Процесс воспитания в укладе жизни спартанцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 14:04, контрольная работа

Описание работы

Источником нашего исследования будет работа греческого философа, мыслителя Плутарха, который описал особенности жизни спартанцев и элементы воспитания детей в спартанской общине. Мы обратимся к его работе «Сравнительные жизнеописания». Так же не мене важно будет сравнить систему воспитания в Спарте с другими полисами Древней Греции, в частности, с Афинами. Это вполне закономерно, если учесть постоянную борьбу между двумя этими полисами на протяжении существования обеих. Это сравнение необходимо для того, чтобы более объективно оценить систему спартанского воспитания, так как сравнение разных подходов к одному и тому же делу дает более аргументированное обоснование той или иной точки зрения.

Содержание

Введение

Характеристика источника
1.1 Биография Плутарха и его произведения
1.2 Законодательство Ликурга и установление системы воспитания в Спарте
Процесс воспитания в укладе жизни спартанцев
2.1 Цели спартанской системы воспитания
Методы спартанского воспитания
2.3 Положительные и отрицательные стороны в системе спартанского воспитания
Менталитет спартанцев и афинян как результат воспитания.
3.1 Особенности менталитета спартанцев и афинян.

Заключение

Примечания

Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная_Спарта_изм.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

План 

Введение

  1. Характеристика источника
  2.       1.1 Биография Плутарха и его  произведения
  3.       1.2  Законодательство Ликурга  и установление системы воспитания  в Спарте
  4. Процесс воспитания в  укладе жизни спартанцев
  5.      2.1 Цели спартанской системы воспитания
    1. Методы спартанского воспитания
      1.      2.3  Положительные и отрицательные  стороны в системе спартанского  воспитания
    2. Менталитет спартанцев и афинян как результат воспитания.

      3.1 Особенности  менталитета спартанцев и афинян.

    Заключение

    Примечания

    Список источников и литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение.

        История древнего мира и, в частности, история  Древней Греции не перестает быть в центре исторических исследований. Культура древних цивилизаций, их язык, особенности политического и  социального устройства, быта все так же притягательны для исследователей. Это и не удивительно. Мы - современные люди не можем представить себе развитие цивилизации без достижений древних греков, например, в культуре, философии, науке,  в политике. Один лишь пример: так демократия, форма правления до сих пор является основой политического устройства многих государств. И происхождению этого понятия мы обязаны древним грекам.  Тема нашего исследования имеет особую важность в современном мире. Воспитание – одна из актуальных тем поднимаемых сегодня в обществе. И кто из нас не слышал выражение «спартанское воспитание» ставшее устоявшимся выражением, означающее строгое воспитание,  спартанский образ жизни говорящий нам о суровости и аскетическом образе жизни. Так что же стоит за этими выражениями? Нам предстоит разобраться, в чем состоят основные методы и особенности спартанского воспитания. На основании данного исследования будут сформулированы основные  положительные и отрицательные стороны такого воспитания. Основная цель данной работы - выявление значения изучения древнегреческого, и в частности спартанского воспитания для современности.

        Источником  нашего исследования будет работа греческого философа, мыслителя Плутарха, который  описал особенности жизни спартанцев и элементы воспитания детей в спартанской общине. Мы обратимся к его работе «Сравнительные жизнеописания». Так же не мене важно будет сравнить систему воспитания в Спарте с другими полисами Древней Греции, в частности, с Афинами. Это вполне закономерно, если учесть постоянную борьбу между двумя этими полисами на протяжении существования обеих. Это сравнение необходимо для того, чтобы более объективно оценить систему спартанского  воспитания, так как сравнение разных подходов к одному и тому же делу дает более аргументированное обоснование той или иной точки зрения.  
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.Характеристика  источника

    1.1 Биография  Плутарха и его произведения

        Биография Плутарха весьма скудна и может быть изучаема преимущественно на основании  сочинений самого же Плутарха, в  которых он нередко делится с читателем воспоминаниями из своей жизни.

