Принцыпы советского семейного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного предпринимательства. Однако потенциал семьи реализуется неэффективно. Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 История развития семейного права в России ………………………….4

Глава 2 Советское семейное право……………………………............................5

1.История развития советского семейного права........................5
2.Отношения Церкви и государства в советское время ………..6
3.Кодекс законов о браке, семье и опекунстве…………………7
Заключение…………………………………………………………………………

Литература…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

2.2 Отношения Церкви и государства в советское время.

Отношения Церкви и государства изменялись и модифицировались с течением времени. В одни исторические периоды Церковь и государство  были индифферентны друг к другу (скажем, при римских императорах  Октавиане и Тиберии), были правовыми и публичными партнерами (царская Россия, королевская Франция, Испания), бывало, что они находились в жестоком антагонизме (большевистская Россия, коммунистическая диктатура в Албании). Отношения Церкви и государства в советский период были непростыми и весьма драматическими. Их можно разделить на несколько периодов. С 1917 по 1921 – период кавалерийской атаки на религию. Особой политики в отношении Русской Православной церкви не было. Однако идеологические принципы большевиков были показаны наиболее ярко именно в это время. Прежде всего, речь идет о воинствующем атеизме. Нужно заметить, что в тот период еще никто не знал, как будут развиваться отношения Церкви и государства, так как представления о том, что церковная структура должна была погибнуть после падения самодержавия, были характерны для большевистской верхушки того времени. Но этого не произошло, напротив, стало совершенно ясно, что Церковь, несмотря на то, что в прошлом она была иногда до неприличия тесно связана с самодержавием, выжила и стала пытаться наладить по-возможности контакты с новой властью. Разумеется, что во время гражданской войны не могло идти речи о создании нормальных отношений на будущее, поскольку было не понятно, кто окажется победителем в этом столкновении. Послания патриарха Тихона 1918 – 1919 гг. ясно свидетельствовали о том, что Русская Православная Церковь не только не одобряла, а даже осуждала действия большевиков. При этом патриарх стремился показать, что в новых условиях Церковь будет аполитичной: она не хочет связывать себя ни с какой определенной политической программой (ни белой, ни красной).  

Этот период доказал, что государство не хочет  налаживать нормальных отношений с  Церковью, подтверждением этого стало  известное письмо Ленина по поводу событий в Шуе. Большевикам нужно было скомпрометировать Церковь и по-возможности раздавить ее финансово и организационно.  

Эти цели стали  окончательно понятны с 1921 – 1922 гг., когда, воспользовавшись голодом в  Поволжье, власть решила не только обобрать Церковь, но и поставить ее в совершенно невозможные условия существования, как в определенной степени политической силы. 

Победа в гражданской  войне позволила власти, увидевшей, что РПЦ нельзя будет быстро уничтожить, приступить к созданию определенной стратегии церковно-государственных отношений. Власть стремилась организационно разрушить Церковь и получить контроль над ее кадровой политикой. В полной мере был использован старый лозунг "Разделяй и властвуй", наиболее ярко это доказывает феномен обновленчества. В этот период мы уже можем говорить об осознанных репрессиях власти по отношению к представителям Церкви. Если до этого момента гонения еще не были систематизированы, то с 1921-1922 гг. они начинают подчиняться определенному порядку. Цель одна – добиться полного контроля над кадрами Церкви. Какое то время этому мешает патриарх Тихон, потом он, под влиянием фактора обновленчества, пишет покаянное послание, в котором говорит, что он не враг советской власти, и выходит на свободу из-под ареста. При этом в советских газетах он именуется как "бывший патриарх Тихон", так власть дает понять, что она принимает решения обновленческих псевдособоров и считает их голосом церкви. 

30-е годы –  время дальнейшего ужесточения  отношений к религии и церкви. Сталинский лозунг об усилении классовой борьбы по мере строительства социализма должен был иллюстрироваться и борьбой с церковниками, которых пресса того времени очень часто называла религиозными мракобесами. К 1937 году этот процесс стал фактически неуправляемым. К тому моменту практически все монастыри РПЦ были закрыты, и на повестке дня стоял вопрос об окончательном уничтожении церковных структур. Но власти прекрасно понимали, что, уничтожив церковную форму, нельзя уничтожить религиозность, что и продемонстрировали результаты переписи.  

