Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 06:55, контрольная работа
XX век начался с тяжёлого экономического кризиса, быстро перераставшего в политический, пик которого пришелся на 1905 г. Депрессия, в которой оказалась экономика России, затянулась, что обострило все противоречия, накопившиеся в обществе.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. История зарождения Российского парламентаризма….………………...6
2. Причины революции……………………………………………………..15
3. Итоги и характер революции…………………………………………….21
В результате с первых же заседаний III Думы в ней заработал нехитрый, но действенный механизм, получивший название октябристского маятника. Когда в Думе принималось решение по законопроекту реакционного характера, октябристы голосовали вместе с черносотенцами, образовывая правооктябристское большинство (292 голоса). Когда же на повестке дня стоял законопроект, связанный с преобразованиями, октябристы меняли своих временных союзников, образовывая левооктябристское большинство (256 голосов). Таким образом, не имея в Думе постоянного большинства, Столыпин тем не менее сумел развязать себе руки и проводить ту политику, которую считал необходимой. При этом Дума успешно играла и предписанную ей роль отвлекающего фактора: в ней хватало и острых депутатских запросов, и шумных скандалов, в которых наряду с социал-демократами и трудовиками с большой охотой участвовали и черносотенцы. Особенно усердствовали по этой части лидеры правых - Н.Е. Марков и В.М. Пуришкевич.
Выборы в IV Государственную думу (1912-1917) практически не изменили расстановку фракций в Думе. Председателем был октябрист М.В. Родзянко. Правые (черносотенцы) имели 184 голоса, октябристы (правые центристы) – 99 голосов, левые центристы образовали блок, куда входили кадеты (58 голосов), националисты (21 голос) и прогрессисты (47 голосов). С 1913 г. большинство Думы (кадеты, прогрессисты, радикалы) стали в оппозицию царизму. Николай II неоднократно ставил вопрос об уголовной ответственности депутатов за их критические и разоблачительные речи с думской трибуны.
Основные вопросы,
обсуждаемые в
первых Государственных
думах.
В I Государственной думе центральное место в обсуждениях занял аграрный вопрос, рассматривались два проекта: кадетский и «трудовиков». Кадеты предложили из казенных, монастырских, других земель создать «государственный земельный фонд», помещичьи земли в основном не трогать, лишь часть их отдать крестьянам за выкуп. Трудовики предлагали всю землю передать в «общенародный земельный фонд» безвозмездно и из этого фонда наделять крестьян землей по уравнительной трудовой норме. По существу, это означало национализацию земли, ликвидацию помещичьего землевладения. Помещики должны получить некоторую компенсацию за потерянную землю. Острые дебаты в Думе по аграрному вопросу вызвали живейшую реакцию крестьян. В Думу поступила масса крестьянских наказов с требованием радикально решить крестьянский вопрос – вплоть до конфискации помещичьих земель. Из правительства стали раздаваться реплики, дескать, Думу выбирали для успокоения народа, а она «разжигает смуту». Но правительство отвергло агарные проекты Думы.
20
февраля 1907 года начал работу
II Государственная дума. В начале
марта в Думе выступил
В III Государственной думе так же, как и в двух первых Думах, центральное место занимал аграрный вопрос. В последствии его решили при помощи реформ Столыпина.
Последние попытки установления парламентаризма, разгон Учредительного собрания.
Встав в оппозицию к большевистской власти, меньшевики и эсеры до поры до времени не предпринимали попыток ее вооруженного свержения, так как первоначально этот путь был бесперспективным ввиду явной популярности большевистских лозунгов в массах. Ставка была сделана на попытку перехвата власти законным путем – при помощи Учредительного собрания.
Требование созыва Учредительного собрания появилось ещё в ходе первой русской революции. Оно входило в программу почти всех политических партий. Свою кампанию против Временного правительства большевики вели в том числе и под лозунгом защиты Учредительного собрания, обвиняя правительство в оттягивании выборов в него.
Придя к власти, большевики изменили свое отношение к Учредительному собранию, заявив, что Советы являются более приемлемой формой народовластия. Но так как идея Учредительного собрания была очень популярна в народе, да к тому же все партии уже выставили свои списки для выборов, большевики не рискнули отменить их.
Итоги выборов глубоко разочаровали лидеров большевиков. Им отдали голоса 23,9%, а кадеты – 4,7% голосов. Членами Учредительного собрания были избраны лидеры всех крупнейших российских и национальных партий, вся либеральная и демократическая элита.