          Прежде всего, в точности совершенно неизвестны годы его жизни, и представление о них можно получить только из косвенных данных. Согласно этим косвенным данным можно с полной уверенностью утверждать, что Плутарх родился в конце 40-х годов I-го века нашей эры и умер в промежутке 120-125 гг., то есть прожил около 75 лет. Отец его был несомненно зажиточный человек, но он не был аристократом. Это дало Плутарху возможность рано приступить к школьным занятиям и ещё в юном возрасте стать высокообразованным человеком. Родной город Плутарха - Херонея, в греческой области Беотии.[1]

        Все представители его семьи обязательно  образованы и культурны, обязательно  высоки духом и отличаются безупречным  поведением. О своей жене Тимоксене Плутарх нередко говорит в своих сочинениях, и всегда говорит в самом высоком тоне. Она была не только любящей женой, но ей претили разные женские слабости вроде нарядов. Её любили за простоту нрава, за естественность поведения, за её умеренность и внимательность. У Плутарха было четыре сына и одна дочь, которая как и один из сыновей, умерла в младенческом возрасте. Плутарх настолько любил свою семью, что посвящал её членам даже свои сочинения, а по случаю смерти дочери сочинил нежное и возвышенное утешительное послание к собственной жене.

        Известно  о многих путешествиях Плутарха. Он побывал в Александрии, центре тогдашней  образованности, получал образование  и в Афинах, бывал в Спарте, Платеях, в Коринфе у Фермопия, в Риме и других исторических местах Италии, а также в Сардах (Малая Азия). Имеются сведения об основанной им в Херонее философско-нравственной школы.

            Творческая деятельность.

        Даже  если исключить подложные и сомнительные сочинения Плутарха, всё же список вполне достоверных и притом дошедших до нас сочинений является, по сравнению с другими писателями, огромным. До нас дошли, во-первых, сочинения историко-философского характера: два сочинения о Платоне, шесть - против стоиков и эпикурейцев. Кроме того, имеются сочинения, посвящённые проблемам космологии и астрономии, психологии, этики, политики, семейной жизни, педагогики, антикварной истории. Плутарх написал несколько трактатов религиозного и религиозно-мифического содержания. Особенно нужно выделить его сочинения моралистического содержания, где он анализирует такие, например, человеческие страсти, как сребролюбие, гневливость, любопытство. К весьма сложным по своей тематике можно отнести застольные и пиршественные беседы, составляющие, можно сказать, особый литературный жанр, а также собрания изречений. Все эти сочинения представляют собой один общий раздел, обыкновенно носящий малопонятное название Moralia. В этом разделе моральные сочинения, правда, представлены очень широко, и без этой морали у Плутарха не обходится почти ни один трактат.[2]

        Главным трудом Плутарха, ставшим одним из самых знаменитых произведений античной литературы, явились его биографические сочинения. «Сравнительные жизнеописания» вобрали в себя громадный исторический материал, включающий сведения из несохранившихся до наших дней произведений античных историков, личные впечатления автора от памятников старины, цитаты из Гомера, эпиграммы и эпитафии.    Здесь можно найти и строго исторические данные, и моралистику, и увлечение искусством портрета, и философию, и беллетристику. Плутарха принято упрекать в некритическом отношении к используемым источникам, но надо учитывать, что главным для него было не само историческое событие, а след, оставленный им в истории.

        Художественное  мастерство Плутарха сделало «Сравнительные жизнеописания» излюбленным чтением для юношества, узнававшего из его сочинений о событиях истории Греции и Рима. Герои Плутарха становились олицетворением исторических эпох: древнейшие времена связывались с деятельностью мудрых законодателей Солона, Ликурга и Нумы, а конец римской республики представлялся величественной драмой, движимой столкновениями характеров Цезаря, Помпея, Красса, Антония, Брута.[3] 

    1.2   Законодательство Ликурга и установление системы воспитания в Спарте 

        О спартанском устройстве жизни и воспитании мы можем получить представление в  произведениях Плутарха. Мы обратимся к «Сравнительным жизнеописаниям» Плутарха.  Он описывает биографию Ликурга – спартанского законодателя, личность которого довольно легендарна.  В настоящее время многие ученые полагают, что сведения о спартанском законодателе Ликурге настолько противоречивы, что нет оснований считать его исторической личностью. Законы, якобы введенные Ликургом, на самом деле были установлены в Спарте частично в VIII, но главным образом во второй половине VII в. до н.э. Несмотря на заведомую недостоверность биографии Ликурга, она содержит ценный материал о быте и законах Спарты в эпоху наивысшего могущества и расцвета государства.[4]

        Вторая  работа называется «Древние обычаи спартанцев», приписываемая Плутарху.

