Принятие христианства на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:04, контрольная работа

Описание работы

Христианство в древней Руси существовало еще задолго до
придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо
распространенным и, конечно, не могло конкурировать с язычеством, но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым
суевериям суеверия диких финнов и подпадали под влияние финских
шаманов - «волхвов» и «кудесников»,- то тем более должна была
влиять христианская сфера на тех из славян, которые могли ее узнать.

Содержание

Введение
1.1.Обстановка в Киевской Руси перед принятием христианства.
1.2.Восхождение Владимира на престол.
1.3.Принятие христианства.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по истории.docx

— 39.31 Кб (Скачать)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Московский  Государственный  Университет Технологий и Управления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 
 
 

Дисциплина: Отечественная история

Специальность: 260202- Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий.

Курс: 1 курс СФО

Группа: 1 группа

Форма обучения: заочная

Студент: Баканова Алла Сергеевна

Преподаватель: 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

  

г.Смоленск, 2010 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИНЯТИЕ  ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ 
 
 
 
 
 

План  работы: 

  1. Введение

    1.1.Обстановка в Киевской Руси перед принятием христианства.

    1.2.Восхождение Владимира на престол.

    1.3.Принятие христианства.

  1. Заключение
  2. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение. 

Христианство  в древней Руси существовало еще  задолго до

придания ему  статуса официальной религии, но оно было слабо

распространенным  и, конечно,  не могло конкурировать с язычеством, но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым

суевериям суеверия диких финнов и подпадали под влияние финских

шаманов - «волхвов»  и «кудесников»,- то тем  более  должна  была

влиять христианская сфера на тех из славян, которые  могли ее узнать. Торговые отношения  с Грецией облегчали для Руси знакомство

с христианской верой. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в  Царьград, прежде славян стали там  обращаться  в  христианство и  приносили на Русь новое учение,  передавая

 его славянам.

В княжение Игоря  в Киеве  была  уже  христианская

церковь святого  Ильи, так как, по словам летописца, много

было в Киеве  варягов-христиан. В дружине самого князя Игоря было

очень  много  христиан.  Жена князя св. Ольга  также была христианкою.  Словом,  христианская вера стала хорошо знакома  киевлянам 

еще при первых варяжских князьях. Правда, «Святослав был холоден 

к христианской вере; а при сыне его Владимире  в Киеве еще стояли

языческие  идолы  и еще существовали жертвоприношения.    Но  все  же христианство в Киеве  продолжало распространяться.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.1. Обстановка в Киевской Руси перед принятием христианства.      

 В Х-ом  веке продолжалось постепенное  формирование русской государственности.  С одной стороны необходимо  было решать вопросы, связанные  с расширением влияния киевских  князей "внутри" Руси, приводя  к покорности еще разрозненные  славянские племена, с другой  стороны перманентная внешняя  угроза требовала большого напряжения  только начавшего складываться  молодого феодального государства.     

 В этой  связи вся стремительная деятельность  Великого Князя Святослава (отца  Владимира) по отношению к Руси  не была невниманием к ее  интересам, или неосознанным стремлением  пренебречь ею (как об этом  говорится в некоторых местах  летописи). Наоборот - все было рассчитано  на решение больших государственных  задач. Важнейшая из них, состоявшая  в обеспечении безопасности со  стороны Хазарского каганата, была  решена вполне успешно (он перестал  существовать после волжско-хазарского  похода). Вторая задача - создание  мирного торгового плацдарма  на западном побережье Русского (Черного) моря (в содружестве  с Болгарией) - выполнена не была, т.к. здесь Руси противостояли  две значительные силы: Византия  и печенеги.   

 Борьба с  печенегами стала в Х в. насущной  потребностью Руси. Вся плодородная  лесостепь, густо покрытая русскими  деревнями и городами, была обращена  к степям, была открыта внезапным  набегам кочевников, раскинувшихся  по русской равнине на "месяц  конного пути" от Дуная до  Жигулей.    

 Каждый набег  приводил к сожжению сел, уничтожению  полей, угону населения в рабство.  Поэтому оборона от печенегов  была не только государственным,  но и общенародным делом, понятным  и близким всем слоям общества. И естественно, что князь, сумевший  возглавить эту оборону, должен  был стать народным героем, действия  которого воспевались в былинах.  Таким князем оказался побочный  сын Святослава - Владимир.    

