Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 00:20, доклад
Период либерализма Александра I подготовил последующие мероприятия по земельному вопросу. Поэтому актуален анализ дискуссий по вопросам характера и форм управления населением империи этого времени. Огромную роль в проведении внутриполитических реформ играли члены Государственного совета. После основания этого органа в 1810 г. департамент государственной экономии в нем возглавил Н.С. Мордвинов.
Период либерализма Александра I подготовил последующие мероприятия по земельному вопросу. Поэтому актуален анализ дискуссий по вопросам характера и форм управления населением империи этого времени. Огромную роль в проведении внутриполитических реформ играли члены Государственного совета. После основания этого органа в 1810 г. департамент государственной экономии в нем возглавил Н.С. Мордвинов.
Николай Семёнович Мордвинов.
Николай Семенович Мордвинов – экономист, государственный и общественный деятель, родился в 1754 г. в Новгородской губернии, в родовом имении дворян Мордвиновых. Очень рано был определен отцом на службу во флот; стал адмиралом в 1799 г. и графом в 1834 г.Позже обучался в Англии,совершенствуясь в морской службе. В 1792 г. занял место председателя Черноморского адмиралтейского правления, однако вскоре вынужден был уйти в отставку. После воцарения на престол Александра I Н.С. Мордвинова активно привлекали к обсуждению важнейших государственных дел; с образованием министерств в 1802 г. он стал морским министром, но через три месяца отказался от поста. С созданием по инициативе М.М. Сперанского Государственного совета в 1812 г. был назначен его членом и председателем департамента экономии. Последовавшая вскоре ссылка М.М. Сперанского, с которым Н.С. Мордвинов сотрудничал в разработке различных реформ, заставила его уйти в отставку и уехать в Пензу. По возвращении в Петербург в 1816 г. он занял прежнее место, но через два года ушел в отставку и на два года уехал за границу. Вернувшись, он возглавил департамент гражданских и духовных дел Государственного совета, одновременно будучи членом финансового комитета и комитета министров. В 1823–1840 гг. Н.С. Мордвинов был президентом Вольного экономического общества. В 1826 г. он был единственным из членов Верховного уголовного суда, не подписавшим смертного приговора декабристам.
По своим убеждениям Мордвинов был монархистом, и поэтому все предлагаемые им мероприятия он мыслил осуществить в рамках самодержавия. Более того, он стремился еще больше усилить роль дворянства в управлении государством. Но как патриот, высокоодаренный ученый и имеющий большой практический опыт государственный деятель он понимал, что процветание России и ее международный авторитет находятся в прямой зависимости от экономической мощи государства. Для этого он считал необходимым "переменить систему российского хозяйства, т.е. "вывести Россию из земледельческого хозяйства в рукодельное и промышленное". Понимая важное значение сельского хозяйства, он в отличие от многих политиков и ученых своего времени понимал и всемерно стремился убедить всех в том, что без быстрого развития промышленности Россия не сможет преодолеть экономическую отсталость. Именно с этих позиций он и предлагал свой протекционистский запретительный тариф, который, по его мнению, является мощным рычагом защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции.
Высоко оценивая
идеи А. Смита, изложенные в его книге
"Исследование о природе и причинах
богатства народов", Мордвинов
решительно выступил против неограниченной
свободы международной
Мордвинов считал возможным проведение ряда буржуазно-экономических преобразований в условиях самодержавной монархии и крепостного права. Проводником преобразований должно было выступить правительство, которое, содействуя развитию производительных сил, и в особенности промышленности, снимет феодальные ограничения с частнохозяйственной деятельности, поможет предпринимателям льготными кредитами, защитит отечественную промышленность протекционистским тарифом, позаботится о внедрении научно-технических усовершенствовании в народное хозяйство. Важную роль в осуществлении своей программы Мордвинов отводил дворянству, которое сохраняло господствующее положение в экономике. Будучи крупным помещиком, Мордвинов выдвинул проект постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа крестьянами личной свободы без земли по чрезвычайно высокой цене — он предлагал, чтобы сумма выкупа соответствовала возрасту крестьянина, т.е. его рабочей способности: дети 9—10 лет должны были платить по 100 руб., работник 30—40 лет — 2 тыс. ( в переводе на современную систему — это 6—7 тыс. руб.), цена работника 40—50 лет была меньше. Как ученый-экономист Мордвинов преодолел узкие рамки физиократов, которые считали производительным трудом только сельское хозяйство. В программе преобразования сельского хозяйства Мордвинов предлагал перейти от трехпольной к многопольной системе земледелия. Особенно большое значение он придавал внедрению усовершенствованных орудий труда — плугов, сеялок, молотилок и др., производство которых предлагал организовать в России и продавать по низким ценам и в кредит на льготных условиях.