    В этом произведении материал разделен на 42 пункта, но последовательная систематизация отсутствует. В начале разбираются вопросы  коллективного быта, воспитания, религии, отношение к иноземцам, поведение  на войне, но затем систематичность изложения нарушается. К вопросам религии, закончившимся в параграфе № 29, автор вновь возвращается в № 35, к вопросам воспитания в № 40. Последний параграф посвящен истории упадка Спарты и гибели государства.

        Деление на пункты отличает очерк от большинства других сочинений Плутарха, однако не опровергает возможности принадлежности его перу. Сходство приводимых Плутархом фактов с теми, с которыми мы встречаемся в его «Моральных сочинениях» и в биографии Ликурга, заставляет признать подлинность этого сочинения Плутарха. Это подтверждается и тем, что в биографии Лисандра  Плутарх сообщает, что посвятил спартанцам особое сочинение. Возможно, это и были «Древние обычаи спартанцев».[5]

        Ликург  признавался Плутархом законодателем, который изменил не отдельные  законы, а преобразовал все государственное устройство и, более того, назначил новый, совершенно иной образ жизни. Он осуществил передел земли с целью учреждения имущественного равенства, дабы изгнать наглость, зависть, злобу, роскошь и еще более старые, более грозные недуги государства - богатство и бедность. Он разделил всю землю на тридцать тысяч клеров для периэков и девять тысяч для спартанских семей, предполагая таким образом подвести экономический фундамент под здание политического равенства. Он вывел из употребления всю золотую и серебряную монету, изгнал из Спарты бесполезные и лишние ремесла. С именем Ликурга Плутарх связывает и систему спартанского воспитания и образования. Воспитательный процесс был непрерывным, продолжался для спартанца и в зрелые годы. [6]

        Всеобщее  и длительное восстание мессенцев  во второй половине VII в. до н.э., получившее название Второй Мессенской войны, заставило  спартанцев, что называется, перестроить  свои ряды и занять (на всякий случай) круговую оборону. Проведение радикальных преобразований внутри гражданской общины были необходимы для поддержания порядка и стабильности. Спарта превращается в военный лагерь, а ее граждане - в военную элиту.

        Античные  историки раннюю историю Спарты (до начала греко-персидских войн) делили на два основные этапа: период смут и «беззакония» (аномии или какономии) и период «благозакония» (евномии). Переход от одного к другому связывался с именем Ликурга. Согласно Плутарху, Ликург замыслил, затем провел тайные переговоры с друзьями, постепенно привлекая к исполнению своего замысла лучших граждан, и, наконец, приказал тридцати знатнейшим мужам выйти ранним утром с оружием на площадь, чтобы навести страх на противников. Царь Харилай, испугавшись, что это мятеж, укрылся в храме Афины Меднодомной, но затем, поверивши уговорам и клятвам, вышел и даже принял участие в том, что происходило.[7]

        Воспитание  юного спартанца периода архаики  было, безусловно, прежде всего, воинским воспитанием, преследовавшим цель не выделять героев, а сделать таковыми всех граждан полиса. Но оно было не только воинским, но еще и спортивным, и музыкальным, общеразвивающим и духовным. Общегреческие игры демонстрировали преимущества такого образования. Спортивная и художественная жизнь одобрялась и организовывалась государством, воплощалась, в спортивных состязаниях, в устройствах больших религиозных праздников. Свидетельство тому - календарь архаической Спарты. Судя по всему, религиозные праздники проходили на высоком художественном уровне. Спартанские атлеты в период с 720 по 576 гг. до н.э. составляли свыше половины победителей во всех основных видов состязаний в Олимпийских играх. Таким образом, архаическая Спарта, первый дорийский полис на материке, не только проявила уже в первое столетие своего существования себя как грозная сила, но и возглавила древнегреческий прогресс, была столицей греческой культуры, которой Афины станут только в V в. до н.э.[8] 

    1. Процесс воспитания в  укладе жизни спартанцев
      1. Цели спартанской системы воспитания

        Воспитание  детей было подчинено одной задаче - подготовить крепкого и выносливого воина, в любую минуту готового выступить против илотов. Цель эта обуславливалась политической обстановкой в этом регионе Древней Греции. Вся система воспитания была направлена на то, чтобы в любую минуту быть готовыми отразить нападение врага. Защитить страну от внутренних и внешних врагов. Законы Ликурга в целом были направлены на то, что бы изолировать Спарту от различных влияний извне. В этих законах мы видим пережитки родового строя, в том числе в системе воспитания, нацеленной сохранить это устройство в дальнейшем. Эта основная цель воспитания заглушала все остальное. Меньшее значение в этой системе воспитания придавалось собственно образованию – оно сводилось к умению читать и писать.[9]

