Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:33, реферат
“Крещение Руси”, положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Среди них стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет княжеской власти.
Причины принятия Христианства на Руси
“Крещение
Руси”, положившее начало становлению
российской православной цивилизации,
было вызвано целым комплексом факторов.
Среди них стремление Владимира
укрепить государство и его
Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей.
Вероятно, сказались и какие-то личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни. Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по себе добрую память. Не исключено, что его греховное языческое прошлое, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора.
Важной представляется и т.н. проблема “выбора веры”, от решения которой во многом зависел весь ход русской истории.
Со временем древние славянские племена "по мере классового расслоения стали переходить к государственным формам жизни, возникли и условия превращения племенных культов в государственные. И, как известно, к 9 веку образовалось Киевское государство. Физическое и географическое объединение восточных славян вызвало более тесное межплеменное взаимодействие, а также перемешивание различных культурных, материальных и религиозных ценностей. К 10 веку нашей эры Русь представляла собой очень молодое, но быстро развивающееся государство. С чем же было связано это быстрое развитие? Дело
в том, что развитие практически любого государства зависит от развития ремесла. Русское же ремесло развивалось в основном вследствие активной торговли. В то время Русь граничила на юге с Византией - государством, имевшим двух- тысячелетнюю историю, и являющимся обширным кладезем знаний. Конечно же Византия намного обгоняла Русь в развитие и с этим связан распределение потока товаров - из Руси шло в основном сырье - мех, зерно, а из Византии - предметы ремесла - различные приспособления, оружие, книги, картины. Но вместе с материальными товарами, Русь получала от Византии технологии, научные открытия, знания, культуру, ИДЕИ. Русские люди "питали всегда благоговейное уважение к Империи, к блестящим формам ее жизни, которые так поражали их воображение; таковы бывают постоянно отношения народов необразованных к образованным." Они, приезжавшие в Константинополь неизмеримо удивлялись культурным достижениям византийцев, величию христианских храмов. "Не одна надежда корысти могла привлекать нашу Русь в Константинополь, но также и любопытство посмотреть чудеса образованного мира; сколько дивных рассказов приносили к своим очагам бывальцы в Византии. Как вследствие этого возвышался тот, кто был в Константинополе, и как у других разгоралось желание побывать там!" Таким образом процветающая Византия демонстрировала пример тому, что может сделать монотеистическая религия для развития государства. Как важно идеологическое единство народа, живущего в нем.
Последствия принятия Христианства на Руси
Политические последствия
Крещение
Руси произошло до окончательного раскола
Западной и Восточной церквей, но
в период, когда он уже вполне
вызрел и получил своё выражение
как в вероучении, так и во взаимоотношении
церковной и светской властей.
Культурные последствия
Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции.Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом.Духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие).Разрушались культовые сооружения — идолы, капища. Уничтожались представители русской духовной элиты: волхвы и ведуны. Предполагают, что начало года по принятии христианства в Киеве начали считать от 1 марта, а не с новолуния после дня весеннего равноденствия, как раньше.
2.Языческая реформа Владимира
Летописцы и церковные писатели со временем стали называть князя киевского Владимира Святославича (980-1015 гг.) Святым и равноапостольным, ставя ему в заслугу крещение Руси, но в народном былинном эпосе он остался с архаичным мифологическим эпитетом, как "Володимер-Солнце". Этот солнечный признак роднил его с далеким мифическим сколотским (праславянским) царем Кола-ксаем, "Царем-Солнцем". Владимир был последним языческим князем Руси и только за ним удержалось это поэтическое, идущее из больших хронологических глубин прозвище.
Почти
два столетия Киевская Русь была языческой
державой, которой требовалось
Отец
Владимира, князь Святослав, прекрасно
осознавал эту опасность и
категорически отказывался
Однако
действительность требовала какого-то
упорядочения первобытной языческой
религии с её локальными племенными
культами и приведения её в соответствие
с новым уровнем
"Нача къняжити Володимер в Кыеве един.
И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго:
Перуна древяна, а главу его сьребряну, а yс злат,
и Хърса,
и Дажьбога,
и Стрибога,
и Семарьгла,
и Макошь.
И жьряху им, наричюще я богы и привожаху сыны своя и дъщери
и жьряху бесом и осквьрняху землю требами своими".
(Шахматов А. А. Повесть временных лет. Пг., 1916, с. 95.)
Описанная
летописцем установка идолов в Киеве
не являлась обычным делом или
только обновлением старых святилищ.
