Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:20, реферат
На протяжении почти пяти десятилетий фашизм являлся важным фактором политического развития в капиталистическом мире. Еще до наступления общего кризиса капитализма буржуазия систематически прибегала к авторитарным и террористическим методам правления. Возникнув вскоре после окончания первой мировой войны, как реакция на начавшийся в результате Великой Октябрьской социалистической революции в России процесс демократического и социального преобразования мира, он быстро превратился в ряде стран в главную политическую опору наиболее консервативных и агрессивных кругов крупной буржуазии, увидевшей в фашизме эффективное орудие спасения своего господства. К этому орудию она прибегла, как только другие формы реализации ее политической власти стали не эффективными.
Введение 3
1. Происхождение фашизма 4
2. Сущность фашизма 11
Заключение 13
Литература 14
Содержание
На протяжении почти пяти десятилетий фашизм являлся важным фактором политического развития в капиталистическом мире. Еще до наступления общего кризиса капитализма буржуазия систематически прибегала к авторитарным и террористическим методам правления. Возникнув вскоре после окончания первой мировой войны, как реакция на начавшийся в результате Великой Октябрьской социалистической революции в России процесс демократического и социального преобразования мира, он быстро превратился в ряде стран в главную политическую опору наиболее консервативных и агрессивных кругов крупной буржуазии, увидевшей в фашизме эффективное орудие спасения своего господства. К этому орудию она прибегла, как только другие формы реализации ее политической власти стали не эффективными.
Социальной базой фашистских движений является, прежде всего, мелкая буржуазия. К ней примыкают различного рода деклассированные элементы, а также значительная часть безработных. Но это вовсе не означает, что при установлении фашизма к власти приходит мелкая буржуазия. Эта австромарксистская теория была в свое время широко распространена. К ней часто обращаются и современные буржуазные ученые. Однако на самом деле мелкая буржуазия в силу двойственного характера своей политической психологии и ее положения в системе общественного производства не может сама осуществлять государственную власть.
Фашизм как особого рода
Фашизм не только целиком уничтожает буржуазную демократию, но и теоретически “обосновывает” необходимость установления тоталитаризма. Вместо либерально-демократической концепции индивидуализма фашизм выдвигает концепцию нации, народа, интересы которого всегда, везде и во всем превалирую над интересами отдельных личностей.
С течением истории происходят основательные изменения интеллектуального порядка, которые являются следствием изменения общей атмосферы в политике. Важно помнить, что на политические события очень часто влияют теории прежних времен.
Широко распространенная политическая доктрина имеет, как правило, два различных истока. С одной стороны, существуют интеллектуальные предшественники: люди, которые выдвинули теории, основанные, благодаря развитию или реакции, на предшествующих теориях.
Философия, характерная для Германии, начинается с Канта. Канту было предопределено верить в причинность, Бога, вечность, моральный закон и так далее, но он сознавал, что философия Юма сделала это довольно сложным. Поэтому он придумал разницу между "чистым" и "практическим" разумом. "Чистый" разум касался всего, что может быть доказано, а таких вещей не так много; "практический" разум имел отношение к тому, что необходимо для добродетели, а таких вещей очень много. Конечно, очевидно, что "чистый" разум был просто разумом, тогда как "практический" разум был предрассудком. Таким образом, Кант вернул в философию обращение к чему-то осознанному как явление, находящееся вне сферы теоретической рациональности, что изгонялось из школ с самого зарождения схоластики.
Даже более важной фигурой, чем Кант, был его непосредственный преемник - Фихте, который, пройдя путь от философии к политике, дал жизнь новому движению, ставшему национал-социализмом. Но прежде чем начинать разговор о нем, следует добавить кое-что еще о концепции "разума".
На практике, разум можно определить с помощью трех характеристик.