        Таким образом, все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. «Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись».1

          По  этому воспитание и обучение являлось одной из главных государственных забот и осуществлялось на общественных началах. Согласно законам Ликурга, все новорожденные подвергались специальному осмотру старейшин филы. Если они находили ребенка крепким и здоровым, то его отдавали родителям для выкармливания, тут же назначив ему один из наделов. Если же ребенок имел какой-либо недостаток, который мешал бы ему стать в дальнейшем полноценным воином, его убивали, бросая в апофеты, посчитав, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе. [10]

        В рамках института воспитания в Спарте  приобретает существенно социальный характер. Оно включается в обязательный, регламентированный тип поведения, отмеченный “сдержанностью”, которую молодой человек должен проявлять во всем: в поведении, в походке, в разговоре, в присутствии женщин или старших, на народном собрании (агора); помимо этого он должен быть сдержан в удовольствиях и питье. Ксенофонт сравнивает молодого спартанца со статуей девственницы. Достоинство поведения имеет институциональное значение; оно выявляет нравственную и психологическую установку, которая налагается как обязательная: будущий гражданин должен быть приучен владеть своими страстями, эмоциями и инстинктами. Таким образом, воспитание подчиняет отношения каждого человека с другими людьми общей модели, отвечающей образу “политического человека”, созданного полисом. По своей сдержанности поведение гражданина одинаково далеко отстоит как от свойственной обывателю развязности, шутовской пошлости, так и от снисходительности, высокомерной спеси аристократов. Новый стиль человеческих отношений подчинен тем самым нормам контроля, равновесия, умеренности, которые выражены в принципах: “познаний самого себя”, “ничего слишком”, ”умеренность превыше всего”. Роль мудрецов состоит в том, чтобы в своих афоризмах или поэмах выявлять и словесно выражать ценности, оставшиеся в большей или меньшей степени невыраженными в поведении и общественной жизни граждан. Включив нравственную проблематику в политический контекст, мудрецы связали ее с развитием общественной жизни. Своей законодательной деятельностью они стремились положить конец гражданским распрям. Кроме того, в исторических условиях социальных конфликтов и столкновений различных общественных групп они выработали соответствующую этику и определили обстоятельства, позволяющие установить порядок в полисе. [11] 

      1.  Методы  спартанского воспитания

        Мы  выделили основные цели воспитания юных спартанцев. Теперь, посмотрим какими методами эти цели достигалась. Рассмотрим в общих чертах и всю систему воспитания в Спарте.

        Система спартанского воспитания состояла из трех ступеней (трех этапов).

        С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Родители были не в праве  сами распоряжаться воспитанием ребенка. Едва мальчики достигали семилетнего возраста, их забирали у родителей и распределяли по отрядам - агелам2, где они вместе жили, играли и трудились, причем под словом «трудиться» подразумевалось выполнение гимнастических упражнений. В этом названии пережиточно сохранились следы скотоводческого хозяйства дорийцев до их переселения в Лаконию. Таким образом, система совместного воспитания, вероятно, восходит еще ко времени до дорийского вторжения в Лаконию.3 В агелах в основном было  по шесть мальчиков в каждом.

        Воспитывали и обучали детей педономы - государственные  воспитатели, избранные из числа  наиболее достойных спартиатов. Начальниками агел - агелархами - были мальчики старших  возрастных групп, отличавшиеся рассудительностью, сообразительностью и храбростью в драках. Дети должны были во всем равняться на них, исполнять их приказы, молча повиноваться и молча терпеть наказания. Таким образом воспитывалась привычка к строгой дисциплине, которая считалась высшей добродетелью. «Следуйте же за вашими предводителями, куда бы они вас ни повели, соблюдая превыше всего дисциплину и бдительность, и всегда точно выполняйте приказы военачальников. Нет ничего прекраснее и надежнее для большого войска, чем подчиняться единой воле и единому порядку».(II, 11)4

        На  первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. Детей учили говорить немногословно и метко («лаконизм»), так, что в их словах «едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространные размышления».[12]

        В 14 лет мальчика, пропуская через  жестокие физические испытания, посвящали  в эйрены - члена общины с предоставлением  определенных гражданских прав. Одним  из видов испытания было бичевание  юношей на празднике Артемиды Орфии. Каждый юноша должен был сносить наказание молча. Если он кричал от боли, презирали не только его, но и его родителей. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов.

