Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 14:27, курсовая работа
Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного предпринимательства. Однако потенциал семьи реализуется неэффективно. Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 История развития семейного права в России ………………………….4
Глава 2 Советское семейное право……………………………............................5
1.История развития советского семейного права........................5
2.Отношения Церкви и государства в советское время ………..6
3.Кодекс законов о браке, семье и опекунстве…………………7
Заключение…………………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………………
2.2 Отношения Церкви и государства в советское время.
Отношения Церкви
и государства изменялись и модифицировались
с течением времени. В одни исторические
периоды Церковь и государство
были индифферентны друг к другу
(скажем, при римских императорах
Октавиане и Тиберии), были правовыми и
публичными партнерами (царская Россия,
королевская Франция, Испания), бывало,
что они находились в жестоком антагонизме
(большевистская Россия, коммунистическая
диктатура в Албании). Отношения Церкви и
государства в советский период были непростыми
и весьма драматическими. Их можно разделить
на несколько периодов. С 1917 по 1921 – период
кавалерийской атаки на религию. Особой
политики в отношении Русской Православной
церкви не было. Однако идеологические
принципы большевиков были показаны наиболее
ярко именно в это время. Прежде всего,
речь идет о воинствующем атеизме. Нужно
заметить, что в тот период еще никто не
знал, как будут развиваться отношения
Церкви и государства, так как представления
о том, что церковная структура должна
была погибнуть после падения самодержавия,
были характерны для большевистской верхушки
того времени. Но этого не произошло, напротив,
стало совершенно ясно, что Церковь, несмотря
на то, что в прошлом она была иногда до
неприличия тесно связана с самодержавием,
выжила и стала пытаться наладить по-возможности
контакты с новой властью. Разумеется,
что во время гражданской войны не могло
идти речи о создании нормальных отношений
на будущее, поскольку было не понятно,
кто окажется победителем в этом столкновении.
Послания патриарха Тихона 1918 – 1919 гг.
ясно свидетельствовали о том, что Русская
Православная Церковь не только не одобряла,
а даже осуждала действия большевиков.
При этом патриарх стремился показать,
что в новых условиях Церковь будет аполитичной:
она не хочет связывать себя ни с какой
определенной политической программой
(ни белой, ни красной).
Этот период доказал, что государство не хочет налаживать нормальных отношений с Церковью, подтверждением этого стало известное письмо Ленина по поводу событий в Шуе. Большевикам нужно было скомпрометировать Церковь и по-возможности раздавить ее финансово и организационно.
Эти цели стали окончательно понятны с 1921 – 1922 гг., когда, воспользовавшись голодом в Поволжье, власть решила не только обобрать Церковь, но и поставить ее в совершенно невозможные условия существования, как в определенной степени политической силы.
Победа в гражданской войне позволила власти, увидевшей, что РПЦ нельзя будет быстро уничтожить, приступить к созданию определенной стратегии церковно-государственных отношений. Власть стремилась организационно разрушить Церковь и получить контроль над ее кадровой политикой. В полной мере был использован старый лозунг "Разделяй и властвуй", наиболее ярко это доказывает феномен обновленчества. В этот период мы уже можем говорить об осознанных репрессиях власти по отношению к представителям Церкви. Если до этого момента гонения еще не были систематизированы, то с 1921-1922 гг. они начинают подчиняться определенному порядку. Цель одна – добиться полного контроля над кадрами Церкви. Какое то время этому мешает патриарх Тихон, потом он, под влиянием фактора обновленчества, пишет покаянное послание, в котором говорит, что он не враг советской власти, и выходит на свободу из-под ареста. При этом в советских газетах он именуется как "бывший патриарх Тихон", так власть дает понять, что она принимает решения обновленческих псевдособоров и считает их голосом церкви.
30-е годы – время дальнейшего ужесточения отношений к религии и церкви. Сталинский лозунг об усилении классовой борьбы по мере строительства социализма должен был иллюстрироваться и борьбой с церковниками, которых пресса того времени очень часто называла религиозными мракобесами. К 1937 году этот процесс стал фактически неуправляемым. К тому моменту практически все монастыри РПЦ были закрыты, и на повестке дня стоял вопрос об окончательном уничтожении церковных структур. Но власти прекрасно понимали, что, уничтожив церковную форму, нельзя уничтожить религиозность, что и продемонстрировали результаты переписи.
Еще один важный
момент – внешнеполитическая ситуация.
Подготовка к войне заставляла Сталина
более внимательно относиться к
религиозному фактору, а после того,
как к СССР были присоединены новые
области с незакрытыми храмами
и монастырями, этот вопрос из теоретического
превратился в сугубо практический.
Значение Соборного Уложения
- Соборное Уложение
обобщило и подытожило основные тенденции
в развитии русского права XV—XVII веков.
- Оно закрепило новые черты и институты,
свойственные новой эпохе, эпохе наступающего
российского абсолютизма.
- В Уложении впервые была осуществлена
систематизация отечественного законодательства;
была сделана попытка разграничения норм
права по отраслям.
2.3
Кодекс законов
о браке, семье и опеке
Кодекс о браке, семье и опеке семейный кодекс, в СССР свод законов, регулирующих личные и имущественные отношения, возникающие между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи (см. также Семейное право). Принятие кодекса относится к компетенции союзных республик. Первый советский семейный кодекс - Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР был принят 16 сентября 1918. Он закрепил основные положения советского семейного права: единобрачие и добровольность брачного союза, равноправие супругов в семье, охрана материнства и детства. 19 ноября 1926 был принят Кодекс законов о браке и семье РСФСР, вступивший в действие с 1 января 1927. Кодекс 1926 основывался на тех же принципах, что и кодекс 1918; особенностью его было признание юридической силы за незарегистрированными (фактическими) браками.
В 1969-70 в союзных
республиках были приняты семейные
кодексы, в целом воспроизводящие
и развивающие принципиальные положения
общесоюзного акта - Основ законодательства
СССР и союзных республик о браке и семье
1968 (в РСФСР такой кодекс принят 30 июля
1969). В задачи этих кодексов, как и всего
советского семейного права, входит дальнейшее
укрепление советской семьи на основе
принципов коммунистической морали, всемерное
укрепление интересов матери и детей,
окончательное устранение вредных пережитков
и обычаев прошлого в семейных отношениях;
в них подчеркиваются принципы равноправия
мужчины и женщины в семейных отношениях,
а также равноправие граждан в этих отношениях
независимо от их национальности, расы
и отношения к религии. Кодексы включают
нормы о порядке и условиях заключения
и прекращения брака, признания его недействительным,
регламентируют права и обязанности супругов,
в том числе их имущественные отношения.
Специальные нормы посвящены вопросам
семьи, в том числе порядку установления
происхождения детей, определения их фамилии,
имени и отчества, правам и обязанностям
родителей по воспитанию детей, проблемам
алиментных обязанностей. Регулируются
вопросы усыновления, опеки и попечительства,
порядок совершения актов гражданского
состояния, порядок применения норм кодекса
к иностранцам и лицам без гражданства.
Забота о советской семье, в которой гармонически
сочетаются общественные и личные интересы
граждан, является одной из важнейших
задач Советского государства.
В Советском Союзе, в состав которого входит
на основе добровольного объединения
и равноправия с другими союзными республиками
Российская Советская Федеративная Социалистическая
Республика, созданы наиболее благоприятные
условия для укрепления и процветания
семьи. Неуклонно растет материальное
благосостояние граждан, улучшаются жилищно-бытовые
и культурные условия жизни семьи. Социалистическое
общество уделяет большое внимание охране
и поощрению материнства, обеспечению
счастливого детства.
Коммунистическое воспитание подрастающего
поколения, развитие его физических и
духовных сил являются важнейшей обязанностью
семьи. Государство и общество всемерно
помогают семье в воспитании детей, широко
развертывается сеть детских садов, яслей,
школ - интернатов и других детских учреждений.
Советской женщине обеспечиваются необходимые
социально-бытовые условия для сочетания
счастливого материнства со все более
активным и творческим участием в производственной
и общественно-политической жизни.
Советское законодательство о браке и
семье призвано активно содействовать
окончательному очищению семейных отношений
от материальных расчетов, устранению
остатков неравного положения женщины
в быту и созданию коммунистической семьи,
в которой найдут свое полное удовлетворение
наиболее глубокие личные чувства людей.
Задачами Кодекса о браке и семье Российской
Советской Федеративной Социалистической
Республики являются:
-дальнейшее укрепление советской семьи,
основанной на принципах коммунистической
морали;
-построение семейных отношений на добровольном
брачном союзе женщины и мужчины, на свободных
от материальных расчетов чувствах взаимной
любви, дружбы и уважения всех членов семьи;
-воспитание детей семьей в органическом
сочетании с общественным воспитанием
в духе преданности Родине, коммунистического
отношения к труду и подготовка детей
к активному участию в строительстве коммунистического
общества;
-всемерная охрана интересов матери и
детей и обеспечение счастливого детства
каждому ребенку;
-окончательное устранение вредных пережитков
и обычаев прошлого в семейных отношениях;
-воспитание чувства ответственности
перед семьей.
