Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 03:55, реферат
"Древние славяне никогда не были объединены ни политически, ни экономически, и едва ли они могли иметь общих богов, общие культы. Очевидно, у каждого племени были свои предметы почитания, и даже у каждого рода свои. Но конечно многое было одинаково или сходно у разных племен."1 Число богов древних славян велико и каждый из богов относился к той или иной стороне быта славян – например Перун – бог грозы, Велес (Говядо) – бог скотоводства, Даждьбог и Хорс – солнечные боги, и.т.д.
Введение
Русские земли до принятия христианства
Причины принятия христианства
Официальное крещение Руси
Влияние христианства на различные стороны общества Древней Руси
Заключение
Список использованной литературы
ФАКУЛЬТЕТ «ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
КАФЕДРА «ЭКОНОМИКИ »
РЕФЕРАТ
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ: «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
ИСТОРИЯ»
НА
ТЕМУ:
«ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА
НА РУСИ»
Направление:
«080100.62- «ЭКОНОМИКА(БАКАЛАВРИАТ)»
Выполнила: студент (ка) ______ курса
________________________
________________________
«____» _________ 20____ г.
Проверил:
Преподаватель ________________
______________________________
Тында 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
"Древние
славяне никогда не были
Вследствие
значительного количества богов, а
также разобщенности
Это несомненно понимала Ольга, жена погибшего князя Игоря, одна из первых на Руси в 957 году принявшая христианство. Именно с того времени – со второй половины 10 века начинается принятие христианства на Руси. Этот процесс отнюдь не был прост и безболезненнен – это была борьба, борьба двух религий – христианской, пришедшей из Византии и чуждой Руси, и славянского язычества. Он сопровождался многочисленными гонениями и бунтами. С X по XVI век шел постепенный упадок ведической и языческой религий, это время религиозных междоусобиц, двоеверия, иноземного ига, зависимости от иноземцев и иноплеменников. С XVII века и поныне - преследования язычников, угасание древней веры, время последних хранителей веры. Сейчас можно сказать, что язычество "ПРЕЖНЕЕ ПРОШЛО".3 Но об этом я поговорю позже...
В
любой религии делается попытка
"установить "обратную связь" с
той сокровенной Сущностью, которая
коснулась человека своим веянием.
В самом же чувстве присутствия Божественного
большинство религий обнаруживают внутреннюю
общность".4 Однако тогда возникает
резонный вопрос – если едина Божественная
Реальность, к которой человек приобщается
в религиозном опыте, то почему опыт истолковывается
так различно ?
Первый ответ на этот вопрос ссылается на несомненное сходство многих верований. "Разнообразие религий, - говорят его сторонники, - явление периферическое, поверхностное. На самом же деле по существу есть лишь одна истинная Религия, разлитая всюду под разными формами." Именно такая концепция помогает как бы сгладить непримиримость различных религий, сгладить бесконечные разногласия. Наиболее четко и последовательно придерживались такой точки зрения индийский философы: Рамакришна, Вивекананда,Радхакришнан, а также многие европейские теософы, такие как Лессинг, Новалис, Эмерсон, Толстой. Однако такой подход приводит к обезличиванию разных религий, а кроме того, стирание границ вольно или невольно ведет к замалчиванию важных противоречий в различных религиях. Наглядным примером этому служит сравнение христианства и буддизма, сходных лишь во второстепенных чертах, в главных же они почти диаметрально противоположны.
Сторонники второго взгляда,"считающие себя строгими последователями Библии, впадают в другую крайность. Они признают, что есть лишь единственное Откровение, данное Израилю и от избранного народа перешедшее к Сверх-Израилю, т.е. Церкви. Все, что лежит за пределами этого духовного потока, объявляется либо чисто человеческими домыслами, либо суевериями."5
Нельзя отрицать, что данную позиция действительно имеет основание в Библии. Этот радикализм проповедовал раннехристианский писатель Тертуллиан, в настоящее время его возродил известный протестантский богослов Карл Барт. Однако нельзя отождествлять это порождение кризисных эпох с целостным духом библейского учения.
Существует и другие мнения, но они менее распространены.
Как
же относятся к христианству нынешние
потомки славян ? Как и тысячелетие
назад существует два мнения – за и против,
как бы банально это не звучало. Однако
"чаша - За" в настоящее время перевешивает
– это единственное изменение в этом вопросе
за 10 веков. Большинство считает, что Христианство
– есть действительно правдивая, справедливая
и гуманная вера. Эту точку зрения поддерживает
А.Мень, В.Соловьев, Н.Бердяев многие другие,
с другой стороны в настоящее время есть
люди, цель которых опорочить Христианство,
основные доводы таких людей можно понять,
прочитав статью Дмитрия Янковского и
Ярослава Добролюбова "Чем христианство
плохо ?". Они состоят в том, что: Христианство
ЧУЖАЯ, навязанная религия, все христиане
– РАБЫ, монотеизм абсурден, а также в
большом количестве вымышленных "противоречий"
в Библии, связанных с отрывом цитат от
контекста книги. Конечно многие люди
– анархисты, а самое страшное, в виду
своей многочисленности, - секты,
заинтересованные в том, чтобы опорочить
и очернить христианскую религию, отделить
русского человека от Иисуса Христа. Однако
любой здравомыслящий человек должен
выбирать религию не на основе скоропалительных
решений, навязанных прочтением брошюры
"Башня" братства Иеговы, а из собственных
духовных побуждений, своей близости к
той или иной религии, осознанием ее роли
в истории развития своего государства.
Ведь именно принятие Христианства тысячу
лет назад на Руси коренным образом повлияло
на ее историю, быт, характер и мировоззрение
русских людей. Итак, с чего же все началось?
