Происхождение ислама

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 17:50, реферат

Описание работы

Ислам является одной из трех так называемых „мировых" религий. Он распространен в странах Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Африки и оказывает там существенное воздействие на социально-политическую и культурную жизнь. В некоторых странах, таких, как Афганистан, Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия, АРЕ, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Судан и др., ислам является государственной религией. На территории СССР пережитки ислама сохраняются среди некоторой части населения Средней Азии и Казахстана, на Северном Кавказе и в Закавказье, в Татарии и Башкирии.

Работа содержит 1 файл

Происхождение ислама.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

       Происхождение ислама. 

       Ислам является одной из трех так называемых „мировых" религий. Он распространен  в странах Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной  Азии и Африки и оказывает там  существенное воздействие на социально-политическую и культурную жизнь. В некоторых странах, таких, как Афганистан, Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия, АРЕ, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Судан и др., ислам является государственной религией. На территории СССР пережитки ислама сохраняются среди некоторой части населения Средней Азии и Казахстана, на Северном Кавказе и в Закавказье, в Татарии и Башкирии.

       Ислам оформился в VII в. н. э. Он возник в  силу ряда объективных исторических причин, обусловивших социально-экономические  и культурные изменения в жизни  населения Аравии. Разложение родоплеменного строя арабов, затруднения и кризисные явления в торговле и наметившийся упадок в экономической жизни городов в силу неблагоприятной международной обстановки усилили вызревавшие внутри арабского общества тенденции к объединению и созданию политически устойчивого государства.

       Интересы  всего населения требовали прочного и длительного объединения страны, стабилизации ее политического и  экономического положения, отпора чужеземным агрессиям, поисков новых торговых путей. Для этих целей нужно было идейное знамя, под которым шла бы консолидация сил народа. Таким знаменем стал ислам.

       В ту пору у арабов не было единой религии. Среди арабских племен были распространены различные верования, существовало многобожие. Но наметившаяся политическая централизация арабских племен вызвала стремление к созданию единых родовых и племенных культов. Верования политически наиболее мощных племен становились обязательными для менее могущественных родов и племен. На процесс оформления единой религии арабов, безусловно, оказывали большое влияние уже сложившиеся в тот период монотеистические религии: иудаизм, христианство, зороастризм.

       К началу VII в. н. э. в Аравии наибольшего  могущества достигло племя курейш в  Мекке. Оно подчинило своему влиянию  другие племена и население близлежащих городов и оазисов. Соответственно с возвышением курейшитов возросло и значение храма Кааба, находившегося в Мекке. Постепенно бог курейшитского племени, которого называли „илах" или „альилах", стал вытеснять богов менее сильных и влиятельных племен. Впоследствии как „аллах" он вошел в ислам в качестве единодержавного бога, единственного и самого истинного господа, создателя всего сущего.

       Буржуазные  историки, а также сами мусульмане возникновение исламской религии  связывают всецело с именем пророка Мухаммеда. Однако, не отвергая активной роли Мухаммеда в проповеди и распространении новой религии, следует сказать, что эта роль сильно преувеличена. Само собой разумеется, что Мухаммед не был чудотворцем, как это утверждают мусульманские богословы. Он стал легендарным лицом благодаря усиленному раздуванию его культа мусульманским духовенством и фанатичными верующими. Этому способствовал, конечно, и ранее возникший культ мифического Христа и его „подвиги". В условиях борьбы за влияние ислам не мог допустить, чтобы его пророк уступал в чем-либо основателям и чудотворцам других религий. Этим объясняется, что биография основателя ислама, написанная спустя много лет после его смерти, очень похожа на жизнеописания других пророков и основателей различных религий.

       Как и всякое идеологическое течение, ислам  завоевал популярность не сразу. Однако к концу 630 г. большая часть Аравии уже находилась под властью „посланника  аллаха". Образовавшееся вскоре централизованное теократическое государство использовало ислам в качестве идеологического оружия для укрепления нового общественного уклада в стране и осуществления широкой завоевательной политики далеко за ее пределами.

       Ислам — самая молодая из мировых  религий. Зародился он на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель — пророк Мухаммед, который родился в Мекке в 570 г. (умер в 632г.). Созданная им община стала основой сформировавшегося впоследствии государственного образования — Арабского халифата. Примерно в то же время в исламе произошло формирование двух основных течений — суннизма и шиизма.

       По  различным оценкам, от 400 до 700 млн. человек  исповедует, что "нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Аллаха", — свидетельство, характерное исключительно для представителей ислама. Аллах — имя Бога мусульман, не поддающееся буквальному переводу. Слово "ислам" в переводе с арабского означает "покорность", "служение". Ислам часто называют мусульманством. Покоряется мусульманин воле Аллаха, открытой людям через Мухаммеда.

       Согласно  вере мусульман, Аллах передал Мухаммеду  через ангела "Коран" — священное  писание мусульман. Мусульмане признают часть Библии (закон Моисея, псалмы Давида и Инжил (т.е. Новый Завет)), но считают, что откровение Мухаммеда превосходит и вбирает в себя все предыдущие откровения. В случаях противоречия Корана Библии за истинное принимается изложение Корана.

       Коран состоит из 114 откровений. Суры расположены в порядке возрастания их длины, причем хронологическая последовательность событий, описываемых в Коране, не соблюдается. Помимо Корана, источником вероучения является Сунна — рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов.

       В настоящее время ислам разделен на несколько течений. Большая часть  мусульман мира принадлежит к суннитам. В частности, к ним относятся около 90% мусульман Ближнего Востока. Сунниты придерживаются достаточно умеренных взглядов. 