        На  втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самим добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. Если они попадались на воровстве, а все, что они добывали по приказу командиров - овощи, дрова, - было ворованным, то их нещадно наказывали - хлестали плетьми, но не за кражу, а за нерасторопность... Совершив воровство, спартанские дети стремились ничем не выдать себя. Рассказывают, что как-то мальчишка украл лисенка и спрятал его под плащ. Когтями и зубами зверек раздирал живот ребенка, стараясь вырваться из западни. Мальчик молчал; он так и умер от ран, но не подал виду, что держит под плащом что-то ворованное. Современные историки считают этот рассказ, переданный Плутархом, выдумкой, хотя он психологически точен.

          По достижению 20-ти лет юноши  получали полное вооружение воинов  и вступали в члены одной  из сисситий5. Воспитание спартанца длилось и в зрелые годы. Непрерывные тренировки и лагерная жизнь, поддерживаемая в мирное время, продолжались до старости. «Никому не разрешалось жить так, как он хочет: точно в военном лагере, все в городе подчинялись строго установленным порядкам и делали то из полезных для государства дел, которое им было поручено».6

    В течение третьего этапа (20-30 лет) молодые люди постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи».[13]

        Детей подвергали зверской муштре, воспитывая в них выносливость, хитрость, жестокость, умение приказывать и повиноваться. «Кто из граждан не проходил всех ступеней воспитания мальчиков, - писал Плутарх, - не имел гражданских прав».[14]

        Полномочия  командира были достаточно широки. Остальные дети слушались его беспрекословно. Наказывали любого, кто возражал, медлил. Так растили идеальных воинов. В спартанцах с детства вырабатывался особый условный инстинкт: «моментальное подчинение приказу».

        Ежегодно  между спартанскими юношами проводились  состязания - своего рода «бои без правил». Площадка для поединка была со всех сторон окружена глубоким рвом, наполненным водой. Перед началом состязания приносили жертву. Затем юноши разбивались на две команды. Цель поединка - столкнуть противника в воду. Разрешено было наносить удары ногами, кусаться, царапаться, надавливать на глаза, нападать несколько человек на одного. Запрещалось лишь применять оружие. В этом «потешном сражении» юноши не щадили друг друга; еще меньше они будут жалеть противника. Как отмечают комментаторы, подобные игры больше всего напоминали поединки гладиаторов - жестокие, безжалостные бои.

        Жили  впроголодь. Впрочем, античные авторы считали, что это шло спартанцам на пользу. Они становились от этого  стройнее, «не раздавались вширь»; их тело росло «свободно, без принуждения», становилось «тонким и худощавым», пояснял преимущества такой «диеты» Плутарх. Недаром немецкий искусствовед Иоганн Иоахим Винкельман называл телосложение спартанцев образцом греческой красоты.[15]

        Однако  красота была лишь побочным результатом  спартанского воспитания. Точно так же спартанцы занимались музыкой или танцами отнюдь не ради звуков нежных. Пиррихий, танец с оружием, исполнявшийся юношами, скорее, напоминал боевое упражнение. Его элементами были атаки, прыжки, оборонительные приемы, молниеносные удары копьем - то есть все, что требовалось воину во время боя. Исполняли его в полном вооружении. Занятия танцами мало чем отличались от повседневной муштры; они лишь разнообразили ее. Под звуки же флейты спартанцы шли на битву. По словам Плутарха, мелодии спартанцев «обладали способностью проникать в душу, возбуждать мужество и великодушные чувства, внушать порывы энтузиазма».7 В песнях спартанцев восхвалялась храбрость тех, кому посчастливилось умереть за Спарту.

