Принятие христианства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 19:39, реферат

Описание работы

Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.). Особенно важное значение имела его религиозная реформа — принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д). Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г. “пленясь христианским учением отправилась креститься в Констатинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный восприемником от купели”.

Работа содержит 1 файл

Принятие христианства.docx

— 14.31 Кб (Скачать)

Принятие христианства

Заметный шаг вперед в  своем развитии сделало молодое  русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.). Особенно важное значение имела его религиозная реформа — принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д). Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г. “пленясь христианским учением отправилась креститься в Констатинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный восприемником от купели”.

“Возвратившись в Киев, она старалась просветить сына князя  Святослава, но получила ответ: “Могу  ли один принять новый закон, чтобы  дружина не смеялась надо мной?”

Сын Святослава великий князь  Владимир, занявший киевский престол  в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды. “Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками об их вероисповеданиях, отправил десять разумных мужей в различные страны для собрания известий о богослужении и, наконец, по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр и старцев стал христианином” (Н.М. Карамзин).

Дело крещения Руси облегчалось  внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежников — Варды Склира и Варды Фоки. В этих условиях императоры-братья Василий Болгаробойца и Константин обратились за помощью к Владимиру. В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны.

Императоры не выполнили  своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда  Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. “Воротясь в столицу, Владимир приказал истреблять кумиров и истуканов, а народ был крещен в Днепре”. (Н.М. Карамзин).

Распространение христианства зачастую встречало сопротивление  населения, почитавшего своих языческих  богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Как  отмечал известный историк феодализма С.В. Бахрушин, христианизация растянулась  на ряд десятилетий.

Принятие христианства на Руси в православной традиции —  процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской  цивилизации, формированием и развитием  национальной русской культуры через  византийскую и античную культуру.

Во главе церкви стоял  Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим  киевским князем с последующим избранием  собором епископов. В крупных  городах Руси всеми практическими  делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь  имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться  практически во все стороны жизни  прихожан.

Христианство способствовало ускорению развития феодального  способа производства в Древней  Руси. Церковные учреждения наряду с князьями имели крупную земельную  собственность. Прогрессивная сторона  деятельности христианской церкви заключалась  в ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда.

Христианство сыграло  большую роль в идеологическом обосновании  и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает  киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное  значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права.

Крещение оказало влияние  и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты  чеканки монет. Заметное влияние  крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали  в новообращенной стране шедевры, сравнимые  с лучшими образцами византийского  искусства. Например, Софийский собор  в Киеве, построенный Ярославом  в 1037.

Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и  образцы греческой скульптуры. Заметный крещение оставило и в области просвещения, книгоиздательского дела. Славянская азбука получила распространение на Руси в начале X в. Как записано в летописи: “Дивно же есть се, колико добра створил Русьстей земли, крестив ю”.


Информация о работе Принятие христианства