Проблема понятия фашизма в философской и исторической литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:57, статья

Описание работы

В современной истории нет другого феномена, конторы которого были бы столь же расплывчатыми, как конторы фашизма. Определения типа «фашизм», «фашист», «фашистский» пытаются прилепить к различным лицам, организациям, ситуациям, обстоятельствам, в результате чего сами эти слова утрачивают своё конкретное значение.

Работа содержит 1 файл

статья.docx

— 20.09 Кб (Скачать)

ПРОБЛЕМА ПОНЯТИЯ ФАШИЗМА  В ФИЛОСОФСКОЙ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Альжапарова И.К.

Ишим, Российская Федерация.

В современной истории  нет другого феномена, конторы которого были бы столь же расплывчатыми, как конторы фашизма. Определения типа «фашизм», «фашист», «фашистский» пытаются прилепить к различным лицам, организациям, ситуациям, обстоятельствам, в результате чего сами эти слова утрачивают своё конкретное значение.

Наиболее общее определение  фашизма представлено в большой  советской энциклопедии, где, в частности, в словарной статье указывается, что слово «фашизм» произошло  от итальянского «fascismo», «fascie», что буквально означает – пучок, связка, объединение. Фашизм – это политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии. Фашизм у власти – это открыто террористическая диктатура самых реакционных кругов монополистического капитала, осуществляемая с целью сохранения капиталистического строя. Важнейшие отличительные черты фашизма – это использование крайних форм насилия для подавления рабочего класса и всех трудящихся, воинствующий антикоммунизм, шовинизм, расизм. Внешняя политика фашизма характеризуется как политика империалистических захватов[2,c.895].

Французский исследователь  Пьер Милза конкретизирует приведенное  выше определение, акцентируя внимание на том, что слово «фашизм» происходит от итальянского «fascio di combattimento», что означает, «боевая связка». Термин был заимствован итальянскими националистами у крайне левых и связан с революционной традицией («связки» сицилийских трудящихся в 1893 – 1894 гг.). Однако наряду с этими определениями существует множество других, каждое из которых в той или иной степени раскрывает политическую сущность этого противоречивого и загадочного для культуры ХХ в. явления.

Болгарский философ Ж.Желёв  высказывает интересную мысль о  том, что, когда итальянские фашисты  пришли в 1922 г. к власти, многие марксисты  и вся европейская социал-демократия 20-20-х годов ХХ в. говорила о фашизме  как о мелкобуржуазной революции, «о борьбе средних слоев за самосохранение». Таким образом, движение понималось как результат бунта мелкой буржуазии, задавленной в схватке между  крупным капиталом и рабочим  движением[3,c.24].

В 1932 г., когда итальянский  фашизм начал выстраивать свою специфическую  государственную систему, германский коммунист Э. Тельман охарактеризовал  фашизм, как «вооруженную контрреволюцию», представленную в виде массового  движения, воплощенную в гитлеровских организациях[4,c.157].

Французский историк фашизма  Пьер Милза пишет о том, что  в целом существует 3 интерпретации  фашизма.

Первая из них интерпретация  – теория «нравственной болезни» Европы. Наиболее разработанная версия данной теории принадлежит итальянскому философу Б.Кроче, который полагал, что фашизм – это реакция в  большинстве европейских стран против общей тенденции осуществления идеалов, унаследованных от философии Просвещения[4,c.157].

Вторая интерпретация  фашизма, согласно точке зрения  Милзы, - это радикальная, первоначально  появившаяся в левых марксистских кругах. По мнению радикалов, фашизм является логическим и неизбежным результатом длительной эволюции, следствием врожденных пороков исторического развития определенных стран, в первую очередь Италии и Германии[4,c.158].

Третья классическая интерпретация  фашизма принадлежит марксистам, которые считают, что фашизм можно  объяснить лишь в рамках социоэкономических структур капиталистического общества, находящегося на стадии монополистической  концентрации и империализма. Фашизм является специфической для ХХ в. формой антипролетарской реакции[1,c.2].

Желев отличает, что Эрих Геес, стремясь выразить противоречивую природу фашизма, особенно противоречивость его хозяйственной организации, определили фашизм как «индустриальный феодализм», как систему, сочетающую в себе высокое индустриальное развитие капитализма с докапиталистическими формами внешнеполитического принуждения[3,c.25]. Болгарский ученый приводит еще ряд определений, подчеркивающих противоречивость фашизма. Некоторые исследователи назвали германский фашизм «революцией нигилизма» («революцией отрицания»).