        Государство заботилось о воспитании не только мальчиков, но и девочек, так как  спартанская община была заинтересована в том, чтобы дети рождались здоровыми и сильными и могли стать в дальнейшем полноправными воинами. Несмотря на то, что воспитывались девочки матерями, они также должны были выполнять те же упражнения, что и мальчики: бегать, бороться, бросать диск, метать копья, чтобы «.. зародыш в здоровом теле с самого начала развивался здоровым, и сами женщины рожая, просто и легко справлялись с муками» [16]

        Наряду  с воспитанием направленным на укрепления военных навыков, выносливости и  терпения, воспитание спартанцев включало в себя еще некоторые важные  элементы: такие как отношение к взрослым, особенно к своим отцам. Так Плутарх пишет: «Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях; при встречах уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а так же не подымать шум в их присутствии». [17]

        Рассказывая о жизни Ликурга Плутарх подчеркивает то что главным в спартанской  системе было  воспитание своих  граждан таким образом, чтобы  они не могли жить сами по себе; они  должны были отдавать стране всего себя без остатка. Процесс воспитания такого подчинения начинался в детстве, потому что по законам Ликурга молодежь рассматривалась не столько детьми своих родителей сколько воспитанниками общества.[18]  
     
     
     

  6. 2.3 Положительные и отрицательные стороны в системе спартанского воспитания
  7.     После рассмотрения самой спартанской  системы воспитания, необходимо подвести итоги этого анализа и выявить  положительные и отрицательные  стороны данной системы, с целью сформулировать исходя из выводов, в чем состоит значение изучения спартанской системы воспитания для современности. Вообще имеет ли целесообразность и актуальность изучения данной темы в наше время. Конечно, мы не оспариваем изучения данной темы с исторической точки зрения. Скорее вопрос стоит о практической ценности данного исследования, то есть,  что ценного можно почерпнуть для современного человека в сфере образования и воспитания подрастающего поколения. Как мы уже сказали, что воспитание детей является очень важной и актуальной темой во все времена, так как от качества этого воспитания зависит будущее той или иной страны, ее развитие, здоровье нравственное и физическое. Относительно спартанского воспитания мы тоже можем отметить, что оно было заботой государства в целом и направлено на укрепление устоев спартанского общества и системы социальных отношений внутри страны. Многие методы, о которых мы говорили, были направлены  на достижения конкретных целей, а именно воспитать выносливого и сильного воина для отпора противника.  В наших современных условиях это уже не имеет такого значения, но все же абстрагируясь от данной цели мы можем увидеть, что некоторые черты характера, которые воспитывали в юношах данные методы вполне полезны и для нынешнего поколения. К положительным чертам в системе спартанского воспитания можно отнести те, которые направлены на формировании в характере юноши таких качества как выносливость, терпение, привычка к строгой дисциплине. Те методы, которые использовались для достижения этих качеств, были очень суровыми, но сами эти качества достойны внимания. Сегодня мы привыкли к комфорту и совершенно бессильны в экстремальных ситуациях, чего не скажешь про спартиата, который мог выжить в любых условиях. Им прививалась уважение к старшим, вырабатывали в них послушание. Строгость в воспитании оправдана, особенно в том случае когда идет речь о прививания такого качества, как послушание. Ведь для человека важен авторитет, а если его нет, то человек не сможет обуздать свои желания и это конечном счете приведет к вседозволенности. И хотя мало внимания в спартанском воспитании уделялось непосредственно образованию, знаниям, но все же нельзя не заметить одни важный штрих – воспитание в спартанце лаконизма.   Детей учили говорить немногословно и метко. Это хорошее упражнение ума. Выразить свои мысли кратко и в тоже время глубоко по содержанию. Такое упражнение очень необходимо в наш век, когда люди говорят много пустых слов, сказанных необдуманно. И еще немаловажный момент, говорящий о направленности воспитания в Спарте. По словам Фукидида: «Самыми же величайшими пороками спартанцы считали глупость, слабость и нерадение, а также самолюбование».(I,122)[19] Все это оставляет положительное впечатление о воспитании спартанца.

        Наряду  с положительными чертами воспитания в Спарте, можно выделит ряд негативных черт. Первое и пожалуй самое главное это то, что вся система спартанского воспитания была нацелена на воспитание воина. Практически не уделялось внимания культурному формированию личности, а так же не поощрялась жажда к знаниям и наукам. Все, что должен знать юноша - это как вести себя на войне.  И хотя во многом качества эти были универсальны (выносливость, терпение, дисциплина) – они находили свою реализацию только  в военном деле. Нельзя конечно отнести к положительным чертам и чрезмерную жестокость в процессе воспитания, что приводило к формированию в спартиатах жестокости к другим.  

    1. Менталитет спартанцев и афинян как результат воспитания.

      3.1 Особенности  менталитета спартанцев и афинян.

