Проекты экономических реформ Н.С.Мордвинова и М.М.Сперанского

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 00:20, доклад

Описание работы

Период либерализма Александра I подготовил последующие мероприятия по земельному вопросу. Поэтому актуален анализ дискуссий по вопросам характера и форм управления населением империи этого времени. Огромную роль в проведении внутриполитических реформ играли члены Государственного совета. После основания этого органа в 1810 г. департамент государственной экономии в нем возглавил Н.С. Мордвинов.

Работа содержит 1 файл

Доклад история.docx

— 20.12 Кб (Скачать)

                                         Введение.

Период либерализма  Александра I подготовил последующие  мероприятия по земельному вопросу. Поэтому актуален анализ дискуссий  по вопросам характера и форм управления населением империи этого времени. Огромную роль в проведении внутриполитических реформ играли члены Государственного совета. После основания этого органа в 1810 г. департамент государственной экономии в нем возглавил Н.С. Мордвинов.

                                           Реформаторы.

Николай Семёнович  Мордвинов.

Николай Семенович Мордвинов – экономист, государственный и общественный деятель, родился в 1754 г. в Новгородской губернии, в родовом имении дворян Мордвиновых. Очень рано был определен отцом на службу во флот; стал адмиралом в 1799 г. и графом в 1834 г.Позже обучался в Англии,совершенствуясь в морской службе. В 1792 г. занял место председателя Черноморского адмиралтейского правления, однако вскоре вынужден был уйти в отставку. После воцарения на престол Александра I Н.С. Мордвинова активно привлекали к обсуждению важнейших государственных дел; с образованием министерств в 1802 г. он стал морским министром, но через три месяца отказался от поста. С созданием по инициативе М.М. Сперанского Государственного совета в 1812 г. был назначен его членом и председателем департамента экономии. Последовавшая вскоре ссылка М.М. Сперанского, с которым Н.С. Мордвинов сотрудничал в разработке различных реформ, заставила его уйти в отставку и уехать в Пензу. По возвращении в Петербург в 1816 г. он занял прежнее место, но через два года ушел в отставку и на два года уехал за границу. Вернувшись, он возглавил департамент гражданских и духовных дел Государственного совета, одновременно будучи членом финансового комитета и комитета министров. В 1823–1840 гг. Н.С. Мордвинов был президентом Вольного экономического общества. В 1826 г. он был единственным из членов Верховного уголовного суда, не подписавшим смертного приговора декабристам.

По своим убеждениям Мордвинов был монархистом, и  поэтому все предлагаемые им мероприятия  он мыслил осуществить в рамках самодержавия. Более того, он стремился еще больше усилить роль дворянства в управлении государством. Но как патриот, высокоодаренный  ученый и имеющий большой практический опыт государственный деятель он понимал, что процветание России и ее международный авторитет находятся в прямой зависимости от экономической мощи государства. Для этого он считал необходимым "переменить систему российского хозяйства, т.е. "вывести Россию из земледельческого хозяйства в рукодельное и промышленное". Понимая важное значение сельского хозяйства, он в отличие от многих политиков и ученых своего времени понимал и всемерно стремился убедить всех в том, что без быстрого развития промышленности Россия не сможет преодолеть экономическую отсталость. Именно с этих позиций он и предлагал свой протекционистский запретительный тариф, который, по его мнению, является мощным рычагом защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции.

Высоко оценивая идеи А. Смита, изложенные в его книге "Исследование о природе и причинах богатства народов", Мордвинов  решительно выступил против неограниченной свободы международной торговли. Поддерживая идею Смита о разделении труда, он был против такого международного разделения труда, при котором Россия была бы обречена на земледелие.

Мордвинов считал возможным  проведение ряда буржуазно-экономических  преобразований в условиях самодержавной  монархии и крепостного права. Проводником  преобразований должно было выступить  правительство, которое, содействуя развитию производительных сил, и в особенности  промышленности, снимет феодальные ограничения  с частнохозяйственной деятельности, поможет предпринимателям льготными кредитами, защитит отечественную промышленность протекционистским тарифом, позаботится о внедрении научно-технических усовершенствовании в народное хозяйство. Важную роль в осуществлении своей программы Мордвинов отводил дворянству, которое сохраняло господствующее положение в экономике. Будучи крупным помещиком, Мордвинов выдвинул проект постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа крестьянами личной свободы без земли по чрезвычайно высокой цене — он предлагал, чтобы сумма выкупа соответствовала возрасту крестьянина, т.е. его рабочей способности: дети 9—10 лет должны были платить по 100 руб., работник 30—40 лет — 2 тыс. ( в переводе на современную систему — это 6—7 тыс. руб.), цена работника 40—50 лет была меньше. Как ученый-экономист Мордвинов преодолел узкие рамки физиократов, которые считали производительным трудом только сельское хозяйство. В программе преобразования сельского хозяйства Мордвинов предлагал перейти от трехпольной к многопольной системе земледелия. Особенно большое значение он придавал внедрению усовершенствованных орудий труда — плугов, сеялок, молотилок и др., производство которых предлагал организовать в России и продавать по низким ценам и в кредит на льготных условиях.

