Предпосылки отмены крепостного права в России, подготовка реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:58, реферат

Описание работы

В России крепостное право просуществовало гораздо дольше, чем в остальных европейских странах и приняло такие жестокие формы, что почти не отличалось от рабства. В XIX веке остро встала необходимость отказа от крепостничества.
Предпосылки, которые, в конечном счете, привели к отмене крепостного права в России, складывались достаточно долго.
Во-первых, углублялись социально-экономические процессы разложения крепостничества. Исследования российских историков и экономистов доказали, что возможности крепостного хозяйства как экономической системы уже на исходе первой четверти XIX века были исчерпаны.Крепостная система тормозила развитие промышленности и торговли, крестьянского предпринимательства.

Содержание

Введение
1. Предпосылки отмены крепостного права в России, подготовка реформы
2. Суть крестьянской реформы 1861 года
3. Последствия отмены крепостного права
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Крепостное право.docx

— 36.55 Кб (Скачать)


 

 

 

Содержание:

Введение

1. Предпосылки отмены крепостного права в России, подготовка реформы

2. Суть крестьянской реформы 1861 года

3. Последствия отмены крепостного права

Заключение

Список использованной литературы

 

 

  1. Предпосылки отмены крепостного права в России, подготовка реформы

 

В России крепостное право просуществовало  гораздо дольше, чем в остальных  европейских странах и приняло  такие жестокие формы, что почти  не отличалось от рабства. В XIX веке остро встала необходимость отказа от крепостничества.

Предпосылки, которые, в конечном счете, привели к отмене крепостного права в России, складывались достаточно долго.

Во-первых, углублялись социально-экономические процессы разложения крепостничества. Исследования российских историков и экономистов доказали, что возможности крепостного хозяйства как экономической системы уже на исходе первой четверти XIX века были исчерпаны.Крепостная система тормозила развитие промышленности и торговли, крестьянского предпринимательства.

В упадок приходило помещичье хозяйство, основой которого являлся труд подневольных крестьян. Возникла кризисная ситуация, выразившаяся в прогрессирующем падении производительности труда крепостных. В первую очередь это отразилось на барщинных имениях (к середине XIX в. в них находилось 71% крепостных крестьян).

Рост задолженности помещиков кредитным учреждениям и частным лицам также можно назвать показателем упадка помещичьих хозяйств. «Крепостные души» всё чаще закладывались и перезакладывались.

Второй  предпосылкой отмены крепостного права  считается социальный фактор. Крестьянские бунты в XIX веке приобрели массовый характер. Крестьянские протесты уже не ограничивались локальными, разрозненными бунтами и выливались в массовые движения, охватывавшие одновременно сотни тысяч крестьян десятков губерний.

Главной причиной экономической и военно-технической  отсталости страны посчитали крепостное право. К этому выводу привело  поражение России в Крымской войне. Поражение в Крымской войне показало не только несостоятельность внешнеполитического курса, но и поставило самодержавие перед выбором: либо империи как европейской державе сойти со сцены, либо в спешном порядке догонять соперников. Нужно было восстановить реноме России в общеевропейском общественном мнении.

18 февраля  1855 года умер Николай I. На следующий день, на российский престол вступил его старший сын – Александр II (1818-1881).

Перед новым  императором встала задача проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ, в первую очередь, крестьянской.

Впервые о необходимости отмены крепостного  права Александром II официально было заявлено 30 марта 1856 года перед представителями московского дворянства. Александр не хотел давать свободу крестьянам, но при этом осознавал опасность дальнейшего сохранения крепостного права, поэтому во многих источниках цитируется его изречение «Лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Большинство представителей дворянства было против каких-либо реформ, но, надо отдать должное Александру II, он настоял на своём.

Вскоре  после этого в высших правительственных  сферах началась подготовка крестьянской реформы. Появилось большое количество проектов и предложений об отмене крепостного права. В основном, проекты царю представляли помещики, хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения. Самыми известными среди них являются проекты тверского губернского предводителя дворянства А.М. Унковского, крупного полтавского помещика М.П. Позена, помещика Самарской губернии Ю.Ф. Самарина.

Всего в период с 1856 по 1859 гг. были представлены сотни различных проектов, разнящихся по условиям освобождения крестьян, что определялось в значительной мере различием хозяйственных интересов помещиков в зависимости от конкретных местных условий. Несмотря на различия, в проектах можно выделить общие черты, объединяющие их:

  1. стремление сохранить помещичье землевладение, власть помещиков и самодержавную монархию;
  2. желание создать условия для предпринимательской перестройки помещичьего хозяйства;
  3. предотвратить крестьянское восстание.