Всероссийское Учредительное собрание открылось в Петрограде в Таврическом дворце 5 января 1918 г. По воле большинства депутатов его председателем стал лидер правых эсеров В.М. Чернов. Центральное место в многочасовой острой дискуссии занял вопрос о том, кому должна принадлежать власть в стране.
5
января, в день открытия
Учредительное
собрание открылось и проходило
в напряжённой атмосфере
В ночь с 6 на 7 января 1918 г. ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания.
Роспуск Учредительного собрания, который произошёл так обыденно, не вызвав ни малейшего намёка на взрыв народного негодования, произвел ошеломляющее впечатление на партии революционной демократии. Они связывали его с деятельностью определенные надежды на мирный путь устранения большевиков от власти. Теперь они все больше стали склоняться к необходимости вооруженной борьбы с большевиками.
1. экономические:
2. социальные:
комплекс противоречий, сложившихся в обществе как вследствие развития капитализма, так и вследствие его незрелости
3. политические:
4. национальные:
Расстановка социально-политических сил накануне революции была представлена тремя основными направлениями:
консервативное, правительственное направление
Основа - значительная часть дворянства и высшего чиновничества. Существовало несколько течений — от реакционного до умеренно- или либерально-консервативного (от К. П. Победоносцева до П. Д. Святополка-Мирского).
Программа - сохранение в России самодержавной монархии, создание представительного органа с законосовещательными функциями, защита экономических и политических интересов дворянства, расширение социальной опоры самодержавия за счет крупной буржуазии и крестьянства. Власть была готова пойти на реформы, но выжидала, колебалась, не могла выбрать определенную их модель;
либеральное направление
Основа - дворянство и буржуазия, а также часть интеллигенции (профессора, адвокаты). Выделялись либерально-консервативное и умеренно-либеральное течения. Основными организациями были «Союз земцев-конституционалистов» И. И. Петрункевича и «Союз освобождения» П. Б. Струве.
Программа - обеспечение демократических прав и свобод, отмена политической монополии дворянства, диалог с властями и осуществление реформ «сверху»;
радикально-
Основа - радикальная интеллигенция, стремившаяся выражать интересы рабочего класса и крестьянства. Основными партиями были партия социалистов-революционеров (ПСР) и РСДРП.
Программа - уничтожение самодержавия и помещичьего землевладения, созыв Учредительного собрания, провозглашение Демократической республики, решение аграрного, рабочего и национального Опросов радикально-демократическим путем. Отстаивали революционную Модель преобразований «снизу».
В осуществлении этих задач были заинтересованы широкие слои населения. В революции участвовали: большая часть средней и мелкой буржуазии интеллигенция, рабочие, крестьяне, солдаты, матросы. Полому Она была общенародной по целям и составу участников и имела буржуазно-демократический характер. Революция продолжалась 2,5 года (с 9 января 1905г. до 3 июня 1907г.). В развитии революции можно выделить две линии, восходящую и нисходящую.
3
июня 1907 г. с роспуском П Думы
и изданием нового
Революция заставила Николая II подписать 17 октября Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», провозгласивший:
В стране возникают и легализуются многочисленные политические партии, в своих программах формулирующие требования и пути политического преобразования существующего строя и участвующие в выборах в Думу, Манифест положил начало складыванию парламентаризма в России. Это был новый шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. По Манифесту Государственной думе были свойственны определенные черты парламента. Об этом свидетельствует возможность открытого обсуждения государственных вопросов, необходимость направлять в Совет министров различные запросы, делать попытки объявлять недоверие правительству. Следующим шагом стало изменение закона о выборах. По новому закону от декабря 1905 г. были утверждены четыре избирательные курии: от помещиков, городского населения, крестьян и рабочих. Были лишены прав выбора женщины, солдаты, матросы, учащиеся, безземельные крестьяне, батраки и некоторые «инородцы». Правительство, продолжавшее надеяться, что крестьянство будет опорой самодержавия, обеспечило ему 45% всех мест в Думе. Члены Государственной думы избирались сроком на 5 лет. По Манифесту 17 октября Государственная дума учреждалась как законодательный орган, хотя от этого принципа царизм старался уклониться. В компетенции Думы должны были находиться вопросы, требующие законодательного решения: государственная роспись доходов и расходов; отчет государственного контроля по использованию государственной росписи; дела по отчуждении имущества; дела о постройке железных дорог государством; дела об учреждениях компаний на акциях. Государственная дума имела право запроса в правительство по поводу незаконных действий, допущенных министрами или главными управляющими. Дума не могла начинать сессию по своей инициативе, а созывалась указами царя.
Информация о работе Проблемы парламентаризма в годы революции 1905 – 1907 годов