Исключительно важным разделом научных поисков и практической деятельности Мордвинова является улучшение финансовой политики. Особенно большое внимание он уделял развитию кредитов и банковской системы. Первый его проект в этой сфере был посвящен созданию Трудопоощрительного банка (1801 г.), который в столице должен быть государственным, а на местах действовать на акционерных началах. В составленном им "Уставе государственного Трудопоощрительного банка" банку вменялись в обязанность развитие производительных сил всего российского хозяйства, забота о поощрении изобретений, использовании науки для развития промышленности и сельского хозяйства, введение поощрительных наград для помещиков и фабрикантов за успехи и усовершенствования. Мордвинов призывал банк к бережливости, борьбе с роскошью, рекомендовал направлять средства только на общеполезные предприятия. Услугами банка он рекомендовал воспользоваться в первую очередь дворянам, а затем купцам . Проекты создания банков Мордвинов органически увязывал с мерами по упорядочению денежного обращения. Его понимание функций денег соответствовало классической буржуазной политэкономии. Он предлагал конкретные меры по оздоровлению денежного обращения; они были созвучны с предложениями Сперанского, однако Мордвинов увязывал систему денежного обращения с бюджетной, кредитной и налоговой политикой. Он доказывал, что богатство казны находится в прямой зависимости от частного обогащения, частной пользы.  

Михаил Михайлович Сперанский.

Сперанский происходил из семьи сельского священника. Выдающиеся способности и трудолюбие выдвинули его на важные государственные посты. В 1807 г. Александр приблизил его к себе, а затем взял с собой, отправляясь в Эрфурт на встречу с Наполеоном. Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. Сперанский отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления. Он не терпел хаоса и сумбура. Любой, самый запутанный вопрос в его изложении приобретал упорядоченную стройность. В 1809 г. по поручению Александра он составил проект коренных преобразований.

Осуществление проекта  М. М. Сперанского могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой – всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на её рассмотрение, и заслушивать отчёты министров. Все власти – законодательная, исполнительная и судебная – соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царём. Мнение Государственного совета, утверждённое царём, становилось законом. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить без осуждения в Государственной думе и Государственном совете. Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчёркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать “мнение народное” . В этом и заключается его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей. По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землёй или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Это должно было ограничить власть помещиков над крепостными. Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств.

Что же касается экономической  ситуации страны, следует сказать, что  на Сперанского было возложено оздоровление финансовой системы, которая находилась в состоянии глубочайшего расстройства. Россия стояла на грани государственного банкротства. Сперанскому было поручено составить определительный и твердый план финансов. Главные пункты плана финансов:

"Расходы должны  соответствовать доходам. Поэтому  никакой новый расход не может  быть назначен прежде, нежели  будет найден соразмерный ему  источник дохода. Расходы должны разделяться: 1) по ведомствам; по степени нужды в них - необходимые, полезные, избыточные, излишние и бесполезные, причем последние не должны допускаться вовсе; по пространству - общие государственные, губернские, окружные и волостные. Никакой сбор не должен существовать без ведома Правительства, потому что Правительство должно знать все, что собирается с народа и обращается в расходы; по предметному назначению - обыкновенные и чрезвычайные расходы. Для чрезвычайных расходов в запасе должны быть не деньги, а способы их получения; по степени постоянства - стабильные и меняющиеся издержки".По этому плану государственные расходы были сокращены, подати и налоги увеличены, все находящиеся в обращении ассигнации признаны государственным долгом, обеспеченным всем государственным имуществом, а новый выпуск ассигнации предположено было прекратить. Капитал для погашения ассигнаций предположено было составить посредством продажи ненаселенных государственных земель и внутреннего займа. Этот финансовый план был одобрен, и была образована комиссия погашения государственных долгов.

 Законами 2 февраля  1810 года и 11 февраля 1812 года  возвышены были все налоги - иные  удвоены, другие более чем удвоены.  Так, цена пуда соли с 40 копеек  поднята была до рубля; подушная  подать с 1 руб. возвышена была  до 3 руб. Нужно отметить, что в  этот план входил и новый,  небывалый прежде налог - «подоходный  прогрессивный». Эти налогом обложен  был доход помещиков с их  земель. Низший налог взимался  с 500 рублей дохода и составлял  1% последнего, высший налог падал  на имения, дававшие больше 18 тыс.  рублей дохода, и составлял 10% последнего. Возвышение налогов и было главной причиной народного ропота против Сперанского, чем успели воспользоваться его враги из высшего общества. 

                                            Выводы.

Многие пункты «плана преобразования России», а также принятые законы и состоявшиеся реформы послужили фундаментом для будущих преобразований. Например, для отмены крепостного права, а министерства учрежденные в немного измененном виде существуют и в настоящее время. На мой взгляд, проблема всех этих реформ заключалась не в своевременности, т.е. Российское общество 19 века не было готово к коренным изменениям, которые предлагали провести реформаторы. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проекты экономических реформ Н.С.Мордвинова и М.М.Сперанского