Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:08, реферат
Уясните содержание следующих понятий: абсолютизм, бюрократия, империя, коллегия, корпоративность, магистрат, мануфактура, меркантилизм, модернизация, монополия, патриарх, протекционизм, рационализм, рекрутчина, реформы, Святейший Синод, Сенат.
Абсолютизм - форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу; неограниченная монархия.
Предпосылки петровских преобразований.
Сущность реформ Петра І.
Внешняя политика Петра І.
Значение и последствия реформ Петра І.
ТЕМА 3.
ПЁТР І. РОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ
Уясните содержание следующих
понятий: абсолютизм, бюрократия, империя,
коллегия, корпоративность, магистрат,
мануфактура, меркантилизм, модернизация,
монополия, патриарх, протекционизм, рационализм,
рекрутчина, реформы, Святейший Синод,
Сенат.
Абсолютизм
- форма правления, при которой верховная
власть принадлежит одному лицу; неограниченная
монархия.
Бюрократия
(букв. – господство канцелярии) - специфическая
форма социальных организаций в обществе
(полит., экон., идеологич. и др.) в которых
центры исполнительной власти практически
независимы от большинства их членов.
Империя
- монархическое государство, глава которого,
как правило, носил титул императора.
Коллегии
- в России в XVIII – нач. XIX вв. центральные
учреждения, ведавшие отдельными отраслями
государственного управления; учреждены
Петром I в 1717 – 1721гг. вместо приказов.
Корпоративный
- узкогрупповой; замкнутый в пределах
корпорации (союз, объединение лиц, организаций
на основе общности профессиональных
или сословных интересов).
Магистрат
- сословный орган городского управления
в России с 1720г.
Мануфактура
- предшествующая крупной машинной индустрии
форма производства и стадия всего исторического
развития, характеризующаяся разделением
труда при ручной ремесленной технике.
Меркантилизм
- экономическое учение и основанная на
нём политика европейских государств
XV – XVIII вв., направленная на накопление
капитала внутри страны для повышения
её благосостояния, осуществляемая путём
создания активного баланса во внешней
торговле.
Модернизация
- изменение, усовершенствование, отвечающее
современным требованиям, вкусам, направлениям.
Монополия
- исключительное (монопольное) право в
какой-либо сфере деятельности государства,
организации, фирмы.
Патриарх
- в православии высший духовный сан, глава
самостоятельной (автокефальной) церкви.
Избирается церковным собором.
Протекционизм
- экономическая политика государства,
направленная на ограждение национальной
экономики от иностранной конкуренции.
Реализуется посредством финансового
поощрения отечественной промышленности,
стимулирования экспорта, ограничения
импорта.
Рационализм
- философское направление, признающее
разум основой познания и поведения людей.
Рекрутская
повинность - способ комплектования
русской регулярной армии в XVIII – XIX вв.
Рекрутской повинности подлежали податные
сословия (крестьяне, мещане др.), которые
выставляли от своих общин определённое
число рекрутов.
Реформа
- преобразование, изменение, переустройство
какой-либо стороны общественной жизни,
не уничтожающее основ существующей социальной
структуры.
Святейший
Синод - высший орган по делам Православной
Церкви, заменивший упразднённое Петром
I патриаршее управление и существовавший
до 1917г., в настоящее время – совещательный
орган при патриархе.
Сенат
- в России 1711 - 1917гг. высший законодательный
и судебно-администра-тивный орган.
Хронология
Запомните
следующие даты:
1697 - 1698гг. - «Великое посольство» в Европу
1700 - 1721гг. - Северная война
1703г. - основание г. Санкт-Петербурга
1711г. - учреждение Сената
27 июня 1709 г. - сражение под Полтавой
1718г. – учреждение Тайной канцелярии
1721г.
- принятие Петром І титула императора
1)
Предпосылки петровских
преобразований.
Предпосылки петровских
реформ.