Еще один важный момент – внешнеполитическая ситуация. Подготовка к войне заставляла Сталина  более внимательно относиться к  религиозному фактору, а после того, как к СССР были присоединены новые  области с незакрытыми храмами  и монастырями, этот вопрос из теоретического превратился в сугубо практический.                                                                                          

Значение Соборного Уложения

- Соборное Уложение обобщило и подытожило основные тенденции в развитии русского права XV—XVII веков. 
- Оно закрепило новые черты и институты, свойственные новой эпохе, эпохе наступающего российского абсолютизма. 
- В Уложении впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства; была сделана попытка разграничения норм права по отраслям.                                                                                                          Соборное уложение стало первым печатным памятником русского права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чем обычно специально указывалось в самих документах. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством. Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объему оно может сравниться разве что со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз.

2.3 Кодекс законов  о браке, семье и опеке 

Кодекс о браке, семье и опеке семейный кодекс, в СССР свод законов, регулирующих личные и имущественные отношения, возникающие между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи (см. также Семейное право). Принятие кодекса относится к компетенции союзных республик. Первый советский семейный кодекс - Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР был принят 16 сентября 1918. Он закрепил основные положения советского семейного права: единобрачие и добровольность брачного союза, равноправие супругов в семье, охрана материнства и детства. 19 ноября 1926 был принят Кодекс законов о браке и семье РСФСР, вступивший в действие с 1 января 1927. Кодекс 1926 основывался на тех же принципах, что и кодекс 1918; особенностью его было признание юридической силы за незарегистрированными (фактическими) браками.