- Кодекс предусматривал возможность признания
юридической силы за
фактическими брачными отношениями;
- Режим раздельности супружеского имущества
был заменен на режим общности;
- Наряду с судебным был предусмотрен регистрационный
порядок установления отцовства в загсе
(по заявлению матери с последующим извещением
лица, записанного отцом, если в течение
года он не оспаривал отцовство в суде,
то в дальнейшем право на опровержение
отцовства утрачивалось);
- Был установлен единый брачный возраст
для мужчин и женщин - 18 лет;
- Было ограничено одним годом после расторжения
брака право на получение содержания нетрудоспособного
нуждающегося супруга;
- Из кодекса был исключен институт признания
брака недействительным;
- Был отменен судебный порядок расторжения
брака. Брак расторгался только в загсе,
причем участие второго супруга было не
обязательно, он лишь извещался о разводе;
- Был восстановлен институт усыновления;
- Вновь юридическая сила признавалась
лишь за браком, зарегистрированным в
загсе;
- Было отменено правило об установлении
отцовства в отношении детей,
рожденных вне брака;
- Была усложнена процедура развода: суд
первой инстанции лишь принимал меры к
примирению супругов, в случае непримирения
дело по существу рассматривал суд второй
инстанции. Текст нового семейного кодекса
обсуждался трудящимися в течение целого
года.
Наиболее существенным, по мнению экспертов,
нововведением этого
Кодекса законов о браке, семье и опеке
(КЗоБСО) было придание правового значения
фактическим брачным отношениям. Последовательное
проведение светской концепции брака
как договора действительно заставляет
придавать решающее значение не факту
регистрации брака, а взаимному соглашению
сторон. Поэтому в ходе дискуссии по кодексу
были выдвинуты многочисленные предложения
даже по упразднению регистрации брака
вообще. Но такая регистрация не была отменена,
а фактические брачные отношения были
во многом приравнены к зарегистрированному
браку.
Авторы этой идеи полагали, что такой порядок
уменьшит вмешательство
государства в личную жизнь, расширит
свободу личности. Все правовые
последствия для мужчин и женщин наступали
с момента их вступления в
сожительство, поскольку любое сожительство
теперь считалось браком. В
случае спора доказательствами наличия
фактического брака, согласно ст. 12 Кодекса,
являлись «факт совместного сожительства,
наличие при этом
сожительстве общего хозяйства и выявление
супружеских отношений перед третьими
лицами в личной переписке и других документах,
а также, в зависимости от обстоятельств,
взаимная материальная поддержка, совместное
воспитание детей и прочее.
Нерешенным оставался вопрос о параллельном
существовании нескольких
фактических браков. В годы сталинского
правления сохранившиеся элементы независимости
семьи в очередной раз встали в противоречие
со стратегией форсированной индустриализации.
По классификации, предложенной в свое
время Г.М. Свердловым, отношение к браку
в Советском Союзе можно поделить на два
основных этапа. Первый этап охватил отрезок
времени с 1918 по 1936 г.
В этот период в теории брак преимущественно
трактовался как союз,
отношение совместного сожительства,
свободное сожительство двух лиц. В
качестве основания брака рассматривались
взаимная склонность, взаимное
притяжение, культурное и идейное единомыслие
и половые отношения. Наличие между супругами
«взаимной склонности», в целом трактуемого
весьма широко, но минимально предполагавшей
наличие между супругами «хороших отношений»
рассматривалось в качестве существенного
условия супружеских отношений и соответственно
семьи. Такая оценка брака прямо вытекала
из необязательности его регистрации.
Признание юридической силы за сожительством
объяснялось тогда и
объясняется сегодня необходимостью защиты
интересов женщин (особенно из беднейших
слоев населения), интересы которых обычно
страдали от культивировавшегося при
полной поддержке государства свободного
отношения к заключению и расторжению
брака. Так что эта мера была скорее всего
попыткой остановить институт брака от
дальнейшего распада.
В 1926 г. было введено общее владение супружеским
имуществом, то
брачный договор потерял смысл. Был восстановлен
институт усыновления, и с этого года прочно
утвердился в отечественном законодательстве
как важнейшая форма воспитания в семье
детей, лишенных родительского попечения.