 В г. Любече, охранявшем подступы к Киевской  земле с севера, жил в середине  Х в. некий Малко Любечанин.  Дочь его Малуша была ключницей  княгини Ольги (матери Святослава), а сын Добрыня, очевидно, служил  князю. Во всяком случае, в былинах сохранилась память о том, что он был при княжеском дворе "конюхом да приворотчиком",  а позже стал придворным - " стольничал-чашничал девять лет".    

 Малуша Любечанка  стала одной из наложниц Святослава, и у нее родился сын Владимир (год рождения неизвестен), которого  долго потом корили его происхождением, называя "робичичем" и "холопищем". Воспитателем при нем и стал  родной дядя Добрыня.    

 Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая  судьба Владимира, но перед  очередным, и как потом окажется трагическим походом 970 г., Святослав решил посадить своих малолетних детей на княжение. Ярополку был оставлен Киев, а Олегу - Древлянская земля. В то же время Новгородцы, недовольные, может быть, властью княжеских наместников, прислали сказать Святославу,чтобы он дал им сына своего  в правители.Ни Ярополк, ни Олег не согласились княжить в Новгороде. Тогда Добрыня предложил Новгородцам просить в князья Владимира. Так юный "робичич" стал князем-наместником в Новгороде. 

                   1.2. Восхождение Владимира на престол.     

 Через несколько  лет после трагической гибели  Святослава между братьями началась  усобица, подогреваемая боярским  окружением. В результате Олег  Древлянский был убит, а Владимир, сбежав из Новгорода и три  года пробыв за морем, привел  с собой наемную варяжскую  дружину и в 980 г. двинулся  на Киев. Но кроме того, что  он шел войной на Ярополка, он еще решил отбить у него  невесту. Дело в том, что, будучи женат на гречанке-красавице, которую привез ему из похода отец, Ярополк сватался и к Рогнеде, дочери Полоцкого князя Рогволода (не Рюрикова рода). Владимир, чтобы склонить Полоцкого князя на свою сторону, также послал сватов к Рогнеде. Летописец говорит, что в таких затруднительных обстоятельствах Рогволод отдал дело на решение дочери. Но Рогнеда обидно отказала Владимиру, сказав, что не хочет идти за сына рабыни. Дружина Владимира захватила Полоцк. Князь Рогволод с двумя сыновьями был убит, а Рогнеда взята Владимиром в жены.

Из Полоцка  Владимир двинулся уже непосредственно  на Киев. Не без предательства людей  из собственного окружения Ярополк  был убит двумя варягами при попытке  помириться с братом. Таким образом, Владимир сел на киевский престол и стал единовластно княжить во всей Руси. Первым его делом была женитьба на вдове убитого брата - гречанке (поскольку многоженство в язычестве не возбранялось).    

 Как пишет  Карамзин: "Владимир с помощью  злодеяний и храбрых Варягов  овладел государством, но скоро  доказал, что он родился быть  Государем великим". Варяги считали  себя завоевателями Киева и  требовали в дань с каждого  жителя по две гривны. Протянув  время обещаниями, Владимир укрепил  и умножил русскую дружину,  после чего изгнал из Киева  ненужных уже варягов-наемников.     

Будучи ярым язычником, Владимир стал сильно теснить  христиан, которых в Киеве к  тому времени было уже достаточно много, причем еще со времен Игоря  они имели свой соборный храм - Святого  Ильи. По княжескому приказу был  изготовлен новый истукан Перуна - бога грозы и войны - с серебряной головой и золотыми усами, и поставлен  близ теремного двора на  священном холме, вместе с другими истуканами. Там, говорит летописец, стекался народ ослепленный и земля осквернялась кровью жертв. Добрыня, посланный племянником управлять Новгородом, также поставил на берегу Волхова богатый кумир Перунов. (Тут надо учитывать, что летописец христианин и соответственно его отношение к язычеству).  

