Преступление и наказание в «Русской Правде»

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:33, реферат

Описание работы

До наших дней дошло более 100 списков Русской Правды. Все они распадаются на 3 основные редакции: Краткая, Пространная и Сокращённая (обозначаются в литературе соответственно как КП, ПП и СП). Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 года) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст.1-18), Правды Ярославичей (ст.19-41), Покона Вирного (ст.42), Урока Мостников (ст.43). Пространная редакция возникла не ранее 1113 года и связывается с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на Суд Ярослава (ст.1-52) и Устав Владимира Мономаха (ст.53-121). Сокращённая редакция появляется в середине XV века из переработанной Пространной редакции.

Содержание

Преступление и наказание в «Русской Правде».
1. Понятие « преступление» в Русской Правде……………………...3стр.
2. Виды преступлений…………………………………………………7стр.
3. Имущественные преступления…………………………………….9стр.
4. Кровная месть, поток и разграбление……………………………11стр.
5. Вира………………………………………………………………...13стр.
6. Иные виды наказаний……………………………………………..14стр.
Суд и процесс по «Русской правде»………………………………15стр.
Предпосылки и особенности становления абсолютной монархии в России………………………………………………………………...16стр.
1.Формирование мощного бюрократического аппарата, регулярной армии и регламентация всех проявлений общественной жизни....17стр.
2. Политико-правовые принципы абсолютизма…………………..19стр.
Использованная литература………………………………………...21стр.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 52.64 Кб (Скачать)

 
6. Иные виды наказаний

 
Ст.11 начинает следующий раздел (ст.ст.11 - 17), устанавливающий ставки штрафов  за убийство представителей различных  социальных групп, связанных с княжеским (и отчасти с боярским) хозяйством, начиная от высокопоставленных тиунов и кончая холопом. В этом разделе  вводится следующая система штрафов  за убийство: 
- огнищанин, тиун, конюший - 80 гривен;  
- княжеский отрок, конюх, повар - 40 гривен;  
- сельский тиун, ремесленник, кормилица - 12 гривен;  
- раба - 6 гривен;  
- смерд, холоп, рядович - 5 гривен.  
В данном разделе, ст.15, гласящая о штрафах за убийство ремесленника. Вероятно, поводом к созданию этой статьи и установлению высокого штрафа в 12 гривен послужило то, что значительное число предметов ремесленного производства в то время не покупалось, а производилось лично-зависимыми ремесленниками - холопами. Поскольку в XI - XII веках, т.е. на момент создания Пространной Правды, Древняя Русь переживала период подъёма и расцвета ремесленного производства, то неопровержимым становится факт возросшего значения ремесленников в хозяйстве и повышения их квалификации.  
Как и другие средневековые Правды, Пространная Правда знает институт ордалий, т.е. т.н. “божьего суда”. В ст.ст.21 и 22 ПП упоминается об испытании железом и водой тех лиц, которые не могут найти свидетелей (послухов) для свержения поклёпа.  
Из других наказаний, применявшихся в Древней Руси, стоит назвать также наказание кнутом и даже применение в особых случаях членовредительских наказаний.  
Однако, несмотря на все большее распространение в Киевской Руси перечисленных выше видов наказаний, первое место в общественных отношениях того периода занимали саморасправа или примирение потерпевших с нарушителями. В связи с этим стоит обратить внимание на специфику понимания в Древней Руси преступления. Это — не нарушение юридических норм, грозящее безопасности государства или общества, а ущемление и попрание частных интересов. Сам термин “преступление” не известен древности. Вместо него употребляются такие слова, как обида, сором, пагуба, протор. Обида вовсе не означала оскорбления чести. Так называли и убийство, и неплатеж долга. Во всех этих словах на первом плане стоит понятие вреда, причиненного частному лицу или группе лиц. Материальная сторона преступления имела, таким образом, преобладающее значение. Главное внимание обращалось на материальный ущерб, причиненный преступлением, а не на грозящую от злой воли опасность.

 

Суд и процесс  по «Русской правде»

В Древней Руси не было специальных  судебных органов. Право суда имел князь, должностные лица, общинный суд, церковный  суд, вече.

Княжеский суд - высшая апелляционная инстанция. По мере расширения юрисдикции князя сужается общинная юрисдикция. Процесс носил ярко выраженный состязательный характер. Обе стороны в процессе были истцами. Процесс не делился на уголовный и гражд. . Действия стоят ближе к уголовному процессу. Процесс делился на три этапа:

Заклич - потерпевший объявлял на торгу  о пропаже вещи. В течение 3х  дней должны были вернуть украденную вещь (ст. 32, 34 ПП);

Свод - напоминает очную ставку (ст. 35 - 39 ПП). Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать  у кого эта вещь была приобретена.

Гонение следа - поиск доказательств  и преступника (ст. 77 ПП). Гонение  осуществляли потерпевшие, близкие  им люди, члены общины добровольцы.

Система доказательств по Русской Правде:

- поличное (вещественные доказательства);

- внешний вид потерпевшего;

- ордалии (божий суд - испытание  огнем, водой, железом);

- присяга (целование креста);

- показания свидетелей (видоки - очевидцы; послухи - свидетели доброй славы,  поручители).

На практике существовал также  судебный поединок, не упоминавшийся  в Русской Правде. В законе ничего не говорится о собственном признании  и письменных доказательствах.

Предпосылки и  особенности становления абсолютной монархии в России.

Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху  юридически принадлежит вся полнота  государственной власти в стране. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Фактически, абсолютная монархия представляет собой государственную  форму диктатуры класса феодалов. Для возникновения абсолютной монархии необходимо наличие экономических, социальных и политических предпосылок. 
В исторической науке существует ряд точек зрения на то, что послужило предпосылками возникновения абсолютизма. Так, М. Я. Волков считает, что "объективные условия для возникновения абсолютизма в России сформировались вследствие не одного, а двух основных социально-экономических процессов, составлявших в переходный период (новый период) две неразрывные стороны общего социально-экономического развития России. Один из этих процессов — развитие феодальной системы хозяйства и старых отношений, и другой — развитие в недрах позднего феодализма капиталистических отношений и формирование класса буржуазии. Их развитие определяет соотношение классовых сил, от которого, в свою очередь, зависит исход классовых и внутриполитических конфликтов". И правда, параллельно со становлением абсолютизма в России идет генезис буржуазных отношений, в частности, появляются первые мануфактуры. 
Нарождавшийся абсолютизм в целях реализации своих внешних и внутренних задач поощрял развитие торговли и промышленности, особенно в первой четверти XVIII в. Проблема обеспечения возникающих мануфактур рабочей силой решалась путем приписки к ним государственных крестьян. Кроме того, разрешалось покупать крестьян с землей при обязательном условии использования труда на мануфактурах. 
Установление абсолютизма в России было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за экономическую и политическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительная монархия. Так, двадцатипятилетняя Ливонская война (1558 – 1583 гг.) закончилась поражением России, а абсолютная монархия в результате Северной войны (1700 – 1721 гг.) блестяще справилась с решением этой проблемы. 
Абсолютизм возник и развивался в России в специальных условиях существования крепостного права и сельской общины, подвергнутой уже значительному разложению. Определенную роль в становлении абсолютизма сыграла и политика царей, направленная на усиление своей власти. 
Итак, абсолютизм в России возник во второй половине XVII в. Именно с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Теперь он уже обходился без них. Однако еще проходили государственные совещания с представителями отдельных сословий по следующим вопросам: о ценах на товары, о денежной системе, об условиях договора о торговле с армянскими купцами, о местничестве (1660, 1662, 1667, 1682 гг.). Укрепилась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю. Было создано постоянное царское войско. Монарх стал менее зависимым от дворянского войска, которое, например, в 1681 г. насчитывало лишь 6000 чел. В то же время постоянное войско состояло из 82000 стрельцов, рейтаров, драгун, солдат. 
Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин, сбора подати с покоренных народов, от таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. Большое значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т. д.), царская монополия на изготовление и продажу водки, пива, меда. Это давало возможность создавать и содержать государственный аппарат. 
С ослаблением экономической и политической роли бояр снизилось значение Боярской думы. Изменился и ее состав, пополнившийся дворянами. Так, в 1688 г. из 62 членов Боярской думы лишь 28 принадлежали к старым боярским родам, остальные же были выходцами из дворян и даже из купечества. 
Подводя итог первой главы, хотелось бы сформулировать две основные причины отмирания сословно-представительных институтов. Во-первых, это уже вышеуказанные социально-экономические причины. А, во-вторых, как отмечает О. И. Чистяков, во второй половине XVII в. не только возникла необходимость, но и сложилась возможность установления абсолютной монархии. Вместо своевольного дворянского ополчения было создано постоянное войско. Развитие приказной системы подготовило армию чиновничества. Царь получил независимые источники дохода в виде ясака (налог преимущественно пушниной с народов Поволжья и Сибири) и винной монополии. Теперь ему не нужно спрашивать разрешения у земских соборов на начало войны или иное серьезное мероприятие. Необходимость в сословно-представительных органах отпала, и они были отброшены. Это означало, что монарх освободился от всяких пут, что его власть стала неограниченной, абсолютной.

1.Формирование мощного бюрократического аппарата, регулярной армии и регламентация всех проявлений общественной жизни

В результате развития товарно-денежных отношений и других причин, обозначенных выше, возникла возможность содержать  громоздкий бюрократический государственный  аппарат и многочисленную армию. В XVII в. происходит возрастание роли поместного хозяйства в экономике  страны и соответственно подъем политического  значения дворянства. В период становления  абсолютизма монарх опирался на дворянство в борьбе с боярской и церковной  оппозицией, выступившей против усиления царской власти.  
Укрепление господства феодалов, а также положения купечества шло за счет нещадной эксплуатации трудящихся масс и приводило к обострению классовой борьбы в стране. Восстания крестьян, выступления низов посадского населения, борьба угнетенного народа — все это заставило господствующий класс перейти к созданию абсолютной монархии, при которой он мог эффективнее подавлять любые выступления народа. Для этого абсолютистское государство широко использовало армию, полицию и суд, и другие государственные органы. Обстоятельством, способствовавшим окончательному становлению абсолютизма, была борьба внутри самого господствующего класса феодалов, между духовными и светскими феодалами, между боярами и дворянами. Основной функцией армии было все-таки не внутреннее поддержание порядка, как это следует из классового подхода к проблеме, а внешняя (охрана границ, защита от нападения, ведение войн), которая прямо следует из особенностей исследуемого хронологического отрезка. 
Одной из характерных сторон оформления абсолютистского государства является бюрократизация государственного аппарата. Складывание бюрократического аппарата имело два направления: 
• Создание системы управления со сложной структурой подчиненности учреждений, строгим разделением функций управления, единоличным решением вопросов при коллегиальности их подготовки; системы, приводившей к господству канцелярии, в котором главным было бумажная переписка.  
• Создание привилегированного круга, осуществляющего это управление, то есть слоя чиновничества, подчиненного только верховной власти, целиком зависевшего от нее в своем служебном положении и имущественном обеспечении. Чиновничья каста в известной степени пользовалась привилегиями господствующих классов, однако после своего оформления не входила в их состав, так как не состояла во главе производства. Это придавало бюрократическому аппарату вид надклассовости. 
Бюрократизация управленческого аппарата России на протяжении XVII — XVIII вв. происходила параллельно с перерастанием централизованного государства в абсолютистское, и зависела от этого процесса. Складывание бюрократической касты в России в указанный период было неразрывно связано с судьбой служивого населения, с его постепенным оформлением из привилегированного сословия в господствующий класс дворянства, из состава которого обособлялась бюрократическая группа. 
Формирование чиновничества как касты охватывает в основном XVII – XVIII вв. и может быть разбито на два периода: 
• Период служивой бюрократии — с середины XVII по начало XVIII вв. 
• Период дворянской бюрократии — с начала XVIII в. 
В XVII в. происходит дальнейшая централизация и бюрократизация органов центрального и местного управления. Расцвет приказной системы в центре и введение воеводского управления на местах и создали к концу века предпосылки для образования аппарата абсолютистского государства. На протяжении XVII в. сохранялись две основные группы лиц, занятых в системе государственных учреждений: во-первых, это были представители старой знати и разных слоев служивого населения, несшие как военную, так и гражданскую службу; во-вторых, приказные люди, являвшиеся специалистами в области приказного делопроизводства. 
Оплата труда чиновничества была достаточно высокой. Для крупного и части среднего дворянства, находившегося на государственной службе, это жалование, как правило, являлось только дополнением к основным доходам от крепостнического хозяйства. Несколько в ином положении оказалось среднее местное (а также столичное) чиновничество. В отправлении гражданской службы в местных органах, по свидетельству современников, принимало участие, как прежде, среднее дворянство, доходность имений которого была невысока и государственное жалование, для которых составляло значительную часть их бюджета. Наконец, государственное жалование стало в конце XVIII в. основным средством существования для чиновников (не имевших земельной собственности) и канцелярских служащих. 
Таким образом, абсолютистское государство смогло оформить и взять на службу армию и бюрократический аппарат в связи с тем, что эти две структуры были экономически привязаны к государству, и без него существовать не могли.

 

2. Политико-правовые принципы абсолютизма

XVIII век России в духовной  сфере — век секуляризации.  В это время возникает самостоятельная  светская культура, уже не имеющая  связи с церковным сознанием.  С другой стороны, в самом  церковном сознании в это время  происходит глубокий перелом.  Церковное сознание отрывается  от мечты о священной миссии  государства, уходит в более  напряженное искание церковной  правды. Тем не менее, официальная  доктрина абсолютизма включала  традиционное теологическое обоснование  царской власти. Власть монарха  рассматривалась как божественное  поручение, но основным способом  обоснования петровских реформ  были ссылки на общее благо. 
Раскрытие политико-правовых принципов абсолютизма в России предполагает анализ концепций абсолютистской власти. Так, одним из первых теоретиков абсолютизма в России был священнослужитель Феофан Прокопович (1681 – 1736 гг.). Впервые в истории русской политико-правовой мысли Прокопович обозначил проблему происхождения государства. То обстоятельство, что эта проблема решалась им со ссылками на Божий промысел, в значительной мере предопределялось необходимостью считаться с официальным обоснованием абсолютизма, содержащим богословские доводы, а также с официальным положением самого Прокоповича как одного из церковных патриархов. Права самодержца, по Прокоповичу, неограниченны и абсолютны. Он имеет право и должен регулировать все стороны жизни и быта, в т. ч. "всякие обряды гражданские и церковные, перемены обычаев, употребление платьев, домов, чины и церемонии в пированиях и погребениях и прочее и прочее". Подданные же "должны без прекословия и роптания все от самодержца повелеваемое творить". 
Во второй половине XVIII в. завершилось законодательное оформление крепостничества. Первые годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии. Становление этой идеологии проходило под сильным влиянием идей Просвещения Западной Европы, особенно Франции. 
Определенный вклад в развитие политических и правовых взглядов в этот период внесла сама Екатерина II. В 1767 г. была созвана комиссия для сочинения проекта нового Уложения, в котором были представлены все сословия, кроме крепостных крестьян. Екатерина II подготовила для этой комиссии обширный "Наказ", три четверти которого воспроизводили фразы, идеи и тексты западноевропейских просветителей, преимущественно Ш. Л. Монтескье и Ч.Беккариа. В "Наказе" содержался ряд демократических идей: равенство граждан, заключающееся в подчинении общим для всех законам, свобода как зависимость только от закона, ограничение государственной власти пределами ей положенными, власть законов и др. Однако всему задуманному не суждено было осуществиться, прежде всего, потому что для эпохи "просвещенного абсолютизма" характерно расхождение между словом и делом — попыткой воспринять на словах передовые для того времени идеи и стремлением укрепить феодально-крепостнические учреждения. 
Характерной чертой "просвещенного абсолютизма" стала возможность критики монархического формы правления. Н. М. Панин и Д. И. Фонвизин в своих проектах предлагали "ограничить самовластие твердыми аристократическими институциями", создать ограниченную — по образцу Швеции — монархию, реформировать Сенат или учредить при монархе императорский совет, установить в России "законы непреложные, законы фундаментальные, непременные государственные законы". 
Подводя итог данной части работы, следует сказать, что все-таки базовым принципом российского абсолютизма оставался принцип неограниченной власти монарха, который и получил свое практическое воплощение в законодательстве того времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература.

 

1.     История государства и права России: учебник; под ред. Ю.П. Титова. – М. : Норма. -  2004. 
 
2.     История отечественного государства и права. Часть 1: учебник; под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ. -  2004.

 

3.  Тихомиров, М.Н. Списки  и происхождение редакций Русской Правды. / М.Н.Тихомиров. // Вестник МГУ. – 1999.  
 
4. Юшков, С.В. Русская Правда: Происхождение, источники, ее значение. / С.В. Юшков. // Юридическая литература. – 2001.

 

5. Абсолютизм в России. – М., 1963.

6. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л., 1989.

7. Омельченко О.А. Становление абсолютной монархии в России. – М., 1986.

8. Реформы в России ХУ1-ХХ вв. Сб. статей. – М., 1992.

 


Информация о работе Преступление и наказание в «Русской Правде»