Уинстон Черчилль дал своеобразное генетическое определение фашизма, называя его «тенью или, скорее, уродливым  ребенком коммунизма». Интересно, что  на сродство фашизма и коммунизма указывают и либеральные исследователи.

Однако все эти определения, по мнению Ж.Желева, отражают лишь отдельные стороны реального политического явления, названного фашизмом. Именно поэтому политолог приводит свое исчерпывающее определение: «Фашизм одновременно и «массовое движение», и «революция мелкой буржуазии», и «отчаянная борьба средних слоев за самосохранение», и «революция справа», и «превентивная контрреволюция», и в каком-то смысле даже «шизофрения нации», «эпилептический припадок» целого народа»[1,c.3].

Философ Эрих Фромм, рассуждая о фашизме, пишет, что в научной литературе о фашизме высказывается две противоположные точки зрения. Первая состоит в том, что фашизм -  сугубо экономическое и политическое  явление, и психология никак его не объясняет, а вторая – в том, что фашизм – чисто психологическая проблема[5,c.181]. Если принять первую точку зрения, то получается, что победа фашизма объясняется как результат обмана и подавления большинства народа вероломным меньшинством. С другой стороны, если следовать второй точке зрения, то фашизм может объяснить только психопатология, поскольку Гитлер считается маньяком или невротиком, а его последователи – безумцами или психически неуравновешенными людьми. По мысли Л,Мамфорда, в свете этого объяснения надо искать подлинные корни фашизма.

Э.Фромм высказывает гипотезу о том, что фашизм – это, безусловно, психологическая проблема, однако оговаривается, что сами психологические факторы могут быть поняты лишь при учете их формирования под воздействием факторов социально-политических и экономических. Таким образом, согласно теории Фромма, фашизм – это экономическая и политическая проблема, но без учета психологических факторов невозможно понять, каким образом он приобрел власть над целым народом[3,c.25].

Раздутое и ложное понятие  фашизма становится все более  важным оружием той или иной политической группы. Целый ряд «признаков»  фашизма можно прилепить к  коммунистам, как и ко всем другим политическим и философским течениям, которые вошли в конфликт с  нынешней элитой Запада. И правда, кого только сейчас не называют фашистом! Саддам Хусейн – фашист, «кровожадный мерзавец», который не давал установиться в Ираке демократии. В Испании говорят о баскском фашизме. Фашистом называют Л.Н.Гумилева за то, что он использует понятие «народ» вместо понятия «индивидуум». Даже Жириновский, и тот регулярно получает прозвище фашиста. Совсем недавно фашистом заклеймили грузинского лидера Саакашвили, а его сторонников прозвали «саакашистами».

Как следствие, большинство  людей имеют весьма смутные и  зачастую неверные представления о  фашизме. Более того – не только на уровне обывателей, но и в среде  ученых нет серьезных исследований в этой области. Такое колоссальное событие в истории Запада, как  фашизм, осталось практически не изученным  и не объясненным.

Из всего изложенного  мною выше можно сделать некоторые  выводы.

  1. Наиболее общим определением фашизма является то, что фашизм со всеми его разновидностями – это необратимая гипертрофия государства, противопоставившего отдельному человеку и разнообразию людских общностей.
  2. Фашизм – это политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных кругов монополистического капитала, осуществляемая с целью сохранения капиталистического строя.
  3. Существует множество интерпретаций фашизма, основными из которых являются: теория «нравственной болезни» Европы; представление о том, что фашизм является логическим и неизбежным результатом длительной эволюции; а так же объяснение фашизма в рамках социоэкономических структур капиталистического общества.
  4. Интересным и исчерпывающим является определение фашизма, предложенное политологом  Ж.Желевым: «фашизм – это и «массовое движение», и «революция мелкой буржуазии», и «отчаянная борьба средних слоев за самосохранение», и «революция справа», и «превентивная контрреволюция», и в каком-то смысле даже «шизофрения нации», «эпилептический припадок» целого народа».

 

Список литературы:

  1. Авербух В. Коричневый марш // Российская газета 26 апреля 2002.
  2. Веденский В. Большая советская энциклопедия, т.27. 924с.
  3. Желев Ж. // Преподавание истории в школе. 2010. №10. 80с.
  4. Милза П. Что такое фашизм? // Полис. 1995. №2. 280с.
  5. Фромм Э. Психология нацизма. Тайна порока или душа просит грязи. Харьков: ИКФ «Гриф», 1995. 190с.

 

Научный руководитель: д.и.н., профессор, Синегубов С.Н.

Информация о работе Проблема понятия фашизма в философской и исторической литературе