XVIII в. вошел
в историю как эпоха Нового времени. Она
означала цивилизационный сдвиг: разрушение
устоев традиционной европейской цивилизации
и утверждение новой. Этот сдвиг получил
название модернизации. Россия тоже встала
на путь модернизации. Начало этому процессу
положили реформы Петра I, охватившие многие
сферы жизни общества. Предпосылки проведения
петровских реформ:
- активизация
внешней политики и
- интенсивное
развитие внутренней и внешней
торговли, связанное с дальнейшим
осуществлением реформы "
- реформирование
и совершенствование
- переход от
ремесленно-цехового
- тенденция к абсолютизации
верховной власти (ликвидация деятельности
Земских соборов как сословно-представительных
органов), включение в царский титул слова
"самодержец";
- оформление
общегосударственного
- реорганизация
и совершенствование
- размежевание
общества под влиянием
Несмотря на
обозначившуюся тенденцию европеизации
России в XVII в., в целом она значительно
отстовала от уровня развития западноевропейских
государств. Стране нужна была сильная
личность, которая обладала бы не только
верховной властью, но и пониманием необходимости
перемен, смелостью и решительностью,
умом, энергией и талантом преобразователя.
Такой деятель появился на исторической
арене в лице Петра I.
Всю государственную
деятельность Петра I условно можно
разделить на два периода: с 1695 по 1715, и
с 1715 по 1725 гг.
Важной особенностью
преобразовательной деятельности первого
периода является ее обусловленность
прежде всего задачами внутреннего
переустройства, вызванными нуждами
ведения Северной войны. Реформы
проводились в основном насильственными
методами и сопровождались активным вмешательством
государства в экономику (регулирование
торговли, промышленности, налогово-финансовой
и трудовой деятельности). Многие реформы
носили непродуманный, поспешный характер,
что было вызвано как неудачами в войне,
так и отсутствием кадров, опыта, давлением
старого консервативного аппарата власти.
Во второй период,
когда военные действия уже были
перенесены на территорию противника,
преобразования стали более планомерными.
Шло дальнейшее совершенствование
аппарата власти, мануфактуры уже не только
обслуживали военные нужды, но и производили
потребительские товары для населения,
государственной регулирование экономики
несколько ослабло, торговцам и предпринимателям
предоставлялась определенная свобода
действий.
Что же касается
темпов преобразований, то они зависили
от срочности решения той или
иной задачи, стоящей перед государством.
Реформы нередко носили случайный,
незапланированный характер и проводились
под воздействием обстоятельств. При
этом одни преобразования часто вызывали
необходимость других, ибо коренная ломка
в одной области, как правило, требовала
немедленного переустройства в другой
или создания новых структур и учреждений.
2.Сущность
реформ Петра І.
В
вопросе оценки сущности
петровских реформ мнения
ученых расходятся.
В основе понимания
этой проблемы лежат
либо воззрения, основанные
на марксистских взглядах,
то есть считающие, что
политика государственной
власти основана и обусловлена
социально-экономической
системой, либо позиция,
согласно которой реформы -
это выражение единоличной
воли монарха. Эта точка
зрения типична для
«государственной»
исторической школы
в дореволюционной России.
Первый из этого множества
взглядов - мнение о
личном стремлении монарха
европеизировать Россию.
Историки, придерживающиеся
этой точки зрения, считают
именно «европеизацию»
главной целью Петра.
По мнению Соловьева
встреча с европейской
цивилизацией была естественным
и неизбежным событием
на пути развития русского
народа. Но Соловьев
рассматривает европеизацию
не как самоцель, а как
средство, прежде всего
стимулирующее экономическое
развитие страны. Теория
европеизации не встретила,
естественно, одобрения
у историков, стремящихся
подчеркнуть преемственность
эпохи Петра по отношению
к предшествовавшему
периоду. Важное место
в спорах о сущности
реформ занимает гипотеза
о приоритете внешнеполитических
целей над внутренними.
Гипотеза эта была выдвинута
впервые Милюковым и
Ключевским. Убежденность
в ее непогрешимости
привела Ключевского
к выводу, что реформы
имеют различную степень
важности: он считал
военную реформу начальным
этапом преобразовательной
деятельности Петра,
а реорганизацию финансовой
системы - конечной его
целью. Остальные же
реформы являлись либо
следствием преобразований
в военном деле, либо
предпосылками для достижения
упомянутой конечной
цели. Самостоятельное
значение Ключевский
придавал лишь экономической
политике. Последняя
точка зрения на эту
проблему - «идеалистическая».
