Присоединение Киевской митрополии к Московской патриархии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 07:48, реферат

Описание работы

Татаро-монгольское завоевание остановило расширение Киевской Руси на Запад у берегов Балтийского моря. Правящие фамилии Литвы сливались с русскими княжескими потомками Рюриковичей, а сама Литва «русела и по языку, и по православной вере» [Карташев]. Литовско-русские княжеские роды, осознававшие себя такими же Рюриковичами, как и прежние носители титула великих князей, которые перенесли в XII веке свои резиденции на северо-восток, во Владимиро-Суздальщину, продвинулись на юг и к началу XIV века овладели покинутым Киевом, став «сознавать себя равноправными с северо-восточными династиями претендентами и конкурентами на овладение при случае и всею Русью»

Содержание

Введение.
Положение Киевской митрополии после отделения от Московской и до Брестской унии.
Политические предпосылки, присоединения Киевской митрополии, сложившиеся к середине XVII века.
Киевские митрополиты в период с 1654 по 1685 года.

Работа содержит 1 файл

История РПЦ.doc

— 32.00 Кб (Скачать)

     

                                                          ПЛАН

    доклада  по теме «Присоединение Киевской  митрополии к Московской патриархии». 
 

  1. Введение.
  2. Положение Киевской митрополии после отделения  от Московской и до Брестской унии.
  3. Политические предпосылки, присоединения Киевской митрополии, сложившиеся к середине XVII века.
  4. Киевские митрополиты в период с 1654 по 1685 года.
 
 
 
 
  1. Введение 
 

  Татаро-монгольское  завоевание остановило расширение  Киевской Руси на Запад у  берегов Балтийского моря. Правящие фамилии Литвы сливались с русскими княжескими потомками Рюриковичей, а сама Литва «русела и по языку, и по православной вере» [Карташев]. Литовско-русские княжеские роды, осознававшие себя такими же Рюриковичами, как и прежние носители титула великих князей, которые перенесли в XII веке свои резиденции на северо-восток, во Владимиро-Суздальщину, продвинулись на юг  и к началу XIV века овладели покинутым Киевом, став «сознавать себя равноправными с северо-восточными династиями претендентами и конкурентами на овладение при случае и всею Русью» [Карташев]. Однако если на северо-востоке, даже под татарщиной русский народ сохранил полную свободу национального существования, то у русского юго-запада эту свободу, постепенно и настойчиво отнимала латинская Польша. Открыто и бесповоротно этот процесс оформился с момента брака 1386 года Ядвиги с Ягайлом, и объединения в этом браке двух корон. «Литовско-русское барство или панство фатально поддалось процессу полонизации, деруссификации, даже латинизации в сетях церковной унии» [Карташев].

  Захват  значительной части земель Киевской  Руси Литвой и Польшей привел  к разделению прежде единой  Русской Православной Церкви. В  1458 году на Киевскую кафедру  был поставлен митрополит-униат  Григорий Болгарин. Таким образом  на Западе Руси появилась митрополия, отдельная от Московской, с непрекращающимися попытками совращения ее в унию. И хотя в дальнейшем митрополит Григорий перешел в юрисдикцию Константинопольского патриарха, последний «практически не имел возможности реально влиять на дела Киевской митрополии (единственное исключение – Патриарх Иеремия II Транос, который приехал в Речь Посполитую накануне Брестской унии, однако и он не преуспел в своих попытках урегулировать церковную жизнь в Киевской Церкви» [Петрушко]

  Московская митрополия, находившаяся под покровительством государства, увеличивала свои пределы, получала средства от правительства, «украшалась внешним благолепием и вместе с государством, которое, успокоившись от внешних и внутренних бед, начало стремиться к усвоению плодов западной цивилизации, обнаружила внутри себя замечательное просветительное движение» [Знаменский, стр. 141] и в конце XVI века  возвысилась до степени самостоятельного патриархата. Но если  в Московская митрополия твердо стояла против влияния Рима, то в митрополии западной, где католическое правительство управляло православным народом, сложилась совершенно другая ситуация. С одной стороны представители правящей династии Ягеллонов, более всего стараясь о соединении Литвы с Польшей, «находили нерасчетливым раздражать православных жителей Литвы и западной Руси религиозными притеснениями» [Знаменский, стр.219] и православие не отменялось в границах Литвы-Польши в пользу другой господствующей религии, однако «православие обречено было на мучительную двусмысленность, на замаскированное и все время возраставшее гонение, на вымогательство путем политических ограничений и давлений измены православию во имя господствующей в государстве римо-католической религии. На вымогательство и введение унии мерами государственного давления.» [Карташев]. 