        Чтобы более отчетливо увидеть положительные и отрицательные черты в системе спартанского воспитания важно сравнить данную систему с другими подходами к воспитанию. Возьмем для сравнения воспитание в Афинах. Мы остановимся лишь на основных подходах воспитания в этом полисе и сравним результат того и другого подхода, чтобы увидеть, как воспитание отразилось на менталитете людей этих двух полисов.

          В греческих полисах основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан. Афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана прежде всего для гражданина. Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя было записано в особом списке, ведущемся в демах. В такие списки заносились юноши и девушки, достигшие 18-летнего возраста. К 20 годам юноша заканчивал курс военно-Воспитательного обучения и становился полноправным гражданином.

          Несмотря  на большое внимание  физическому  воспитанию и изучению боевых искусств в Афинских школах  огромное внимание уделялось эстетическому, гуманитарному образованию. Помимо  грамматики, арифметики, истории изучалось ораторское искусство и риторика, музыка  и графика.

          Афинская  демократия заботилась об образовании и воспитании граждан. Начиная с Перикла, т.е. с 40-30 гг. V в. до н.э., власти стали раздавать малоимущим гражданам специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление. Таким образом, афинская демократия базировалась на широком участии различных категорий граждан, обеспечивала ее общественную активность, создавала условия для развития политического самосознания афинского гражданина. [20]

        Еще античные авторы заложили основы традиции противопоставления Афин и Спарты как  двух полисов, резко различавшихся по степени предоставленной гражданам свободы. Если одни объясняли славу Афин как крупнейшего экономического и культурного центра Эллады наличием у афинских граждан максимально возможной в то время свободы, то другие превозносили суровую систему ограничений в Спарте как залог военной мощи и устойчивости данного государства. [21]

          Дух постоянного развития и совершенствования  составлял основу жизни афинян; характерной  чертой спартанцев, напротив, служил консерватизм. Они вечно чего-то опасались, жили в постоянной тревоге и беспокойстве за свой существующий строй. Как личная, так и общественная жизнь в Афинах были гораздо шире, многообpазнее и непринужденнее, нежели в Спарте. Интересы афинян не были такими узкими и ограниченными, а патриотизм — таким исключительным, какими они были у спартанцев. Отличительной чертой аттической жизни было то, что выдающиеся люди, как бы серьезно они не относились к своему делу, никогда не замыкались в узких его пределах. Они действовали, стоя в центре духовной жизни своего народа, и это мешало установиться пагубному разладу между сферой гражданской жизни и сферой науки и искусства. Государственные люди того времени являются философами и поэтами, и, наоборот, очень часто можно видеть поэта и философа в роли полководца или мирного государственного деятеля. Ничего подобного не было у спартанцев. ”Афиняне были рождены для того, чтобы не иметь покоя самим и не давать его другим” (Фукидид). Афинянин делился со всеми своей отзывчивой душой, он приходил в гавань, pасспpашивал прибывших, делился с ними своими впечатлениями и делался человечнее от сближения и общения с людьми. Спартанец чувствовал себя человеком только на войне. Фукидид в одной из речей так хаpактеpизует разницу между афинянином и спартанцем: ”Афиняне любят новизну и отличаются быстротою в замыслах и в осуществлении принятых решений, вы же, напротив, озабочены тем, как бы сохранить существующее, не придумываете ничего нового и не исполняете на делах даже необходимого. Далее, афиняне отваживаются на то, что превышает их силы, рискуют до безрассудства, но надежда не покидает их даже в опасностях, тогда как вы делаете меньше, чем сколько позволяют ваши силы, не доверяете несомненным расчетам и полагаете, что никогда не избавитесь от опасностей. Они решительны, вы медленны; они ходят в чужие земли, вы сидите дома; удалением от родины они рассчитывают пpиобpести себе что-либо, вы же опасаетесь, как бы походом не нанести ущерба тому, чем вы владеете”.[22] Так охарактеризовал Фукидид двух антиподов греческого мира, представителей двух различных культур, и если сюда прибавить отношение афинян и спартанцев к искусству, то характеристика их будет довольно полная.  