В 1969-70 в союзных  республиках были приняты семейные кодексы, в целом воспроизводящие  и развивающие принципиальные положения  общесоюзного акта - Основ законодательства СССР и союзных республик о браке и семье 1968 (в РСФСР такой кодекс принят 30 июля 1969). В задачи этих кодексов, как и всего советского семейного права, входит дальнейшее укрепление советской семьи на основе принципов коммунистической морали, всемерное укрепление интересов матери и детей, окончательное устранение вредных пережитков и обычаев прошлого в семейных отношениях; в них подчеркиваются принципы равноправия мужчины и женщины в семейных отношениях, а также равноправие граждан в этих отношениях независимо от их национальности, расы и отношения к религии. Кодексы включают нормы о порядке и условиях заключения и прекращения брака, признания его недействительным, регламентируют права и обязанности супругов, в том числе их имущественные отношения. Специальные нормы посвящены вопросам семьи, в том числе порядку установления происхождения детей, определения их фамилии, имени и отчества, правам и обязанностям родителей по воспитанию детей, проблемам алиментных обязанностей. Регулируются вопросы усыновления, опеки и попечительства, порядок совершения актов гражданского состояния, порядок применения норм кодекса к иностранцам и лицам без гражданства. Забота о советской семье, в которой гармонически сочетаются общественные и личные интересы граждан, является одной из важнейших задач Советского государства.  
В Советском Союзе, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, созданы наиболее благоприятные условия для укрепления и процветания семьи. Неуклонно растет материальное благосостояние граждан, улучшаются жилищно-бытовые и культурные условия жизни семьи. Социалистическое общество уделяет большое внимание охране и поощрению материнства, обеспечению счастливого детства.  
Коммунистическое воспитание подрастающего поколения, развитие его физических и духовных сил являются важнейшей обязанностью семьи. Государство и общество всемерно помогают семье в воспитании детей, широко развертывается сеть детских садов, яслей, школ - интернатов и других детских учреждений.  
Советской женщине обеспечиваются необходимые социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием в производственной и общественно-политической жизни.  
Советское законодательство о браке и семье призвано активно содействовать окончательному очищению семейных отношений от материальных расчетов, устранению остатков неравного положения женщины в быту и созданию коммунистической семьи, в которой найдут свое полное удовлетворение наиболее глубокие личные чувства людей.      Задачами Кодекса о браке и семье Российской Советской Федеративной Социалистической Республики являются:  
-дальнейшее укрепление советской семьи, основанной на принципах коммунистической морали;  
-построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, на свободных от материальных расчетов чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи;  
-воспитание детей семьей в органическом сочетании с общественным воспитанием в духе преданности Родине, коммунистического отношения к труду и подготовка детей к активному участию в строительстве коммунистического общества;  
-всемерная охрана интересов матери и детей и обеспечение счастливого детства каждому ребенку;  
-окончательное устранение вредных пережитков и обычаев прошлого в семейных отношениях;  
-воспитание чувства ответственности перед семьей.                                  Общая характеристика содержания статей кодекса такова: 
- Кодекс предусматривал возможность признания юридической силы за 
фактическими брачными отношениями; 
- Режим раздельности супружеского имущества был заменен на режим общности; 
- Наряду с судебным был предусмотрен регистрационный порядок установления отцовства в загсе (по заявлению матери с последующим извещением лица, записанного отцом, если в течение года он не оспаривал отцовство в суде, то в дальнейшем право на опровержение отцовства утрачивалось); 
- Был установлен единый брачный возраст для мужчин и женщин - 18 лет; 
- Было ограничено одним годом после расторжения брака право на получение содержания нетрудоспособного нуждающегося супруга; 
- Из кодекса был исключен институт признания брака недействительным; 
- Был отменен судебный порядок расторжения брака. Брак расторгался только в загсе, причем участие второго супруга было не обязательно, он лишь извещался о разводе; 
- Был восстановлен институт усыновления; 
- Вновь юридическая сила признавалась лишь за браком, зарегистрированным в загсе; 
- Было отменено правило об установлении отцовства в отношении детей, 
рожденных вне брака; 
- Была усложнена процедура развода: суд первой инстанции лишь принимал меры к примирению супругов, в случае непримирения дело по существу рассматривал суд второй инстанции. Текст нового семейного кодекса обсуждался трудящимися в течение целого года. 
Наиболее существенным, по мнению экспертов, нововведением этого 
Кодекса законов о браке, семье и опеке (КЗоБСО) было придание правового значения фактическим брачным отношениям. Последовательное проведение светской концепции брака как договора действительно заставляет придавать решающее значение не факту регистрации брака, а взаимному соглашению сторон. Поэтому в ходе дискуссии по кодексу были выдвинуты многочисленные предложения даже по упразднению регистрации брака вообще. Но такая регистрация не была отменена, а фактические брачные отношения были во многом приравнены к зарегистрированному браку. 
Авторы этой идеи полагали, что такой порядок уменьшит вмешательство 
государства в личную жизнь, расширит свободу личности. Все правовые 
последствия для мужчин и женщин наступали с момента их вступления в 
сожительство, поскольку любое сожительство теперь считалось браком. В 
случае спора доказательствами наличия фактического брака, согласно ст. 12 Кодекса, являлись «факт совместного сожительства, наличие при этом 
сожительстве общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами в личной переписке и других документах, а также, в зависимости от обстоятельств, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и прочее. 
Нерешенным оставался вопрос о параллельном существовании нескольких 
фактических браков. В годы сталинского правления сохранившиеся элементы независимости семьи в очередной раз встали в противоречие со стратегией форсированной индустриализации. 
По классификации, предложенной в свое время Г.М. Свердловым, отношение к браку в Советском Союзе можно поделить на два основных этапа. Первый этап охватил отрезок времени с 1918 по 1936 г. 
В этот период в теории брак преимущественно трактовался как союз, 
отношение совместного сожительства, свободное сожительство двух лиц. В 
качестве основания брака рассматривались взаимная склонность, взаимное 
притяжение, культурное и идейное единомыслие и половые отношения. Наличие между супругами «взаимной склонности», в целом трактуемого весьма широко, но минимально предполагавшей наличие между супругами «хороших отношений» рассматривалось в качестве существенного условия супружеских отношений и соответственно семьи. Такая оценка брака прямо вытекала из необязательности его регистрации. 
Признание юридической силы за сожительством объяснялось тогда и 
объясняется сегодня необходимостью защиты интересов женщин (особенно из беднейших слоев населения), интересы которых обычно страдали от культивировавшегося при полной поддержке государства свободного отношения к заключению и расторжению брака. Так что эта мера была скорее всего попыткой остановить институт брака от дальнейшего распада. 
В 1926 г. было введено общее владение супружеским имуществом, то 
брачный договор потерял смысл. Был восстановлен институт усыновления, и с этого года прочно утвердился в отечественном законодательстве как важнейшая форма воспитания в семье детей, лишенных родительского попечения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 

Информация о работе Принцыпы советского семейного права