Приднестровский конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:56, статья

Описание работы

Приднестровский конфликт (молд. Conflictul din Transnistria) — конфликт между Молдавией и непризнанным государством, контролирующим часть заявленной территории Молдавии — Приднестровской Молдавской Республикой (Приднестровьем), под контролем которого находится, в основном, левобережье Днестра (молд. Transnistria), население которого составляют молдаване, русские и украинцы (примерно в равной пропорции).
В настоящее время безопасность в зоне конфликта обеспечивают Совместные миротворческие силы России, Молдавии, Приднестровья и военные наблюдатели от Украины. Приднестровье является единственным регионом на территории восточной Европы, где после ввода миротворческого контингента военные действия были прекращены и не возобновлялись. В ходе многочисленных переговоров при посредничестве России, Украины и ОБСЕ достигнуть соглашения по поводу статуса Приднестровья не удалось. Молдавская сторона неоднократно высказывалась за вывод российских войск из региона. Отношения между сторонами конфликта остаются напряжёнными.

Работа содержит 1 файл

Конфликт.docx

— 21.76 Кб (Скачать)

Конфликт 

Приднестровский конфликт (молд. Conflictul din Transnistria) — конфликт между Молдавией и непризнанным государством, контролирующим часть заявленной территории Молдавии — Приднестровской Молдавской Республикой (Приднестровьем), под контролем которого находится, в основном, левобережье Днестра (молд. Transnistria), население которого составляют молдаване, русские и украинцы (примерно в равной пропорции).

Конфликт, начавшийся ещё в советское время (1989), после обретения Молдавией  независимости, привёл к вооружённому противостоянию и многочисленным жертвам  с обеих сторон весной и летом 1992 года. Вооружённые действия были прекращены после того как российские войска под командованием генерала Александра Лебедя вмешались в конфликт для защиты мирных граждан и прекращения  кровопролития.

В настоящее  время безопасность в зоне конфликта  обеспечивают Совместные миротворческие силы России, Молдавии, Приднестровья  и военные наблюдатели от Украины. Приднестровье является единственным регионом на территории восточной Европы, где после ввода миротворческого  контингента военные действия были прекращены и не возобновлялись. В  ходе многочисленных переговоров при  посредничестве России, Украины и  ОБСЕ достигнуть соглашения по поводу статуса Приднестровья не удалось. Молдавская сторона неоднократно высказывалась  за вывод российских войск из региона. Отношения между сторонами конфликта  остаются напряжёнными.

Начало  конфликта 

С углублением  процесса перестройки возникли противоречия между экономическими интересами этих элит. Безусловно, что приднестровская  номенклатура не хотела терять контроль над мощными экономическими ресурсами  региона. Выход Молдовы из состава  СССР и провозглашение независимости  одновременно означали передачу всей государственной собственности  республики в распоряжение властной республиканской номенклатуры. Так, на протяжении 1989-1990 годов молдавская и приднестровская властные элиты  уяснили несовместимость своих  интересов и то, что их реализация рано или поздно приведет к конфликту. Четкое осознание этого пришло как  к республиканской элите, так  и к властной приднестровской  номенклатуре уже в середине 1990 года, после чего действия сторон начали приобретать откровенно конфликтные  признаки. Одной из наиболее существенных особенностей развития конфликта в  Приднестровье можно считать  то, что его латентное состояние  проходило в довольно краткий  период, а фазы развития за своими временными рамками накладывались одна на другую.

2-я  фаза конфликта

Признаки второй фазы развития конфликт приобрел одновременно с формированием субъектов конфликта. 31августа 1989 года сессия Верховного Совета Молдовы приняла Закон о функционировании языков, а через год Закон о  языках, согласно которым государственным  языком утверждался только молдавский язык с одновременным переходом  на латинскую грамматику. Такие законодательные  действия официального Кишинева стали  мощным источником стихийной мобилизации  населения Приднестровья. Подтверждением этому были стихийные политические забастовки, которые прокатились  в Тирасполе, Бендерах, Рыбнице и  других городах приднестровского региона.

Особенность этой ситуации состояла в том, что в  отличие от других конфликтов посткоммунистического  пространства это была не этническая, а именно лингвистическая мобилизация. Язык оказался той силой, которая  консолидировала население при  наличии опасности попасть в  другую неизвестную и непонятную языковую среду. С другой стороны, такая  стихийная мобилизация подтолкнула  приднестровскую номенклатуру к  более решительным и радикальным  действиям. Она воспользовалась  этой стихийной мобилизацией, получив  в ней опору для укрепления своих позиций в противостоянии с республиканским Центром. Так  состоялось объединение властной приднестровской  элиты с массой населения. Социальной стихии была необходима организация, руководящие  структуры, лидер. Приднестровской  номенклатуре, в свою очередь, был  нужен мощный социальный ресурс. Потребности  тех и других в этом объединении  были удовлетворены. Благодаря такому объединению стихийные проявления протеста стали управляемыми и превратились в организованную политическую силу.

