Причины, содержание и последствия «Великой депрессии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:25, контрольная работа

Описание работы

На примере США есть возможность проследить за экономическим подъемом, после которого следует не виданный ранее кризис, вошедший в историю под названием «Великая Депрессия» и повлиявший на экономику не только США, но и всего мира, а также за выходом из этого кризиса путем неимоверных усилий и экономических реформ, которые были воплощены в жизнь благодаря экономической политике президента Рузвельта. Процессы эти интересны как с точки зрения истории, так и с экономической точки зрения.

Содержание

Введение. 2
Причины, содержание и последствия «Великой депрессии» 3
«Новый курс» Рузвельта. 7
«Новый порядок» А.Гитлера в Германии. 9
Заключение. 11

Работа содержит 1 файл

великая депрессия.doc

— 76.00 Кб (Скачать)
ify">      Закон о восстановлении национальной промышленности вводился на два года. Реализация этого закона укрепила положение крупных монополий, менее сильные компании были вытеснены.  

      Второй  важный закон закон о регулировании сельского хозяйства Конгресс США принял в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, сокращение посевных площадей и поголовья скота. За каждый незасеянный гектар фермеры получали компенсации и премию. К моменту введения такой меры существовавшие цены на зерно делали более выгодным его использование в качестве топлива, и в некоторых штатах зерно и кукурузу сжигали вместо дров и угля.

       

      В 1935 г. в политике «Нового курса» обозначился  поворот влево. Этого добились трудящиеся своей борьбой. За 1933-1939 гг. бастовало более 8 млн. человек.

       

      В результате широкого движения трудящихся правительство Рузвельта на втором этапе осуществления «Нового  курса» в значительно большей  степени вынуждено было учитывать  интересы рабочих и фермеров. Важнейшим  завоеванием рабочего класса США следует признать принятие закона Вагнера. В нем признавались необходимость коллективной защиты рабочими своих интересов. 

      Не  менее важное значение имел закон  о социальном обеспечении, принятый несколько недель спустя после закона Вагнера. Им вводилась система пенсий по старости и пособий инвалидам. Пенсионные фонды формировались из взносов трудящихся и предприятий.  

      На  втором этапе проведения «Нового  курса» увеличились масштабы общественных работ.  

      В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда, которым запрещалось использование детского труда, на предприятиях федерального значения устанавливались единые нормы заработной платы.

      Все меры, проведенные «Новым курсом», сделали  его одной из самых прогрессивных  страниц истории США.

      Оценивая  «Новый курс», можно сделать вывод, что благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выбраться из кризиса, прибыли американских монополий пошли в гору. 
 
 
 

      «Новый  порядок» А.Гитлера  в Германии.

 

      Неспособность режима Германии эффективно противодействовать экономическому кризису, обострению социальных противоречий, стремление монополий к восстановлению утраченных позиций на мировых рынках, безразличие к внутренним проблемам Германии со стороны правительств других стран явились главными факторами установления фашистского режима в стране в 1933 г.

        Гитлер пришел к власти на этапе закончившегося падения экономики, антикризисные мероприятия носили чрезвычайный характер, так как преследовали не только тактические цели вывода хозяйства в режим роста, но главным образом стратегические, военно-политические цели – возвращение утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, наконец,  завоевание мирового господства.  Эта стратегия и определила формы и методы вывода страны из кризиса, главным содержанием которых становится тотальная милитаризация народного хозяйства. С этой целью нацистским руководством был сделан упор на восстановление важных в военном отношении отраслей тяжелой и топливной промышленности, на создание предприятий, выпускающих военную технику, что потребовало концентрации огромных средств в руках государства. Поэтому нацисты создают мощный аппарат государственного регулирования хозяйства, явившийся основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, продовольственных, людских и прочих ресурсов. Ряд принятых законов позволили установить жесткий контроль государства над 2/3 промышленного потенциала. Закон об организации национального труда создал нормативную базу для становления системы принудительного труда. Руководство экономикой Германии осуществлялось из единого центра –  Главного хозяйственного совета, перераспределявшего финансовые средства, людские и сырьевые ресурсы прежде всего в военный комплекс, за счет гражданских отраслей.

        Таким образом, в условиях фашистской диктатуры при отсутствии необходимых средств на широкомасштабные военные инвестиции, прекратившейся помощи со стороны других стран, наконец, самоизоляции страны, методы государственного регулирования изначально приобрели ярко выраженные прямые, административные формы. Быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике, что, в частности, было связано с политикой «ариизации» предприятий»,  а точнее, их конфискацией у владельцев-евреев. Одновременно росла доля участия государства в акционерных компаниях.  Такой вариант вмешательства государства в хозяйственную жизнь оказался весьма эффективным и позволил фашистскому режиму в течение 1934 г. покончить с кризисом, прежде всего в тяжелой промышленности, и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста. Однако следует отметить, что успехи Германии в преодолении кризиса были весьма призрачными, так как вовсе не устраняли народнохозяйственные проблемы,  явившиеся его причиной.

        Возросшие в 25 раз за 1932 – 1936 гг. выделенные денежные средства на военное строительство намного опередили темпы роста государственных инвестиций в транспорт (выросли за тот же период в четыре раза), общественное управление (в полтора раза), жилищное строительство (в 1,7 раза). Продолжение политики милитаризации экономики, таким образом, не решало задачи восстановления оптимальных хозяйственных пропорций, расширения внутреннего и внешних рынков, оздоровления финансовой системы и многих других. Впрочем, нацистское правительство, как уже отмечалось, и не стремилось к решению данных проблем.

      Только  развязывание внешней агрессии могло  временно отодвинуть неотвратимую хозяйственную  катастрофу. Поэтому уже с 1935 г. Германия все более втягивается в военные  конфликты и в конечном счете  развязывает Вторую мировую войну, покончившую с самим фашизмом.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение.

 
 

      Итак, можно сделать вывод, что от экономики США в этот период очень сильно зависела экономика всего остального мира. Мировой экономический кризис это отчетливо показал. Проанализировав американские ошибки, которые привели к кризису, государства мира сделали для себя соответствующие выводы. Но нельзя не отметить и политику США по выводу страны из затяжного масштабного кризиса. Это были действительно умелые действия президента и правительства, которые непосредственным образом влияли на дальнейшее развитие Соединенных Штатов.

      Мировой кризис показал, что рыночный механизм несовершенен, он не может регулировать себя сам на протяжении длительного  периода времени, государственное вмешательство необходимо. В США в то время это было вынужденной мерой для выхода страны из катастрофического положения. Государству необходимо создавать законодательную базу для успешного развития экономики, для ее постоянного роста.

Информация о работе Причины, содержание и последствия «Великой депрессии»