Промышленный переворот в Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

Промышленный переворот - резкое преобразование производительных сил, которое способствовало переходу от ручного труда к машинной технике и от мануфактуры к фабрике.
Капитализм обобществляет производство, заменяет мелкие семейные хозяйственные ячейки крупными предприятиями. А крупное производство давало возможность применять машины.

Содержание

Понятие переворота и его сущность 3
Экономические предпосылки переворота 4
Переворот. Стадии по отраслям 6
Заключение 17
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

История экономики.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

В 1795 г. герцог А. Бриджуотер поручил инженеру Т. Бридли прорыть канал между принадлежавшими Бриджуотеру копями в Уэрсли и Манчестером длиной в 17,6 км. Вскоре вся страна была охвачена лихорадкой строительства каналов и покрылась сетью водных путей. Эта идея оказалась настолько удачной, что цены на перевозку товаров резко упали. Вся внутренняя часть Англии, вынужденная до того времени сама потреблять и производить большую часть требовавшихся ей предметов первой необходимости, теперь могла вести торговлю. Пшеница, уголь, гончарные и железные изделия из центральных графств быстро нашли путь к морю. В конце XVIII века Ж. Макадом разработал и предложил способ твердого покрытия поверхности дороги, что дало возможность осуществлять перевозки на конной тяге значительно быстрее в любую погоду. Несмотря на то, что в начале XIX века повсеместно были улучшены дороги, каналы все же оставались главным средством перевозки тяжелых и нескоропортящихся товаров, пока через 40—50 лет на смену им не пришли железные дороги.

     Промышленный  переворот изменил облик Англии. Зеленые луга и рощи, увитые плющом сельские долины, потеснились перед черными копрами угольных шахт и наполненными гулом зданиями фабрик. Выросли крупные промышленные города, опоясанные лесами вечно дымящих фабричных труб.

     В начале XIX века началось повсеместное строительство железных дорог. Длина первой железной дороги была всего 30 км, а к середине XIX века Англию покрыла густая сеть железных дорог. Подлинно революционным событием в области транспорта явилось изобретение механика самоучки Д.Стефенсона, усовершенствовавшего паровую машину и создавшего паровоз, который двигался с колоссальной для того времени скоростью — 20 миль в час. Этого рекорда Стефенсон добился на первой в мире железнодорожной линии Стоктон — Дарлингтон в 1825 г., и с этого момента начинается строительство железных дорог сначала в весьма ограниченных масштабах, а затем с лихорадочной скоростью.  

На одной  из первых железных дорог Англии.

     Век железных дорог положил начало огромному  росту всех отраслей промышленности, он ознаменовал собой укрепление монополии английских фабрикантов и начало развития современной тяжелой промышленности.  

     Приблизительно  до 1850 г. экспорт преимущественно  состоял из предметов широкого потребления  и главным образом хлопчатобумажного  текстиля. Хотя текстиль и оставался  самой крупной статьей экспорта, но наряду с ним за границу начали вывозить все большее количество рельсов, паровозов, железнодорожных платформ, а также всевозможных машин.

     В XVIII веке Англия была преимущественно сельскохозяйственной страной. Устойчивый внешний и внутренний рынок обеспечивал сельскому хозяйству постоянный стимул для совершенствования техники. В сельском хозяйстве произошла аграрная революция. После гражданских войн и переворота 1688 года широкий размах приобрело огараживание и сгон крестьян с земли. Правительство совершенно прекратило политку сдерживания огораживания и наоборот, само издавало акты об огораживании и сгоне крестьян с земли.  
 Для принятия акта об огораживании требовалось согласие 4/5 всех владельцев земель. Как правило, основной массой земли прихода владели два - три лорда, а остальные жители были арендаторами, поэтому от решения лордов и зависело принятие актов. Кроме того, арендаторов часто подкупали или же просто заставляли дать согласие на проведение огораживания.

     Ранее крестьяне зарабатывали себе на существование тем, что одновременно занимались домашней промышленностью, содержали какой - либо мелкий скот или домашнюю птицу и нанимались на постоянную или временную работу. Когда начался период огораживания, они могли зарабатывать себе на жизнь только работой по найму. Это был период разрушения домашней промышленности из-за возникающей конкуренции новых фабрик. 
 Приблизительно к середине XVIII века благодаря прогрессу в сельскохозяйственной технике стало возможным сокращение расходов на оплату труда. Заработная плата сельского пролетариата быстро понижалась в связи с падением цен. Во многих районах жилища безземельных крестьян либо разрушались совсем, либо жизнь в них становилась невыносимой. 
Это привело как к уменьшению деревенского населения, так и к снижению его уровня жизни в большей части Англии. Так, если в 1811 г. сельское население составляло 35 % от общей численности, то в 1831 г. — 28 %. Одновременно центр плотности населения переместился из средних графств к северу. 
 Во первых, увеличилась производительность земли и стало возможным прокормить большое промышленное население в новых городах; 
 Во вторых, создалась резервная армия пролетариев, полностью "освобожденных" от всякой связи с землей, людей, не привязанных ни к месту, ни к собственности. Возник отряд свободных рабочих, соответствующих свободному капиталу; 
 В третьих, сильно вырос внутренний рынок сбыта для промышленных товаров. Крестьянин периода натурального сельского хозяйства, со своей домашней промышленностью и оторванностью от внешнего мира, мог купить очень мало. Пролетарию обычно приходилось потреблять намного меньше, но все, что он потреблял, он должен был покупать, что способствовало созданию емкого внутреннего рынка.

     Создание машин обеспечило их быстрое распространение и практическое применение изобретений и усовершенствований.

В течение XVIII века в Англии появились многие научные центры, которые занимались подготовкой кадров как для науки, так и для промышленности.

Кроме того, возникли учебные заведения нового типа, так  называемые диссидентские академии, в которых давалось высшее научно-техническое образование. Наконец, в 1799 г. в Лондоне был основан Королевский институт — научно-учебное заведение, ставившее своей целью "распространение познания и облегчение широкого введения полезных механических изобретений и усовершенствований". В 1802 г. впервые в истории Англии был издан закон об образовании. Этим законом предприниматели обязывались создавать фабричные школы, в которых фабричные и ремесленные ученики должны были обучаться в течение четырех лет одновременно с работой на производстве. В Англии сложилась и действовала достаточно стройная для того времени система образования и подготовки специалистов, поэтому не случайно, конечно, что крупнейшие открытия и изобретения в науке и технике, сделанные в XVIII — первой половине XIX века, принадлежали именно англичанам.

     В Англии XVIII века складываются все необходимые условия для развития изобретательской мысли: 1) достаточное количество денежных средств, позволявших субсидировать научные исследования; 2) достаточно образованное общество, которое воспринимало все новое, что появлялось в мире науки; 3) конкуренция со стороны других государств мира. Поэтому не случайно первые изобретения были сделаны именно в отраслях хлопчатобумажного производства, чтобы уничтожить хлопковую отрасль Индии, а затем в металлургической промышленности, так как металла требовалось все больше для развития собственной промышленности.  Выплавка более высококачественных сортов железа и уменьшение примесей в нем дали возможность изготовлять более усовершенствованные инструменты. 
 Развитие внутреннего рынка и необходимость быстрой передачи информации на значительные расстояния привели к открытиям в области связи. Так, в 1837 г. У.Кук и Ч.Уинстон получили патент на электромагнитный телеграфный аппарат, а в 1847 —1852 гг. была проложена телефонная линия между портами Дувр и Кале. 
 Развитие транспортной системы и средств связи дало еще более мощный толчок экономическому развитию всей страны.

4. Заключение

     Итак, в результате промышленного переворота промышленность резко ускорила выпуск продукции. В середине XIX века Англия производила половину мировой промышленной продукции. Ее называли теперь «фабрикой мира», потому что она снабжала своей продукцией все страны. Поскольку английские товары были дешевле товаров других стран, где еще господствовала мануфактура, они легко вытесняли их с мирового рынка.

     В результате перехода к капитализму  продуктивность сельского хозяйства Англии стала значительно выше, чем в других странах. Если прежде для Англии, как и для других стран, колонии были источником накопления капиталов, то после промышленного переворота их значение и характер их эксплуатации меняется. Колонии становятся источником сырья и рынком сбыта, аграрным придатком метрополии.

     Англия  этого времени стала не только «фабрикой мира» и крупнейшей колониальной державой, но и «владычицей морей». В середине XIX века ей принадлежало 60% мирового торгового флота. Она теперь так же господствовала в мировой торговле, как два столетия до этого господствовала Голландия.

     Итак, мы проследили, как особенности английского  феодализма, раннее втягивание хозяйства в товарно-денежные отношения, привели к тому, что капитализм здесь возник раньше, чем в других странах, и стал ускоренно развиваться. В период расцвета капитализма Англия становится самой экономически развитой страной мира.

     Господствующим  классом Англии стали наряду с  лордами-землевладельцами капиталисты  — владельцы фабрик и заводов. Население Лондона в середине XIX века превышало 2,5 млн. человек. Англия стала крупнейшей и богатейшей промышленной державой. Таким образом, Англия, первой из стран мира пережившая промышленную революцию, к середине XIX века превращается в самую могущественную державу, обладающую самой большой колониальной империей, которая позволяла обеспечивать собственную промышленность необходимым и крайне дешевым сырьем, а также обширным рынком сбыта готовых изделий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Список литературы 
 

1. «Экономическая  история» 

- М.В. Конотопов, С.В. Сметанин, 2007г.

2. «История мировой экономики»  
- под редакцией А.Н. Марковой, 1995г. 
3. «Экономическая история капиталистических стран»  
- под редакцией Ф.Я. Полянского, 1986г.
 
 

Информация о работе Промышленный переворот в Англии