Предпосылки смутного времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 08:07, реферат

Описание работы

В данной контрольной работе я попытаюсь рассмотреть предпосылки и причины смуты, а также исследовать время, предшествующее правлению первых представителей династии Романовых. Смутное время – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI – начале XVII вв. Основными признаками смуты считают бесцарствие ( безвластие ), самозванство, гражданскую войну и интервенцию.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………...2
2. Предпосылки к началу смуты ………………………………2
3. Правление Бориса Годунова…………………………………3 -4
4. Воцарение Лжедмитрия I…………………………………….4 - 5
5. Заговор Шуйского…………………………………………….5 - 6
6. Лжедмитрий II. ……………………………………………….6 - 8
7. Семибоярщина………………………………………………...8 - 9
8. Народные ополчения………………………………………….9
9. Избрание царя…………………………………………………10
10.Заключение……………………………………………………10 - 13
11.Список использованной литературы………………………...14

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 39.67 Кб (Скачать)

     В 1608 году крымские татары впервые за долгое время перешли Оку и разорили центральные русские области. Польско - литовскими войсками были разгромлены Шуя и Кинешма, взята Тверь, войска литовского гетмана Яна Сапеги осаждали Троице - Сергиев монастырь, отряды пана Лисовского захватили Суздаль. Даже города, добровольно признавшие власть самозванца, беспощадно разграблялись отрядами интервентов. Поляки взымали налоги с земли и торговли, получали "кормления" в русских городах. Всё это вызвало к концу 1608 года широкое национально - освободительное движение. В декабре 1608 года от самозванца отложились Кинешма, Кострома, Галич, Тотьма, Вологда, Устюжна-Железнопольская, в поддержку восставших выступили Великий Устюг, Пермь, Вятка.  В январе 1609 года племянник Василия Шуйского князь Михаил Скопин - Шуйский, командовавший русскими ратниками из Тихвина и онежских погостов, отразил 4 - тысячный польский отряд Кернозицкого, наступавший на Новгород. В начале 1609 ополчение города Устюжна выбило поляков и черкасов ( запорожцев ) из окрестных сёл, а в феврале отбило все атаки польской конницы и наёмной немецкой пехоты. 17 февраля русские ополченцы проиграли полякам сражение под Суздалем. В конце февраля "вологодские и поморские мужики" освободили от интервентов Кострому. 3 марта ополчение северных и северо - русских городов взяло Романов, оттуда двинулось к Ярославлю и взяло его в начале апреля. Нижегородский воевода Алябьев 15 марта взял Муром, а 27 марта освободил Владимир. За год существования Тушинского лагеря в стране возникло две власти: правительство царя В. Шуйского в Москве и правительство Лжедмитрия II в Тушине, две Боярские думы, два патриарха ( Гермоген в Москве и Филарет в Тушине ). В феврале 1609 года правительство Шуйского заключило договор со Швецией, рассчитывая на помощь в войне с "Тушинским вором" и его польскими отрядами.  Польский король стремился превратить Россию в сферу интересов Польши и не хотел распространения шведского влияния в России. В 1609 г. Польша начала открытую интервенцию в Россию. Отдав шведам русскую крепость Корела, Василий Шуйский получил военную помощь, и русско - шведская армия освободила ряд городов на севере страны. Это дало польскому королю Сигизмунду III повод к интервенции: осенью 1609 польские войска осадили Смоленск, дошли до Троице - Сергиева монастыря. Поляки подошли к Тушинскому лагерю. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где был убит, покинувшие его тушинцы заключили в начале 1610 договор с Сигизмундом об избрании на русский престол его сына королевича Владислава.

     В июле 1610 года Шуйский был низложен боярами  и насильно пострижен в монахи. Власть временно перешла к "Семибоярщине", правительству, подписавшему в августе 1610 договор с Сигизмундом III об избрании Владислава царем при условии, что  тот примет православие. В Москву вступили польские войска.