Наиболее ярко она сформулирована
Богословским - реформы
он характеризует как
практическую реализацию
воспринятых монархом
принципов государственности.
Но тут возникает вопрос
о «принципах государственности»
в понимании царя. Богословский
считает, что идеалом
Петра Первого было
абсолютистское государство,
так называемое «регулярное
государство», которое
своим всеобъемлющим
бдительным попечением (полицейской
деятельностью) стремилось
регулировать все стороны
общественной и частной
жизни в соответствии
с принципами разума
и на пользу «общего
блага». Богословский
особенно выделяет идеологический
аспект европеизации.
Он, как и Соловьев, видит
во введении принципа
разумности, рационализма
радикальный разрыв
с прошлым. Его понимание
реформаторской деятельности
Петра, которое можно
назвать «просвещенный
абсолютизм», нашло
множество приверженцев
среди западных историков,
которые склонны подчеркивать,
что Петр не являлся
выдающимся теоретиком,
и что преобразователь
во время своего зарубежного
путешествия принимал
во внимание, прежде
всего практические
результаты современной
ему политической науки.
Некоторые из приверженцев
этой точки зрения утверждают,
что петровская государственная
практика отнюдь не
была типичной для своего
времени, как это доказывает
Богословский. В России
при Петре Великом попытки
воплотить в жизнь политические
идеи эпохи были гораздо
более последовательными
и далекоидущими, чем
на Западе. По мнению
таких историков русский
абсолютизм во всем,
что касается его роли
и воздействия на жизнь
русского общества занимал
совершенно иную позицию,
чем абсолютизм большинства
стран Европы. В то время,
как в Европе правительственную
и административную
структуру государства
определял общественный
строй, в России имел
место обратный случай -
здесь государство и
проводимая им политика
формировали социальную
структуру.
3.Внешняя
политика Петра
Начало экспансии
России. 1690—1699
Петр I начал знакомиться с проблемами внешней политики России не позднее декабря 1687 г., когда по свидетельству шведского резидента в Москве Христофора фон Кохена глава Посольского приказа В.В. Голицын начал докладывать Петру I о важнейших делах. С июня 1690 г. почтмейстер А.А. Виниус составлял для Петра I краткие выписки из курантов (обзоров иностранной прессы). С этого времени царь стал регулярно следить за изменениями политической ситуации в Европе и средиземноморском регионе, где государства Священной лиги вели войну с Османской империей. Однако личное влияние Петра I стало заметно в российской внешней политике только после смерти в 1694 г. его матери Н.К. Нарышкиной.
Азовские походы. 1695—1696
Основная статья:
Азовские походы Петра I
К моменту свержения
царевны Софьи Россия вела войну
с Османской империей. Правительство
Нарышкиных пришло к власти на волне
критики Крымских походов В.В. Голицына,
и не заключив мира фактически прекратило
боевые действия. Продолжение этой войны
стало приоритетом деятельности Петра
в первые годы единовластия. Одним из ближайших
к границам России опорных военных пунктов
Османской империи была крепость Азов,
расположенная при впадении реки Дон в
Азовское море. Первый Азовский поход,
начавшийся весной 1695 года, окончился
неудачно в сентябре того же года из-за
отсутствия флота и неготовности русской
армии действовать в отдалении от баз
снабжения. Однако уже зимой 1695—96 года
началась подготовка к новому походу.
В Воронеже развернулось строительство
гребной русской флотилии. За короткое
время была построена флотилия из разных
судов во главе с 36-пушечным кораблем «Апостол
Пётр». В мае 1696 года 40-тысячная русская
армия под командованием генералиссимуса
Шеина вновь осадила Азов, только на этот
раз русская флотилия блокировала крепость
с моря. Пётр I принимал участие в осаде
в звании капитана на галере. Не дожидаясь
штурма, 19 июля 1696 крепость сдалась. Так
был открыт первый выход России в южные
моря.
Результатом Азовских
походов стал захват крепости Азов, начало
строительства порта Таганрог, возможность
нападения на полуостров Крым с моря, что
значительно обезопасило южные границы
России. Однако получить выход к Чёрному
морю через Керченский пролив Петру не
удалось: он остался под контролем Османской
империи. Сил для войны с Турцией, как и
полноценного морского флота у России,
пока не было.