  1. Положение Киевской митрополии после отделения  от Московской.
 

  К  концу XVII века, по данным львовского православного братства, «во всей Литовской митрополии было 8 епархиальных владык и попов русских 11.000» [Карташев, стр. 536-537]. Это дало основание А.В.Карташеву считать, что православная церковь имела вместе с монастырями «от 4 до 5 тысяч приходский центров» [Карташев, стр.537]. Статистическое латинское  меньшинство имело на своей стороне силу качественную, а не количественную. Возглавление православной церкви именем патриарха Константинопольского было слишком формально. Если папская власть, через нунциев и кардиналов, реально контролировала  церковную жизнь на местах, то у патриархов не существовало постоянных агентов в возглавляемых ими национальных церквах. Еще большая разница была в государственном положении русских епископов по сравнению с латинскими. Русский епископ вовсе не допускался к делам государственным, тогда как епископ латинский занимал формальное положение советника короны, и по сану был членом Рады-Сената. Огромная разница была и между монашеством русским и польским. Немногочисленное православное монашество было бесшкольным и неученым, тогда как монашество латинское, принадлежа к различным, в т.ч. просветительным орденам, было вооружено образованностью для влияния на народ. Единственное, что до времени защищало православие, это русское по языку и самосознанию государственное начало в Литве. И хотя польская государственность наводняла Литву делопроизводством на польском языке, с литовской стороны государственный язык русский преобладал. «Даже акты королевской власти, публикуемые законы и все судопроизводство в Литве обязательно совершалось на государственном для Литвы русском языке» [Карташев, стр. 537]. Вообще разноверие, по средневековым государственным понятиям, было главным препятствием для имперского единства Польши, и поэтому польско-католическая стихия последовательно стремилась отдалять Литовскую Русь от Руси Московской, а существующую православную митрополию от восточного соседа, посредством уже известного орудия, малодушно созданного самими византийцами, Флорентийской Унии. И хотя польские короли и великие литовские князья обещают в своих документах охранять права и привилегии православия, но укреплять это положение навеки польско-литовская государственность не собиралась. «Наоборот, она решила свой примат развивать до победного конца» [Карташев, стр. 538-539]. Уже в 1413 году появляется Городельское постановление, согласно которому на высшие гоacTP`abRU]]kU@T^[V]^abX@R@;XbRU@]PW]PgP[Xal@b^[lZ^@[XfP@`X\^MZPb^[XgUaZ^S^@RU`^Xa_^RUTP]XoL@P@bPZVU@WP_`UiP[^al@ab`^Xbl@X@R^W^Q]^R[obl@_`PR^a[PR]kU@e`P\kN@MbX\@Qk[^@_^[^VU]^@]PgP[^@_`o\^S^@S^]U]Xo@]P@_`PR^a[PRXUN-@@>T]^Y@XW@^a^QU]]^abUY@c_`PR[U]Xo@:XURaZ^Y@\Xb`^_^[XX@Qk[^@PZbXR]^U@cgPabXU@\X`o]@R@fU`Z^R]ke@TU[PeN@5a[X@<^aZ^RaZPo@fU`Z^Rl@^_X`P[Pal@]P@_`PR^a[PR]^U@_`PRXbU[labR^L@b^@UTX]abRU]]^Y@_^TTU`VZ^Y@fU`ZRX@:XURaZ^YL@Z^b^`Po@]Pe^TX[Pal@_^T@R[Pabln@X]^RU`]^S^@_`PRXbU[labRPL@Qk[@]P`^T@X@_`PR^a[PR]kU@_P]kL@Z^b^`kU@ᆱcgPabR^RP[X@R@XWQ`P]XX@\Xb`^_^[XbPL@U_XaZ^_^R@X@aRoiU]]^a[cVXbU[UYL@a[UTX[X@WP@fU`Z^R]k\@acT^\@X@c_`PR[U]XU\N@_`^bUab^RP[X@_`^bXR@fU`Z^R]ke@W[^c_^b`UQ[U]XY@X@WPiXiP[X@fU`Z^R]kU@X]bU`Uak@_U`UT@_`PRXbU[labR^\ᄏ@{7]P\U]aZXYL@ab`N@RQY}N@?Pb`^]Pb@]PT@aR^X\X@fU`ZRo\X@X@\^]Pabk`o\X@R@S^`^TPe@TU`VP[X@^QiX]kL@P@]P@R^bgX]]ke@WU\[oe@_P]kN@8@^QiX]]kYL@X@UTX]^[Xg]kY@_Pb`^]Pb@a@^T]^Y@ab^`^]k@Qk[X@^gU]l@_^[UW]k@T[o@fU`ZRXL@]PTUV]^@WPiXiPo@UU@^b@ZPb^[XgUabRP@X@c]XXL@]^@a@T`cS^Y@\^S[X@Qkbl@X@^gU]l@R`UT]k@RRXTc@R^W\^V]^abUY@T[o@_`^XWR^[P@_Pb`^]^RN@@?Pb`^]P\X@fU`ZRUY@X@\^]Pabk`UY@Qk[X@]U@b^[lZ^@_`PR^a[PR]kU@_P]kL@]^@X@@ZPb^[XZX@]P@aR^Xe@R^bgX]PeL@P@bPZVU@aP\@Z^`^[l@]P@Z^`^]]ke@WU\[oeN@?Pb`^]Pb@gU`UW@Rkahcn@Z^`^[URaZcn@X]abP]fXnL@P@bPZVU@gU`UW@\Uab]ke@_Pb`^]^RMX]^RU`fUR@aR^TX[@Z@\X]X\c\c@fU`Z^R]^MZP]^]XgUaZ^S^@]PTW^`P@R[Pabl@U_XaZ^_^R@X@]Pab^obU[UYL@P@R[Pabl@`UP[l]Po@X@mZ^]^\XgUaZPo@Qk[P@R@`Pa_^`oVU]XX@_Pb`^]^RMmZa_[cPbPb^`^RN@ᆱ8WR`PiU]]^U@_Pb`^]PbaZ^U@_`PR^@_^T`kRP[^@R@Z^`]U@]^`\P[l]kY@fU`Z^R]kY@ab`^YL@c]XVP[^@X@`PW[PSP[^@Tce^R]kU@aX[k@X@Z[X`P@X@\X`o]ᄏ@{:P`bPhURL@ab`@UTQ}N@@-@@?`^ZPb^[XgUaZPo@_^[XbXZP@RU[XZ^S^@Z]oWo@[Xb^RaZ^S^@0[UZaP]T`P@HQTYRMQUPVIL@aTU[PRhUS^ao@WPbU\@X@Z^`^[U\@_^[laZX\L@_^@abUa]U]Xn@R@RU`U@_`PR^a[PR]keL@_`XRU[P@Z@_U`Ue^Tc@XW@[Xb^RaZ^S^@_^TTP]abRP@R@\^aZ^RaZ^U@Z]oWUY@B`cQUfZXeL@>[lhP]aZXeL@1U[laZXeL@>T^URaZXeL@2^`^bk]aZXe@X@?U`U\kh[laZXeN@;XbRP@[XhX[Pal@GU`]XS^RPL@3^\U[oL@;nQUgPL@=^RS^`^TP@AURU`aZ^S^L@?cbXR[oL@<fU]aZPL@AU`_UYaZP@X@@k[laZPN@?