ПЛАН
доклада
по теме «Присоединение Киевской
митрополии к Московской патриархии».
- Введение.
- Положение
Киевской митрополии после отделения
от Московской и до Брестской унии.
- Политические
предпосылки, присоединения Киевской
митрополии, сложившиеся к середине XVII
века.
- Киевские
митрополиты в период с 1654 по 1685 года.
- Введение
Татаро-монгольское
завоевание остановило расширение
Киевской Руси на Запад у
берегов Балтийского моря. Правящие
фамилии Литвы сливались с русскими княжескими
потомками Рюриковичей, а сама Литва «русела
и по языку, и по православной вере» [Карташев].
Литовско-русские княжеские роды, осознававшие
себя такими же Рюриковичами, как и прежние
носители титула великих князей, которые
перенесли в XII веке свои резиденции на
северо-восток, во Владимиро-Суздальщину,
продвинулись на юг и к началу XIV века
овладели покинутым Киевом, став «сознавать
себя равноправными с северо-восточными
династиями претендентами и конкурентами
на овладение при случае и всею Русью»
[Карташев]. Однако если на северо-востоке,
даже под татарщиной русский народ сохранил
полную свободу национального существования,
то у русского юго-запада эту свободу,
постепенно и настойчиво отнимала латинская
Польша. Открыто и бесповоротно этот процесс
оформился с момента брака 1386 года Ядвиги
с Ягайлом, и объединения в этом браке
двух корон. «Литовско-русское барство
или панство фатально поддалось процессу
полонизации, деруссификации, даже латинизации
в сетях церковной унии» [Карташев].
Захват
значительной части земель Киевской
Руси Литвой и Польшей привел
к разделению прежде единой
Русской Православной Церкви. В
1458 году на Киевскую кафедру
был поставлен митрополит-униат
Григорий Болгарин. Таким образом
на Западе Руси появилась митрополия,
отдельная от Московской, с непрекращающимися
попытками совращения ее в унию. И хотя
в дальнейшем митрополит Григорий перешел
в юрисдикцию Константинопольского патриарха,
последний «практически не имел возможности
реально влиять на дела Киевской митрополии
(единственное исключение – Патриарх
Иеремия II Транос, который приехал в Речь
Посполитую накануне Брестской унии, однако
и он не преуспел в своих попытках урегулировать
церковную жизнь в Киевской Церкви» [Петрушко]
Московская
митрополия, находившаяся под покровительством
государства, увеличивала свои пределы,
получала средства от правительства, «украшалась
внешним благолепием и вместе с государством,
которое, успокоившись от внешних и внутренних
бед, начало стремиться к усвоению плодов
западной цивилизации, обнаружила внутри
себя замечательное просветительное движение»
[Знаменский, стр. 141] и в конце XVI века
возвысилась до степени самостоятельного
патриархата. Но если в Московская
митрополия твердо стояла против влияния
Рима, то в митрополии западной, где католическое
правительство управляло православным
народом, сложилась совершенно другая
ситуация. С одной стороны представители
правящей династии Ягеллонов, более всего
стараясь о соединении Литвы с Польшей,
«находили нерасчетливым раздражать православных
жителей Литвы и западной Руси религиозными
притеснениями» [Знаменский, стр.219] и православие
не отменялось в границах Литвы-Польши
в пользу другой господствующей религии,
однако «православие обречено было на
мучительную двусмысленность, на замаскированное
и все время возраставшее гонение, на вымогательство
путем политических ограничений и давлений
измены православию во имя господствующей
в государстве римо-католической религии.
На вымогательство и введение унии мерами
государственного давления.» [Карташев].
- Положение
Киевской митрополии после отделения
от Московской.
К
концу XVII века, по данным львовского
православного братства, «во всей Литовской
митрополии было 8 епархиальных владык
и попов русских 11.000» [Карташев, стр. 536-537].
Это дало основание А.В.Карташеву считать,
что православная церковь имела вместе
с монастырями «от 4 до 5 тысяч приходский
центров» [Карташев, стр.537]. Статистическое
латинское меньшинство имело на своей
стороне силу качественную, а не количественную.