1. РУСКИЕ ЗЕМЛИ ДО ПРИНЯТИЯ
ХРИСТИАНСТВА
История Руси предшествовавшая принятию христианства непонятна и слабо изучена. Это связано прежде всего с тем, что наши первые летописцы писали не раньше 11 века. А о событиях 9-10 вв., за исключением немногих письменных греческих свитков, не имели других источников кроме устных народных преданий, за которыми нельзя признать несомненной достоверности, так как они подвергались вымыслам и изменениям. Таким образом можно отметить, что только с приходом христианства русский народ получил прочные основы для создания государственной и гражданской жизни, основы, без которой собственно и нет истории.
Восточная территория Европейской России была населена чудскими и тюркскими племенами, а в западной половине, кроме литовского и чудского народов, примыкавших своими поселениями к Балтике, жили славяне под разными местными названиями держась берегов рек: Волхово, Днепра, Припяти, Сожи, Горыни, Стыри, Случи, Буга, Днестра, Сумы, Десны, Оки и их притоков. Жили небольшими общинами. Никаких установлений, связывающих между собой племена, не было. Признаки государственной жизни так же отсутствуют. Религия славян состояла в обожании природы, в поклонении солнцу, воде, небу, земле, ветру, деревьям, птицам. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов. У них не было ни храмов, ни жрецов, поэтому их религия не могла претендовать на повсеместность. Так же у славян не было ясных представлений о существовании жизни после смерти, верили они и в волшебство.
Мало-помалу
отношения с Византией и
В
дальнейшем на Руси стали складываться
христианские традиции. К христианству
приходит и княжеская власть. Много лет
государством правила княгиня Ольга, принявшая
христианство. Есть предположение что
христианином был ее внук Ярополк. Но в
среде народа христианство еще довольно
долго не получало распространения.
2.
ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА
НА РУСИ
Официальное крещение Руси связывают с именем князя Владимира Святославовича, «в последствии получившим наименование Святого».
Что же подвигло Русь к принятию христианства? Основной причиной, мне кажется, можно считать зарождение на Руси раннего феодализма и образование государства, Киевской Руси, которое не могло существовать без сильной и обоснованной идеологии. Владимиром предпринималась попытка усовершенствовать языческие верования славян и на этой основе создать религию в большей степени соответствующую современному этапу развития общества. Но процесс образования новой религии происходит очень долго, следовательно нужно было взять готовую религию которая бы удовлетворяла всем требованиям данного социально-политического момента. К этому времени в мире существовало несколько религий (ислам, иудаизм, христианство, индуизм) претендовавших на то, что бы обосноваться на Руси. Владимиру оставалось только сделать выбор. «Этот выбор может показаться произвольным лишь на первый взгляд. В действительности он был жестоко обусловлен принадлежностью к определенному региону. Кроме того, оказывают влияние налаженные... политические, торговые, культурные связи».7 У волжско-камских булгар был распространен ислам, у хазар - иудаизм, в Византии и Западной Европе - христианство (с центрами в Риме и Константинополе). Все эти религии уже начали распространяться на Руси, но ни одна из них не могла занять основных позиций. Для Владимира принятие той или иной религии было делом прежде всего политическим. Поэтому иудаизм не рассматривался серьезно претендентом на государственную религию так как иудаизм был религией побежденного народа (в 965 году Хазария была разгромлена войском Святослава Игоревича).
Ислам имел больше шансов на то, чтобы стать официальной религией Русского государства, но здесь существуют две точки зрения на то, почему Владимир отказался от ислама.
Первой причиной послужившей отказом от ислама, как считают, это то, что Коран запрещает вино. Хотя история Востока дает массу примеров нарушения этой заповеди (султан Селим 2 получил прозвище “маст”, что означает пьяница).
Владимир же как известно любил устраивать пышные пиры и празднества по любому поводу, в частности по поводу побед в военных походах. Более достоверной и достаточной мне видится другая причина.
Это слабость исламского мира в 80-е г.г. 10 века. «Правители Сирии в 70-е годы 10 века получили ряд серьезных поражений от Византии... Некогда могущественную державу Саманидов на востоке мусульманского мира в правление Нуха 2 (976-997 г. г) постоянно сотрясали распри и мятежи феодалов. Подобное состояние мусульманских государств в 80-е годы 10 века, дали основания Владимиру усомниться в способности ислама укрепить центральную власть».8
Принятие же христианства, особенно из Византии, для Владимира было наиболее удачным выбором. Византия в те времена переживала подъем во всех отраслях жизни. Арабские государства терпели поражения от Византии, претендовавшей на Сирию и Закавказье. Также успех сопутствовал Византии и на Балканах. Уже исходя из этого принятие крещения из Константинополя было выгодным. К тому же Византия нуждалась в военной помощи Руси. Эту помощь Владимир оказал и получил в жены сестру императоров Константина и Василия - Анну. Среди сложного комплекса побудительных причин выбора Византийского варианта христианства Русью времен князя Владимира Святославовича, на одном из первых мест, ... стоит культурно-историческая значимость государственного соседства с Византией. Принятие же Западного варианта христианства означала для Владимира подчинение Папской власти, следовательно об укреплении власти на месте не могло быть и речи.
Из
всей массы всемирно-исторического материала,
доступного для наших предков, история
Византии представлялась наиболее пригодной
для практического приложения, для заимствования
и справок и примеров в нужных случаях.
Дух нетерпимости, которым предки хотели
оградить свою святую православную веру
от чужой примеси, не позволял им искать
образцов ни в истории языческого мира,
ни в истории латинского запада.
3.
ОФИЦИАЛЬНОЕ КРЕЩЕНИЕ
РУСИ