Официальных культов, судя по договорам
с греками, было два: культ Перуна
и культ Волоса. Теперь Перун стал
во главе целого пантеона из шести
богов, а Волос, почитание которого
было повсеместным, в пантеон не
попал. Новые идолы поставлены не
в отдалении "на холме", как
стоял Перун во времена Игоря,
а непосредственно рядом с
княжеским дворцовым
Из
приведенной летописной фразы выясняется
еще одно новшество - очевидно, сильно
расширился круг лиц, участвовавших
в торжественных
...С друзьями в гриднице
Владимир-Солнце пировал.
Княжеская гридница была в непосредственном соседстве с новой "кумирницей". Вполне возможно, что былинные и летописные сведения о знаменитых пирах Владимира являются отзвуком тех ритуальных трапез, которые следовали за принесением жертв богам. Hа таких пирах, как мы знаем из описаний языческих действий y западных славян, обсуждались важные государственные и военные дела, принимались решения. Недаром былины прямо связывали пир и беседу князя с его богатырями с получением каких-то новых известий и началом действия. Ритуальные пиры в честь Перуна и других богов могли быть своего рода расширенными заседаниями боярской думы. Языческий элемент в былинах выветрился (циклизация былин происходила спустя 3-4 столетия), а летописцы постарались представить пиры Владимира только как благотворительность и христианское нищелюбие. Осталась лишь память о том, что князь "... устави на дворе в гридьници пир творити и приходити бояром и гридьм и сътьскым и десятьскым и нарочитым мужем ... И бываше на обеде томь мъножество мяс от скота и от зверины, бяше по изобилию от вьсего". ... Володимир любя дружину и с ними думая о строи земльнем и о ратьх и о уставе земльнем".(Шахматов А. А. Повесть временных лет, с. 160.)
Практика таких дружинных пиров не связана с христианством, как это хочет показать летописец, но, наоборот, прямо вытекает из обновления языческого культа. Недаром глагол "жрать" означал "священнодействовать", "приносить жертвы", "пожирать жертвенное мясо".
Языческая реформа, предпринятая сразу после захвата власти в Киеве, преследовала три цели: во-первых, она подчеркивала суверенность молодого русского государства по отношению к христианской Византии; во-вторых, она укрепляла положение великого князя, главного военачальника державы, так как во главе пантеона стал бог грозы и воинских успехов. Кроме того, этим действием Владимир отодвигал на задний план наемных дружинников-варягов, часть которых была христианами. Владимир строго относился к наемникам и, когда они после водворения мира начали бесчинствовать, великий князь выгнал их из Руси. Новый русский пантеон был противопоставлен не только византийскому христианству, но и скандинавскому язычеству, от которого не было взято ничего. В-третьих (это будет обосновано в последующем изложении), реформа значительно расширяла религиозно-идеологическое воздействие многогранностью и глубокими историческими корнями нового пантеона, что нам и надлежит теперь разобрать.
4. Историческое значение принятия Русью христианства
Время Владимира нельзя
Историческое значение этого
времени заключалось в
1) Приобщение славяно-финского
2) Создание условий для
европейской
равнины с другими
3) Русь была признана как христианское государство, что определило
более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.
Русская церковь,
силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую
общность.
Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало
своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского
государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными
и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской
цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления
многонационального государства (это государство развивалось на основе не
национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько
православным. Когда же народ потерял веру - государство развалилось).
Приобщение к тысячелетней
обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их
решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации,
развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни).
Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых
достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное
зодчество, иконопись, фресковые росписи, житейная литература и летописание,
школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное
действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации
восточнославянских и соседствовавших с ними племен - крещение Руси создало
новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических
групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.
Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь
исторического развития, принятие христианства означало приобщение к
многовековой и высокой культуре Византии, но необходимо четко отделять
культуру (сложившуюся еще в языческий период) от религиозной идеологии.
Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной,
а тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную
часть ее культурного богатства. В этом смысле христианство нельзя
противопоставлять язычеству, так как это только две формы, два различных по
внешности проявления одной и той же идеологии. Формально Русь стала
христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего
себе жертв, но долго еще насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну
и огню-Сварожичу, справляли буйные праздники родной старины. Автор
начальной летописи вынужден сознаться, что люди только "словом нарицающиеся
христиане", а на деле - "поганьске живуще", на игрищах людей "многое
множество", а в церкви во время службы их обретается мало. В конце XI в.
киевский митрополит Иоан жаловался, что церковный обряд венчания
соблюдается только боярами и князьями, а простые люди заключают браки по
прежнему обычаю - "поимают жены своя с плясанием и гудением и плесканием" и
некоторые "без срама" имеют две жены. Не будучи в силах достичь
действительного и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческие