Принятие христианства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:50, реферат

Описание работы

Крупнейшие религиозно-идеологические изменения в древнерусском обществе произошли в княжение Владимира. В 980 г., после захвата Киева и убийства старшего брата, великого князя Ярополка (972-980), с целью укрепления своей власти в государстве Владимир провел первую религиозную реформу, суть которой состояла в провозглашении великокняжеского покровителя Перуна верховным общегосударственным богом Руси. Однако языческая реформа не дала тех результатов, на которые рассчитывал Владимир. Поэтому уже через несколько лет встал вопрос о принятии в качестве государственной развитой монотеистической (единобожной) религии.

Содержание

Введение
Глава I. Предпосылки принятия христианства
Глава II. Крещение Руси
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории.docx

— 20.62 Кб (Скачать)

 
СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение 
Глава I. Предпосылки принятия христианства 
Глава II. Крещение Руси 
Заключение 
Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Крупнейшие  религиозно-идеологические изменения  в древнерусском обществе произошли  в княжение Владимира. В 980 г., после  захвата Киева и убийства старшего брата, великого князя Ярополка (972-980), с целью укрепления своей власти в государстве Владимир провел первую религиозную реформу, суть которой состояла в провозглашении великокняжеского покровителя Перуна верховным общегосударственным богом Руси. Однако языческая реформа не дала тех результатов, на которые рассчитывал Владимир. Поэтому уже через несколько лет встал вопрос о принятии в качестве государственной развитой монотеистической (единобожной) религии.

     Ею  могли быть: византийский (православие) или западноевропейский (католицизм) вариант христианства; ислам-религия  соседнего с Русью государства  Волжская Булгария; иуадизм, который исповедовали верхи Хазарского каганата, к тому времени, правда, уже разгромленного. Выбор был сделан в пользу хорошо известного в силу давних и тесных контактов с Византией православия. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА.

     Знаменитое  “крещение Руси”, положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано целым  комплексом факторов. Среди них стремление Владимира укрепить государство  и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с  помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с  Перуном не привела к преодолению  племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской  власти.

     Следует учитывать и то обстоятельство, что  принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных  соседей, относящихся к язычникам  как к нелюдям. При этом надо иметь в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г.

     Вероятно, сказались и какие-то личные соображения  Владимира и некоторые эпизоды его жизни. Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по себе добрую память. Не исключено, что его греховное языческое прошлое, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а, следовательно, укрепляло и княжескую власть.

     Важной  представляется и т.н. проблема “выбора  веры”, от решения которой во многом зависел весь ход русской истории.

       Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. “Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти”,- так, якобы, ответил он на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу - самыми красивыми.

       Это дает, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира. Кроме того, князем, вероятно, учитывалась и международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был и главой религиозного культа.

       Помимо прочего, православие было более терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.  

ГЛАВА II. КРЕЩЕНИЕ РУСИ.

     В 988 г. Владимир крестился сам, окрестил своих детей, бояр, дружину и под  страхом наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще.

     При крещении Владимир получил христианское имя Василий в честь императора Василия II —Василия Великого.

     Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда  почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением  церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы. Так, на холме в Киеве, где стоял идол Перуна, была воздвигнута церковь Василия, посвященная Василию Великому. Под Новгородом, В Перыне, же находился языческий храм, была построена церковь Рождества. По сообщению «Повести временных лет», Владимир начал строить в городах церкви, назначать священнослужителей «и людей стали приводить к крещению по всем городам и селам».

     По  словам историка Я.Н.Щапова: "распространение  христианства проводилось княжеской  властью и формирующейся церковной  организацией насильно, при сопротивлении  не только жрецов, но и различных  слоев населения".(9) Подтверждение  этому можно найти у Татищева В.Н. (8), который исследуя летописные рассказы о крещении, приводит такие  факты: метрополит Илларион Киевский признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: "Никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному Богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшими, ибо его религия была связана с властью". В других же городах замена традиционного культа новым встречала открытое сопротивление. 
 

Сопротивление введению христианства

     Основная  часть населения Руси оказывала  активное или пассивное сопротивление  новой религии. Именно всеобщее неприятие  ее в условиях пусть даже ограниченного  народовластия сорвало планы  киевской знати и превратило введение христианства в многовековой процесс.

     В большинстве открыто восставших против насаждения христианства городов  выступила поместная светская и  прежняя духовная знать. Так, известно о восстании князя Могуты, которое длилось с 988 по 1008 г. Многолетняя борьба Могуты завершилась его пленением, а затем помилованием со ссылкой в монастырь.

     Восставшие  повсеместно разрушали храмы, убивали  священников и миссионеров. Восстания  в разных регионах были сходны по своему характеру с восстаниями в  Суздале, Киеве, Новгороде, в них  слились воедино антихристианские и антифеодальные мотивы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Утверждение монотеистической религии способствовало укреплению великокняжеской власти, ликвидации «дофеодальной раздробленности», присущей Руси вплоть до конца Х  в., когда в ряде восточнославянских земель существовали собственные князья под эгидой Киева.

     Христианство  сыграло исключительно крупную  роль в идеологическом обосновании  власти киевских князей. «С момента  крещения на князя «взирает... всемилостивое  око благого бога». Князя сажает на престол сам бог».

     Утверждение христианства на Руси в качестве государственной  религии оказало большое влияние  на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание  местных, племенных различий в отдельных  областях Руси и формирование древнерусской  народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием. Ликвидация местных языческих культов также  способствовала дальнейшей этнической консолидации, хотя различия в этой сфере продолжали сохраняться и  обнаружили себя позже, когда в период феодальной раздробленности, усугубленной татаро-монгольским нашествием, отдельные  части Руси обособились друг от друга  или попали под власть иноземных  завоевателей.

     Крещение  Руси было важным этапом в развитии ее культуры. Во многих отношениях древнерусская  культура обрела принципиально-новые  черты и особенности. Подобно  тому, как христианизация Руси явилась  фактором, заметно ускорившим складывание  единой древнерусской народности из восточнославянских племен с их различными культами, христианство способствовало и консолидации древнерусского сознания —как этнического, так и государственного. Заметим также, что христианство, принеся на Русь славянскую письменность, не могла не усилить и сознание единства происхождения славян и славянской общности. Чувство этой общности часто переплеталось с древнерусским этническим самосознанием. Это характеризует многие памятники древнерусской письменности. По этому поводу высказался Нестор Летописец: «Бе один язык словенеск... А словеньскый язык и рускый одно есть».

     С принятием христианства на Руси возникла и литература. Но самым важным последствием принятия христианства явилось то, что оно послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через Византию из глубины  веков в Древнюю Русь активнее начало проникать и влияние мировой  цивилизации, в том числе наследие античного мира и Ближнего Востока. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы:

     Платонов  С. В. "Лекции по русской истории", С.- Петербург, сенатская типография, 1913.

     Ключевский  В. О. "Курс русской истории" ч.1, Москва, "Мысль", 1987.

     Гордненко Н.С. "крещение Руси", Ленинград, 1984.

     "Христианство  и Русь", Москва, 1988.

     Филист Г. М. "Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия", Минск, "Беларусь", 1988.

     Соловьев  С. М. Сочинения, кн.1, "Мысль", 1988.

     Карамзин  Н.М. "Предание веков".

     Татищев В. Н. "История Российская", т.2, Москва, 1962.

     Щапов Я. Н. "Церковь в древней Руси", политиздат, 1989.  

Информация о работе Принятие христианства