Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:36, контрольная работа
При рассмотрении этого вопроса будем исходить из того, что методология есть не что иное, как применение общих принципов , теорий при решении исследовательских задач, проблем конкретной науки. При этом следует отметить, что степень общности самих принципов различна. Можно говорить только о наиболее общих — так называемых всеобщих — принципах , законах и категориях. Все они носят философский характер, и в данном случае диалектика выступает как общая методология научного познания.
Каковы же основные методологические принципы психолого-педагогического исследования?
Большую роль в успешном осуществлении психолого-педагогических исследований играет принцип единства теории и практики. Практика — критерий истинности того или иного теоретического положения. Теория, не опирающаяся на практику, оказывается умозрительной, бесплодной. Теория призвана осветить путь практике. Практика, не направляемая научной теорией, страдает стихийностью, отсутствием должной целеустремленности, малоэффективностью. Поэтому при организации психолого-педагогических исследований очень важно исходить не только из достижений психолого-педагогической теории, но и из развития практики. Без глубокого и всестороннего научного анализа практической деятельности будущих специалистов невозможно наметить эффективные пути совершенствования образовательного процесса в вузах. Любое психолого-педагогическое исследование — не самоцель. Оно должно отражать передовую практику, проверяться ею и способствовать успешному решению учебных и воспитательных задач, формированию всесторонне и гармонично развитых профессионалов.
принцип единства коллективного и индивидуального творчества в развитии психологического знания- Принцип единства коллективного и индивидуального творчества в развитии психологического знания предполагает понимание истории психологии как результата деятельности не только отдельных, хотя и выдающихся ученых, но как совокупного усилия всего научного сообщества. Этот принцип ориентирует исследователя на выявление всех предпосылок формирования той или иной идеи, анализ того контекста, который в конечном итоге привел к оформлению в трудах конкретного ученого определенной концепции или теории. Он также предостерегает историка психологии от абсолютизации вклада отдельного ученого или научной школы в формирование совокупного психологического знания .
Принцип объективности
историко-психологического
Заключение:
Выводы о включенности внутреннего
мира человека в тесную связь с
внешним миром и о значительном
весе наглядно-образного компонента
мышления по сравнению с его
Особо мы хотели бы обсудить вопрос о божественном вмешательстве во внутреннюю жизнь людей гомеровского времени. Можно ли считать, что человек той эпохи чувствовал себя настолько открытым воздействию извне, как герои Гомера? Мы не думаем так буквально, хотя, возможно, что для более ранних периодов это и верно. Заметим, что боги вмешиваются не во все действия героев, а только в значимые для повествования, в действия вовсе не всех героев, а главных. Т. е. регулярное вмешательство богов в дела людей у Гомера с определенной степенью вероятности является литературным приемом. Но как появился этот прием, которым кстати продолжают пользоваться на протяжении всей античности? Вероятно, все-таки существовала тенденция приписывать нежелательные или непонятные поступки и состояния внешним инстанциям, и таким образом институт богов выполнял совершенно определенные психологические функции, которые в указанный период не принадлежали полностью самосознанию. Вероятно, также что уже намечается и критическая линия осмысления подобного рода феноменов. Например, Гомер устами Зевса обращает внимание на эту особенность героев, которых он описывает:
Странно, как люди охотно во всем обвиняют бессмертных. Зло происходит от нас утверждают они, но не сами ль Гибель судьбе вопреки на себя навлекают безумством? (Од. I, 32 34, пер. В.В.Вересаева)
Вторым серьезным аргументом в пользу высокой достоверности этих выводов служит преемственность отражения этой проблематики в последующей античной литературе. Конкретность и большой вес образного мышления сохраняются на протяжении всей античности. Представления, например, о органах психической жизни мы встречаем в архаике и раннеклассическом периоде.
Поскольку удалось установить подобную преемственность и в сфере ценностных ориентаций, то соответственно у нас также нет оснований полагать, что вывод, сделанный на материале гомеровского эпоса, претерпел бы существенные изменения при наличии большего количества источников. Наличие или отсутствие определенных терминов также повышает надежность полученных выводов.
Наиболее уязвимым, с нашей точки
зрения, является четвертый вывод
об особенностях развития самосознания
и характере регуляции
Самым существенным доводом в пользу
правомерности гипотезы о соотношении
различных уровней в регуляции
поведения могут служить
Список литературы
Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе
высшего педагогического образования / О.А.Абдуллина.- М.: Просвеще-
ние, 1984. - 208 с.
Аверченко, Л. К. Имидж и личностный рост: учеб. пособие /
Л.К.Аверченко. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 145 с.
Балаш, В. А. Задачи по физике и методы их решения: пособие для
учителя. - 4-е изд., перераб. и доп. / В.А.Балаш. - М.: Просвещение, 1983.
Информация о работе Принципы историко психологического анализа