Возглавление православной церкви именем
патриарха Константинопольского было
слишком формально. Если папская власть,
через нунциев и кардиналов, реально контролировала
церковную жизнь на местах, то у патриархов
не существовало постоянных агентов в
возглавляемых ими национальных церквах.
Еще большая разница была в государственном
положении русских епископов по сравнению
с латинскими. Русский епископ вовсе не
допускался к делам государственным, тогда
как епископ латинский занимал формальное
положение советника короны, и по сану
был членом Рады-Сената. Огромная разница
была и между монашеством русским и польским.
Немногочисленное православное монашество
было бесшкольным и неученым, тогда как
монашество латинское, принадлежа к различным,
в т.ч. просветительным орденам, было вооружено
образованностью для влияния на народ.
Единственное, что до времени защищало
православие, это русское по языку и самосознанию
государственное начало в Литве. И хотя
польская государственность наводняла
Литву делопроизводством на польском
языке, с литовской стороны государственный
язык русский преобладал. «Даже акты королевской
власти, публикуемые законы и все судопроизводство
в Литве обязательно совершалось на государственном
для Литвы русском языке» [Карташев, стр.
537]. Вообще разноверие, по средневековым
государственным понятиям, было главным
препятствием для имперского единства
Польши, и поэтому польско-католическая
стихия последовательно стремилась отдалять
Литовскую Русь от Руси Московской, а существующую
православную митрополию от восточного
соседа, посредством уже известного орудия,
малодушно созданного самими византийцами,
Флорентийской Унии. И хотя польские короли
и великие литовские князья обещают в
своих документах охранять права и привилегии
православия, но укреплять это положение
навеки польско-литовская государственность
не собиралась. «Наоборот, она решила свой
примат развивать до победного конца»
[Карташев, стр. 538-539]. Уже в 1413 году появляется
Городельское постановление, согласно
