Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 09:21, доклад
Ответ. Причины Смутного времени. Неизбежность смуты определялась условиями внутренней жизни народа и насколько она была вызвана и поддержана случайностями и посторонним влиянием. Наша смута вовсе не революция и не кажется исторически необходимым явлением, по крайней мере, на первый взгляд. Началась она явлением совсем случайным - прекращением династии; в значительной степени поддерживалась вмешательством поляков и шведов, закончилась восстановлением прежних форм государственного и общественного строя и в своих перипетиях представляет массу случайного и трудно объяснимого. В своей «Истории России» С. М. Соловьёв считает первой причиной смуты дурное состояние народной нравственности, явившееся результатом столкновения новых государственных начал, со старыми, дружинными. Это столкновение, по его теории, выразилось в б
Задание 4.Выделите
наиболее важные причины и последствия
Смутного времени на Руси.
Ответ. Причины Смутного времени. Неизбежность смуты определялась условиями внутренней жизни народа и насколько она была вызвана и поддержана случайностями и посторонним влиянием. Наша смута вовсе не революция и не кажется исторически необходимым явлением, по крайней мере, на первый взгляд. Началась она явлением совсем случайным - прекращением династии; в значительной степени поддерживалась вмешательством поляков и шведов, закончилась восстановлением прежних форм государственного и общественного строя и в своих перипетиях представляет массу случайного и трудно объяснимого. В своей «Истории России» С. М. Соловьёв считает первой причиной смуты дурное состояние народной нравственности, явившееся результатом столкновения новых государственных начал, со старыми, дружинными. Это столкновение, по его теории, выразилось в борьбе московских государей с боярством. Другой причиной смуты он считает чрезмерное развитие казачества с его противогосударственными стремлениями. Смутное время он понимает как время борьбы общественного и противообщественного элемента в молодом Московском государстве, где государственный порядок встречал противодействие со стороны старых дружинных начал и противообщественного настроения многолюдной казацкой среды. К. С. Аксаков признаёт смуту фактом случайным, не имеющим глубоких исторических причин. Смута была к тому же делом «государства», а не «земли». Земля в смуте до 1612 г. Была совсем пассивным лицом. Над ней спорили и метались люди государства, а не земские. Во время междуцарствия разрушалось и, наконец, рассыпалось вдребезги государственное здание России, говорит Аксаков: «Под этим развалившимся зданием открылось крепкое земское устройство… в 1612-13 г.г. земля встала и подняла развалившееся государство». Нетрудно заметить, что это осмысление смуты сделано в духе общих исторических воззрений К. Аксакова и что оно в корне противоположно воззрениям Соловьёва. Третья теория выдвинута И. Е. Забелиным («Минин и Пожарский»); она в своём генезисе является сочетанием первых двух теорий, но сочетанием очень своеобразным. Причины смуты он видит, как и Аксаков, не в народе, а в «правительстве», иначе в «боярской дружинной среде» (эти термины у него равнозначащие). Боярская и вообще служилая среда во имя отживших дружинных традиций давно уже крамольничала и готовила смуту. Н. И. Костомаров высказал другие взгляды. По его мнению, в смуте виновны все классы русского общества, но причины этого бурного переворота следует искать не внутри, а вне России. Внутри для смуты были лишь благоприятные условия. Причина же лежит в папской власти, в работе иезуитов и в видах польского правительства. Указывая на постоянные стремления папства к подчинению себе восточной церкви и на искусные действия иезуитов в Польше и Литве в конце 16 в., Костомаров полагает, что они, как и польское правительство, ухватились за самозванца с целями политического ослабления России и её подчинения папству. Их вмешательство придало нашей смуте такой тяжёлый характер и такую продолжительность.
Жестокая политика и жестокие поступки Ивана 4, хотя и прекратившиеся теперь, так потрясли всё государство и до того возбудили общий ропот и непримиримую ненависть, что, по-видимому, это должно окончится не иначе как всеобщим восстанием.
Последствия смутного времени.
Тянувшаяся полтора десятилетия Смута не могла не оставить глубокого следа в жизни Московского государства. В экономическом плане Смута была долговременным мощным откатом назад и деревни, и города. Запустение и разорение царили в стране. Средства для восстановления хозяйства извлекались из податного люда. Хозяйственные трудности усилили факторы крепостнического характера, что явно проявилось в статьях Соборного уложения 1649 года.
Смута повлияла на положение и высших сословий. Было подорвано положение боярства. Зато окрепло дворянство и верхушка посада, которые стали играть значительную роль в государственных делах.
Смутное время оставило в наследство множество нерешённых внешнеполитических проблем. В руках шведов оставались северо-западные русские земли с Новгородом; на западных, смоленских землях хозяйничали поляки. Международный авторитет разорённой всеми невзгодами страны был ничтожен.
Бурные годы Смуты изменили привычный взгляд на многие вещи и в первую очередь на государство и государя. До этого времени в представлениях людей понятие «государь» и «государство» были неотделимы. По отношению к государю все подданные считались холопами, слугами, жившими на территории его наследственной собственности, его «вотчины». Сменяемость царей во время Смутного времени, их избрание на престол волей народа, выраженной в решениях Земского собора, в съездах выборных от городов и всех земель, привели к осознанию того, что государство, народ могут быть «выше» государя.