Причины перестройки

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 20:02, реферат

Описание работы

К началу 80-х годов советская система хозяйствования исчерпала возможности к развитию, вышла за границы своего исторического времени. Осуществив индустриализацию и урбанизацию, командная экономика не смогла далее провести глубокие преобразования, охватывающие все стороны жизни общества. Прежде всего, она оказалась неспособной в кардинально изменившихся условиях обеспечить должное развитие производительных сил, защитить права человека, поддерживать международный авторитет страны. СССР с его гигантскими запасами сырья, трудолюбивым и самоотверженным населением все больше отставал от Запада. Советской экономике оказались не по плечу возрастающие требования к разнообразию и качеству потребительских товаров.

Работа содержит 1 файл

Причины перестройки.docx

— 19.82 Кб (Скачать)

Причины перестройки 
 

К началу 80-х годов  советская система хозяйствования исчерпала возможности к развитию, вышла за границы своего исторического времени. Осуществив индустриализацию и урбанизацию, командная экономика не смогла далее провести глубокие преобразования, охватывающие все стороны жизни общества. Прежде всего, она оказалась неспособной в кардинально изменившихся условиях обеспечить должное развитие производительных сил, защитить права человека, поддерживать международный авторитет страны. СССР с его гигантскими запасами сырья, трудолюбивым и самоотверженным населением все больше отставал от Запада. Советской экономике оказались не по плечу возрастающие требования к разнообразию и качеству потребительских товаров. Промышленные предприятия, не заинтересованные в научно-техническом прогрессе, отвергали до 80% новых технических решений и изобретений. Растущая неэффективность экономики отрицательно сказывалась на обороноспособности страны. В начале 80-х годов СССР начал утрачивать конкурентоспособность в единственной отрасли, в которой он успешно соперничал с Западом - в сфере военных технологий. 

Экономическая база страны перестала соответствовать  положению великой мировой державы  и нуждалась в срочном обновлении. Одновременно громадный рост образованности и информированности народа за послевоенный период, появление поколения, не знающего голода и репрессий, сформировали более  высокий уровень материальных и  духовных потребностей людей, поставили  под сомнение сами принципы, положенные в основу советской тоталитарной системы. Потерпела крах сама идея плановой экономики. Все чаще государственные  планы не выполнялись и непрерывно перекраивались, пропорции в отраслях народного хозяйства нарушались. Достижения в области здравоохранения, образования, культуры утрачивались. 

Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный  уклад советского общества: перераспределились права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство. 

Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось  внеэкономическое принуждение к  труду. Советский человек, отчужденный  от распределения произведённого продукта, превратился в исполнителя, работающего  не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная  мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество  коммунистических идеалов. 

Однако, в конечном счёте, совсем другие силы определили направление и характер реформирования советской системы. Их предопределили экономические интересы номенклатуры, советского правящего класса. 

Таким образом, к  началу 80-х годов советская тоталитарная система фактически лишается поддержки  значительной части общества. 

В условиях монопольного господства в обществе одной партии, КПСС, наличия мощного репрессивного  аппарата, перемены могли начаться только «сверху». Высшие руководители страны отчетливо сознавали, что  экономика нуждается в реформировании, но никто из консервативного большинства  Политбюро ЦК КПСС не хотел брать  на себя ответственность за осуществление  этих перемен. 

Своевременно не решались даже самые назревшие проблемы. Вместо принятия каких - либо мер по оздоровлению экономики предлагались новые формы «социалистического соревнования». Громадные средства отвлекались на многочисленные «стройки века», подобные Байкало-Амурской магистрали.

Цели перестройки 
 

Основой экономических  программ стала стратегия ускорения, то есть использование всех резервов для повышения производительности труда. Предполагалось сконцентрировать ресурсы для проведения модернизации производства, значительно расширить  выпуск машин и оборудования. Однако о создании новых экономических  стимулов для улучшения работы предприятий  речь не шла. Поставленные цели планировалось  достичь, ужесточая трудовую дисциплину, повышая ответственность руководителей  предприятий за хозяйственные нарушения. Вводилась система государственной  приёмки – вневедомственного  контроля за качество выпускаемой продукции. Родившийся в 1931 г., М. С. Горбачев принадлежал  к поколению, которое называло себя «детьми ХХ съезда». Образованный человек  и опытный партийный работник, Горбачев продолжил начатый Андроповым анализ состояния страны и поиск  путей выхода из создавшейся ситуации. 

Различные варианты реформы обсуждались и в научных  кругах, и в недрах партийного аппарата. Однако целостной концепции перестройки  экономики к 1985 г. еще не сложилось. Большинство ученых и политиков  искали выход в рамках сложившейся  системы: в переводе народного хозяйства  на путь интенсификации, создании условий  для внедрения достижений НТР. Этой точки зрения придерживался в  то время и М.С. Горбачев. 

Таким образом, для  укрепления позиций страны на международной  арене, улучшения условий жизни  населения страна действительно  нуждалась в интенсивной высокоразвитой экономике. Уже первые выступления  нового Генерального секретаря ЦК КПСС показали его решимость приступить к обновлению страны.

Два президента 
 

Осенью 1990 года Горбачёв, избранный Съездом народных депутатов  СССР, был вынужден провести реорганизацию  органов государственной власти. Исполнительные органы теперь стали  подчиняться непосредственно президенту. Учреждался новый совещательный  орган – Совет Федерации, членами  которого стали главы союзных  республик. Начались разработка и шедшее с большим трудом согласование проекта  нового союзного договора между республиками СССР. 

В марте 1991 года был  проведён первый в истории страны референдум – гражданам СССР предстояло высказать своё мнение по вопросу  о сохранении Советского Союза как  обновлённой федерации равных и  суверенных республик. Показательно, что 6 из 15 союзных государств (Армения, Грузия, Литва, Латвия, Эстония и  Молдавия) не приняли участие в  референдуме. Но 76% участвовавших в голосовании высказались за сохранение Союза. Параллельно проводился и Всероссийский референдум – большинство его участников проголосовали за введение поста президента республики. 

12 июня 1991 года состоялись  общенародные выборы президента. Им стал Б. Ельцин. После этих  выборов Москва превратилась  в столицу двух президентов  – общесоюзного и российского.  Позиции двух лидеров согласовать  было трудно, а личные отношения  между ними не отличались взаиморасположением. 

Оба выступали за реформы, но при этом по-разному смотрели на цели и пути преобразований. Горбачёв опирался на коммунистическую партию, а Ельцин опирался на оппозиционные  по отношению к КПСС силы. В июле 1991 года Ельцин подписал указ, запрещавший  деятельность партийных организаций  на государственных предприятиях и  в учреждениях. События, разворачивавшиеся  в стране, свидетельствовали о  том, что процесс ослабления власти КПСС и распада Советского Союза  приобретал необратимый характер.

Август 1991 года –  революционный поворот в истории 
 

Представители партийно-государственных  верхов, считавшие, что только решительные  действия помогут сохранить политические позиции КПСС и остановить распад Советского Союза, прибегли к силовым методам. Они решили воспользоваться отсутствием в Москве президента СССР, который находился на отдыхе в Крыму. 

Рано утром 19 августа  телевидение и радио сообщили гражданам, что в связи с болезнью Горбачёва исполнение обязанностей временно возложено на вице-президента Янаева и что «для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения» образован государственный комитет по чрезвычайному положению ГКЧП. В состав этого комитета вошли 8 человек. Горбачёв оказался изолированным на государственной даче. В Москву были введены воинские части и танки, объявлен комендантский час. 

Центром сопротивления  ГКЧП стал Дом Советов РСФСР, так называемый Белый дом. В обращении к гражданам России президент Ельцин и исполняющий обязанности председателя Верховного Совета Хасбулатов призвали население не подчиняться незаконным решениям ГКЧП, квалифицировав его действия как антиконституционный переворот. Десятки тысяч жителей столицы выразили поддержку Ельцину. 

Страшась развязывания гражданкой войны, Янаев и его соратники не решились на штурм Дома Советов. Они начали вывод войск из Москвы и вылетели в Крым в надежде договориться с Горбачёвым, но президент СССР уже возвратился в Москву вместе с прилетевшим «на выручку» вице-президентом Руцким. Члены ГКЧП были арестованы. Ельцин подписал указы о приостановлении деятельности КПСС и КП РСФСР и издания газет коммунистической ориентации. Горбачёв заявил о сложении с себя полномочий генсека ЦК КПСС, а затем издал указы, фактически прекращающие деятельность партии и передававшие её имущество в собственность государства.

Итоги перестройки 
 

За годы «перестройки»  было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике - все это привело к нарастанию в течение 1990 - 1991 гг. экономического кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России. 

Предстояло продолжить процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии - КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству. 

К концу 1991 г. экономика  СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению  с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных  расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего  продукта (ВВП). Нарастание денежной массы  в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией  свыше 50% в месяц, которая могла  парализовать всю экономику. 

Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров  исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в  коммерческих магазинах и на «чёрном  рынке». За период с 1985 по 1991 г. розничные  цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода. 

Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в  платежеспособности СССР. Суммарный  внешний долг Советского Союза к  концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась  около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов  и др.) уходило 25-30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу  для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить  свои международные обязательства  по обслуживанию внешнего долга. Экономическая  реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой. 

Среди многих обвинений, которые предъявляли Горбачеву, едва ли не самое главное - нерешительность. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с Михаилом Горбачёвым, привела к значительным переменам в жизни страны и  мира в целом. 

В ходе перестройки  обнажились копившиеся десятилетиями  проблемы, особенно в экономике и  межнациональной сфере. К этому  добавились ошибки и просчеты, допущенные в процессе проведения в жизнь  самих реформ. Резко обострилось  политическое противостояние сил, выступающих  за социалистический путь развития, и  партий, движений, связывающих будущее  страны с организацией жизни на принципах  капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений  союзных и республиканских органов  государственной власти и управления. 

Информация о работе Причины перестройки