Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 16:01, реферат
История описывает развитие государств и народностей, обобщает и обрабатывает человеческий опыт. Нельзя понять настоящее развитие, не зная прошлого. Исторический опыт прошлого помогает решать проблемы современности. «История — наставница науки»,— говорили древние.
1. Введение
2. Особенности формирования капиталистических
отношений в России
3. Роль иностранного капитала
4. Финансы и банкиры
5. Сибирские мукомолы
6. Из истории Российских выставок
7. Развитие тяжелой промышленности и заводчики
8. Роль капитала в экономике России
9. Заключение
Используемая литература
Сибирь прежде всего Западная, представляла собой район, благоприятный для мукомольного производства. В начале XIX. пшеница занимала здесь 40% посевных площадей, в 1911-1913 гг. — 45%, 1916-1917 г.г. — 48%. Чистые остатки хлебов на душу населения (25 пуд.) были выше аналогичных показателей по России.
Предпринимательство в регионе в целом и в мукомольной отрасли, в частности, активизировалось и благодаря деятельности банковского капитала. На рубеже веков в Сибири образовалась достаточно разветвленная сеть отделений Государственного и частных банков (Русско-Китайского Русского для нынешней торговли, Сибирского торгового и проч.). Хлебная торговля и мукомольное дело оказались в числе приоритетных направлений кредитования. Солидные кредиты, нередко по 100 тыс. руб., позволяли владельцам старых мельниц расширять производство, а представителям новой категории промышленников - сооружать предприятия, в отличие от мельниц пореформенного периода размещавшиеся в городах и на железнодорожных станциях. Myкомолье превращалось в Сибири в городскую отрасль.
По данным управления Сибирской железной дороги, к 1910 г. вдоль магистрали располагалось 90 паровых мельниц. Особенно быстро мукомольная отрасль развивалась в Западной Сибири, в уездах Курганском, Омском, Томском, Барнаульском. Крупнейшими центрами производства муки стали города Курган, Омск, Новониколаевск, село Камень-на-Оби Барнаульского уезда.
После проведения железной дороги перестало быть редкостью и появления крестьянских паровых мельниц. И все же мучной рынок в еще большей мере, чем в пореформенный период, зависел от работы крупных предприятий. А концентрация производства в отрасли становилась довольно высокой. Так, промышленная перепись 1906 г. зарегистрировала в Сибири 68 паровых мельниц. (Разумеется, учет этот весьма неполон). Их сумма производства составила 12,3 млн. руб., При этом на долю мельниц с суммой производства в 0,5 млн. руб. и выше пришлось 70% стоимости выпущенной продукции. Число крупных предприятий особенно заметно увеличилось в период предвоенного экономического подъема.
По энерговооруженности
мукомольная промышленность в Сибири
оказалась одной из наиболее передовых.
В 1908 г. на ее долю пришлась треть паровых
двигателей всей обрабатывающей промышленности
региона, а в 1912 г. - 40%. На некоторых
мельницах применялась и
Из истории
Российских выставок
Год 1831-й. Шесть залов Большого Кремлевского Дворца были предоставлены для выставки промышленных товаров с высочайшего соизволения императора Николая I, Первую Московскую выставку отечественной промышленности, торгово-промышленные круги подготовили за две недели. Там было все: от станков, на которых производили гобелены и делали ковры, до изящных рисунков и скульптур художественно-промышленных и рисовальных школ и училищ. Николай I был настолько поражен, что дал обед в честь экспонентов. Каждый третий участник выставки получил награду «За состояние производства и за влияние на жизнь страны», а лучшие мастера — денежные вознаграждения. Предприниматели и ремесленники почувствовали, что они нужны государству.
Год 1836-й. Император утвердил государственный план проведения губернских выставок. К каждой такой выставке Министерство финансов Рос сии издавало подробные историко-статистические обзоры отечественной промышленности с целью отметить «успехи в той или другой области русского творчества и труда, облегчить ознакомление с представленными на выставку предметами, дать руководящую нить среди огромного количества и разнообразия экспонатов». По результатам выставок публиковались «списки экспонатов, удостоенных похвальных наград». Продукция наилучшего качества отмечалась наивысшей наградой — правом изображения Государственного герба на товарном знаке производителя, а образцы работ посту пали в Музей Департамента мануфактур. Это было самой большой гордостью для производителя. Помимо права изображения государственного герба России, выставки награждаются дипломами I, II, III. разряда, Золотой, Серебреной, Бронзовой медалями и почетными грамотами. Никто не оставался незамеченным. Гордость за свое дело не позволяла предпринимателям на следующую выставку привозить те же товары. Надо было удивить чем-то новым.
Год 1851-й. Россия впервые принимает участие в Международной промышленной выставке в Лондоне, девизом которой были слова: «Пусть все народы работают совместно над великим делом — совершенствованием человечества». После Лондона были всемирные выставки в Париже, Чикаго. Филадельфии. И отовсюду Россия привозила Гран-при Участие российских деловых людей во всемирных выставках и международных ярмарках, что принесло нашему отечеству заслуженную славу и всеобщее признание.
Год 1882-й. В Москве на Ходынском поле открылась одна из крупнейших отечественных художественно-промышленных выставок, о которой критик В. В. Стасов сказал: «Нынешняя всероссийская выставка — одна из самых блестящих, какие мне случалось видеть. Я даже думаю, что из всех русских выставок, какие только у нас до сих пор бывали, эта самая капитальная и самая великолепная выставка». Вся Россия — даже отдаленные провинции — представила образцы своих местных изделий
Предприниматели ревниво относились к оформлению своих экспонатов и целых павильонов. Среди частных сооружений выделялись богатством отделки павильоны купца Ланина и известного промышленника, фабриканта отечественного фарфора — Кузнецова.
Внимание публики привлекала витрина железоделательного завода П. А. Губонина и К°. К середине XIX века русские металлы, особенно русское железо, заслужили себе первенство своими отличными качествами, но выделка этого материала долго еще оставляла желать лучшего и значительно уступала выделке английского и шведского железа, так что много и много лет существовало в высшей степени ненормальное и невыгодное для России положение, в котором наше железо в грубом виде шло по дешевым ценам на иностранные заводы и возвращалось к нам обратно уже дорогим и снабженным английскими и другими клеймами. Убыточность такого хозяйства трудно определить — так она громадна, она выражалась даже не в миллионных, а в миллиардных цифрах. Но с конца 50-х годов прошлого века картина нашей горнозаводской промышленности стала меняться Россия приступила к постройке своей колоссальной сети железных дорог, акционерная компания обязана была обращаться к своим заводам и, открыв громадный спрос, усилив этим производительность, подвинула вперед и технику производства. Русские рельсы, русское листовое и штучное железо к последней чет верти прошлого столетия не только стало наравне с иностранным, но даже значительно перещеголяло это иностранное и быстро вытеснило его со своих рынков. Выделанное русское железо перешло пределы своего отечества, оно появилось не только на российских, но и на всех выставках, заслужило там пальму первенства, оно потребовалось там уже не как сырой грубый материал, как прежде, а уже обработанным, выкованным, готовым предметом железо-строительного дела.
Отдел изобразительного искусства, насчитывающий около 950 произведений, стал значительным событием в художественной жизни России. Здесь экспонировались произведения таких замечательных русских художников, как К. П. Брюллов, В. М Васнецов, В. В. Верещагин, И. Е. Репин и др.
Выставка стала поистине национальным праздником, местом синтетического взаимодействия искусств, и не только архитектуры, скульптуры, живописи, садово-паркового ландшафта, но и музыки, театра, балета Серию концертов дал симфонический оркестр под управлением А. Рубинштейна.
За 4 месяца работы выставки ее посетили более 1 миллиона человек
Год 1896-й. 26 мая в Нижнем Новгороде одновременно с Нижегородской ярмаркой состоялось торжественное открытие Всероссийской промышленной и художественной выставки — шестнадцатой по счету и крупнейшей в дореволюционной России. Идея устройства этой выставки принадлежала видному государственному деятелю министру финансов России С. Ю. Вит те. Финансирование осуществлялось из государственного бюджета. Расходы вдвое превысили смету и составили 8817234 рубля 67 копеек. Значительная часть денег ушла на сооружение выставочных павильонов в русском стиле разных эпох и местностей. Доходы от выставки не превысили 300000 рублей. Но благодаря выставке в Нижнем Новгороде были проложены новые мостовые, расширено водоснабжение, сооружены новый мост и новое здание Окружного суда, пущен первый в России трамвай, путь которого пролегал от железнодорожного вокзала к территории выставки. Проведение внутри российских ярмарок в Нижнем Новгороде, Архангельске, Тюмени, Ирбите и других городах стимулировало развитие внутреннего рынка и влияло на определение мировых цен на товары. Отечественные выставки на протяжении всей своей истории являлись барометром со стояния российской промышленности, важным фактором ее экономического развития, проводились при моральном, финансовом. организационного содействия государственных и финансово-промышленных структур.
Год 1916-й. В этом году должна была состояться Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве. Но в силу экономических и политических условий провести ее не удалось.
Развитие тяжелой промышленности и заводчики
Пути развития России были предметом долгих дискуссий между "западниками" и "почвенниками", выступавшими против индустриализации страны, за сохранение традиционного крестьянского уклада жизни. Наиболее резонный ответ прозвучал из уст Саввы Тимофеевича Морозова на Нижегородской ярмарке 1896 года: "У нас много заботятся о хлебе, но мало о железе, а государство надо строить на железных балках".
Эта мысль была высказана в конце XIX века, однако, еще в середине века российские предприниматели дали практический ответ, сосредоточив усилия на развитии металлургии и машиностроения. Хотя горно-металлургическая промышленность России была создана еще в XVIII веке усилиями таких предпринимателей, как Демидовы, Строгановы, Яковлевы, Баташевы и другие, но к началу XIX века позиции были во многом утеряны. Страна, которая прежде экспортировала в год до 3 млн. пудов железа в Англию, испытывала значительный недостаток черных и цветных металлов. Особенно потребности в них возросли с началом железнодорожного строительства в России.
Большой интерес
представляет яркая судьба Николая
Ивановича Путилова (1820-1880), инженера-предпринимателя.
Выходец из мелкопоместного дворянства,
он получил образование в Морском
корпусе, служил чиновником кораблестроительного
департамента. В период Крымской войны
отличился тем, что в короткий
срок обеспечил организацию
Уволенный в отставку Путилов занялся строительством железоделательных заводов в Финляндии. В 1864 году совместно с Обуховым начал строить металлургический завод на Неве (позже Обуховский).
В 1868 году им был куплен железоделательный завод в Петербурге, названный позже Путиловским (в советское время - Кировским), который стал его главным детищем. Завод, основанный еще в 1801 году, был казенным, нерентабельным и практически бездействовал. Получив заказ казны на производство 2 млн. 800 тыс. Пудов рельсов, Путилов энергично взялся за восстановление производства, проявил чудеса изобретательности. Так, главным его изобретением, давшим огромный эффект, стала технология производства рельсов со стальной головкой, продукция получилась качественная и обходилась заметно дешевле заграничной.
Производство быстро росло и расширялось, одним из первых в России Путилов взялся за производство сложных машин, паровозов, вагонов и других, для чего требовались квалифицированные мастеровые. Он открыл при заводе школу для детей и вечерние классы для взрослых, где преподавали геометрию, черчение, технологию, сумел наладить с рабочими особые, неформальные отношения, заботился о них, завоевав большой авторитет. По мышлению и кругозору Н.И.Путилов значительно опережал свое время.
Прокатное и машиностроительное производство развивались весьма успешно, принося Путилову большие прибыли и славу победителя. Так бы успешно налаженное дело катилось и дальше, тем более что заказов не убав лялось. Однако как истинного предпринимателя его это уже удовлетворить не могло, и он параллельно занялся осуществлением грандиозного проекта - сооружением Морского порта в Петербурге, так необходимого городу.
Задумав построить порт с морским каналом и железной дорогой, очертя голову он бросился в дело, не дождавшись даже правительственной гарантии, без которой поднять такое большое дело было, по сути, невозможно. Правительство не захотело взять на себя расходы, пришлось изыскивать средства на заводском производстве, задерживать зарплату рабочим, что создало напряжение, но не решило проблемы. Крупные финансисты предпочли смотреть со стороны, как разоряется удачливый во всех начинаниях Путилов.
Побывав на вершинах славы, он закончил жизненный путь, когда его дела были в расстройстве. Однако он создал огромное производство; завод, став акционерным обществом, продолжал быстро развиваться. Морской порт был позже достроен, а имя Путилова было заслуженно увековечено в названии одного из крупнейших в стране заводов.
В истории российского
предпринимательства XIX века особого
внимания заслуживает железнодорожное
строительство. Значение строительства
выходило за рамки технических и
экономических новаций, это был
определенный прорыв в цивилизованный
мир, о котором мечтали
Железнодорожное строительство требовало больших капиталов и на первых порах их можно было привлечь только из-за границы, а это требовало от правительства политики поощрения частной инициативы. Почти все строительство проводилось в порядке выдачи концессии предпринимателям, которым государственная казна гарантировала верный доход и еще давала субсидии.
В дореволюционной
истории железнодорожного строительства
можно выделить два этапа. Первый
подъем относится к концу шестидесятых
- началу семидесятых годов, потом
железнодорожная горячка пошла
на убыль. С начала 90-х годов наметилось
оживление, перешедшее в новую волну.
Именно на этот период приходится строительство
знаменитого Транссибирского