3 января 1857 года был образован Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян» под председательством князя А.Ф. Орлова. Комитет был составлен в основном из приверженцев крепостнического строя, поэтому действовал крайне нерешительно. Но нараставшая социальная напряженность в стране заставила Александра II принять более действенные меры.

В конце августа 1859 года проект "Положений о крестьянах" Редакционными комиссиями был в основном подготовлен. В октябре 1860 года Редакционные комиссии завершили свою работу, и передали проект в Главный комитет, где он обсуждался до 14 января 1861 года. Здесь проект подвергся новым изменениям в пользу помещиков: прежде всего снова были понижены нормы крестьянских наделов в некоторых местностях, увеличен оброк в местностях, «имеющих особые промышленные выгоды».

28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета. Члены Государственного совета внесли дополнение к проекту в пользу помещиков – пункт о праве помещиков предоставлять крестьянам по соглашению с ними сразу в собственность бесплатно ("в дар") четверть надела. Тем самым помещикам давалась возможность сохранить в своих руках максимум земельных угодий, а также это было рассчитано на обеспечение его дешёвой рабочей силой.

16 февраля  1861 года в Государственном совете обсуждение проекта «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» было завершено.

 

 

  1. Суть крестьянской реформы 1861 года

 

19 февраля  1861 года Александр II утвердил Положения об отмене крепостного права и издал в связи с этим Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Кроме Манифеста, были изданы Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; Положение об устройстве дворовых людей; Положение о выкупе; Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях; четыре местных положения о поземельном устройстве крестьян в различных губерниях России; Правила о порядке приведения в действия Положений о крестьянах.1 (в общей сложности 17 законодательных актов).

По Манифесту  крестьяне сразу получали личную свободу, но полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и «Положений». В течение ещё двух лет крестьяне (до 19 февраля 1863 г. — такой срок устанавливался для введения в действие «Положений») обязаны были отбывать хотя и несколько измененные, но, по сути дела, те же самые повинности, что и при крепостном праве. В интересах исправного платежа повинностей крестьяне наделялись землей в личное пользование. Эта сделка происходила при согласии на неё крестьянина и землевладельца. При отсутствии такого согласия наделение землёй осуществлялось на основе местных положений. Дворовые люди освобождались без выкупа и без земли.

Пользуясь помещичьей землей на условиях постоянного  владения, крестьяне платили помещику оброк и несли барщину. Право собственности на землю сохранялось за помещиком. Усадьбы могли быть выкуплены крестьянином, полевые угодья выкупались только по согласию с помещиком и всей общиной. Выкупной договор между помещиками и крестьянами утверждался мировым посредником (назначался Сенатом из местных дворян-помещиков). До момента выкупа усадебной земли крестьяне не имели права отказываться от полевого надела. Выкупив землю, крестьянин уже не был временно обязанным. Помещик утрачивал вотчинный надзор, а крестьянин переходил в разряд крестьян-собственников. Субъектом собственности в большинстве регионов становилась община, в некоторых районах – крестьянский двор (в этом случае крестьяне получали право наследственного распоряжения землёй). В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы, т.е. выкупная цена земли оказалась в 1,5 раза выше рыночной. При выкупе крестьянин пользовался казённой ссудой. Ссуду бывшие крепостные получали от государства. В случае, когда крестьянин выкупал полный надел и сделка совершалась по обоюдному согласию с помещиком, государство выплачивало 75-80 % капитальной суммы, а оставшиеся 20-25 % крестьяне компенсировали либо деньгами, либо отработками. Выкупную сумму государство ежегодно взыскивало с крестьян в виде «выкупных платежей» в размере 6% от ссуды. Срок выплаты выкупных платежей был установлен в 49 лет. За своевременностью этих выплат следили полицейский и фискальный аппараты правительства. С целью кредитования реформы были образованы Крестьянский и Дворянский банки.

В течение  первых девяти лет после принятия Общего положения крестьянам было запрещено  продавать или закладывать свои земельные наделы.

Временно обязанное состояние могло быть прекращено по истечении девятилетнего срока с момента выпуска Манифеста, когда крестьянин отказывался от надела. Для остальной массы крестьян это положение потеряло силу лишь в 1883 году с изданием закона об обязательном переводе крестьянина выкуп и о прекращении временно обязанного состояния, когда все они были переведены в состояние собственников.