которому на высшие гоacTP`abRU]]kU@T^[V]^abX@R@;XbRU@]PW]PgP[Xal@b^[lZ^@[XfP@`X\^MZPb^[XgUaZ^S^@RU`^Xa_^RUTP]XoL@P@bPZVU@WP_`UiP[^al@ab`^Xbl@X@R^W^Q]^R[obl@_`PR^a[PR]kU@e`P\kN@MbX\@Qk[^@_^[^VU]^@]PgP[^@_`o\^S^@S^]U]Xo@]P@_`PR^a[PRXUN-@@>T]^Y@XW@^a^QU]]^abUY@c_`PR[U]Xo@:XURaZ^Y@\Xb`^_^[XX@Qk[^@PZbXR]^U@cgPabXU@\X`o]@R@fU`Z^R]ke@TU[PeN@5a[X@<^aZ^RaZPo@fU`Z^Rl@^_X`P[Pal@]P@_`PR^a[PR]^U@_`PRXbU[labR^L@b^@UTX]abRU]]^Y@_^TTU`VZ^Y@fU`ZRX@:XURaZ^YL@Z^b^`Po@]Pe^TX[Pal@_^T@R[Pabln@X]^RU`]^S^@_`PRXbU[labRPL@Qk[@]P`^T@X@_`PR^a[PR]kU@_P]kL@Z^b^`kU@ᆱcgPabR^RP[X@R@XWQ`P]XX@\Xb`^_^[XbPL@U_XaZ^_^R@X@aRoiU]]^a[cVXbU[UYL@a[UTX[X@WP@fU`Z^R]k\@acT^\@X@c_`PR[U]XU\N@_`^bUab^RP[X@_`^bXR@fU`Z^R]ke@W[^c_^b`UQ[U]XY@X@WPiXiP[X@fU`Z^R]kU@X]bU`Uak@_U`UT@_`PRXbU[labR^\ᄏ@{7]P\U]aZXYL@ab`N@RQY}N@?Pb`^]Pb@]PT@aR^X\X@fU`ZRo\X@X@\^]Pabk`o\X@R@S^`^TPe@TU`VP[X@^QiX]kL@P@]P@R^bgX]]ke@WU\[oe@_P]kN@8@^QiX]]kYL@X@UTX]^[Xg]kY@_Pb`^]Pb@a@^T]^Y@ab^`^]k@Qk[X@^gU]l@_^[UW]k@T[o@fU`ZRXL@]PTUV]^@WPiXiPo@UU@^b@ZPb^[XgUabRP@X@c]XXL@]^@a@T`cS^Y@\^S[X@Qkbl@X@^gU]l@R`UT]k@RRXTc@R^W\^V]^abUY@T[o@_`^XWR^[P@_Pb`^]^RN@@?Pb`^]P\X@fU`ZRUY@X@\^]Pabk`UY@Qk[X@]U@b^[lZ^@_`PR^a[PR]kU@_P]kL@]^@X@@ZPb^[XZX@]P@aR^Xe@R^bgX]PeL@P@bPZVU@aP\@Z^`^[l@]P@Z^`^]]ke@WU\[oeN@?Pb`^]Pb@gU`UW@Rkahcn@Z^`^[URaZcn@X]abP]fXnL@P@bPZVU@gU`UW@\Uab]ke@_Pb`^]^RMX]^RU`fUR@aR^TX[@Z@\X]X\c\c@fU`Z^R]^MZP]^]XgUaZ^S^@]PTW^`P@R[Pabl@U_XaZ^_^R@X@]Pab^obU[UYL@P@R[Pabl@`UP[l]Po@X@mZ^]^\XgUaZPo@Qk[P@R@`Pa_^`oVU]XX@_Pb`^]^RMmZa_[cPbPb^`^RN@ᆱ8WR`PiU]]^U@_Pb`^]PbaZ^U@_`PR^@_^T`kRP[^@R@Z^`]U@]^`\P[l]kY@fU`Z^R]kY@ab`^YL@c]XVP[^@X@`PW[PSP[^@Tce^R]kU@aX[k@X@Z[X`P@X@\X`o]ᄏ@{:P`bPhURL@ab`@UTQ}N@@-@@?`^ZPb^[XgUaZPo@_^[XbXZP@RU[XZ^S^@Z]oWo@[Xb^RaZ^S^@0[UZaP]T`P@HQTYRMQUPVIL@aTU[PRhUS^ao@WPbU\@X@Z^`^[U\@_^[laZX\L@_^@abUa]U]Xn@R@RU`U@_`PR^a[PR]keL@_`XRU[P@Z@_U`Ue^Tc@XW@[Xb^RaZ^S^@_^TTP]abRP@R@\^aZ^RaZ^U@Z]oWUY@B`cQUfZXeL@>[lhP]aZXeL@1U[laZXeL@>T^URaZXeL@2^`^bk]aZXe@X@?U`U\kh[laZXeN@;XbRP@[XhX[Pal@GU`]XS^RPL@3^\U[oL@;nQUgPL@=^RS^`^TP@AURU`aZ^S^L@?cbXR[oL@<fU]aZPL@AU`_UYaZP@X@@k[laZPN@?`X@_`XU\]XZU@0[UZaP]T`P@AXSXW\c]TU@i@HQUPVMQUTTI@R@`UWc[lbPbU@R^Y]k@a@<^aZR^YL@Rkabc_PniUY@WPiXb]XfUY@_`PR^a[PRXoL@;XbRP@[XhX[Pal@A\^[U]aZPL@P@]P@ab^`^]c@\^aZ^RaZ^S^@RU[XZ^S^@Z]oWo@2PaX[Xo@_U`Uh[X@aX[l]kU@Z]oWlo@3[X]aZXUN@MbX@_^bU`X@_`XRU[X@Z@b^\cL@gb^@ᆱZ^`^[l@aTU[P[ao@bU`_X\UU@Z@_`PR^a[PRXnᄏ@{7]P\U]aZXYL@ab`N@RRP}N@?