`X@_`XU\]XZU@0[UZaP]T`P@AXSXW\c]TU@i@HQUPVMQUTTI@R@`UWc[lbPbU@R^Y]k@a@<^aZR^YL@Rkabc_PniUY@WPiXb]XfUY@_`PR^a[PRXoL@;XbRP@[XhX[Pal@A\^[U]aZPL@P@]P@ab^`^]c@\^aZ^RaZ^S^@RU[XZ^S^@Z]oWo@2PaX[Xo@_U`Uh[X@aX[l]kU@Z]oWlo@3[X]aZXUN@MbX@_^bU`X@_`XRU[X@Z@b^\cL@gb^@ᆱZ^`^[l@aTU[P[ao@bU`_X\UU@Z@_`PR^a[PRXnᄏ@{7]P\U]aZXYL@ab`N@RRP}N@?^[lWcoal@bU`_X\^abln@]^R^S^@Z^`^[o@R@QUPY@S^Tc@_`PR^a[PR]kU@_`^RU[X@a^Q^`@@R@2X[l]UL@^_`UTU[U]Xo@Z^b^`^S^@T^[V]k@Qk[X@cbRU`TXbl@_^[]cn@aP\^ab^obU[l]^abl@WP_PT]^`caaZ^Y@fU`ZRXN@@UhU]Xo@a^Q^`P@_^TbRU`TX[@aR^UY@R[Pabln@AXSXW\c]TL@P@\Xb`^_^[Xbk@8^]P@@ii@HQUPSMQUPWI@X@@@8^aXd@A^[bP]@HQUPWM@QURRI@@T^abPb^g]^@R^WRkaX[X@_`PRP@fU`ZRX@X@^bR`PbX[X@_^_kbZX@ZPb^[XZ^R@`Pa_`^ab`P]Xbl@a`UTX@_`PR^a[PR]ke@D[^`U]bXYaZcn@C]XnN@>T]PZ^@]Ua\^b`o@]P@_`^R^WS[PhPRhXYao@R@?^[lhU@_`X]fX_@aR^Q^Tk@RU`^Xa_^RUTP]XYL@S`^T]U]aZXY@aUY\@QURR@S^TP@T^QX[ao@^QoWPbU[labRP@Z^`^[o@]U@R^WR^TXbl@]P@RkahXX@\UabP@]XZ^S^@XW@_`PR^a[PR]keN@@?`XU\]XZ@AXSXW\c]TP@iL@[nQXbU[l@`^aZ^hX@X@WPQPRL@AXSXW\c]T@ii@0RScab@HQUTTMQUWRI@^QjoRX[@_^[]cn@aR^Q^Tc@RaU\@e`XabXP]aZX\@Xa_^RUTP]Xo\L@D[^`U]bXYaZPo@c]Xo@]U@Ra_^\X]P[PalL@_`PR^a[PR]kU@_^[lW^RP[Xal@RaU\X@_`PRP\XL@_^_P[X@R@\PSXab`Pbk@X@aU]PbN@7Pb^@W[^c_^b`UQ[U]Xo@Z^`^[oL@Z^b^`kY@_^ab^o]]^@]cVTP[ao@R@TU]lSPe@T[o@`^aZ^h]^Y@VXW]XL@_`X@WP\UiU]XX@U_XaZ^_aZXe@ZPdUT`@X@\^]Pabk`aZXe@]Pab^obU[labR@T^abXS[X@Q^[lhXeL@gU\@_`UVTUL@`PW\U`^RN@@2@mb^b@_U`X^T@[PbX]aZPo@fU`Z^Rl@]U@\^S[P@_`^T^[VPbl@aR^UY@TUobU[l]^abX@R@_^T`kR@_`PR^a[PRXnL@bNZN@UY@aP\^Y@cS`^VP[P@aU`lUW]Po@^_Pa]^abl@^b@`Pa_`^ab`P]U]Xo@R@?^[lhU@X@;XbRU@_`^bUabP]abRPN@:Pb^[XgUabR^@T^[V]^@Qk[^@c_^b`UQXbl@RaU@aX[k@T[o@Q^`lQk@a@^_Pa]k\@R`PS^\L@X@R@_^T\^Sc@Tce^RU]abRc@Qk[@_`XWRP]@^`TU]@XUWcXb^RN@2@QUXW@S^Tc@_^[laZX\@Z^`^[U\@Qk[@XWQ`P]@AXSXW\c]T@2PWPL@ak]@hRUTaZ^S^@Z^`^[o@8^P]]P@iiiL@`UR]^ab]kY@ZPb^[XZL@_^TgX]U]]kY@R[Xo]Xn@XUWcXb^RN@?^]oRL@gb^@_`^RUabX@^Q`PiU]Xo@_`PR^a[PR]ke@R@ZPb^[XgUabR^@b`cT]^L@XUWcXbk@`UhX[X@T^QXblao@c]XXN@?`PR^a[PR]k\@_P]P\@^]X@S^R^`X[X@^@Z`PY]U\@]URUVUabRU@Xe@Tce^RU]abRPL@P@Tce^RU]abRc@^@US^@WPRXaX\^abX@^b@\X`o]@X@aP\^ab^obU[l]^\@_^[^VU]XX@ZPb^[XgUaZ^S^@Tce^RU]abRPN@>T]PZ^@XUWcXbk@^hXQ^g]^@_`U]UQ`USP[X@]P`^T^\L@`Pсчитывая на его безгласие. Но «именно простой народ и в городах, и в деревнях твердо стоял за свою православную отеческую веру и не хотел слышать о вере латинской» [Тальберг, стр. 472].

   
 
 

.

Информация о работе Присоединение Киевской митрополии к Московской патриархии