Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:55, реферат
В конституциях СССР союзные республики были наделены государственным суверенитетом и правом выхода из состава Советского Союза. Данные декларативные и, можно сказать, декоративные конституционные положения стали в дальнейшем успешно использоваться региональными сепаратистами.
В отличие от союзных республик, входящие в их состав автономные республики обладали менее привилегированным статусом. Достаточно произвольные основания ранжирования республик порождали напряженность в федеративных отношениях и стимулировали власти наиболее экономические развитых и крупных по численности автономий требовать более высокий статус в рамках Союза. Такие попытки предпринимали Татарская АССР, Башкирская АССР, Абхазская АССР.
В конституциях СССР союзные республики
были наделены государственным суверенитетом
и правом выхода из состава Советского
Союза. Данные декларативные и, можно
сказать, декоративные конституционные
положения стали в дальнейшем
успешно использоваться региональными
сепаратистами.
В отличие от союзных республик, входящие
в их состав автономные республики обладали
менее привилегированным статусом. Достаточно
произвольные основания ранжирования
республик порождали напряженность в
федеративных отношениях и стимулировали
власти наиболее экономические развитых
и крупных по численности автономий требовать
более высокий статус в рамках Союза. Такие
попытки предпринимали Татарская АССР,
Башкирская АССР, Абхазская АССР.
РСФСР, являясь политическим ядром Советского
Союза, основным и почти единственным
из республик донором союзного бюджета,
не обладала рядом признаков союзной республики
(собственные коммунистическая партия,
Академия наук, МВД). Проводившаяся десятилетиями
пагубная практика выкачивания финансовых,
материально-технических и людских ресурсов
из РСФСР обосновывалась необходимостью
развития национальных окраин, уступавших
в социально-экономическом развитии. В
итоге, данная политика привела к деградации
целых сфер жизнедеятельности России.
Разрушенная русская деревня с заколоченными
окнами пустых домов стала символом недальновидной
бюджетной политики союзного центра.
Несменяемость первых секретарей ЦК компартий
союзных республик, их незыблемый статус
в Политбюро Центрального Комитета и безраздельная
власть в собственных республиках вели
к постепенной утрате контроля со стороны
центральных органов власти. Развитие
товарно-денежных отношений в республиках
Прибалтики, Закавказья и Средней Азии
в 1950-70 гг. привело к появлению полулегального
слоя коммерсантов, стремившихся найти
поддержку со стороны властей республик.
Региональные власти также стремились
контролировать ресурсы своих республик
без участия теряющего власть Кремля.
В итоге, уже в середине 1970-х гг. начинает
складываться альянс части партийно-хозяйственной
элиты, националистически настроенной
интеллигенции и нарождающегося класса
предпринимателей.
После короткого периода правления Ю.
Андропова и некоторого усиления контроля
над партийной вертикалью, новое политическое
руководство СССР в 1987-88 гг. взяло курс
на укрепление экономической самостоятельности
союзных республик. Реформа представительных
органов власти привела к их существенному
усилению. Трибуны съездов и верховных
советов в 1989-90 гг. использовались представителями
национально-демократических организаций
для борьбы с КПСС и, таким образом, для
ослабления всей управленческой вертикали.
С момента избрания в мае 1990 г. высшим должностным
лицом крупнейшей республики Союза ССР
политического оппонента М. Горбачева
Б. Ельцина и принятия Декларации о государственном
суверенитете России начался период стремительной
экономической и политической дезинтеграции
союзного государства.
Пытаясь заручиться поддержкой автономных
республик в борьбе против Б. Ельцина,
Президент СССР М. Горбачев инициировал
принятие в апреле 1990 г. Верховным Советом
Советского Союза закона, позволяющего
автономным республикам считаться субъектами
Союза ССР. Данный закон носил двойственный
характер, так как эти республики продолжали
оставаться в составе союзных республик.
Отношения между двумя типами республик
должны были строиться на основе договоров.
Б. Ельцин и российские власти также шли
на уступки автономиям, входившим в состав
России, что поощряло центробежные тенденции
внутри российского государства.
Начавшаяся «война законов» между Россией
и Союзом, рост межнациональных кофликтов
и шаткость собственного положения заставила
М. Горбачева искать выход из сложившейся
кризисной ситуации в подписании нового
Союзного договора. Вопреки распространенному
мнению подписание данного договора, проект
которого был опубликован 23 июля 1991 г.,
не позволил бы сохранить единство страны.
Попробуем аргументировать данный тезис.
Во-первых, власти прибалтийских республик,
и, вероятно, Азербайджана и Грузии отказались
бы подписывать данный документ;
Во-вторых, в результате переговоров в
Ново-Огареве между М. Горбачевым, Б. Ельциным
и Н. Назарбаевым из договора была выхолощена
федеративная суть. По-сути, к концу переговоров
стороны пришли к созданию недееспособной
конфедерации, существующий на взносы
республик. По мнению бывшего спикера
Верховного Совета СССР А. Лукьянова, такой
проект не получил бы поддержки депутатов;
Во-третьих, договор, учреждающий новую
федерацию (Союз Суверенных Государств)
стремились подписать большинство автономий,
входящих в состав Российской Федерации.
Это поставило бы под угрозу территориальную
целостность России. Представители этих
автономных республик готовы были также
подписать Федеративный договор, учреждающий
«новую Россию» с Президентом Б. Ельциным.
В-четвертых, учитывая стремительное развитие
договорного процесса, изменение территориального
устройства союзных республик, работа
по внесению изменений и дополнений в
Конституции СССР и РСФСР нуждалась в
кропотливой работе по согласованию позиций
различных политических сил. Учитывая
непримиримость двух центров власти –
союзного и российского – данная работа
была бы вряд ли осуществима.
Согласно мировой практике, конфедерации,
договорные союзы и иные нефедеративные
образования эволюционируют либо в сторону
конституционных федераций, либо распадаются.
Таким образом, среди основных причин
распада Советского Союза можно выделить
следующие: 1) ослабление влияния властной
вертикали КПСС; 2) суверенитет республик,
их конституционное право на выход из
состава СССР; 3) экономический и политический
сепаратизм крупнейшей союзной республики
– РСФСР; 4) стремление элит союзных и ряда
автономных республик контролировать
ресурсы своих территорий без участия
союзных органов власти; 5) потребность
восстановить утраченную национальную
государственность, освободиться от «имперского
прошлого»; 6) ориентация на вхождение
в состав соседних государств; 7) кризис
официальной идеологии и провал проекта
по созданию гражданской общности - советский
народ.