вынуждена  была проявить «заботу» о начальном  образовании. С конца XVII в. делом  образования занимались различные  религиозно-благотворительные общества, такие, как «Общество распространения  христианских знаний», «Общество распространения Евангелия» и в особенности созданное в 1750 г. «Общество распространения религиозных знаний среди бедных» [5, с.133].

   Еще важнее социальные последствия промышленного  переворота. Непосредственным результатом  перехода к фабричному производству было появление массы промышленных рабочих, составивших класс промышленного  пролетариата — основной производящий класс капиталистического общества. Развитие капиталистического способа  производства сопровождалось усилением  эксплуатации трудящихся. Рабочий превращался  в придаток машины, заработная плата  определялась лишь издержками на воспроизводство  рабочей силы. Благодаря упрощению  процессов производства и применению машин падает значение квалифицированного труда, возрастает применение дешевого труда женщин и детей — самой  беззащитной части рабочего класса. По данным, относящимся к началу XIX в., среди фабричных рабочих  число мужчин старше 18 лет составляло всего 27%, а в камзольной промышленности и того меньше — около 10%. На почве  эксплуатации особенно выгодного детского труда развилась торговля детьми: дети рабочих и пауперов насильственно  отрывались от семьи и группами продавались  на фабрику. Здесь предприниматель  принуждал детей к непосильному труду в течение 14, 16 и 18 часов  в день. Этот труд калечил и убивал детей.

   Появление промышленного пролетариата — важнейшее  социальное последствие промышленной революции. Именно этому классу суждено  было сыграть величайшую роль в истории  человечества — стать во главе  всех эксплуатируемых и освободить человечество от всякого угнетения. Общественные условия жизни пролетариата делают его самым революционным  классом, а фабричная система  способствует его организации и  сплочению, появлению его классового самосознания и классовой солидарности.  

Заключение

   По  изучению темы можно сделать следующие  выводы.

   В Англии раньше чем в других странах  произошел промышленный переворот: крупное машинное производство вытеснило  мелкое, основанное на ручном труде, сложились  основные классы капиталистического общества - буржуазия и пролетариат, победил  капиталистический способ производства.

   В течение нескольких десятилетий  в хлопчатобумажной промышленности одно изобретение следовало за другим, и весь процесс производства в  этой отрасли был перестроен на основе внедрения машин. Постепенно переворот  распространился на другие отрасли  легкой, а затем и тяжелой промышленности, начался повсеместный переход от мануфактуры к крупному машинному  производству.

   Громадное значение имело распространение  универсального двигателя — паровой  машины. Для производства новых средств  производства требовалось большое  количество металла. Производство железа и стали, добыча каменного угля возрастали быстрыми темпами. С переходом к  крупному машинному производству была создана соответствующая потребностям капиталистического способа производства материально-техническая база. Крупная  промышленность заняла господствующее положение в народном хозяйстве  Англии.

   Важнейшим последствием промышленного переворота было образование класса промышленного  пролетариата. Резко усилилась эксплуатация рабочих, антагонистический характер отношений между основными классами капиталистического общества — буржуазией и рабочим классом — выступил с невиданной ранее ясностью. Для  буржуазии новые производительные силы стали источником громадного обогащения, положение же рабочих резко ухудшилось.

   В период промышленного переворота в  Англии сложилось новое размещение производительных сил, увеличилось  городское население за счет сельского, возникли крупные фабричные города. Концентрация рабочих в городах окончательно порвала их связь с землей, на крупных фабричных предприятиях не осталось и следа от патриархальных отношений между хозяином и рабочим.

Информация о работе Промышленный переворот в Англии