     Третья  попытка преодолеть Смуту также  не удалась. Разрушение русского общества зашло слишком далеко. Остановить разрушение могли только кардинальные меры. Василий Шуйский, как и Борис  Годунов, не верил в свою богоизбранность  и на применение кардинальных мер  в обществе не пошёл. Шуйский вступил  на престол в результате закулисных интриг, "без воли всея земли", народное сознание отказалось признать его царем. 

Семибоярщина

     С 1610 по 1613 годы в России началось боярское правление - семибоярщина ( Мстиславский, Трубецкой, Голицын, Оболенский, Романов, Лыков, Шереметев ). Московское правительство  решило обратиться к польскому королю с просьбой: отпустить на русский  престол его сына - королевича Владислава. 20 - 21 сентября польские войска вступили в столицу, привели москвичей  к присяге верности Владиславу, а  потом разослали по всей стране ''известительные'' грамоты, требуя, чтобы королевичу присягала вся Русь. Сам же Владислав отказывался ехать в Москву, несмотря на то, что польский гарнизон находился в Кремле. Предательство государственных интересов России боярами превзошло все мыслимые пределы. Грабежи и насилия, совершаемые польско - литовскими отрядами в русских городах, а также межрелигиозные противоречия между католицизмом и православием вызвали неприятие польского господства - на северо - западе и на востоке ряд русских городов "сели в осаду" и отказывались присягать Владиславу. В Польшу было собрано посольство, чтобы обговорить условия избрания на престол Владислава. Главой посольства был назначен митрополит Филарет, в миру Фёдор Романов. В других городах и уездах не хотят поступать по примеру “семибоярщины”. Более того, их жители выступают против интервентов.

     Польская  оккупация Москвы затягивалась, Владислав  не принимал православия.

     Страна  переживала наивысший момент разрушения. Поляки хозяйничали в самой Москве, шведы, выйдя из роли "союзников", разоряли северо - западные русские  земли. Не прекращались народные выступления.17 марта 1611 года поляки, принявшие спор на рынке за начало восстания, устраивают резню в Москве, 7 тысяч москвичей  погибает только в Китай - городе. Правление  поляков и польских клевретов  в Москве возбуждало все большее  неудовольствие. У служилых людей, и  у "земских" людей вообще и у  тех казаков, у которых жило национальное сознание и религиозное чувство, был один враг, тот, который занимал  русскую столицу иноземными войсками и угрожал национальному русскому государству и православной русской  вере.

     Во  главе национально - религиозной  оппозиции в это время становится патриарх Гермоген. Он твердо заявляет, что если королевич не примет православия, а "литовские люди" не уйдут  из Русской земли, то Владислав нам  не государь. Гермоген, вступивший в  конфликт с польскими войсками, в  декабре 1610 - январе 1611 г.г. рассылает  грамоты с призывом к освобождению столицы и отказу от присяги, обращается к русским людям с прямыми  призывами к восстанию на защиту церкви и отечества. Впоследствии, когда  патриарх был подвергнут заключению в Чудове монастыре, его дело продолжали монастыри: Троице - Сергиев и Кирилло - Белозерский, рассылавшие по городам  свои грамоты с призывами к  соединению и "великому стоянию" против врагов за святую православную веру и за свое отечество. И, у Гермогена нашлись последователи, недовольные правлением как Владислава, так и боярами от его имени, а также лютованием польских интервентов. Для этого два раза собиралось  народное ополчение.   

Народные ополчения

     В начале 1611 года в Рязанской земле было создано первое ополчение , которое  возглавил дворянин Прокопий Ляпунов. В состав ополчения вошли жители Мурома, Костромы, Нижнего Новгорода, Ярославля, Вологды. Ополчение двинулось  на Москву, где весной 1611 года вспыхнуло  восстание. Интервенты по совету предателей - бояр подожгли город. Здесь в районе Сретенки был ранен князь Д. Пожарский, командовавший передовыми отрядами. Однако развить успех русские  войска не смогли. Руководители ополчения  высказались за возврат беглых крестьян к своим владельцам. В результате распри на военном совете восставших, противники Ляпунова зазвали его  в казачий "круг" и убили. Ополчение  рассеялось. В том же году крымские татары, не встречая отпора, разорили Рязанский  край, шведы захватили Новгород, а Смоленском после долгой осады  овладели поляки.