"Но сия  Владимирова набожность - пишет Карамзин - не препятствовала ему утопать  в наслаждениях чувственных. Первою  его супругою была Рогнеда,  мать Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; умертвив  брата, он взял в наложницы  свою беременную невестку, родившую  Святополка (окаянного); от другой  законной супруги, Чехини или  Богемки имел сына Вышеслава;  от третьей Святослава и Мстислава;  от четвертой, родом из Болгарии, Бориса и Глеба (по другому источнику их матерью была греческая царевна Анна). Сверх того, ежели верить летописи, было у него 300 наложниц в Вышегороде, 300 в Белгороде, и 200 в селе Берестове. Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора, он презирал святость брачных союзов и невинности. Одним словом, Летописец называет его вторым Соломоном в женолюбии".         

 Став  Великим князем, Владимир значительно расширил и упрочил Русь как государство всех восточных славян. К его княжению относится  окончательное подчинение русскому князю племен, живших на восток от великого водного пути. В 981 и 982 гг. были предприняты им походы на вятичей, которые были побеждены и обложены данью, какую прежде платили Святославу. Та же участь постигла и радимичей в 986 г. Первый поход Владимира на болгар состоялся в 987 г. В летописях от 994 и 997 гг. также упоминаются удачные походы на волжских болгар, а в 1006 г. с ними был заключен торговый договор, по которому им было позволено торговать по Оке и Волге.      

 Ко времени  княжения Владимира  относятся первые столкновения Руси с западными славянскими государствами. В 981 г. вследствие войны с Польшей к Руси были присоединены Перемышль, Червен и другие города Червонной Руси. Но завоеванием Червенских городов дело не кончилось: в летописи от 992 г. упоминается еще поход Владимира на хорватов, а по некоторым спискам в это же время Владимир воевал с Мечиславом (польским королем) "за многие противности его" и одержал над ним блистательную победу за Вислой. При сыне Мечислава Болеславе Храбром был заключен мир, скрепленный дополнительно родственным союзом: дочь Болеслава была выдана замуж за Святополка.   

 Довольно  аморфное раннефеодальное государство  - Киевскую Русь - правительство Владимира  стремилось охватить новой административной  системой, построенной, впрочем,  на типичном для этой эпохи  слиянии государственного начала  с личным: на место прежних  "светлых князей", стоявших  во главе союза племен, Владимир  сажает своих сыновей:

   Новгород - Ярослав, 

   Полоцк - Изяслав, 

   Туров  - Святополк,

   Ростов - Борис,

   Муром  - Глеб,

   Древлянская  земля - Святослав,

   Волынь - Всеволод,

   Тмутаракань  - Мстислав.

     От  Киева к этим отдаленным городам  прокладываются "дороги прямоезженные", нашедшие отражение в былинах,  связывающих их с именем Ильи  Муромца.    

 Но, по-прежнему, оставалась нерешенной главная  задача внешней политики Руси - оборона от печенежских племен, наступавших на Русские земли  по всему лесостепному пограничью.     

 Летопись  вкладывает в уста князя Владимира  следующие слова: 

"-И рече  Володимер: "Се не добро, еже  мало город около Киева" 

  -И нача  ставити городы по Десне и  по  Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне.

  -И нача  нарубати (набирать) муже лучьшее  от Словен и от Кривичъ, и  от Чюди, и от Вятичъ, и от  сих насели грады. Бе бо рать  от печенег и бе воюяся с  ними и одаляя им".     

 Эти слова  летописи содержат исключительно  интересное сообщение об организации  общегосударственной обороны. Владимир  сумел сделать борьбу с печенегами  делом всей Руси, почти всех  входивших в ее состав народов.  Ведь гарнизоны для южных крепостей  набирались в далеком Новгороде,  в Эстонии (Чудь), в Смоленске  и в бассейне Москвы-реки, в  землях куда ни один печенег  не добирался. Заслуга Владимира  в том и состоит, что он  весь лесной север заставил  служить интересам обороны южной  границы, шедшей по землям Полян,  Уличей и Северян. Из самых  близких к Киеву городов были  построены Василев на Стугне  и Белгород на Днепре. Города  Треполь, Тумащ и Василев соединяли  валы. Постройка нескольких оборонительных  рубежей с продуманной системой  крепостей, валов, сигнальных  вышек сделала невозможным внезапное  вторжение печенегов и помогла  Руси перейти в наступление.  Тысячи русских сел и городов  были избавлены от ужасов печенежских  набегов.    

Информация о работе Принятие христианства на Руси