Первая из этих характеристик берет начало в практике Инквизиции; вторая - в таких методах, как британская военная пропаганда, которую хвалил Гитлер на том основании, что пропаганда "должна тем глубже опускаться с интеллектуальных высот, чем больше количество людей, вниманием которых она должна овладеть"; третья запрещает использование предпосылки типа той, что сделал президент Эндрю Джексон относительно Миссисипи: "Господь Всемогущий предполагал, что эта великая долина будет принадлежать одному народу", которая была очевидной для него и его слушателей, но не было столь легко доказуемым для того, кто сомневался в нем.
Опора на разум, охарактеризованный таким образом, предполагает определенную общность интересов и взглядов между кем-либо и его аудиторией.
Современное выступление против разума в значительной степени отличается от большинства предшествующих. Целью иррационалистов нашего времени является не спасение, а власть. Они, следовательно, развивают этику, которая противоположна этике Христианства и Буддизма, и из-за своей страсти к господству они неизбежно включаются в политическую деятельность. Их представители среди писателей - это Фихте, Карлейль, Мадзини, Ницше, при поддержке таких авторов, как Трейчке, Редьярд Киплинг, Хьюстон Чемберлен и Бергсон.
Цель, которую, по мнению почти всех иррационалистов, на основе учений которых сформировался фашизм, должен преследовать государственный деятель, наиболее ясно выразил Ницше. Цель, которую он предлагает, - это величие исключительного человека. Следует заметить, что эта концепция цели не может считаться сама по себе противоположной разуму, так как вопросы целей не подвержены рациональному обсуждению. Нам это может не нравиться - мне лично это не нравится, - но мы не можем опровергнуть это после того, как Ницше смог доказать это. Существует, тем не менее, естественная связь с иррациональностью, поскольку разум требует беспристрастности, тогда как культ великого человека всегда имеет в качестве меньшей предпосылки утверждение: "Я великий человек".
Все
основатели той школы мысли, из которой
вырос фашизм, имеют определенные
общие характеристики. Они ищут добро,
скорее, в воле, чем в чувстве или знании;
они ценят силу больше, чем счастье;
они предпочитают принуждение дискуссии,
войну - миру, аристократию - демократии,
пропаганду - научной беспристрастности.
Чистота немецкого языка делает немцев исключительно способными к глубоким размышлениям. Фихте заключает, что "иметь характер и быть немцем, без сомнения, значит одно и то же".2
Не нужно внешней торговли помимо того, что является абсолютно необходимым. Нужна всеобщая военная служба: каждый обязан сражаться не за материальное благосостояние, не за свободу, не в защиту конституции, но под влиянием импульса "жадного пламени высшего патриотизма, которым объята нация, как покровом вечности, за который благородный человек радостно пожертвует собой, а подлый человек, который существует единственно ради других, тем более должен пожертвовать собой".
Эта доктрина, говорящая, что "благородный" человек - цель человечества и что "неблагородный" человек не может предъявлять свои права на что-либо, - это суть современных нападок на демократию. Фихте, являясь своего рода политическим кальвинистом, выделял определенных людей как избранных и признавал негодными всех остальных.
Сложность, конечно, состояла в том, чтобы узнать, кто является избранным. Эти люди могут принадлежать к его нации, как в случае с Фихте, или к его классу, как это происходит у коммунистического пролетариата, или к его семье, как у Наполеона. Не существует объективного критерия "благородства", кроме успеха в войне, поэтому война - необходимый результат этой доктрины.
Мировоззрение Карлейля, в основном, выводимо из мировоззрения Фихте, который имел на него сильное и единовластное влияние. Но Карлейль добавил нечто, что с тех пор стало характерной чертой всей школы: разновидность социализма и заботу о пролетариате, в основе которой на самом деле лежала неприязнь к капитализму и нуворишам. Карлейль делал это так хорошо, что ввел в заблуждение даже Энгельса, чья книга об английском рабочем классе 1844 г. упоминает его с наилучшей похвалой. Учитывая это, мы едва ли можем удивляться тому, что множество людей поверили в социалистический фасад национал-социализма.
Ницше,
который, в отличие от своих последователей,
не был националистом или
Индустриальное общество и война, создавая привычку к механической силе, становятся причиной огромных перемен в экономической и политической власти, и поэтому приводят большие группы людей в состояние практического самоутверждения. Отсюда и рост фашизма.