     В сложившихся  тяжелых обстоятельствах осенью 1611 г. посадский староста Нижнего  Новгорода Козьма ( в некоторых  исторических документах его называют Кузьмой ) Минин обратился с призывом к русскому народу о создании второго  ополчения. С помощью населения  других русских городов была создана  материальная база для борьбы с интервентами. Возглавил ополчение Козьма Минин, который пригласил для предводительства военными операциями князя Дмитрия  Пожарского. В феврале 1612 г. ополчение  двинулось к Ярославлю, чтобы  занять этот важный пункт, где скрещивалось много дорог. Ярославль был занят; ополчение простояло здесь четыре месяца, потому что надо было "строить" не только войско, но и "землю". Летом 1612 года со стороны Арбатских ворот  ополчение подошло к Москве и  вынудило польский гарнизон в Кремле капитулировать. Князь Пожарский  вступил в Москву с Казанской  иконой Божьей Матери и поклялся построить  храм в память этой победы. Но полностью  интервенция не была ликвидирована: поляки и казачьи отряды продолжали рыскать по стране. Они повсюду  сталкивались с народным сопротивлением, порой перераставшим в партизанскую войну. В жестокой и суровой борьбе русский народ отстоял свою независимость. В сентябре подмосковные воеводы  договорились, "по челобитью и  приговору всех чинов людей", чтобы  им вместе "Москвы доступать и  Российскому государству во всем добра хотеть безо всякой хитрости", и всякие дела делать заодно, а грамоты  от единого правительства писать отныне от имени обоих воевод: Трубецкого и Пожарского. Пожарский хотел  собрать "общий земский совет" для обсуждения того, "как нам  в нынешнее злое время безгосударными не быть и выбрать бы нам государя всею землёю".  

Избрание царя

      "Совет  всея земли" созвал  в Москву  представителей разных слоев  населения на Земский собор  (духовенство, боярство, дворянство, посадские люди, казачество, черносошное  крестьянство). Сравнительно легко  договорились о том, чтобы "литовского  и шведского короля и их  детей и иных некоторых государств  иноязычных нехристианской веры  Греческого закона на Владимирское  и Московское государство не  избирать, и Маринки и сына  ее на государство не хотеть". Решили избрать кого-нибудь из  своих, но тут начались разногласия,  споры, козни и смуты, ибо  среди "великородных" московских  бояр, бывших ранее союзниками  или поляков, или Тушинского  вора, не находилось достойного  и популярного кандидата.

     После долгих и безрезультатных споров, под сильным влиянием казаков  кандидатура Михаила Романова была специально обсуждена на ряде соборных совещаний и получила предварительное  одобрение 7 февраля 1613 г.  Выборные люди согласились на кандидатуре 16-летнего  Михаила Романова, сына томившегося  в польском плену тушинского патриарха  Филарета; но так как они не знали, как отнесется к этой кандидатуре  вся Земля, то было решено устроить нечто вроде плебисцита, - "послали  тайно, верных и богобоязненных людей  во всяких людех мысли их про государское  избрание проведывати, кого хотят государем  царем на Московское государство во всех городах. И во всех городах и уездах во всех людех та же мысль: что быти на Московском Государстве Государем Царем Михаилу Федоровичу Романову...". А по возвращении посланных Земский Собор 21 февраля 1613 г. единодушно избрал и торжественно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова. В избирательной грамоте было сказано, что его пожелали на царство "все православные хрестьяне всего Московского государства", а с другой стороны были указаны его родственные связи с прежней царской династией: новый царь - сын двоюродного брата царя Федора Ивановича, Федора Никитича Романова - Юрьева, а царю Федору Ивановичу - племянник. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение ее суверенитета, самостоятельности и самобытности. С избранием царя кончилась смута, так как теперь была власть, которую признавали все и на которую можно было бы опереться. Здоровый консерватизм первых Романовых давал возможность постепенно восстановить экономику и государственную власть. 2 мая 1613 г. Михаил прибыл в Москву, 11 июля венчался на царство. Вскоре ведущее место в управлении страной занял его отец - патриарх Филарет, который "всеми делами царскими и ратными владел". Власть восстановилась в форме самодержавной монархии. Руководители борьбы с интервентами получили скромные назначения. Д. М. Пожарский был направлен воеводой в Можайск, а К. Минин стал думным воеводой.