Другим фактором мобилизации стал уже чисто политический фактор, связанный с борьбой за сохранение СССР и "советского" образа жизни на территории Приднестровья. Этот фактор в отличие от первого  был привнесенным в социально-политическое движение населения Приднестровья  самой приднестровской номенклатурой. Так, к середине 1990 года состоялась консолидация населения вокруг приднестровской  номенклатуры, после чего отношения  между Тирасполем и Кишиневом  переросли в структурную конфронтацию, которая приобрела четкие признаки войны законов. Свободные демократические  выборы в местные и республиканские  органы власти завершили политическое структурирование двух противоборствующих сторон конфликта.

3-я  фаза развития  конфликта

23 июня 1990 года  после того, как к власти в  Молдове пришел Народный Фронт,  Верховный Совет республики принял  Декларацию о государственном  суверенитете республики Молдова.  В ответ, на Втором съезде  народных депутатов Приднестровья всех уровней, который состоялся в Тирасполе 2 сентября 1990 года, было провозглашено о создании Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) и заявлено о намерениях строить свою республику за рамками государственности Республики Молдова. Параллельно ПМР приняла свой закон, согласно которому на территории Приднестровья вводилось три официальных языка: молдавский, российский и украинский.

Когда внутренний потенциал консолидации был исчерпан, враждующие стороны обратились за поддержкой к внешним союзникам. Правые во главе  с Народным Фронтом Молдовы начали искать поддержку своей позиции  в Румынии и у российских демократов. Руководство ПМР рассчитывало на помощь властной реакционной союзной  номенклатуры.

Определенную  перспективу для Приднестровья  давали новые проекты Союзного Договора. В соответствии с ними оно могло  получить полноправный статус субъекта Союза, а, следовательно, лишиться подчинения Кишиневу. Реализация Союзного сценария предусматривала также военно-силовую  поддержку со стороны Союзного Центра в получении Приднестровьем своего самостоятельного статуса в составе  Союза. На реализацию этих московских планов еще тогда планировалось  задействовать 14-ю армию и другие части Одесского военного округа. Законодательное обеспечение этих планов возлагалось на депутатскую  группу "Союз", координатором которой  выступал А. Лукьянов . Однако провал путча "гекачепистов" похоронил эти  планы.

На протяжении 1991 года происходило усиление конфронтации во внешнеполитическом и внутриполитическом измерении отношений между Кишиневом  и Тирасполем. 27 августа 1991 года Молдова  провозгласила свою независимость, на что Тирасполь ответил референдумом 1 декабря 1991 года, на котором большинство  его участников проголосовали за строительство независимого государства. Хотя при этом в обращении к  международному сообществу не говорилось о выходе Приднестровья из состава  Молдовы.

Результаты референдума  дали приднестровской номенклатуре во главе с И. Смирновым определенную легитимную почву для формирования собственных структур государственной  власти. В конце 1991 года параллельно  с республиканскими подразделениями  приднестровской милиции Смирновым  был сформирован первый отряд  национальной гвардии. Командование 14-ой армии обеспечило эти новые военные  структуры Приднестровья своим  вооружением, передав им 20 тыс. единиц оружия .

Формирование  параллельных вооруженных формирований не могло не привести к их столкновению с республиканскими силовыми структурами. Так, первая вооруженная стычка состоялась 13 декабря 1991 года. С этого времени конфликт между Тирасполем и Кишиневом переходит в фазу военно-политического кризиса.

     В заключение сделаем несколько основных выводов:

     1) политической причиной вспыхнувшего в Приднестровье конфликта стало в августе 1991 года объявление о выходе Молдавской ССР из состава союзных республик;

     2) идеологической причиной конфликта стала проводимая в Молдавской республике политика, направленная на румынизацию, что было противоестественно для приднестровского народа;

     3) этнические проблемы в Приднестровье, существовавшие с давних времен, способствовали разжиганию и накалу страстей во вспыхнувшем конфликте;

     4) в основу генезиса приднестровского конфликта включают криминальную составляющую, социально- политические факторы и военно-стратегический компонент;

     5) начавшийся в июне 1990 года приднестровский конфликт развернулся уже в 1991 году в серьезные военные действия;

     6) только благодаря введению российских войск на территорию Приднестровья удалось перевести конфликт в стадию мирных переговоров;

     7) однако сегодня конфликт по- прежнему остается неразрешенным, до конца ,но

     8) Сегодня Молдавия и приднестровский регион в частности испытывают серьезный социально- экономический кризис, из короткого они не могут выйти самостоятельно.

     9) Таким образом, этот конфликт является важнейшим тормозом развития Приднестровья, Молдавской республики и стран Стран Независимых Государств в том числе.


Информация о работе Приднестровский конфликт