Крестьяне получали право заниматься торговлей, открывать предприятия, вступать в гильдии, обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий, поступать на службу, отлучаться с места жительства.

В 1863 и 1866 гг. положения реформы были распространены на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне были освобождены с несколько большим наделом, чем надел помещичьих крестьян, но и у них отрезали часть земли. На выкуп удельные крестьяне были переведены сразу. Государственные крестьяне также были освобождены от крепостной зависимости с земельным наделом. Им, как правило, сохранялся тот земельный надел, которым они пользовались ранее.

В период «временнообязанности» крестьяне оставались обособленным в правовом отношении сословием. Крестьянская община связывала своих членов круговой порукой. Выход из общины был нелёгким. «Положение о выкупе» допускало выход крестьянина из общины, по которому необходимо было уплатить за год вперед оброк помещику, казенные, мирские и прочие сборы, погасить недоимки и т. д. Поэтому выход из общины, связанный с большими материальными расходами, могли осуществить лишь зажиточные крестьяне, а для остальных он был практически невозможен. Община могла принять решение об обязательном выкупе земли.

Сход  разрешал семейные разделы земли. Сельские общества осуществляли разверстку крестьянских наделов между крестьянскими  дворами, соответственно размерам этих наделов развёрстывались подати. Сход облагал членов общины другими, местными сборами и налогами. Несколько сельских обществ должны были объединяться в административно-полицейскую единицу — волость. Волостной сход большинством решал вопросы о замене общинного землепользования участковым, о разделе земли на постоянно наследуемые участки, о переделах, об удалении из общины ее членов. В период временно обязанного существования староста являлся фактическим помощником помещика и мог налагать на виновных штрафы или подвергать их аресту. Волостной суд избирался на год и решал незначительные имущественные споры или рассматривал незначительные проступки. К недоимщикам применялись такие меры, как:

  • отобрание доходов с недвижимости;
  • отдача в работу или опеку;
  • принудительная продажа движимого и недвижимого имущества должника;
  • отобрание части или всего надела.

 

  1. Последствия отмены крепостного права

 

Реформа 1861 года «ударила одним концом по барину, другим по мужику».2 В основном реформа имела негативные последствия, как для помещиков, так и для крестьян. Основную свою цель (ликвидацию прежней системы общественно-экономических отношений) реформа не выполнила. В деревнях сохранились феодально-крепостнические пережитки, крестьянство испытывало на себе давление гнёта помещичьего и растущей буржуазии и кулачества, что тормозило развитие капитализма в России.

Реформа не оправдала надежд крестьян на полное освобождение от крепостничества. Их наделы уменьшились по сравнению с дореформенными. В сравнении со старым оброком возросли платежи. Община фактически потеряла свои права на пользование лесами, лугами и водоемами; крестьяне оставались обособленным сословием. Крестьянство по-прежнему рассматривалось как особое сословие, существующее в особом правовом режиме, не подпадающее под действия общих правовых установлений.  Говорили об особом «крестьянском праве».

Помещики тоже понесли потери. Крестьянская реформа ущемляла их экономические интересы:

  • личное освобождение крестьян ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию дарового крестьянского труда;
  • реформа заставила помещиков отдать крестьянам в собственность их надельную землю.

Несмотря  на свою непоследовательность и противоречивость, крестьянская реформа в конечном счёте явилась важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Крестьянская реформа имела огромное значение для развития капитализма в России. Говоря о положительных последствиях реформы, можно отметить следующие:

    1. Освобождение крестьян дало толчок интенсивному росту рынка рабочей силы.
    2. Предоставление крестьянам имущественных и гражданских прав благоприятствовало развитию сельскохозяйственного и промышленного предпринимательства. В результате ликвидации сословного права дворян на землю, земля стала продаваться.
    3. Реформа 1861 года спасла помещиков от финансового краха: государство погасило эти долги за счет вычета из выкупных платежей крестьян.
    4. Благодаря отмене крепостного права, все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Ее введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству – такому государству, которым управляют граждане в соответствии с законом и каждый гражданин имеет в нем надежную защиту.
    5. В России начали строиться новые фабрики и заводы, что являлось признаком технического прогресса.

Информация о работе Предпосылки отмены крепостного права в России, подготовка реформы