Исключительно важным
разделом научных поисков и практической
деятельности Мордвинова является улучшение
финансовой политики. Особенно большое
внимание он уделял развитию кредитов
и банковской системы. Первый его проект
в этой сфере был посвящен созданию Трудопоощрительного
банка (1801 г.), который в столице должен
быть государственным, а на местах действовать
на акционерных началах. В составленном
им "Уставе государственного Трудопоощрительного
банка" банку вменялись в обязанность
развитие производительных сил всего
российского хозяйства, забота о поощрении
изобретений, использовании науки для
развития промышленности и сельского
хозяйства, введение поощрительных наград
для помещиков и фабрикантов за успехи
и усовершенствования. Мордвинов призывал
банк к бережливости, борьбе с роскошью,
рекомендовал направлять средства только
на общеполезные предприятия. Услугами
банка он рекомендовал воспользоваться
в первую очередь дворянам, а затем купцам
. Проекты создания банков Мордвинов органически
увязывал с мерами по упорядочению денежного
обращения. Его понимание функций денег
соответствовало классической буржуазной
политэкономии. Он предлагал конкретные
меры по оздоровлению денежного обращения;
они были созвучны с предложениями Сперанского,
однако Мордвинов увязывал систему денежного
обращения с бюджетной, кредитной и налоговой
политикой. Он доказывал, что богатство
казны находится в прямой зависимости
от частного обогащения, частной пользы.
Михаил Михайлович Сперанский.
Сперанский происходил из семьи сельского священника. Выдающиеся способности и трудолюбие выдвинули его на важные государственные посты. В 1807 г. Александр приблизил его к себе, а затем взял с собой, отправляясь в Эрфурт на встречу с Наполеоном. Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. Сперанский отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления. Он не терпел хаоса и сумбура. Любой, самый запутанный вопрос в его изложении приобретал упорядоченную стройность. В 1809 г. по поручению Александра он составил проект коренных преобразований.
Осуществление проекта М. М. Сперанского могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой – всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на её рассмотрение, и заслушивать отчёты министров. Все власти – законодательная, исполнительная и судебная – соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царём. Мнение Государственного совета, утверждённое царём, становилось законом. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить без осуждения в Государственной думе и Государственном совете. Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчёркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать “мнение народное” . В этом и заключается его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей. По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землёй или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Это должно было ограничить власть помещиков над крепостными. Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств.
Что же касается экономической ситуации страны, следует сказать, что на Сперанского было возложено оздоровление финансовой системы, которая находилась в состоянии глубочайшего расстройства. Россия стояла на грани государственного банкротства. Сперанскому было поручено составить определительный и твердый план финансов. Главные пункты плана финансов:
"Расходы должны
соответствовать доходам.
Законами 2 февраля
1810 года и 11 февраля 1812 года
возвышены были все налоги - иные
удвоены, другие более чем
Многие пункты «плана
преобразования России», а также принятые
законы и состоявшиеся реформы послужили
фундаментом для будущих преобразований.
Например, для отмены крепостного права,
а министерства учрежденные в немного
измененном виде существуют и в настоящее
время. На мой взгляд, проблема всех этих
реформ заключалась не в своевременности,
т.е. Российское общество 19 века не было
готово к коренным изменениям, которые
предлагали провести реформаторы.
Информация о работе Проекты экономических реформ Н.С.Мордвинова и М.М.Сперанского