Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:15, курсовая работа
Основной целью работы является установление происхождения Русской Правды.
Задачи работы:
- изучение Краткой Правды;
- изучение Пространной Правды;
- изучение Сокращенной Правды;
Введение 2
Раздел 1. Источники Русской правды 3
Раздел 2. Происхождение Русской Правды 6
Краткая Правда 6
Пространная Правда 13
Сокращенная Правда 19
Заключение 23
Список используемой литературы 25
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Раздел 1. Источники Русской правды 3
Раздел 2. Происхождение Русской Правды 6
Заключение 23
Список используемой
литературы 25
Введение
Древнерусский, вошедший в
Актуальность и значение темы доказываются особым значением Русской Правды для дальнейшего развития законодательства Российского государства.
Методологическую основу исследования составляют различные общенаучные и частные методы познания: диалектический, историко-правовой, сравнительного правоведения, логический, изучения документов, метод системного подхода, анализ и синтез. Предмет исследования составляет происхождение Русской правды.
Основной целью работы является установление происхождения Русской Правды.
Задачи работы:
- изучение Краткой Правды;
- изучение Пространной Правды;
- изучение Сокращенной Правды;
Раздел 1. Источники Русской Правды.
Русская Правда - древнейший русский сборник законов сформировалась на протяжении Х1-Х11 вв., но отдельные ее статьи уходят” в языческую старину. Сейчас имеется более ста списков, сильно различающихся по составу, объему и структуре.
Источниками
формирования Русской Правды являются
нормы обычного права и княжеская судебная
практика. К числу норм обычного права
относятся, прежде всего, положения о кровной
мести и о круговой поруке. Законодатель
проявляет различное отношение к этим
обычаям: кровную месть он стремится ограничить
(сужая круг мстителей) или вовсе отменить,
заменив денежным штрафом - вирой (наблюдается
сходство с "Салической правдой",
где кровная месть также была заменена
денежным штрафом); в отличие от кровной
мести круговая порука сохраняется как
мера, связывающая всех членов общины
ответственностью за своего члена, совершившего
преступление ("Дикая вира" налагалась
на всю общину).
Ещё одним из источников Русской Правды
был Закон Русский (нормы уголовного, наследственного,
семейного, процессуального права). До
сих пор не прекращаются споры о его сущности.
В истории русского права нет единого
мнения об этом документе. Известно, что
он частично отражён в договорах Руси
с греками в 911 и 944 годах и в Русской Правде.
Например, в договоре 911 года записано:
"Аще ли ударить мечем или бьеть кацем
либо сосудом, за то ударение или бьенье
да вдасть литр 5 сребра по закону Русскому".
Ссылки договоров на закон молодого Русского
государства, используемый как источник
права наряду с законами Византийской
империи, стали темой оживлённой дискуссии
в исторической и юридической литературе.
Так, например, сторонники норманнской
теории происхождения Древнерусского
государства считали Закон Русский скандинавским
правом. В. О. Ключевский считал, что Закон
Русский являлся "юридическим обычаем",
а в качестве источника Русской Правды
представляет собой "не первобытный
юридический обычай восточных славян,
а право городской Руси, сложившееся из
довольно разнообразных элементов в IX
- XI веках"1.
Традиционно
Русскую правду делят на три редакции
(большие группы статей, объединённые
хронологическим и смысловым
содержанием): Краткую, Пространную
и Сокращенную.
Раздел 2. Происхождение Русской Правды.
Большинство историков согласно с тем, что Краткая Правда по времени своего происхождения предшествует Пространной, не говоря уже о Сокращенной, которую большинство исследователей относит к позднему времени. Однако в науке существует и несколько иное мнение, разделяемое главным образом лингвистами (А.И.Соболевским, Е.Ф.Карским и С.П.Обнорским). Останавливаясь на языковых особенностях Краткой Правды, они указывают, что этот памятник возник сравнительно поздно. В частности, их поражает большое количество церковнославянизмов, которые в гораздо меньшей мере заметны в Пространной Правде. Но этот взгляд на Краткую Правду не может быть принят, потому что лингвистические наблюдения не всегда имеют характер решительных доказательств. Краткая Правда дошла до нас в поздних списках XV в., которые могли подвергнуться правке и изменениям именно языкового характера. Самое же содержание Краткой Правды с несомненностью говорит о ее раннем происхождении2.
Краткая Правда сохранилась в составе Новгородской первой летописи младшего извода - так называют Новгородскую летопись, возникшую на основе более древних материалов в первой половине XV в. В ней мы находим под 1016 г. известие о том, что Ярослав, вернувшись после победы над Святополком в Новгород, одарил новгородцев деньгами "и отпусти их всех домовъ, и давъ имъ правду, и уставъ списавъ, тако рекши имъ: по сей грамоте ходите; яко же списах вамъ, такоже держите. А се есть правда руская"2. После этих слов помещен текст Русской Правды, Однако известие Новгородской летописи давно заподозрено в достоверности, прежде всего потому, что оно отсутствует в древнейшем - Синодальном пергаментном списке Новгородской 1-й летописи, написанном не позднее XIV в. Поэтому нам приходится допускать возможность того, что в Новгородской 1-й летописи младшего извода в данном месте имеется какое-то новообразование. Бросается в глаза и другая несообразность. Слова летописи о "Правде Русской", данной Ярославом, не совпадают с текстом самой Краткой Правды, в которой упоминается не только о Ярославе, но и о его сыновьях. Предположение о позднейшем происхождении известия о Ярославовой грамоте, помещенного под 1016 г., находит подтверждение в следующем. В Софийской первой летописи имеются два известия об Ярославовых грамотах. Первое из них помещено под 1019 г. и имеет полное сходство с таким же известием, находящимся в Новгородской первой летописи младшего извода под 1016 г.
Рядом с этим в Софийской первой летописи встречается другое известие, относящееся к 1035 г. В нем говорится о том, что Ярослав, посадив князем в Новгороде своего сына Владимира и вместе с ним епископа Жидяту, дал новгородцам грамоту.
По своему составу Краткая Правда явно делится по крайней мере на две части: первая может быть названа Правдой Ярослава, вторая - Правдой Ярославичей. При разборе терминологических особенностей обеих частей Краткой Правды между терминологией Правды Ярослава и Правды Ярославичей обнаруживается большое различие. Это является прямым указанием на то, что обе части Краткой Правды были составлены в разное время и в разных местах.
В Правду Ярослава входят первые статьи Краткой Правды, от начала памятника до слов: "Правда о уставлена Роуськои земли".
В исторической науке шел длительный спор по вопросу о том, когда возникла Правда Ярослава. Л.К.Гетц, возвращаясь к мнению В.Н.Татищева, считал, что Правда Ярослава является памятником дохристианской эпохи, возникшим еще до Владимира Святославича и относящимся по крайней мере к Х в. Против такого взгляда можно выставить немало возражений. Так, прежде всего нам бросается в глаза значительная разница между юридическими нормами договоров Руси с греками и Правды Ярослава. Русская Правда знает нормы, несомненно, более поздние, чем договор 945 г. Договоры знают кровную месть без всякого ограничения: за убитого мстят его ближайшие родичи. В Правде месть уже рассматривается альтернативно с выкупом: "аще не боудетъ кто мьстя, то 40 гривенъ за головоу". Следовательно, надо считать, что Правда Ярослава возникла позднее договоров Руси с греками. По своей терминологии Правда Ярослава близко подходит к договору Новгорода с немцами конца XII в. (около 1195 г.). В нем мы найдем такие безличные термины, как "муж", отсутствие ссылок на княжескую юрисдикцию, кроме введения и заключения, и т. д. Наконец, в том же договоре имеется целая статья, совершенно напоминающая нам подобную же статью Русской Правды: "Оже емати скотъ варягу на русине или русину на варязе, а ся его заприть, то 12 мужь послухы, идеть роте, възметь свое". В Правде Ярослава сказано почти теми же словари: "Аже где възыщети на дроузе проче, а он ся запирати почнеть, то ити ему на изводъ пред 12 человека" (ст. 14).
Возможно, что Правда Ярослава была основана на более раннем памятнике. Таковы первые 10 статей, кончающиеся двумя статьями о варягах и колбягах. Статья о челядине, скрывшемся у варяга или колбяга, уже ограничивает права варягов и колбягов, которыми они могли пользоваться в более раннее время. Эта часть Краткой Правды может быть названа "Древнейшей Правдой".
Вторая часть Краткой Правды представляет собой, особый памятник, который принято называть "Правдой Ярославичей". В действительности Правда Ярославичей не представляет собой единого памятника. В ней можно различать по крайней мере три части: собственно Правду Ярославичей. дополнительные статьи к ней, покон вирный.
Первая часть, которую и следует, собственно, называть Правдой Ярославичей, начинается со слов: "Правда оуставлена Роуськои земли, егда ся съвокоупилъ Изяслав, Всеволодъ, Святославъ Коснячко, Перенегъ, Микыфоръ Кыянин, Чюдинъ, Микула". Правда Ярославичей может быть более или менее точно датирована. Съезд Ярославичей мог состояться только между 1054 и 1073 гг., так как в 1054 г. умер Ярослав, а в 1073 г. Святослав выгнал из Киева старшего брата Изяслава, и после этого Ярославичи вместе уже никогда не собирались. За это время наше внимание обращает одна дата - 1072 г., когда, по словам летописи, Ярославичи "совокупишася" в Вышгороде для перенесения мощей Бориса и Глеба. Слово "совокупишася" в памятниках XI - XIII вв. часто обозначает княжеский съезд. Так, в Поучении Владимира Мономаха говорится о встрече с Ярополком Изяславичем: "на ту зиму идохом къ Ярополку совокуплятися на Броды, и любовь велику створихом".
Любопытный материал дает анализ имен, упомянутых в заголовке Правды Ярославичей. Упомянутый первым Коснячко был в 1068 г. киевским воеводой при Изяславе. Двор Коснячки был разграблен восставшими киевлянами. Микыфор Кыянин (т.е. киевлянин) упоминается в летописи вместе с двором Чудина под 945 г., но в такой фразе, которая ясно говорит о более позднем времени, вероятнее всего, - о 70-х годах XI в. Летописец замечает, что раньше двор княжий существовал на другом месте, чем в его время - "бе бо тогда вода текущи въздоле горы Киевськия, и на подольи не седяху людье, но на горе. Градъ же бе Киевъ, идеже есть ныне дворъ Гордятинъ и Никифоровъ, а дворъ княжь бяше в городе, идеже есть ныне дворъ Воротиславль и Чюдин" (ПВЛ, стр. 40). О Чудине летопись упоминает как о лице, державшем Вышгород от имени князя в 1072 г. при съезде Ярославичей ("и бе тогда держа Вышегородъ Чюдинъ", см. ПВЛ, стр. 121). Наконец, некий Микула упомянут в сказании о перенесении мощей Бориса и Глеба в Вышгород как старейшина "огородников". Таким образом, в Правде Ярославичей перечислены действительные участники событий второй половины XI в. Поэтому попытка признать заголовок Правды Ярославичей позднейшей вставкой не обоснована. Позднейший составитель не мог знать о Микуле и Никифоре Киевлянине, для него эти имена ничего не обозначали. Возникновение Правды Ярославичей, по-видимому, следует отнести к 1072 г. Она была составлена в Вышгороде, на что указывает участие в ее составлении Чудина и Микулы, связанных с Вышгородом.