    Заключение

        В нашей работе мы рассмотрели и  проанализировали систему воспитания в древней Спарте. Исходя из анализа  данного вопроса, можно сделать ряд выводов. С очевидностью можно сказать о самобытности уклада жизни спартанцев, особенно воспитания. Можно сказать, что воспитанию уделялось очень большое внимание и совершалось на уровне государства.  Плутарх подчеркивает то, что главным в спартанской системе была то, что она воспитывала своих граждан таким, образом, чтобы они не могли жить сами по себе; они  должны были отдавать стране всего себя без остатка. Процесс воспитания такого подчинения начинался в детстве, потому что по законам Ликурга молодежь рассматривалась не столько детьми своих родителей сколько воспитанниками общества.

        Среди других греческих государств Спарта, безусловно, занимает совершенно особое, только ей одной принадлежащее положение. В известном смысле она действительно представляет собой исключение из общего правила в истории Греции. Мы увидели эту исключительность, сравнивая Спарту и уклад жизни в ней с другим греческим полисом Афинами. А разницу между этими двумя системами воспитания  можно выразить так: Афинская - эстетическая и Спартанская – военная.

        Не  смотря на военную направленность воспитания в Спарте, мы отметили некоторые  положительные черты, которые прививались  юношам в результате такого воспитания: выносливость, терпение, послушание, умение выразить лаконично свою мысль, «едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространные размышления». Но говоря о методах, мы можем сказать, что они отличались жесткостью и отсутствием каких-либо поблажек воспитанникам.

       Можно сказать, что сами методы воспитания в Спарте так и цели, которые достигались при помощи таких методов нельзя считать приемлемыми для современного человека, так как они были обусловлены исторической ситуацией и особенностью устройство древнего Спартанского государства. Эта система была направлена на сохранение сложившихся социальных отношениях внутри государства, в том числе с помощью военной силы.

       Однако, как любое историческое исследование имеет важное значение для современности. Абстрагируясь от исторической ситуации взять лишь то, что может иметь положительное действие в формировании личности в современного общества. Даже отрицательные  методы приводят нас к размышлениям о том, как поступать не следует, а положительные принять, применив согласно современной ситуации. 
     
     
     

       Примечания 

    1 Плутарх  Сравнительные жизнеописания. Трактаты  и диалоги. М., 1998. с.5

    2 Там  же. с. 8

    3 Интернет  сайт: http://mega.km.ru/Bes_98/encyclop.asp?TopicNumber=49347

    4 Жизнеописания  знаменитых греков и римлян/ Под  ред. М.Н. Ботвинника. М., 1987. с. 8

    5 Плутарх Древние  обычаи спартанцев/ http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Plutarh/dr_ob.php

    6 Плутарх  Сравнительные жизнеописания в 3 т. М., 1963. Т.2. с. 79

    7 Кругликова Г.И. Образ древней Спарты: легенда и история/ http://mmj.ru/ancient_history

    8 Там же.

    9 История Древней Греции/ Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001. с. 184

    10 Хрестоматия по истории Древней Греции/ Под ред. Д.П. Каллистова. М., 1964. с.

    11 Ксенофонт Греческая история. СПб. 2000. с. 123

    12 Плутарх  Сравнительные жизнеописания в 3 т. М., 1963. Т.2. с. 74

    13 История Древней Греции/ Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001. с. 185

    14 Плутарх Сравнительные жизнеописания в 3 т. М., 1963. Т.2. с. 82

    15 Там же. с. 83

    16 Там же. с. 87

    17 Плутарх Древние обычаи спартанцев/ http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Plutarh/dr_ob.php

    18 Жизнеописания знаменитых греков и римлян/ Под ред. М.Н. Ботвинника. М., 1987. с. 10

    19 Фукидид История. М. 1993. с. 151

    20 Андреев Ю. В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. Т. 1. М., 1983. с 40.

    21 Там же. с. 42

    22 Там же. с. 42. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список  источников и литературы 

    Плутарх Сравнительные жизнеописания в 3 т. М., 1963. Т.2

    Плутарх Древние  обычаи спартанцев/ http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Plutarh/dr_ob.php

    Фукидид История. Л., 1981

    Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Каллистова Д.П. М., 1964.  

    Андреев Ю. В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. Т. 1. М., 1983.

    Жизнеописания знаменитых греков и римлян/ Под  ред. М.Н. Ботвинника. М., 1987.

    История Древней Греции/ Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001.

    Ксенофонт Греческая  история. СПб. 2000.

    Колобова  К.М. Древняя Спарта в X-IV вв. до н.э. Л., 1957

    Плутарх Сравнительные жизнеописания. Трактаты и диалоги. М., 1998.

Информация о работе Процесс воспитания в укладе жизни спартанцев