Заключение

     В 1598 г. бездетный царь Фёдор Иоаннович  умер. Наследников у Ивана Грозного больше не было. Династия Рюриковичей, правившая Русью с 862 г., прервалась. Возник династический кризис. После  этого в России последовали драматические  события, которые продолжались 15 лет  и получили название "Смута", "Смутное  время". Смутное время - обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско - шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. Смутное время -  глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI -  начале XVII веков. Династический кризис вызвал растерянность в народе, а в верхних слоях знати возбудил хищные амбиции и стремление к власти и привилегиям. Схватка за царский престол, начатая московским боярством, привела к разрушению государственного порядка, к общественной деморализации. Смута проявилась прежде всего в умах и душах людей. Страшный голод начала XVII века добил привычные моральные ценности, скреплявшие людей в единый коллектив.

     В работе были рассмотрены основные события  жизни россиян в период после  смерти Ивана Грозного. После смерти этого монарха Россия столкнулась  с проблемой кризиса царской  династии, т.к. после Ивана IV не осталось наследников. Земля - Божия, она не продается, а дается всем людям в пользование  от имени государства и олицетворяющего  это государство Самодержца. Земледелец кормит воина и чиновника, воин защищает чиновника и земледельца, чиновник "наблюдает землю" и помогает Государю управлять. В православном государстве сословия трудятся во имя  такого государства, которое является внешней стеной Церкви, способствуя  ее трудам по спасению народа Божиего  и, таким образом, работает не просто для какого-либо земного учреждения, а Бога ради. Пока на Московском престоле были государи старой привычной династии, прямые потомки Рюрика и Владимира  Святого, население в огромном большинстве  своем безропотно и беспрекословно подчинялось своим "природным  государям". Но когда династии прекратились, государственная земля стала "ничьей". Борьба за власть и за царский престол, начатая московским боярством, привела  впоследствии к полному крушению государственного порядка, к междоусобной "борьбе всех против" и к страшной деморализации, которая нашла особенно яркое выражение в тушинских "перелетах" и в тех диких и бессмысленных  зверствах и насилиях над мирным населением, которые совершали шайки "воровских людей". Смутное  время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением  жизни Московского государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны; в  описях сельских местностей упоминается  множество пустых деревень, из которых  крестьяне "сошли безвестно куды", или же были побиты "литовскими людьми" и "воровскими людьми". В социальном составе общества Смута произвела  дальнейшее ослабление силы и влияния  старого родовитого боярства, которое  в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами, "шалостью" и своим союзом с врагами государства. Смутное время - период фактического безвластия, хаоса и небывалых  общественных потрясений. Понятие "Смута" пришло в историографию из народного  лексикона, означая прежде всего  анархию и крайнюю неустроенность общественной жизни. Современники Смуты  оценивали ее как кару, постигшую  людей за их грехи,  разложение. Ряд  историков считает, что в центре событий была проблема законности верховной власти, другие исследователи сводят суть кризиса к политическому вмешательству Польши и интригам католической церкви.

Информация о работе Предпосылки смутного времени