       Другое  крупное течение ислама — шииты. Их меньше, чем суннитов. Они более  буквально понимают Коран и более  тщательно исполняют в жизни требования ислама, более воинственны и фанатичны. Особенно много шиитов в Иране.

       Еще одно течение — ахмадие. Образовалось оно в 1900 г. Его представители, несмотря на свою малочисленность, часто являются инициаторами многих кампаний против "неверных". В Америке ахмадии  часто пропагандируют свои взгляды  среди молодежи, особенно среди студентов.

       Существуют  в исламе и секты. Она из них  носит название "Суфии". Члены  этой организации отвергают строгий  монотеизм и склоняются к пантеизму.

       Для мусульман единственным истинным Богом  является Аллах. Во избежание праведного гнева Аллаха и для достижения вечной жизни необходимо во всем следовать его воле и соблюдать его заповеди. Ислам — не только религия, но и образ жизни. В исламе можно выделить следующие главные предметы веры: 1) в единого Бога; 2) в посланничество Мухаммеда и Писания (в Коране перечисляются пять пророков-посланников: Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Моисей (Муса), Иисус (Иса), Мухаммед); 3) вера в ангелов; 4) в воскресение после смерти и в судный день.

       Обязательны для мусульманина так же следующие  пять "столпов веры":

       чтение  шахады ("нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Аллаха");

       пять  обязательных молитв в день ("намаз"), выполняемые по-арабски стоя на коленях  с поклонами в сторону Мекки;

       соблюдение  постов в течение месяца рамадан, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой пищи и питья от восхода до заката (однако после захода солнца разрешается вкушать пищу без каких бы то ни было ограничений, что на практике приводит к организации большинством мусульман обильных ночных пиршеств);

       паломничество ("хадж") в Мекку по меньшей мере раз в жизни мусульманина;

       пожертвования нуждающимся и на нужды духовенства  до 1/40 своих доходов (что носит, в  основном, скорее рекомендательный характер)

       Считается, что при соблюдении этих и других заповедей Аллах, который строго судит человека, даст возможность верующему достичь вечной жизни, которая представляется как место полного удовлетворения человеческих потребностей. В отличие от христианского понимания, бог ислама — бог воздаяния за дела, бог-судья, который каждому человеку предопределяет его судьбу.

       С древних времен непременным условием веры было ведение священной войны, "джихад", и мусульмане считали  своим долгом убить хотя бы одного "неверного".

       Иисус Христос принимается как один из пророков для своего народа и  своего времени, но Его Божественность и реальность Боговоплощения отрицается. Большинство мусульман считает, что перед крестными страданиями Христос чудесным образом заменил Себя другим человеком, а Сам был взят на небо живым. 

       Вообще  ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры. Исламу не свойственно разделение сферы жизни на светскую и религиозную части. Эта неразделенность привела к появлению Шариата — закона, который основан на интерпретации положений Корана и Сунны и содержит религиозные установления, правовые нормы, нравственные и бытовые предписания. Руководство религиозной жизнью мусульман в конкретном регионе осуществляется наиболее авторитетными священнослужителями, выбираемыми или назначаемыми светской властью. Это — муфтий у суннитов или шейх-уль-ислам у шиитов; надзор за соответствием шариату ведут шариатские судьи — кази. В настоящее время муфтий утверждает имамов мечетей, в которых они являются полноправными руководителями. Имам ответствен за хозяйство, финансы мечетей, духовную жизнь прихожан, он же — хранитель печати. Ближайшие помощники его — наиб-имам и казначей. При каждой мечети для решения административных вопросов образуется коллегиальное собрание.

       К октябрю 1917 г. в России действовало около 30 000 мечетей. С середины 20-х годов советская власть переходит к прямому подавлению исламской религиозной жизни и культуры: насильственно насаждается атеизм, уничтожаются книги, написанные на арабском языке, вводится латиница, а затем кириллица. Всего в годы сталинского террора погибло от 30 до 50 тыс. мусульманских священнослужителей — почти вся исламская духовная элита.

       Некоторые изменения в религиозной политике властей произошли во время Второй мировой войны, когда с разрешения властей воссоздаются четыре независимых региональных Духовных управления мусульман (на территории РСФСР — в Махачкале и Уфе). В 1948 г. действовало около 400 мечетей, а в 1968 г. — около 300. Однако тысячи мечетей и мулл действовали без регистрации, вне рамок законодательства.

       В настоящее время ислам распространен  на большой территории России среди  значительной части верующих. По приблизительным  данным, его исповедуют от 12 до 20 млн. человек на Северном Кавказе, в Татарии, Башкирии, Удмуртии, Чувашии и Марийской  республике, Астраханской, Пермской, Нижегородской, Екатеринбургской областях, в Москве, Санкт-Петербурге, ряде городов Сибири и т.д. Руководящими органами верующих мусульман являются независимые друг от друга Духовные управления. На 1 января 1996 г. в России было зарегистрировано 43 Духовных управления мусульман и около 2350 мечетей.

       Вместе  с тем, некоторые исламские лидеры, озабоченные растущей разобщенностью Духовных управлений, выдвигают предложение  учредить Совет муфтиев России или  иной координационный орган.

       Духовные  управления мусульман осуществляют издательскую деятельность: выпускают  Коран и другие книги, журналы, календари, альбомы и буклеты. Более активную религиозно-просветительскую работу среди  населения стали вести и мечети. В последнее время было издано значительное количество брошюр религиозного содержания. В крупных городах открыты специальные магазины, где продается религиозная литература — местная и привезенная из Афганистана, Турции, арабских стран.

Информация о работе Происхождение ислама