Объем власти у части крупных промышленников увеличился. Соответственно, происходила утрата власти монархов, аристократии, священнослужителей, нижней прослойки среднего класса. Крупные промышленники, хотя и стали сильнее, чем в любой другой предыдущий период, чувствуют себя небезопасно из-за угрозы социализма, и особенно из-за страха перед Москвой. Заинтересованные в войне - генералы, адмиралы, авиаторы и фирмы, производящие оружие, - находятся в сходной ситуации: сильные в настоящий момент, но под угрозой большевиков и пацифистов. Некоторые слои общества уже потерпели поражение: короли и знать, лавочники, люди, оппонирующие религиозной терпимости и сожалеющие о днях мужского господства на женщинами. Ницшеанская философия была психологически искусно приспособлена к их душевным потребностям, не удивительно, что капиталисты и милитаристы использовали ее для сплочения поверженных в партию, которая должна поддерживать средневековую реакцию в отношении всего, за исключением промышленности и войны.
Раньше, чем в других странах Европы фашизм утвердился в Италии. Среди больших европейских держав-победительниц Италия была более всех истощена первой мировой войной. Промышленность, финансы, сельское хозяйство находились в отчаянном положении. Нигде не было такой безработицы и нищеты. Нигде не было соответственно такого подъема стачечной борьбы.4
Все говорило о революционной ситуации: быстрый рост профсоюзов, необычайная победа социалистов на выборах в парламент 1919 года (31% голосов), захваты заводов и фабрик рабочими, помещичьих земель крестьянами и батраками.
Захваты фабрик и заводов были ответом на наступление предпринимателей (локауты; приостановку производства). Наибольшего размаха движение достигает в конце лета 1920 года. Десятки предприятий (в Милане, Турине и других городах) перешли под управление рабочих (выбранных ими руководителей). Выпуск промышленной продукции увеличился. Соблюдался строгий порядок. Оборудование, здания, сырье и прочее тщательно охранялись
В 1921 году возникает коммунистическая партия Италии. На съезде социалистической партии в Ливорно партия раскололась на центристов (группа Серрати) и коммунистов. Последние высказались за присоединение к Третьему Интернационалу.5
Вскоре, по окончании мировой войны, возникают в Италии первые фашистские организации. Составленные из разнообразных элементов, они выступали первоначально с программой, рассчитанной на отвоевание трудящихся от социалистического движения.
Революционные события 1920 года заставили фашистов занять ту классовую позицию, которая соответствовала их действительным целям.
Боевые группы фашистов, руководимые демобилизованными и озлобленными армейскими офицерами, громили и уничтожали народные дома, созданные на деньги рабочих, рабочие клубы, типографии, принадлежащие прогрессивной печати, и пр.. Массовому террору подверглись руководящие деятелю рабочих союзов, крестьянских объединений, кооперативов. Ничего подобного Италия еще знала.
Правительство не только не мешало фашистам, но даже поощряло их. Фашизм получает могущественных покровителей в лице Всеобщей конфедерации промышленников и помещичьих союзов. Вместе с покровительством протекают деньги. Численность фашистских организаций возрастает.
В 1922 году, воспользовавшись слабостью правительства (а еще больше расколом рабочего движения), фашистское руководство создает комитет для захвата власти и направляет 40 тысяч своих «чернорубашечников» в поход на Рим.
2 октября 1925 года были учреждены фашистские корпорации, соединявшие работодателей и работников, что положило конец свободе профсоюзного движения. В стране создавались 22 корпорации (по отраслям промышленности). В составе каждой из них находился представитель фашистских профсоюзов, предпринимательских союзов, фашистской партии. Председателем каждой из 22 корпораций стал “сам” Муссолини; он же возглавил министерство корпораций. Закон предоставил корпорациям определение условий труда (рабочее время, заработная плата) и разрешение трудовых споров (забастовки запрещались и подавлялись).