^[lWcoal@bU`_X\^abln@]^R^S^@Z^`^[o@R@QUPY@S^Tc@_`PR^a[PR]kU@_`^RU[X@a^Q^`@@R@2X[l]UL@^_`UTU[U]Xo@Z^b^`^S^@T^[V]k@Qk[X@cbRU`TXbl@_^[]cn@aP\^ab^obU[l]^abl@WP_PT]^`caaZ^Y@fU`ZRXN@@UhU]Xo@a^Q^`P@_^TbRU`TX[@aR^UY@R[Pabln@AXSXW\c]TL@P@\Xb`^_^[Xbk@8^]P@@ii@HQUPSMQUPWI@X@@@8^aXd@A^[bP]@HQUPWM@QURRI@@T^abPb^g]^@R^WRkaX[X@_`PRP@fU`ZRX@X@^bR`PbX[X@_^_kbZX@ZPb^[XZ^R@`Pa_`^ab`P]Xbl@a`UTX@_`PR^a[PR]ke@D[^`U]bXYaZcn@C]XnN@>T]PZ^@]Ua\^b`o@]P@_`^R^WS[PhPRhXYao@R@?^[lhU@_`X]fX_@aR^Q^Tk@RU`^Xa_^RUTP]XYL@S`^T]U]aZXY@aUY\@QURR@S^TP@T^QX[ao@^QoWPbU[labRP@Z^`^[o@]U@R^WR^TXbl@]P@RkahXX@\UabP@]XZ^S^@XW@_`PR^a[PR]keN@@?`XU\]XZ@AXSXW\c]TP@iL@[nQXbU[l@`^aZ^hX@X@WPQPRL@AXSXW\c]T@ii@0RScab@HQUTTMQUWRI@^QjoRX[@_^[]cn@aR^Q^Tc@RaU\@e`XabXP]aZX\@Xa_^RUTP]Xo\L@D[^`U]bXYaZPo@c]Xo@]U@Ra_^\X]P[PalL@_`PR^a[PR]kU@_^[lW^RP[Xal@RaU\X@_`PRP\XL@_^_P[X@R@\PSXab`Pbk@X@aU]PbN@7Pb^@W[^c_^b`UQ[U]Xo@Z^`^[oL@Z^b^`kY@_^ab^o]]^@]cVTP[ao@R@TU]lSPe@T[o@`^aZ^h]^Y@VXW]XL@_`X@WP\UiU]XX@U_XaZ^_aZXe@ZPdUT`@X@\^]Pabk`aZXe@]Pab^obU[labR@T^abXS[X@Q^[lhXeL@gU\@_`UVTUL@`PW\U`^RN@@2@mb^b@_U`X^T@[PbX]aZPo@fU`Z^Rl@]U@\^S[P@_`^T^[VPbl@aR^UY@TUobU[l]^abX@R@_^T`kR@_`PR^a[PRXnL@bNZN@UY@aP\^Y@cS`^VP[P@aU`lUW]Po@^_Pa]^abl@^b@`Pa_`^ab`P]U]Xo@R@?^[lhU@X@;XbRU@_`^bUabP]abRPN@:Pb^[XgUabR^@T^[V]^@Qk[^@c_^b`UQXbl@RaU@aX[k@T[o@Q^`lQk@a@^_Pa]k\@R`PS^\L@X@R@_^T\^Sc@Tce^RU]abRc@Qk[@_`XWRP]@^`TU]@XUWcXb^RN@2@QUXW@S^Tc@_^[laZX\@Z^`^[U\@Qk[@XWQ`P]@AXSXW\c]T@2PWPL@ak]@hRUTaZ^S^@Z^`^[o@8^P]]P@iiiL@`UR]^ab]kY@ZPb^[XZL@_^TgX]U]]kY@R[Xo]Xn@XUWcXb^RN@?^]oRL@gb^@_`^RUabX@^Q`PiU]Xo@_`PR^a[PR]ke@R@ZPb^[XgUabR^@b`cT]^L@XUWcXbk@`UhX[X@T^QXblao@c]XXN@?`PR^a[PR]k\@_P]P\@^]X@S^R^`X[X@^@Z`PY]U\@]URUVUabRU@Xe@Tce^RU]abRPL@P@Tce^RU]abRc@^@US^@WPRXaX\^abX@^b@\X`o]@X@aP\^ab^obU[l]^\@_^[^VU]XX@ZPb^[XgUaZ^S^@Tce^RU]abRPN@>T]PZ^@XUWcXbk@^hXQ^g]^@_`U]UQ`USP[X@]P`^T^\L@`Pсчитывая
на его безгласие. Но «именно простой народ
и в городах, и в деревнях твердо стоял
за свою православную отеческую веру и
не хотел слышать о вере латинской» [Тальберг,
стр. 472].
.